NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка


2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности

Задача Недели детской книги состоит в том, чтобы разбудить интерес к чтению у тех, кто мало читает, дать возможность книгочеям проявить себя. Сотрудники нашей библиотеки успешно справляются с этой задачей. В библиотеке постоянно проходят интересные мероприятия, которые привлекают и ребят, и их родителей. Это не только книжные выставки, но и встречи с героями любимых книг, литературные часы и обзоры новой литературы, викторины, конкурсы, где ребята могут проявить свой ум, смекалку, эрудицию. Каждый день ребят ждут новые открытия, сюрпризы, поздравления. Любой праздник лучше всего отмечать в хорошей компании. Вот и самый главный праздник юных книгочеев – Неделю детской книги - библиотека отметила в обществе своих самых активных юных читателей. Разноцветные приглашения получили ребята школы №44.

Неделя детской и юношеской книги включила ряд интересных мероприятий. «Мальчик с астероида» - под таким названием прошла беседа к 70-летию с момента издания книги А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Была оформлена выставка одной книги с разделами «Антуан де Сент-Экзюпери: писатель, мыслитель, пилот», «Мальчик с астероида». Ребята познакомились с биографией писателя и историей написания сказки -притчи «Маленький принц». В заключение ребята смогли проверить свои знания в викторине «Кто лучше знает сказку-притчу французского писателя».

Областная НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ

В рамках проведения областной «Недели жизни» в библиотеке прошла акция «Подари новую книгу библиотеке!». Учащиеся школы №44 передали в фонд библиотеки более 30 художественных книг.

Для учеников начальных классов провели литературный час «Добро на добро отзовётся». Ребята узнали значения слов «добро» и «доброта», вспомнили русские народные сказки, в которых добро побеждает зло, участвовали в конкурсе пословиц и поговорок на тему добра.

Для второклассников провели час вежливости и доброты «От улыбки станет всем светлей».
Направления:

2.4.1. Работа с дошкольниками

В отчётном году продолжили работу по программе для детей дошкольного возраста «Вместе с книгой мы растём». В 2012 году мы заключили договора на обслуживание с детскими дошкольными учреждениями – ДОУ №27, ДОУ №52, ДОУ №26, ДОУ №47, 50,57.

 Приобщение дошкольников к книге, организация разнообразной деятельности, связанной с чтением, восприятием детской книги,  – это одна из задач библиотеки и сотрудников детских дошкольных учреждений. Умение читать – важный фактор для ускорения развития. А библиотека располагает большими возможностями для формирования у ребенка устойчивого интереса к чтению. Работу по воспитанию культуры чтения ведут одновременно воспитатели и библиотекарь, используя каждый свои методы и учитывая развитие и возрастные особенности читателей. (См. программно-целевую деятельность).

Одной из важнейших причин заинтересованности ребятишек в знании детской художественной литературы является посещение библиотеки.

«Стать читателем хочу!» - говорили дети из старших и подготовительных групп, совершив экскурсию по библиотеке. Дошкольники долго и с удовольствием рассматривали красочные книжки, делились впечатлениями. Ребята ознакомились с правилами поведения в библиотеке, понаблюдали за работой библиотекарей. Детям очень нравятся экскурсии в библиотеку. Библиотекарь обращает их внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.

Библиотекари раз в месяц проводят библиотечные часы в группах. Воспитанники детских садов - наши частые гости. С ними работаем по принципу: через игру - к чтению. Литературно- познавательные игры, конкурсы детского творчества, викторины, познавательные занятия, библиотечные часы в группах - всё имеет место в работе с детьми. Вот лишь некоторые из мероприятий: литературное путешествие в зимний лес «В снежном царстве, морозном государстве», литературное знакомство «Юбилей у дедушки Корнея», игра-путешествие «Сыплет осень листья золотым дождем», библиотечные часы в группах «Книжные новинки», «Как прекрасен этот мир - посмотри!» (сказки о весне).

На одном из занятий дошкольники совершили увлекательное путешествие в сказку - «Вас в сказку добрую зовём…». Детки путешествовали по сказкам. Ведь сказка – это любимый детьми и взрослыми жанр фольклора. Из беседы библиотекаря, ребята узнали о том, какие существуют виды русских народных сказок, чем сказочные животные отличаются от настоящих, почему волшебные сказки так называются и кто в них является главными действующими лицами. Поскольку наша программа была конкурсной, дошкольникам предстояло справиться со многими испытаниями: отгадать загадки, ответить на сказочные вопросы и даже выступить в роли актеров, инсценируя сказку. В заключение малыши пролистали страницы сказок и получили сладкие призы.

«Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – капает и капает...». Мы решили дошколятам предоставить маленькую радость этим чудесным весенним деньком и провели для них литературный час «А ну-ка, давай-ка, о птицах почитай-ка!»». К мероприятию дети готовились заранее: читали в группе книги о птицах, рисовали и раскрашивали рисунки птиц. Библиотекарь рассказала о том, как весной оживает природа и начинает вырастать травка, на деревьях появляются первые листочки, оживают насекомые и прилетают птицы. А ещё они отгадывали загадки, слушали пение птиц и играли в игры «Что за птица?», «У кого кто?», «Кто за кем прилетел?». В заключение мы поблагодарили птиц, наших преданных друзей, за то, что они каждый год возвращаются к нам.

В октябре для детей из детского сада №47 приготовили и провели час информации «Весёлая полянка». Ребята совершили воображаемую прогулку в лес, услышали много нового о жизни леса, об изменениях в природе осенью, о приметах поздней осени, о том, как птицы и звери готовятся к зиме. Детям интересно было узнать о том, какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать с нами.

На утреннике прозвучали стихи об осени К. Бальмонта, А. Блока,

Д. Кедрина. При подготовке мероприятия были использованы отрывки из произведений В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова.

Дети с интересом отгадывали загадки о птицах, животных, грибах. Дошкольники прочитали заранее подготовленные к мероприятию стихи.

Мероприятие получилось увлекательным, интересным и познавательным для детей и вызвало желание приходить в библиотеку.

Тематика разнообразна, увлекательна и интересна.

Первыми посредниками между ребенком и печатным словом становятся родители. Хорошая книга в руках родителей - добрый знак того, что в этой семье будут царить доброта и согласие. Как научить ребенка читать, что читать, как поддержать интерес к чтению? На эти и многие другие вопросы помогут найти ответ сотрудники нашей библиотеки, посещая родительские собрания с беседами: «Круг детского чтения», «Осчастливить малыша чтением», «Читающие дети – счастливая семья». К каждой беседе с родителями выпускаем и раздаём памятки: «Осчастливить малыша чтением», “Что и как читать вашему ребенку” и др. Родители очень тепло относятся к библиотечным мероприятиям. Всех их объединяет неравнодушие к будущему своих детей.

Большая разносторонняя работа по воспитанию у дошкольников любви к книге невозможна без соответствующей подготовки педагогов. В методическом кабинете представлены рекомендации по следующим вопросам: «Как правильно читать книгу детям», «Как проводить беседу по художественному произведению в разных возрастных группах», и другие. Большую помощь в этом оказывают журналы «Читайка», «Весёлый затейник», « Весёлые уроки», «Журнал сказок», «Подсказки для взрослых» (приложение для родителей, воспитателей и библиотекарей к журналу «Читайка»).

Проводимая работа по приобщению детей к книжной культуре даёт ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с книгами, внимательно слушают чтение книг и с удовольствием участвуют в обсуждении прочитанного. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книги и периодику.
2.4.2. Краеведение. Крупные мероприятия, посвященные 70-летию Кемеровской области.

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Научить детей чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что нас окружает с детства, предназначен цикл мероприятий для учащихся старших классов, которые прошли в нашей библиотеке.

Игру – путешествие «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь!» посвятили 70-летию Кемеровской области. Путешествуя на воздушном шаре с высоты птичьего полета, ребята смогли увидеть всю красоту родного края. Сделав остановки в наиболее интересных, примечательных местах, например, Кузедеевском липовом острове, узнали о его уникальности и значимости для жителей области. Далее ребята смогли заочно познакомиться с крупными городами нашей области, закончили путешествие у истоков крупнейших рек.

Писателям и поэтам Кузбасса был посвящен литературный час «Ложилось на листок за словом слово…», к которому была оформлена книжная выставка – обзор «Сияньем чистым озарим сердца».

Юбилею Кемеровской области была посвящена эколого-познавательная игра «В царстве кузбасской флоры и фауны», которая прошла в детской библиотеке для учащихся начальных классов. Ребята узнали о том, что на территории нашей области много живописных уголков природы. Эти места не только красивы, но и богаты своим животным и растительным миром.

Ведущая познакомила юных читателей с познавательными рассказами о птицах, животных, растениях, насекомых. Две команды соперничали в умении виртуально ориентироваться в лесу, в знаниях о природе.

Разнообразие игровых моментов, интересные вопросы викторины, разгадывание ребусов - все это доставило массу удовольствия ребятам, подняло настроение, снабдило огромным багажом знаний о растениях и животных родного края.

В 2014 году городу Полысаево исполнится 25 лет. Юбилею города, людям героической профессии – шахтерам был посвящен историко-краеведческий час «Мой родной город». Ребятам напомнили основные вехи становления и развития родного города, его угольных предприятий, рассказали о людях, прославивших свои шахтовые предприятия, познакомили с книгой «Полысаево. Характер шахтерский», выпущенную к празднованию Дня шахтера в Полысаево.


2.4.3. Экологическое просвещение (Год охраны окружающей среды)

В воспитании экологической культуры школьников активную роль играет библиотека, располагающая уникальными возможностями для читателей - черпать экологические знания из книг и периодических изданий.

Целью всех мероприятий, проводимых в библиотеке, является разъяснение современной экологической ситуации, привлечение внимание к экологическим проблемам, побуждение к действиям в области охраны всего, что живет и растет вокруг нас, а также знакомство с литературой о природе. В течение года юные читатели привлекались к решению экологических проблем, проверяли свою эрудицию в викторинах и конкурсах, совершали литературные заочные экскурсии.

2013 год был объявлен в России Годом охраны окружающей среды.

Ребят четвёртых классов мы приглашали на экологические уроки, которые проводила Сорока Варвара. Сорока – удивительная птица, которая всегда знает о том, что происходит в лесу, как живут звери и птицы, какие экологические проблемы надо решать. Познавательным характером отличались мероприятия, организованные к датам Экологического календаря. В марте прошла Неделя экологических знаний «Экология. Безопасность. Жизнь». Для читателей нашей библиотеки мы провели такие мероприятия, как: час экологии «Я живу на планете Земля», День птиц «А ну-ка, давай-ка, о птицах почитай-ка!», конкурс рисунков «Живи, Земля». День информации «Заходи в зелёный мир» (по книгам писателей-натуралистов). В этот день библиотекари обращались к читателям с такими словами: «Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Природа – друг человека, и в тоже время - сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь. И перед вами раскроется жизнь, таинственная и необычайная, которой вы раньше не замечали. Природа радует нас и удивляет. Только мы должны любить и охранять этот загадочный мир». Дети познакомились с творчеством писателей – натуралистов и их произведениями, приняли участие в конкурсах «Знаешь ли ты?», «Эти забавные животные», «Лесные догонялки».

Познавательная игра ««Путешествие в леса и лесные чудеса Кузбасса» состоялась для детей из пришкольного лагеря. Посредством игры ребята совершили заочное путешествие по лесным тропинкам, побывали на лугу, отдохнули на берегу озера, прогулялись в городском парке. Все участники игры были разделены на две команды – «Белочки» и «Лисицы». Они состязались в конкурсах: угадывали животных и растения по картинкам, фотографиям и по словесному описанию; познакомились с редкими видами кузбасской флоры и фауны, занесёнными в Красную книгу Кемеровской области; разобрались в некоторых экологических проблемах нашей области, предсказали последствия и нашли выход из сложных экологических ситуаций. Для ребят была оформлена красочная выставка - викторина о природе «Самые - самые в Кузбассе».

Среди всех современных проблем особенно актуальной стала проблема загрязнения окружающей среды. Каждый день в городах образуется огромное количество бытового мусора. К этой проблемы мы постарались привлечь учащихся седьмых классов с помощью урока - акции «От чистого города – к зелёной планете». Перед этим ребята с фотоаппаратом прошлись по центральным улицам города. Они фотографировали кучи мусора, выброшенные окурки, кучки шелухи от семечек. Все эти фотографии были показаны в ходе мероприятия. Большую информацию собрали ребята о вреде мусора в городе, о применении мусорных отходов в производстве. Библиотекарь детской библиотеки рассказала об утилизации отходов Кемеровской области, о том, как с пользой для себя и друзей можно использовать бросовый материал.

Для учащихся четвёртых классов прошел познавательно - развлекательный праздник «Наш дом – планета Земля», приуроченный ко Дню Земли, который отмечается во всем мире 22 апреля.

День Земли призван побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе на планете Земля, объединить людей планеты в деле защиты окружающей среды.

В ходе мероприятия обсуждались различные вопросы: Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека? Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье человека? Что может сделать каждый из нас для сохранения природы? Также ребята ответили на вопросы викторин «О цветах», «О животных», отгадывали кроссворды «Подводный мир», «Самые красивые места России», отыскивая ответы на сложные вопросы в книгах с выставки.

Дети узнали об основных экологических проблемах современности: о загрязнении воды и воздуха, о неконтролируемом уничтожении лесных массивов, об исчезновении некоторых видов животных и растений.

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Она нуждается в человеческой помощи и защите. Кто же, если не мы, будем заботиться о нашем собственном доме!

Экологическая игра-викторина «Это Земля – твоя и моя» помогла ученикам пятых классов совершить путешествие по планете Земля. Путешествуя по Земле и открывая её для самих себя, дети перенеслись в разнообразный и неповторимый мир природы, встретились с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира и разгадали экологические головоломки.
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направления

Одно из направлений нашей работы – гражданско-патриотическое воспитание, которое помогает повысить интерес к историческому и культурному наследию нашей Родины, воспитать патриотизм и сопричастность к истории Отечества.

Тема Великой Отечественной войны является одной из актуальных в работе детской  библиотеки города.      В течение года проходит цикл мероприятий военно-патриотической направленности. Цель этой работы: привлечь детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; через прочтение книг содействовать воспитанию глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы. Сотрудники библиотеки проводят беседы, выставки–обзоры, уроки мужества, литературно-музыкальные композиции.

Великая Отечественная война навеки останется в памяти народной как величайший патриотический подвиг. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.

Ко Дню Победы прошёл урок патриотизма «Парад городов-героев». Ребята узнали, что есть такие города, которые, как и люди, носят ордена.

В настоящее время 14 городов-героев. Вместе с солдатом Василием Тёркиным, который прошел путь от Москвы и до Берлина, ребята увидели и прочувствовали всю горечь утрат и поражений, всю радость побед и гордость за нашу великую Россию.

70-летию одной из величайших страниц той страшной войны, великой битве на Волге – битве за Сталинград, был посвящен урок - презентация «И победила жизнь в боях под Сталинградом». Цель мероприятия - воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В продолжение мероприятия библиотекарь рассказала ребятам о величии и трагизме Сталинградской битвы.

Беседу о героическом прошлом нашей страны дополнила электронная презентация «Поклон земле, суровой и прекрасной», звучали стихи военных лет.

К данному мероприятию была подготовлена книжно - иллюстративная выставка - память «На подступах к Сталинграду», на которой были представлены документальные материалы о суровых днях той страшной войны. В завершение встречи все присутствующие почтили память погибших минутой молчания.

«Читаем детям о войне». Сотрудники библиотеки рассказали ребятам о том, что в годы Великой Отечественной войны на полях сражений рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями - звери и птицы. На фронте людям помогали лошади, собаки и голуби.  Дети с удовольствием слушали рассказ Николая Богданова «Лайка - не пустолайка», а затем обсуждали прочитанное и отвечали на вопросы.
  Для многих стало открытием, что наши братья меньшие так активно участвовали в боевых действиях и спасали людей.
Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

«Аты - баты, вот такие мы солдаты!» - под таким названием в детской библиотеке прошла литературно-игровая программа для четвероклассников. Праздничное мероприятие было посвящено празднованию Дня Защитника Отечества.

Ребята познакомились с интересными фактами из истории Российской армии, соревновались в эрудиции, меткости, ловкости, находчивости, участвуя в играх и викторинах. Будущим защитникам нужно было вспомнить военачальников, которые принесли славу России. И школьники молодцы, справились. Называли Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова, Александра Суворова, Георгия Константиновича Жукова.

Российский солдат всегда отличался умом и смекалкой, поэтому были предложены конкурсы "Что бы это значило?", "Народная мудрость", где мальчишки вспоминали разные пословицы и поговорки об армии.

В канун Международного женского дня для учащихся 4 классов школы №44 и их мам прошёл праздник «Милая, любимая мамочка моя». Ребята активно принимали участие в конкурсе стихов «Маме я стихи дарю». Очень интересно прошёл конкурс «Моя мама лучше всех», к этому конкурсу дети готовились дома - за две минуты ребята должны были рассказать о достоинствах своей мамы и убедить всех, что его мама - лучше всех. Следующий конкурс «Парикмахерская» – мамы должны были быстро и красиво повязать бант своему сыну. Затем все вместе разгадывали кроссворд «Весенний букет».

А в заключение дети подарили подарки своим мамам. Ведь самый лучший подарок тот, что сделан своими руками. И именно поэтому, каждый с большим старанием мастерил из цветной бумаги необыкновенный цветок-оригами. И мы уверены, что любой маме было очень приятно получить такой трогательный подарок. Мероприятие прошло очень весело и интересно.

«Вкусное солнышко». Под таким названием в библиотеке прошел праздник, на который были приглашены младшие школьники школы №44. В гости к ребятам пришли веселые скоморохи Тимошка и Алешка, об обычаях и традициях русского народа в масленичную неделю всем поведала добрая Сказительница, с веселым торгом приходили коробейники. Праздник прошел с шутками, смехом, веселыми конкурсами и несложными заданиями. Ребята, надо отдать им должное, так прониклись атмосферой праздника, что охотно участвовали в предлагаемых конкурсах, веселились, плясали, и, казалось, веселью не будет конца. Как, в принципе, и должна пройти Масленичная неделя. В конце праздника ребят ждали вкусные блины и чай.

24 ноября в детской библиотеке для семиклассников прошёл час толерантности «Мы – разные, мы – похожие». Тема толерантности в современном обществе одна из самых актуальных. Ведь постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования у подрастающего поколения новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры. Ведь все мы – жители планеты Земля. Все мы разные, все отличаемся друг от друга. Но прежде всего мы должны искать общее между собой.

Школьники активно участвовали в разговоре с библиотекарем. Отвечали на поставленные вопросы, делились своими мыслями. С помощью слайд -показа «Толерантность в лицах» они сумели дать определение понятию «толерантность», узнать много интересного о традициях народов, населяющих нашу многонациональную страну, прикоснуться к их культурам, обычаям, понять их самобытность и уникальность. Ребята согласились, что для России – огромного многонационального государства – толерантное отношение друг к другу очень важно. Ведь более 130 народов, населяющих нашу страну должны жить в мире и согласии. Мы не можем позволить себе разжигания розни и ненависти по отношению к любому народу России. Школьники узнали, какими качествами должен обладать по-настоящему толерантный человек. А в конце встречи получили напутствие: «Не забывайте! Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, а не разъединяет. Ведь человек становится Человеком только благодаря другому человеку».

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: