Анализ деятельности библиотек мбук «цбс» Киселевского городского округа по обслуживанию юношества за 2012 год Киселевск, 2012
Земля Кузнецкая
Название программы | Целевая комплексная эколого-краеведческая программа «Земля Кузнецкая» (Ф.2) |
Срок реализации | 2012 - 2017 гг. |
Краткое содержание программы | Программа способствует изучению прошлого и настоящего родного края, сохранения культурных традиций, воспитание бережного отношения к родной природе популяризации краеведческих и экологических знаний путем проведения комплекса разнообразных мероприятий. |
Цель программы | Привлечение внимания учащихся школ района к истории и культуре края, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование новой экологической культуры подрастающего поколения. |
Задачи программы | 1. Привить интерес к историческому прошлому края его обычаям и традициям. 2. Познакомить учащихся, с творчеством местных художников, писателей и поэтов 3. Развить познавательный интерес к природе и проблемам ее охраны у подрастающего поколения |
Формы и методы реализации программы | 1. Оформление книжных выставок. 2. Проведение разнообразных массовых мероприятий: информационных часов, мини- вернисажей творческих работ конкурсно-игровых программ, бесед, экологических акций. 3. Сотрудничество с творческими людьми города. 4. Выпуск печатной продукции: листовок, закладок, тематических рекомендательных списков литературы по тематике программы. |
Полученные или ожидаемые результаты | Учащиеся лучше будут знать историю и культуру своего родного края, города, познакомятся с традициями народов Сибири, с творчеством местных художников, писателей и поэтов, повысят экологическую культуру, начнут заботиться о чистоте и красоте родного города. |
Пришло время читать
Название программы | «Пришло время читать» программа по продвижению чтения (Ф.4). |
Срок реализации | 2009 – 2013 гг. |
Краткое содержание программы | Программа определяет основные пути продвижения чтения в местном сообществе и в частности среди молодого населения города Киселевска, системы духовно-нравственного воспитания молодежи через лучшие образцы российской и мировой литературы, ее основные формы и методы в условиях городской массовой библиотеки. |
Цели программы | - Повышение читательской активности и информационной культуры пользователей – подростков, молодежи; поддержание устойчивого чтения читателей; -совершенствование комплексного культурно-информационного обслуживания горожан, содействующего их духовному, моральному и творческому развитию; -поддержка высокого престижа книги и чтения в общественном сознании. |
Задачи программы | - Развивать читательскую культуру населения, особенно подростков и молодежи через информацию и популяризацию книги: организацию книжных экспозиций, презентаций книг местных авторов, литературных встреч и т.п.; - оказывать помощь читателям всех возрастов в открытии литературы классиков русской и зарубежной литературы, а также новых авторов, информационного поля современной литературы; - стимулировать интерес к книге у горожан, особенно у молодых, посредством проведения литературных конкурсов, поощрения лучших читателей; - создать комфортную среду и оптимальные условия для духовного, культурного, интеллектуального развития молодых горожан. |
Формы и методы реализации программы | Дни чтения, акции, творческие встречи, читательские форумы, библиотечные сезоны, библиолектории, книго-шоу, конкурс читательских пристрастий, литературные вечера. |
Полученные или ожидаемые результаты | - Продвижение чтения среди молодежи как фактора развития личности; - возрождение интереса к литературе, новое ее прочтение; - воспитание привычки читать как важной жизненной потребности; - расширение кругозора читателей и библиотекарей. |
Поддержка и популяризация чтения.
На протяжении многих десятилетий наша страна была самой читающей в мире, а любовь к чтению считалась многими одним из отличительных свойств русской культуры и российского общества. Сегодня молодежь с неохотой и очень мало читает художественную литературу.
Ни для кого не секрет, что, читая, человек в разы расширяет свой кругозор. И это лишь малая часть того влияния, которое на него может оказывать художественная литература. Книга помогает формировать нравственные принципы, культурные ценности, овладевать информацией, накопленной многими поколениями, учит давать оценку собственным и чужим поступкам.
К сожалению, в наше время далеко не все подростки притрагиваются к книгам в свободное время, считая, что их вполне могут заменить Интернет и телевидение. Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, заметно снизился уровень грамотности учащихся, в том числе и студентов педагогического колледжа
Возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения и стремления молодых людей свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.
Это доказывает анализ картотеки «Прочитал сам - поделись с другими» юношеской библиотеки-филиала № 1. Большинство отзывов от читателей-девушек о романах сестер Воробей, В. Ивановой, Е. Вильмонт, Стайна, Кинга. Обращение молодых людей к поэзии, к отечественной и зарубежной классике связано в основном со школьной программой. Тем не менее в картотеке можно встретить отзывы о книгах таких авторов как Дж. Лондон, Дж. Остен, Э. Бронте, А. С. Пушкин.
В связи с этим главными задачами библиотек являются пропаганда книги и популяризация художественной литературы среди молодежи.
Хочется отметить, что на фоне общего снижения интереса к чтению появляются положительные примеры влияния Интернета на чтение. Пример из практики работы юношеской библиотеки-филиала № 1, когда молодые читатели, общаясь в сетях, или прочтя рецензию на книгу в Интернете, обращались за ней в библиотеку (произведения С. Довлатова, З. Прилепина, Д. Сэлинджера, Г. Маркеса).
Популяризация чтения среди юношества, возрождение традиций чтения осуществляется через реализацию программ «Классное чтение» (ЦБ), «Пришло время читать» (Ф.4), а также через разнообразные массовые мероприятия.
Так, например, в этом году в рамках реализации программы «Пришло время читать» (Ф.4) были проведены такие мероприятия: «СТИХиЯ» (вечер поэзии к 75-летию Б. Ахмадулиной); «Есть в слове и скрытые рифы, и глуби, прозрачней стекла» (библиоурок); «Космический кристалл фантазии» (литературный факультет к 105-летию писателя-фантаста И. Ефремова); «И память о войне вам книга оставляет» (литературный марафон по страницам произведений о Великой Отечественной войне); «Аз и буки – основа науки» (час познавательной информации); «Книга: путешествие из переплета в Сеть» (вечер книги).
На протяжении веков меняется вид книги, способы её прочтения, поэтому темой разговора на очередном заседании клуба «Гармония», организованного для учащихся ПУ № 47, «Книга: путешествие из переплета в Cеть», стала проблема разделения читающего мира на два лагеря. Одни пророчат гибель обычных книг и вместе с ними и литературы. Другие заявляют, что электронные книги никогда не победят традиционные, поскольку ничем не заменить некое таинство общения с «подлинной» книгой.
С первых минут общения ребята активно включились в обсуждение темы. И, как оказалось, большая часть молодежной аудитории поддерживает электронный вид книги, как более быстрый способ получения информации. В защиту привычного бумажного носителя информации выступила преподаватель русского языка и литературы Вознюк О. Л. В своем выступлении, не отрицая плюсов современных книжных форматов, она подчеркнула, что общение только с настоящей книгой дает стимул для духовного развития личности. Особый интерес вызвало предложение ведущей мероприятия обсудить существующие социологические исследования, посвященные изучению предпочтений молодежи при выборе книг и высказать свою точку зрения на эту тему. В заключение встречи ребята признали, что форма книги будет меняться и уже меняется, а её главенствующая роль в развитии человека остаётся прежней.
К празднику Великой Победы члены клуба «Гармония» под руководством библиотекарей совместно с учащимися других групп ПУ № 47 провели литературный марафон «И память о войне вам книга оставляет». Цель марафона - приобщение молодежи к чтению художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Учащиеся серьезно готовились к литературному марафону: читали художественные произведения военной тематики, подбирали и учили стихи. В течение нескольких часов звучали произведения поэтов военной поры в исполнении Дескат Ольги, Прус Марии, Видик Валерии, а Корнева Ксения прочла стихи собственного сочинения «Пусть будет мир на всей планете» и «Памяти дедушки».
Вместе с героями книг В. Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Быкова, А. Фадеева учащиеся «прошагали» по трудным дорогам войны, «увидели» военные будни, описанные мастерами художественного слова. Пьянзиной Аней и Буримец Яной был прочитан отрывок из произведения В. Быкова «Сотников» и показана инсценировка из произведения Кондратьева «Сашка».
Литературный марафон показал, что тема военного подвига, беззаветного служения Родине по-прежнему привлекает молодое поколение. В книгах о Великой Отечественной войне они находят примеры отваги и стойкости, которые навсегда останутся в их сердцах.
В процессе реализации программы «Классное чтение» (ЦБ) были использованы различные формы работы: дискуссия по творчеству М. Булгакова «Это была самая светлая жизнь», литературная гостиная о судьбе поэтессы О. Берггольц «От сердца к сердцу только этот путь», музыкально-поэтический вечер, посвященный М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась…», урок-композиция по стихам Н. Рубцова «В горнице моей светло…» - формы традиционные, давно используемые в библиотечной работе. Они позволили наиболее полно познакомить учащихся с биографией и творчеством широко известных русских писателей и поэтов. Минуты настоящего наслаждения юным участникам мероприятий подарили новые формы: поэтическое крылечко «Певец земли Кузнецкой» о творчестве кузбасского поэта В. Федорова и поэтический альбом «Строки, созвучные молодости» с участием поэта Е. Ермакова и членами поэтического клуба «Алые паруса».
Поэтический альбом «Строки, созвучные молодости» был проведен 21 марта, в Всемирный день поэзии, для учащихся 8-9-х классов лицея № 1 (38 чел.) и активных читателей библиотеки.
Первая страница альбома - встреча с поэтом Евгением Анатольевичем Ермаковым. Стихи, которые читал Евгений Анатольевич, стали для ребят настоящим открытием. Остроумные, искрометные они вызвали улыбки у слушателей. Во многих стихах звучала боль за судьбу своей Родины. Поэт никого из собравшихся не оставил равнодушным. О том, что встреча с нашим бывшим земляком вызвала огромный интерес, можно судить по многочисленным вопросам, заданным поэту. В зале царила дружеская, теплая атмосфера. Встреча вылилась в непринужденную беседу автора стихов со своими слушателями.
Вторая страница поэтического альбома была посвящена творчеству юных поэтов – учеников лицея № 1, участников поэтического клуба «Алые паруса». Ребята читали стихи собственного сочинения о дружбе, школе, родном городе, первой любви. От известного поэта Евгения Анатольевича Ермакова юные поэты услышали в свой адрес замечательную оценку их поэтического творчества. Юные дарования были награждены памятными сувенирами.
Важным дополнением к разговору о поэзии стала подборка стихотворных сборников Е. А. Ермакова и сборников стихов юных поэтов поэтического клуба «Алые паруса» лицея № 1.
Особое место в реализации программы «Классное чтение» заняла встреча с интересной личностью «Михаил Зощенко – печальный сатирик». Ее участникам была предоставлена возможность не только узнать много нового о судьбе необыкновенного писателя, но и попробовать себя в роли зощенковских героев. Подобные мероприятия позволяют привлечь внимание подрастающего поколения к лучшим образцам мировой классики, раскрыть творческую индивидуальность учащихся, формировать через книгу и чтение нравственные и духовные начала, а также способствуют успешному учебному процессу.
Много лет библиотека-филиал № 2 работает по программе «В кругу семьи», цель которой - повышение престижа чтения, возрождение лучших традиций семейных чтений. Программа способствует приобщению детей и молодых родителей к миру книги. В процессе семейного чтения создается почва для общения, а оно необходимо и взрослым и детям. В рамках данной программы проводятся различные мероприятия: литературные часы, обзоры, познавательные часы.
В целях развития культуры чтения юношества и возрождения интереса к книге многие мероприятия были посвящены пропаганде классической и современной литературы, книгам-юбилярам, юбилейным датам русских писателей и поэтов.
Традиционными формами работы в библиотеках остаются: книжные выставки, открытые просмотры литературы, литературно-музыкальные композиции, поэтические часы и вечера, викторины.
Многие библиотечные мероприятия сопровождаются яркими слайдовыми презентациями, искусством составления которых с успехом овладели большинство сотрудников библиотеки.
Самыми любимыми формами по восприятию у молодежи по-прежнему остаются игровые формы: викторины, турниры, конкурсы. Подростки охотно отзываются на эти мероприятия, так как они удовлетворяют их потребность в состязании, развлечении, но не повышают их стремления к чтению, а направлены лишь на стремление выиграть.
В течение года в библиотеках действовали циклы книжных выставок, посвященные отечественным и зарубежным писателям-юбилярам 2012 года. Каждый месяц в центре внимания оказывались писатели, чьи дни рождения отмечались в этот период (В. Распутин, К. Чуковский, А. Герцен, М. Цветаевой, В. Белов, Д. Балашов и др.): «Даты. Книги. Имена» (Ф.1), «Писатели-юбиляры» (Ф.1) и др.
Персональные книжные выставки и подборки к юбилеям писателей: «На острие ножа» (ЦБ) к 75-летию В. Распутина; «Это просто фантастика» (Ф.2), к юбилею А. Нортон, «Россия в романах Д. Балашова» (Ф.2), «Труд души» (Ф.2) к 75-летию В. Распутина, «Книги русского гения» (Ф.2) к юбилею Д. Мамина-Сибиряка.
Посетители библиотек могли познакомиться с новыми фактами их биографий, наиболее интересными исследованиями их творчества, воспоминаниями родных и близких.
С целью популяризации новой литературы были оформлены книжные выставки, тематические подборки: «Рекомендует Татьяна Устинова» (Ф.2), «Лидеры русского фэнтези» (Ф.2), «Акунин которого вы не знали» (Ф.2). «Что-то новенькое» (Ф.4); «Новинки книжного рынка» выставка-просмотр (Ф.4) и др..
Из массовых мероприятий, это литературно-музыкальные композиции: «Дорога к Пушкину» (Ф.1), к 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой литературно-музыкальная композиция «Легко обо мне подумай» (Ф.1) и др.
В юношеской библиотеке-филиале № 1 состоялась презентация молодежной периодики «В молодежном формате» для учащихся 7-х классов шк. № 11 (40 чел.). Цель мероприятия: познакомить подростков с периодическими изданиями для молодежи.
Формы и методы работы в области рекомендательной библиографии.
Сегодня важнейшим элементом информационной среды библиотеки является рекомендательная библиография. В 2012 году библиотеки ЦБС использовали в работе такие хорошо зарекомендовавшие себя формы, как рекомендательные списки, обзоры, беседы о книгах, планы чтения, памятки и закладки, листовки и другие. Чаще используется такая форма работы как индивидуальные рекомендательные беседы. Что касается издательства, то чаще всего практикуется составление пособий малых форм: рекомендательных списков литературы и тематических планов чтения. Именно пособия малых форм помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что волнует молодое поколение.
Были составлены рекомендательные списки:
Ф.1 «Гроза Двенадцатого года» к выставке, посвященной 200-летию войны 1812 года: рекомендательный список;
Ф.2 «Мальчишкам и девчонкам»: рекомендательный список книг для подростков;
«Читаем о Сталинградской битве»: рекомендательный список литературы.
Ф.4 «Техника морозной безопасности»: рекомендательный список литературы о сохранении здоровья и красоты зимой, в морозную стужу.
Активно в работе библиотеки-филиала № 4 использовались ранее составленные тематические рекомендательные списки: «Учимся вязать красиво», «Цветы в вашей жизни», «С чего начинается художник?», «Ты – продавец», «Искусство боя для начинающих мужчин», «С чего начинается театр?», «Воспитай себе друга», «В стране медоносных пчел», «Знать, что ты совершенство…». Всего по спискам читало 25 человек.
Молодые люди нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. И рекомендательная библиография в виде планов чтения может помочь ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений. Так, в библиотеке-филиале № 4 были созданы планы чтения для молодежи:
«Химия - любознательным»: тематический план по химии за пределами страниц школьного учебника.
«Корабли и корабелы»: тематический план чтения любителям изобретений, желающим построить свой корабль и отправиться в далекое путешествие.
«Я и компьютер»: тематический план чтения по освоению компьютерной грамотности и азам программирования.
«Собака – друг человека»: тематический план чтения по содержанию, питанию, дрессировки собак.
Продолжилась работа с ранее созданными планами чтения:
«Быть красивой – это просто!», «Цветы – мое увлечение», «Любительницам вязания» Ф.1;
«Сто друзей, ста мастей», «Сделай сам», «В поисках чуда», «Стань неотразимой» Ф.2 и др.
В этом году был выпущен пошаговый путеводитель по книге «Детям о праве» (Ф.4) знакомит с основами науки правоведения и помогает научиться применять знания в повседневной жизни.
В современных условиях облик рекомендательных библиографических пособий претерпел изменения, но их роль осталась почти без изменений. Они организуют процесс чтения, формируют у читателей социально значимые интересы, расширяют кругозор. В рекомендательной библиографии и руководстве чтением на первое место вышел принцип популяризации
В условиях многообразия печатной продукции способ предложения книг для читателей может носить только рекомендательный характер. Для этого библиотека в своей работе практикует составление рекомендательных списков литературы и тематических планов.
Экологическое просвещение
Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к экологическому просвещению молодежи. Благополучие нашего общего дома планеты Земля под угрозой. Через книгу и слово библиотекари обращаются к проблемам экологии.
Научит любить природу, понимать важность и необходимость сохранения окружающей среды – стало важным направлением в работе библиотек по экологическому просвещению подрастающего поколения. Наиболее популярными формами экологического просвещения подростков и молодежи в 2012 году были книжные выставки, экологические уроки, конкурсы, познавательные часы, при этом библиотекари активно используют в работе слайд-презентации.
В юношеской библиотеке-филиале № 1 для учеников 7-х классов школы № 11 к Международному дню Земли, 22 апреля, был проведен познавательный час «Земля неразгаданная», с целью воспитания у подростков бережного отношение к нашему общему уютному дому – планете Земля. Школьники узнали о том, что традиция отмечать День Земли зародилась в США в 1970 году, в 1990 году этот день стал международным, в России его отмечают с 1992 года. Есть у этого праздника традиции. В День Земли в разных странах звучит Колокол Мира – символ спокойствия, мирной жизни и дружбы. И в то же время – это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле. В ходе мероприятия ребятам был показан видеоролик «Путешествие сквозь космос», предложена викторина «Какая же она, наша Земля?», из которой ребята узнали, что планете Земля примерно 4,5 миллиарда лет, что, шагая по экватору вокруг Земли, мы проделываем путь длиной почти в 40 010 километров, а расстояние от поверхности до центра равно 6 378 километров и др. В заключение познавательного часа были показаны отрывки из документального фильма Яна Артюса – Бертрана «Дом. История путешествия», посвящённого красоте Земли и негативному влиянию хозяйственной деятельности человечества на экологию.
Также в юношеской библиотеке-филиале дважды прошел познавательный час «Вода: известная и неизвестная» для семиклассников шк. № 33.
Работа по экологическому просвещению проводится в основном летом в пришкольных лагерях дневного пребывания и сориентирована на учащихся младшего и среднего школьного возраста.
Особо запоминающимися мероприятиями стали:
«Эти забавные животные»: экологическая викторина (Ф.1) проведено 6 раз;
«Кошки знают всё»: час интересных сообщений (Ф.1) проведено 8 раз;
«Легенды о цветах»: краеведческая игра-викторина (Ф.1) проведено 4 раза.
Книжно-иллюстративные выставки:
«По заповедным уголкам природы» (ЦБ);
«Земля в опасности» (Ф.2),
«Чудеса и тайны планеты Земля» (Ф.2),
«Вот они какие - звери» (Ф.2) и др..
позволили насладиться красотами нашей земли, а также заставили задуматься о том, что каждый человек в ответе за сохранение этих природных богатств.
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: