Алёшкин Александр Евгеньевич директор моу школы №1, менеджер вышей категории, «Почётный работник общего образования рф»
Изучение и внедрение в образовательный процесс
перспективных образовательных технологий

Следует отметить то, что
обязательный минимум (10% учебного времени) применения современных образовательных технологий закреплён в должностных инструкциях учителя;
хотя и вырос процент использования информационных технологий в деятельности педагогов (на уроках и во внеклассной работе) с 56% до 68%.
Школа является одним из важнейших социальных институтов, в котором осуществляются процессы образования и воспитания подрастающего поколения.
Создание благоприятных условий для реализации образовательных возможностей и потребности в профессиональном самоопределении каждого школьника является важнейшим направлением работы нашей школы. Формирование готовности к профессиональному самоопределению осуществляется через ведение предметов «Основы жизненного самоопределения» (3-4 классы), интегрированного курса «Обществознание. ОЖС» (5-9 классы), индивидуальное консультирование с психологом по данному вопросу – с целью развития интереса к проблеме выбора профессии. В 9 классах осуществляется предпрофильная подготовка, целью которой является подготовка учащихся к предварительному самоопределению, ответственному выбору своего дальнейшего профессионального пути. Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание нескольких направлений работы:
информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, в результате чего школьники получают опыт работы с информацией и планированием своего образовательного будущего;
на курсах по выбору учащиеся осуществляют «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности, в результате чего дети получают опыт освоения определённой профессии и опыт осуществления ответственного выбора. На данном этапе осуществлялось сотрудничество с 9 профессиональными учреждениями начального, среднего, высшего образования;
психолого-педагогическое сопровождение школьников по данному направлению включает консультирование и исследование освоения предпрофильных курсов, в результате которого учащиеся принимают принципиальное решение о своём дальнейшем образовании или трудовой деятельности;
работа над проектом «Мой выбор», где ребята рассказывают о своих исследованиях в выбранной ими профессии.
Вечерняя школа в рамках профессионального направления деятельности сотрудничает с учреждениями начального и среднего специального образования: Межшкольный учебный комбинат, Профессиональное училище № 45, ТТСТиП, ТСТП
По данному направлению деятельности школа достигла хороших результатов:
ежегодно учащиеся 9-х классов на курсах по выбору посещают учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования;
регулярно учащиеся школы становятся победителями в городском исследовательском проекте «Мой выбор» (2004, 2005, 2006, 2008 года);
учащиеся, обучаясь в вечерней школе, параллельно получают начальное и среднее специальное образование в профессиональных учреждениях;
успешное поступление выпускников школы в начальные, средние и высшие профессиональные учреждения.
Основное предназначение воспитательной системы школы – реализация социального образовательного заказа по подготовке функционально грамотной, трудоспособной и духовно-нравственной личности с определенными гражданскими и патриотическими позициями.
На протяжении многих лет в нашей школе активно работают творческие объединения, кружки и спортивно-оздоровительные секции, которые направлены на развитие чувства прекрасного, сохранение здоровья детей и участники которых являлись неоднократными победителями районных и городских конкурсов и соревнований.
(данную информацию можно найти на сайте образовательного учреждения).
Количество учащихся школы, занятых в объединениях дополнительного образования (в том числе в здании ОУ) растёт последние 3 года.
-
Занятость учащихся в системе дополнительного образования
2007-2008
2008-2009
2009-2010
чел.
доля,%
чел.
доля,%
чел.
доля,%
Всего учащихся
751
100
723
100
691
100
Всего получают дополнительное образование
572
76
914
126
895
130
Из них, на базе МОУ
407
71
706
77
703
78,5
Всего занято в МОУ ДОД ( считать 1 ученика 1 раз)
359
48,7
538
75
563
81,5
Из них, занимается более, чем в 1 кружке
213
59
376
70
282
50
Н

музыкальные школы,
спортивные секции,
танцевальные объединения,
кружки изобразительного искусства,
школы моделей,
молодёжные центры,
журналистика.
Практически каждый ребёнок смог найти занятие в соответствии с желаниями, интересами, способностями, не останавливаясь на одном и пробуя себя в различных областях деятельности.
Занятость учащихся в кружках, секциях, объединениях на базе МОУ школы №1 | ||||||
| | | | | | |
Направленность программы дополнительного образования | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |||
кол-во программ | кол-во учащихся | кол-во программ | кол-во учащихся | кол-во программ | кол-во учащихся | |
Спортивно - техническая | 1 | 55 | 1 | 64 | 1 | 52 |
Физкультурно - спортивная | 3 | 75 | 4 | 122 | 4 | 126 |
Эколого - биологическая | | | | | 1 | 16 |
Художественно - эстетическая | 5 | 317 | 2 | 84 | 4 | 89 |
Культурологическая | | | 2 | 188 | 5 | 172 |
Естественно - научная | | | 2 | 88 | 3 | 53 |
Социально - педагогическая | | | 5 | 136 | 5 | 146 |
Военно - патриотическая | | | 1 | 24 | 1 | 12 |
Историко - краеведческая | | | | | 1 | 37 |
ВСЕГО | 9 | 447 | 17 | 706 | 25 | 703 |
Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов школы организована таким образом, что в течение года проходят ряд ярких, ставших традиционными, общих дел.
Это позволяет создать в школе периоды повышенной творческой активности; задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия; организовать действенную помощь классному руководителю; привлечь родителей, сформировать коллективные ценности. Такие общие дела становятся яркими эмоциональными событиями, надолго оставляют след в душах ребят.
За годы существования школы сформировались школьные традиции, которыми сегодня гордятся и ученики, и выпускники:
День здоровья - все учащиеся, учителя и многие родители выходят в лес, где и проходят массовые спортивные соревнования.
Осенний бал и Новогодний переполох - это и веселые капустники, конкурсы красоты и школьные дискотеки для всех учащихся.
Фестиваль детского и юношеского творчества «Осенний марафон», который состоит из разнообразных творческих конкурсов и завершается большим гала-концертом с награждением победителей.
Вечер встречи выпускников - проводится в школе ежегодно в первую субботу февраля.
Интеллектуальный «Карнавал знаний», который включает в себя и научно – практическую конференцию учащихся с 1-11 классов, ряд интеллектуальных игр и конкурсов.
«Предметный марафон» - интегрированное длительное мероприятие, заменившее предметные недели.
Научно-практическая конференция - проходит в школе третий год. Этим мероприятием заканчивается учебный год, подводятся итоги исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
«Уроки мужества» - ежегодно 13 февраля в день гибели героя России В.Носова и его экипажа учащиеся, педагоги и родители чтят память погибших летчиков, проходят встречи с оставшимися в живых ветеранами Великой Отечественной войны, детьми войны, участниками Афганской войны и Чеченских событий.
Городской митинг, посвященный Великой Победе – ежегодно в первую декаду мая на территории образовательного учреждения у школьного мемориала проводятся чествования ветеранов ВОВ.
Традиции – это то, чем сильна любая школа, то, что делает ее неповторимой, особенной, родной для детей и педагогов.
Хранителем исторической памяти, звеном связывающим многие поколения выпускников и педагогов школы с нами, является Музей истории школы.
Школьный Музей, занесенный в областной реестр, обладает не только мощным воспитательным потенциалом для школы, но и имеет общегородское значение, которое еще предстоит оценить.
На территории школы расположен мемориальный комплекс, состоящий из стелы с самолетом МИГ и мемориалом с именами погибших учителей и выпускников.
Проведение реконструкции с размещением дополнительных элементов позволит обеспечить не только целостное восприятие комплекса, но и представить его как продолжение экспозиции музея, переносящееся из замкнутых стен в мир.
5 мая 2010 года в рамках городских мероприятий, посвящённых 65-летию Великой Победы, на территории МОУ школы №1 был открыт памятный знак «Последний звонок» и заложена Аллея выпускников.
Сегодня Музей истории школы приобретает роль не только носителя исторической памяти, объекта общегородского значения и активного средства воспитательной работы, но роль исследовательской и экспериментальной площадки, проектирующей новые форматы жизнедеятельности, направленные на изменение школьной среды.
Для функционирования воспитательной системы в школе созданы и эффективно работают Детские Организации
1-2 классы – Волгарята ( дата создания 2009г.)
3-4 классы - Пионеры (дата создания 2008г.)
5-10 классы – Память (дата создания 1977г)
8-10 классы – Актив (дата создания 2008г.)
9-11 классы - Совет старшеклассников (дата создания 2003г.)
На I ступени доминирует познавательная и игровая деятельность, осуществляемая по определенному плану в рамках программы дополнительного образования и городского плана работы данного направления.
На II ступени приоритет отдается коллективной творческой деятельности, и социальному проектированию, что позволяет одновременно решать задачи сплочения коллектива и развития индивидуальности школьника, лидерских качеств личности.
На III ступени главной задачей воспитания является социализация личности, что и определяет выбор методов и форм деятельности.
Высшим органом управления является Совет обучающихся, куда входят представители классов - отрядов, они образуют сектора и осуществляют работу по направлениям, предусмотренным положением о Совете обучающихся.
Существующая в нашей школе структура образовательного процесса, в которой сочетается общее и дополнительное образование, позволяет обеспечить единое образовательное пространство, в основе которого лежат образовательные стандарты и образовательные потребности учащихся и родителей.
Педагогический коллектив определяет одним из своих основных направлений создать в школе такие условия, в которых всем детям комфортно и интересно учиться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, практически всем предоставлена возможность проявить свои способности, таланты при условии сохранения их здоровья.
Результаты ежегодных медосмотров учащихся, показывают, что большинство из них имеют отклонения от нормы в показателях абсолютного здоровья уже когда приходят в школу. Среди заболеваний стабильно «лидируют»: ослабленное зрение, ОРЗ. Среди причин увеличения доли детей, имеющих проблемы со зрением, могут быть названы «плоды» научного прогресса (увеличение числа компьютеров дома), учебная нагрузка и особенности физиологического развития подростков.


С целью выявления ранней предрасположенности к заболеваниям, поддержания здоровья учащихся и формирования у них навыков здорового образа жизни, в школе проводятся:
проводятся дополнительные медицинские осмотры в 1-11 классах;

вучебный план школы введён 3-й час физической культуры во 2-4 классах;
Учащиеся школы получают экспресс-завтраки, горячие завтраки, обеды, остальные пользуются буфетной продукцией, которая представлена достаточно разнообразно (от горячих блюд, до 10 видов салатов и разнообразной кондитерской продукцией);
вот уже пять лет в рамках городской программы по укреплению здоровья учащиеся 3-х классов три месяца и одиннадцатиклассники параллельно лыжной подготовке посещают бассейн;
в 1-4 классах динамические паузы в форме подвижных игр, прогулок на свежем воздухе в режиме учебного дня способствуют сохранению здоровья детей, снимают перегрузки, повышают работоспособность.
в феврале 2008 года 25 учителей школы прошли обучение, организованное Самарским институтом повышения квалификации работников образования по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» и успешно начали внедрение полученных знаний (регулярно проводятся открытые уроки в рамках «Фестиваля уроков» с использованием данной методики);
в течение двух лет по плану методической работы школы проводятся «Предметный марафон», где проходили мероприятия, организованные психологами по созданию комфортной психологической ситуации в образовательном учреждении для учащихся и педагогов;
для активизации деятельности педагогов в методической работе, традиционно в конце года проходят научно-практические конференции для педагогов, где каждый может отчитаться о своей деятельности и выбирается лучшее методическое объединение.
в школе создана атмосфера сотрудничества и психологической поддержки ученика, в рамках которой проводятся диагностические исследования, позволяющие корректировать полученные результаты, снизить тревожность школьников и повысить мотивацию к учению:
определение уровня интеллектуального и эмоционально-личностного развития учащихся 4-х классов;
исследование уровня готовности к школе учащихся 1-х классов;
диагностика профессиональной направленности и предпочтений (методика Дж.Голланда);
диагностика познавательной мотивации и эмоционального отношения к учению (методика Спилбергера) в 8-а, 7-а, 9-х,11-м классах;
диагностика содержания мотивационной сферы выпускников 9-х, 11-го классов (методика Нюттена);
диагностика уровня развития самооценки (методика Прихожан) в 9-х, 11-м классах;
диагностика умственного развития выпускников 9-х, 11-го классов (методика ШТУР-2, АСТУР), а также учащихся вечерней школы 9-хклассов;
диагностика внимания учащихся вечернего отделения 9-х классов (методика «Корректурная проба»);
диагностика личностных характеристик в рамках индивидуального консультирования.
Внимание педагогического коллектива к здоровью школьников позволило учащимся достичь высоких результатов:
районные соревнования по баскетболу среди юношей, 1 место;
городское первенство по мини-футболу в рамках реализации Ведомственной целевой программы «Качество образования – качество жизни», 1 место;
городской спортивный праздник «Юмор в спорте важен, не спорьте», 1 место;
первенство г.о. Тольятти по шахматам среди детских команд на приз «Белая ладья», грамота
Растет число учащихся, проявляющих интерес к спорту. Ежегодно учащиеся принимают участие во всероссийских акциях (кросс, лыжня) Организована работа по привлечению родителей к оздоровительным мероприятиям (2,3 места в городских конкурсах «Папа, мама, я – спортивная семья»).
Для обеспечения безопасности образовательного процесса МОУ школа № 1 и ООО ЧРП «Витязь» заключила договор на охрану от 01.09.2006 г. сроком на 5 лет. ООО ЧОП «Витязь» имеет лицензию на охранную деятельность № 002818 от 13.07.2006 г, выданную ГУВД Самарской области. Во время проведения занятий и массовых мероприятий охрану осуществляет охранник ООО ЧОП «Витязь» вот уже четыре года Лушин Дмитрий Александрович.
В школе имеется телефон с автоматическим определителем номера, кнопка тревожной сигнализации, установлен комплекс пожарной сигнализации с громкой связью. В случае вызова из школы, ООО ЧОП «Витязь» направляет группу быстрого реагирования в составе 3 человек, которая на автомобиле, вооруженная штатным оружием (карабины «Сайга») в течение 7 минут (с момента вызова) прибывает в школу.
В 2008-2009 учебном году в образовательном учреждении установлена интегрированная система безопасности «Бастион», которая снабжена системой видеонаблюдения, оповещения, контроля доступа (турнекета).
Безопасное пребывание учащихся в школе организованно согласно «Инструкции по организации безопасности учебного процесса», которая издается на каждый учебный год и утверждается директором в начале учебного года.
Для профилактики травматизма при проведении учебного процесса с учащимися проведено:
обучение на уроках (ОБЖ в 8, 10 и 11 классах и на уроках «Окружающий мир» в начальной школе, в остальных параллелях на классных часах) мерам безопасности и способам безопасного выполнения различных работ, упражнений и т.д.
ежедневные инструктажи по мерам безопасности перед началом занятий в классах, кабинетах, спортивном зале.
инструктажи по мерам безопасности и правилах поведения при организации внеклассных и внешкольных мероприятий
в течение месяца распределены классные часы: 1-я неделя – занятия по Правилам дорожной безопасности, 2-я неделя – занятия по Правилам пожарной безопасности, 3-я неделя – занятия по действиям в различных чрезвычайных ситуациях и оказании первой медицинской помощи в порядке само- и взаимопомощи.
На сегодняшний день состояние безопасности в МОУ школе № 1 соответствует требованиям нормативных документов. Проводимая работа администрацией, педагогическим коллективом и родителями в 2009 – 2010 учебном году, обеспечила выполнение задачи – не допустить травм и грубых нарушений мер безопасности при проведении учебного процесса.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: