NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Алгоритм действий в случае установления фактов или подозрения на жестокое обращение с несовершеннолетними



Алгоритм действий в случае установления фактов или подозрения на жестокое обращение с несовершеннолетними

1. Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

-неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;

- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

- родители не знают друзей ребенка.

2. Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей) в жестоком обращении с ребенком.

2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.

2.2.В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

2.3. Довести до сведения руководителя школы (дежурного администратора) информацию о фактах и (или) подозрении на жестокое обращение с несовершеннолетним.

2.4. Организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать наличие фактов кожных повреждений (гематом, укусов, ссадин, ожогов и т.д.) при возможности сфотографировать. При необходимости и в зависимости от степени повреждений направить несовершеннолетнего для освидетельствования в учреждения здравоохранения.

3. В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

- предположение подтверждается (не подтверждается);

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения

специалистов.

3.1. Незамедлительно в течение 3-х часов обеспечить информирование по телефону учреждения системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних.

4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

4.1. Совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения.

4.2. Непосредственно организовать проведение мероприятий в

соответствии с планом реабилитации.

4.3.Направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.


Алгоритм

профилактических действий руководителей и специалистов

образовательных учреждений в ситуациях обоснованного подозрения несовершеннолетнего в употреблении наркотиков
I. Нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление деятельности органов образования, образовательных учреждений по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и организацией работы в сфере профилактики наркомании:

1. Конвенция о правах ребенка; 2. Конституция Российской Федерации;

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях; 4. Уголовный кодекс РФ;

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних»;

6. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

7. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1;

8. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 года № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 года № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропный веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 года № 1186 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств»;

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 года № 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащие наркотические вещества»;

12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.09.1999 года № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях»;

13. Закон Омской области от 01.07.1999 № 202-ОЗ «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Омской области»;

      1. Трехстороннее соглашение Минобрнауки России, МВД России и ФСКН России от 21 сентября 2005 года № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях».


II. Основные правила, которые необходимо соблюдать работникам учреждений при подозрении несовершеннолетнего в употреблении наркотиков:

1. Предоставить подростку достаточно полную информацию о негативных последствиях одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообщить о том, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.

2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то, желательно, ненавязчивой.3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.

4. Информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним, и основах ее организации. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.

5. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.

      1. Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно - популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия подростковому наркотизму.


III. Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям подростка.

2. При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов данной группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

3. Организовать индивидуальные встречи подростков и (или) их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета.

      1. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.


IV. Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то в таком случае рекомендуется:

1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

2. Немедленно поставить в известность администрацию школы.

3. Срочно вызвать медицинского работника школы.

4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние алкогольного или наркотического опьянения, немедленно известить родителей (законных представителей).

5. Сообщить о данном факте закрепленному за учебным заведением школьному инспектору ПДН или в территориальное отделение полиции .

      1. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков.


V. «Передозировка» психоактивными веществами:

Самым опасным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую доврачебную помощь и вызвать бригаду «скорой медицинской помощи». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхания, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
Этапы оказания первой медицинской помощи при передозировки наркотиков:

- Вызвать бригаду «Скорой помощи». - Повернуть на бок. - Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс. - Следить за характером дыхания до прибытия врачей.

  • При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту производить искусственное дыхание.


IV. При обнаружении факта сбыта наркотиков на территории учреждения необходимо:

1. Всю имеющуюся информацию предоставить в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на территории Самарской области по телефону: 26-11-11.

2. Зафиксировать как можно больше информации (марка, номер, цвет машины, приметы распространителя, периодичность появления на территории учреждения).

3. Исключить возможность утечки информации.

4. Не предпринимать никаких самостоятельных действий по предотвращению распространения наркотических средств, психотропных веществ, курительных смесей (не проводить самостоятельных расследований, исключить попытки контакта с распространителями).

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





-

Памятка: 1 стр.