Алёшкин Александр Евгеньевич директор моу школы №1, менеджер вышей категории, «Почётный работник общего образования рф»

МОУ СОШ № 1 г.о. Тольятти

за 2009-2010 учебный год
Девиз школы: «Если быть, то быть первым!»
А

Юридический адрес: РФ, Самарская область, Департамент образования мэрии г.о. Тольятти, Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1; 445054, г. о. Тольятти, улица Мира, 121. Тел./факс 8 (8482) 26-81-86, тел. 26-80-93
E – mail: [email protected], URL: http://mou01.togliatti.rosshkola.ru
Общая характеристика образовательного учреждения.
На конец 2009-2010 года в школе обучалось 1218 учащихся (дневного и вечернего отделения) 12 человек - по индивидуальным программам, 10 учащихся имеют инвалидность, 5 детей обучались в интегрированных классах.
Сохранность численности учащихся за год составила 99%, что на 1% меньше, чем в прошлом учебном году, что обусловлено особенностью социума, способствующая непостоянному месту жительства и значительному движению учащихся в школе:
специфика контингента учащихся (прибывающих в ОУ из разных районов города) и микрорайона (4 общежития);
разнородность населения по национальному составу (выросла численность семей из национальных окраин страны: Закавказья, Средней Азии, Казахстана и слабое владение русским языком).
Но, несмотря, на такое разнообразие контингента, образовательное учреждение создаёт условия для получения образования людям разных
возрастных категорий (от 6,5 до 40 лет),
социальных условий (47% семей неполных или требующих социальной защиты).
По ступеням образования дневной школы картина такова:
Учебный год | Ступени образования | |||
| Начальная школа | Основная школа | Старшая школа | ИТОГО по школе |
2007 – 2008 год | 16 кл/285 чел. | 17 кл/385 чел. | 2 кл/60 чел. | 35 кл/730 чел. |
2008 -2009 год | 15 кл/287 чел | 16 кл/381 чел | 2 кл/46 чел | 33 кл/714 чел |
2009-2010 год | 15 кл/277 чел | 16 кл./367 чел | 2 кл/ 43 чел | 33 кл./687 чел |
Следует отметить, что на протяжении последних трёх лет сохранность учащихся выпускных классов основной и старшей школы (по сравнению с предыдущим годом обучения) составляет, в среднем, более 80%.
А качественная подготовка выпускников и профориентационная работа даёт положительные результаты при поступлении учащимися в профессиональные учебные заведения
100% девятиклассников, ушедших их школы, обучаются в профессиональных лицеях, техникумах, колледжах;
44% учащихся дневного отделения и 91% вечернего отделения продолжают обучение в старшей школе МОУ № 1;
более 76% учащихся старшей школы (дневного и вечернего отделений) продолжают обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

2. Цели и результаты развития ОУ.
Цель нашего образовательного учреждения: создание условий, оптимально способствующих качественному образованию, привлечению детей «группы риска» в образовательную среду путем предоставления разнообразных форм обучения и вовлечения в дополнительное образование.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи
В области общего образования:
Организовать проведение психологического мониторинга (входной, промежуточный, итоговый) школьников с целью организации своевременной коррекционной работы в 5-9 классах в течение года.
Обеспечить базовое и дополнительное образование через личностно-ориентированное обучение посредством использования современных компьютерных технологий в основной и старшей школе, способствующих формированию ключевых компетенций у учащихся.
Повысить качество обучения в основной и старшей школе до 30%
Снизить процент учащихся 9 классов из дневных школ до 5%, направляемых на вечернее отделение с параллельным обучением в училище.
В области информатизации:
Расширить сеть учителей, применяющих современные информационные технологии технологий до 60%.
Организовать курсовую подготовку педагогов до 50% по теме: «ИТ в деятельности учителя предметника» и до 30% по теме: «Дистанционное обучение»
Продолжить работу по активизации участия педагогов и учащихся в IT- конкурсах.
Повысить эффективность использования электронного ресурса всеми участниками образовательного процесса (АСУ РСО, сайт школы, Википедия и др.)
В области методического и кадрового обеспечения:
Расширить сеть учителей, применяющих современные педагогические технологий с 56 % до 65%, имеющих высшую квалификационную категорию с 15% до 20% (руководящих работников с 16% до 60%), (ответственные – зам. директора по методической работе, председатели МО).
Систематизировать работу по подготовке, сортировке и анализу имеющегося фонда методических рекомендаций, пособий и медиатеки в помощь учителю и учащимся в течение года.
В области воспитания:
Довести охват учащихся дневного отделения, занятых в системе дополнительного образования до 80%.
Повысить долю высокого и выше среднего уровня воспитанности учащихся до 25%.
Повысить охват горячим питанием до 75%.
Обеспечить психолого – педагогическую поддержку и коррекцию детей и семей «группы риска».
Развивать систему нравственного и гражданско –патриотического воспитания на основе сложившихся школьных традиций с целью повышения доли учащихся в трудоустройстве и занятых в системе дополнительного образования (до 75% из числа, состоящих в ОДН и ВШУ).
Выполнение образовательной задачи решалось через изучение и внедрение в образовательный процесс
перспективных образовательных технологий;
усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания;
мобилизацию сил педагогического коллектива на создание системы внутришкольного контроля качества знаний учащихся на основе личностно - ориентированного обучения.
Успешность образовательного учреждения определяется, в первую очередь, успехами и достижениями его учащихся и выпускников. На протяжении уже нескольких лет выпускники 11-х классов дневного отделения сдают экзамены в форме ЕГЭ и показывают стабильный уровень знаний.


Следует отметить, что почти все результаты ЕГЭ по русскому языку и математике у учащихся на дневном отделении и на вечернем отделении за последние три года выше городских показателей.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку и алгебре проводится четвёртый раз в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования.
Учащиеся 9-х классов сдавали два обязательных экзамена:
по русскому языку (письменно с участием РЭК)
алгебре (письменно с участием РЭК)
и два экзамена по выбору учащихся, из которых биология, география, химия, история письменно с участием РЭК.
| русский язык | математика | ||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Всего выпускников 9-х классов | 58 | 75 | 84 | 58 | 75 | 84 |
Из них сдавали ГИА | 56 | 75 | 81 | 56 | 75 | 81 |
Из них получили положительную оценку по итогам ГИА | 55 | 70 | 81 | 32 | 73 | 79 |
% успеваемости по итогам ГИА | 98 | 93,3 | 100 | 57 | 97,4 | 97,5 |
Сдали ГИА на "4" и "5" | 42 | 29 | 45 | 8 | 53 | 29 |
% качества по итогам ГИА | 75 | 38,6 | 55,5 | 14 | 71 | 36 |

Сравнительный анализ успеваемости в 5-11 классах.
Учебный год | Успеваемость | Качество обучения | Переведены в следующий класс | ||||
5-9кл | 10-11кл | 5-11кл | 5-9кл | 10-11кл | 5-11кл. | ||
2007- 2008 | 96,8% | 95% | 96% | 28% | 25% | 26,5% | 97,5% |
2008- 2009 | 98,6% | 87% | 93% | 29,6% | 34,7% | 32% | 99% |
2009- 2010 | 96,3% | 90,5 | 93% | 30% | 28,5% | 29% | 98% |
За долговременную историю школы до 1997 года в образовательном учреждении не было ни одного медалиста, так как школа изначально была ориентирована на рабочую молодёжь. А, начиная с 1996-1997 учебного года, практически, ежегодно есть выпускники, имеющие медаль (10 человек).
Проектная и творческая деятельность участников образовательного процесса осуществлялась в следующих формах





У





На протяжении нескольких лет использование традиционных форм представления своей деятельности принесли следующие результаты:
проведён общешкольный «Карнавал знаний», где принимали участие учащиеся с 1 по 11 классы дневной школы в форме научно-практической конференции, в которой приняли участие школьники с 1 по 11 классы. Были представлены 50 проектов, приняли участие 91 учащиеся (13,3% от всех учащихся школы).

По результатам школьной конференции
16 работ приняли участие в городских конференциях «Первые шаги в науку» и «Эвритошка», студенческой конференции «Дни науки» гуманитарного института ТГУ, «Эколог XXI века» (6 работ заняли 2 и 3 места, остальные награждены сертификатами, благодарственными письмами, поощрениями),
2 работы во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (отмечены дипломом).
1.2. в школьном туре олимпиад приняли участие 222 школьника (32% от всех учащихся дневного отделения) 4-11 классов, из них 78 человек представляли школу на районном уровне и только 4 человека – на городском (физ. культура, биология, география, история) .
1.3 по итогам 2009-2010 учебного года учащиеся под руководством учителей получили призовые места в конкурсах, соревнованиях интеллектуального (73 школьника, 17 побед), художественно-эстетического (85 учащихся, 26 побед) и спортивно-оздоровительного направления (24 человека, 5 побед), гражданско-патриотического направления (45 учащихся, 6 побед).

Дети с особыми образовательными потребностями активно принимают участие в мероприятиях, развивающих индивидуальные способности:
индивидуально-групповая работа (ликвидация пробелов в знаниях);
участие в школьной НПК (2 место); в городских, всероссийских конкурсах интеллектуального и художественно-эстетического направления (призовые места по школе, сертификаты участников);
регулярное участие учащихся классов КРО в спортивных и интеллектуальных играх, организуемых клубом «Венец» (призовые места в разных направлениях).
Результаты независимой внешней экспертизы уровня комфортности образовательной среды МОУ школы № 1, проводимой МОУ ДПОС РЦ г.о. Тольятти, показали, что родители и учащиеся удовлетворены
качеством образовательных услуг (0,65 – средний уровень),
эмоционально-психологическим климатом (0,56 – средний уровень),
образовательной средой (0,74 – высокий уровень),
содействием формированию познавательной мотивации (0,67 – средний показатель).
Данная экспертиза подтверждает то, что в образовательном учреждении созданы комфортные и благоприятные условия для психологического и интеллектуального развития учащихся.
3. Содержание и технологии образовательного процесса.
В настоящее время школа является образовательным учреждением, успешно реализующим основные направления государственной образовательной политики, программы развития образования области, города, школы. В учреждении функционируют 33 классов-комплектов на дневном отделении (из них 3 класса начальной школы, где обучаются дети с задержкой психического развития по программе коррекционно-развивающего обучения) и 22 класса-комплекта на вечернем отделении (из них 21 класс – на заочном обучении и 1 класс-экстернат). Занятия проходят в смешанном режиме:
1-7 классы – I смена, пятидневная неделя;
2г, 3в классы – II смена, пятидневная неделя;
10–11 классы – I смена, шестидневная неделя;
7-11 классы вечернего отделения – II смена, пятидневная неделя.
Средняя наполняемость классов 25 человек, продолжительность перемен составляет 10 минут (две большие перемены по 20 минут), начало занятий в 8.30 (как утверждают психологи – более эффективное время для работоспособности).
Образовательный процесс в школе осуществляется на основе базового среднего образования, определяемого законом РФ «Об образовании», нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ и Самарской области, городским Департаментом науки и образования.
Обучение в начальной школе ведётся в рамках 4-х летнего промежутка времени. В ноябре изучается уровень адаптации первоклассников к школе, что позволяет наладить плодотворную работу педагога и родителей с первых дней обучения маленького человека в школе. Государственный стандарт обеспечивается следующими программами обучения:
«Школа России»;
«Школа 2100»;
«Начальная школа 21 века» (автор Н.Ф. Виноградова);
Программа для классов коррекционно-развивающего обучения (КРО).
Дополнительные индивидуально-групповые занятия представлены предметами: логика, математика, литературное чтение. Во всех классах начальной школы функционирует группа продлённого дня.
Надо отметить, что для учащихся классов КРО созданы особые условия обучения: наполняемость не более 12 человек, индивидуальные программы развития каждого ребёнка, обязательные индивидуально-групповые занятия, ритмика.
Динамические паузы в режиме учебного дня способствуют сохранению здоровья детей, снимают перегрузки, повышают работоспособность.
Обучение в 5-9 классах ведётся по общеобразовательным программам с соблюдением преемственности. Дополнительные (бесплатные) занятие ведутся по предметам: русский язык, литература, математика, география, химия, изобразительной искусство, иностранный язык, ритмика.
Обучение в 10-11 классах ведётся по общеобразовательным программам и во взаимодействии с высшими учебными заведениями по ранней профессиональной ориентации выпускников школы.
Кроме того, в школе реализуются такие направления работы, которые развивают у детей навыки общения, взаимодействия:
Метод проекта (исследование проблемы и высказывание своего мнения по этой проблеме);
Информационные технологии (умение работать с книгой, компьютером, Интернетом и т.д.);
Личностно-ориентированнное обучение (с учётом специфики микрорайона, контингента учащихся и многонационального коллектива школьников и их родителей);
Здоровьесберегающие технологии (с целью выявления ранней предрасположенности к заболеваниям, поддержания здоровья учащихся и формирования у них навыков здорового образа жизни).
Более половины педагогического коллектива (31 человек) объединялись в неформальные творческие объединения, которые способствовали
обеспечению роста мастерства и профессиональной компетентности учителя;
мотивации к получению учебных и внеучебных достижений среди учащихся, что повышает потребность в самосовершенствовании;
повышению результативности при участии в конкурсах.
В современных условиях значительно возрастает необходимость рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Активное использование инновационных педагогических технологий обучения и воспитания способствовало:
1.1 Развитию исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков, в дополнительном образовании с последующим представлением результатов работы в виде: реферата, доклада, компьютерной презентации. Планомерная работа по профориентации позволила школьникам достойно представлять школу на городском конкурсе проектов «Мой выбор» (победы в 2006, 2008 годах) участие в предметных олимпиадах, конкурсах (призовые места и поощрения ежегодно);
1.2 Повышению мотивации учащихся к изучаемым предметам через создание проектов. Выход проектов за рамки предметного содержания на уровень социально-значимых результатов (газета «Улыбочка» - 1 место в городе, озеленение школы – 1 место в конкурсе «Город-сад» в двух номинациях и.т.д.);
1.3 Активизации участия в конкурсах разного уровня, дистанционных проектах (математика, начальная школа – поощрительные грамоты) (приложение № 2);
1.4. Использование здоровьесберагающих технологий привело к снятию утомляемости и перегрузок;
1.5. Развитию общеучебных навыков и умений школьников.
1.6. Повышению коммуникативных и социальных компетенций учащихся, умения сотрудничать, развитию взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей (результат: повышение качества обучения до 45% и уровня обученности до 52 баллов по Симонову).
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: