NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о деятельности детских библиотек Мысковского городского округа за 2011 год. Сведения о цбс



«Утверждаю»
Директор МБУ «ЦБС МГО»

_____________ Чудайкина О.Я.

«_____» января 2012 года.
ОТЧЕТ

о деятельности детских библиотек Мысковского городского округа

за 2011 год.

Сведения о ЦБС


Название ЦБС

Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Мысковского городского округа»

Адрес:




почтовый индекс

652840

район

-

населенный пункт

г. Мыски

улица, дом

ул. Советская, дом № 44

сайт библиотеки

bibliotekamyski.3dn.ru

электронная почта (e-mail)

[email protected]

ICQ («аська»), скайп

-

Директор ЦБС

Чудайкина Ольга Яковлевна 8(38474)2-06-44

Зам. директора по работе с детьми

Кузьмина Наталья Викторовна 8(38474)2-21-45

Заведующая детской библиотекой

Кузьмина Наталья Викторовна

8(38474)2-21-45

Методист ЦБС

Кречетова Наталья Валериевна

8(38474)2-06-44

Методист по работе с детьми

-

Библиограф детской библиотеки

-

Начальник управления культуры

Ленгарт Галина Петровна

8(38474)2-15-53


1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе.
1.1. В октябре произошло объединение пункта выдачи Центральной библиотеки и детской библиотеки-филиала №4, расположенных в помещении Культурно-спортивного комплекса «Юбилейный». Помещение пункта выдачи заняли сотрудники КСК «Юбилейный». Детская библиотека теперь обслуживает и взрослых читателей пункта выдачи и, таким образом, становится семейной библиотекой.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
В Центральной детской библиотеки состоялся ремонт части помещения (для обслуживания читателей): поставлены пластиковые окна, постелен линолеум, заменены светильники, установлены новые двери. Ремонт произведен за счет средств местного бюджета.

В библиотеке-филиале №3 заменили половину окон пластиковыми, установили телефон, в библиотеке-филиале №4 отремонтировали часть системы отопления (все средства местного бюджета). В этих библиотеках требуется косметический ремонт.
1.3. За счет средств местного бюджета приобретено в ЦДБ:

- мебель: книжные стеллажи, детские столики со стульчиками, диванчики, детская стенка для книжек и игрушек, библиотечные кафедры, стол компьютерный, вешалки для гардероба.

- техника: телевизор, компьютер, фотоаппарат.

- оборудование: система видеонаблюдения.

- жалюзи.

В БФ №4 за счет программы «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов и многодетных родителей» было создано одно рабочее место на 80 тыс. руб. для Шалагиной А.В.(многодетной матери). Это позволило приобрести в библиотеку

- технику: телевизор, принтер, компьютер.

- мебель: столы, стулья, детский стеллаж.

- магнитную доску.
2. Работа с читателями-детьми.
В городе все три района имеют детские библиотеки, в крупных селах три сельские библиотеки тоже обслуживают детей.

Проблема привлечения детей к чтению, к радостному общению с хорошей книгой, по-прежнему существует, читатели идут в библиотеку, в основном, за программными произведениями. Не хватает в фонде книжных новинок, хотелось бы увеличить количество компьютеров, приобрести цветной принтер для оформления выставок и рекламных материалов.

Библиотеки сотрудничают с общеобразовательными школами, детскими дошкольными учреждениями, детским домом, детским приютом, музыкальными школами. Координируем свою деятельность с учреждениями дополнительного образования: станцией юных техников, станцией юных туристов, центром дополнительного образования детей, детским домом творчества.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные




Кол-во

детских библиотек

в городе

Кол-во

жите-лей

Кол-во детей

до 15 лет

Кол-во

чита-телей

(всего)

% охвата

детс-

кого

населения

Кол-во

читат.

По ЕРК

% охвата

дет.насел

с учетом

числа чит. по

ЕРК

1.

ЦДБ

20320

3855

2361

61

1606

42

2.

БФ №3

15440

2688

2339

87

1537

57

3.

БФ №4

7152

1561

1261

81

736

47

4.

Всего

42912

8104

5961

76

3879

49


Количество жителей всего по районам города не соответствует количеству жителей в городе, так как не во всех селах есть библиотеки.
2.1.1. Число читателей увеличилось незначительно. Читательский резерв, конечно, есть: увеличилось число читателей дошкольного и младшего школьного возраста, хотя идет снижение количества пользователей юношеского возраста.

Проводим анализ читательской картотеки, выясняем, в каких классах наименьшее количество наших читателей; приглашаем эти классы в библиотеку на экскурсии и другие массовые мероприятия.

В БФ №3 ежегодно проходит конкурс на лучшего читателя и акция «Запиши друга в библиотеку» (записалось 58 человек).
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя детского возраста

76182:8104=9,4.

Книгообеспеченность одного читателя

76182:5961=12,8.
2.1.3. Средняя дневная посещаемость

45859:275=167.
2.1.4. Обращаемость фонда

117313: 76182=1,5.
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Состав читателей по возрастам





Всего

ЦДБ

БФ №3

БФ №4

Дошкольники

545

278

113

154

По классам













1

600

206

194

200

2

529

211

218

100

3

554

208

255

91

4

586

247

263

76

5

591

213

267

111

6

540

211

218

111

7

515

182

274

59

8

353

154

140

59

9

366

167

166

33

10

253

112

110

31

11

187

76

81

30

Студенты

34

16

10

8

Работающая молодежь


29


2


7


20

РДЧ

82

39

16

27

Прочие

197

39

7

151

Итого

5961

2361

2339

1261


2.2.1. Жанрово-тематические предпочтения читателей.

Дошкольный возраст – стихи, русские народные сказки, рассказы для самых маленьких.

Младший школьный возраст – о звездах и планетах, о динозаврах, о животных, книги о войне.

Средний возраст – книги для девочек, детективы, ужастики, приключения, современная техника.
2.2.2. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы.

Александрова Т. «Кузька», Александрова Г. Все книги о домовенке Кузьке, Янссон Т. Все книги о муми-троллях, серия «Прикольный детектив» - Матюшкина К., Оковитая К. «Лапы прочь от елочки», «Лапы вверх» и др., Русланова М. «Рандеву с вампиром», Усачева Е. «Рыцарь на коньках».
2.2.3. В фондах много морально устаревшей литературы, не хватает новинок, художественной литературы для старшеклассников.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек.
2.3.1. Проектной деятельностью не занимались.
2.3.2. В ЦБС две программы, ориентированные на детей: «Тропинка» - БФ №3 и «Библиотека. Книга. Семья» - ЦДБ. По этим программам библиотеки работают уже несколько лет.
Название: «Тропинка»

Срок реализации: 4 года (работа начата в 2007 году, каждые 4 года программа повторяется)

Краткое содержание программы: программа рассчитана на детей 7-10 лет, сформирован круг чтения детей, выделена лучшая классическая детская литература для привлечения детей к систематическому чтению.

Цели и задачи программы: воспитывать потребность в чтении, воспитание культуры чтения, развитие фантазии, образной речи.

Формы и методы реализации программы: громкие чтения и чтения по ролям, игры в рифмы, обсуждения, дискуссии; составление плана массовых мероприятий, совместная деятельность детей, родителей, учителей и библиотекарей.

Полученные результаты: частота посещений детьми этого возраста возросла, им интересно участвовать в библиотечных мероприятиях.

Финансовую поддержку не получили, рассчитываем на собственные средства (призы покупаем на доходы от платных услуг)
Название «Библиотека. Книга. Семья».

Срок реализации: ежегодно с 1 октября текущего года по 1 октября следующего года (учебный год в дошкольных учреждениях).

Краткое содержание программы: проведение совместных мероприятий для детей дошкольного возраста, воспитание культуры чтения.

Основные цели и задачи: показать детям, что чтение – это интересное занятие, повысить квалификацию воспитателей в области детского чтения.

Формы и методы работы: литературные игры, обсуждения, просмотр мультфильмов, театрализация; составление договора о сотрудничестве, составление плана совместных мероприятий.

Полученные результаты: увеличилось количество читателей-дошкольников, чаще в библиотеку приходят родители.

По программе работаем, рассчитывая на собственные книжные фонды, фонд детской периодики, на видеотеку.
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности библиотеки.
Статистический анализ массовых мероприятий


Форма мероприятия

Количество мероприятий

Посетило человек

Всего

% от общего количества

в т.ч. платных

Акция

4

1,3

-

176

Бенефис













Беседа

12

4




273

Вечер

4

1,3




198

Встреча

4

1,3




88

Выставка

76

25,2




308

Дебаты,дискуссии

2

0,7




53

Занятие клуба

21

7




420

Игра,конкурс

42

14




551

Композиция













Конференция













Круглый стол

1

0,3




15

Лекция













Мастер-класс

5

1,7




94

Обзор

34

11,3




289

Посиделки













Праздник,театрализованное представление


13


4,4





353

Презентация

2

0,7




41

Ток-шоу













Тренинг

3

1




27

Урок

11

3,7




220

Утренник

10

3,3




220

Час

19

6,3




244

Экскурсия

20

6,6




367

Дополните список













День информации

4

1,3




109

Час видео

9

3




129

Флешмоб

1

0,3




72

Устный журнал

1

0,3




21

Вернисаж

2

0,7




34

Ролевая игра

1

0,3




18

Всего

301

100




4320


Наиболее популярные формы массовой работы: встречи с интересными людьми, викторины, конкурсы, акции.
Комплексные формы работы
Неделя детской книги

- Акция «Пришло время читать» - оформлена выставка «Золотая полка книг», на которой представлены любимые произведения читателей, выбранные ими в результате опроса.

- «Путешествие на литературном экспрессе» с остановками «Сказочная», «Музыкальная», библиотекари провели урок «Книжной математики»: кто больше прочитал книг, кто чаще посещал библиотеку – им присвоено звание «Почетный читатель». Ученики, которые давно не возвращали книжки в библиотеку, получили звание «Почетный задолжник».

- Праздник «Литературный калейдоскоп» объединил Книжкину неделю и Международный день театра: в БФ №4 провели литературную викторину и дети посмотрели две постановки по произведениям А.П.Чехова в исполнении актеров детско-юношеской студии «Спутник» при Доме культуры.
Весенняя Неделя добра

- Благотворительный концерт для дошкольников из МДОУ № 18 совместно с объединением «Театр кукол»; передача в дар литературы, настольных игр.
Областная Ломоносовская неделя

- Театрализованное представление «Великий сын России» совместно с театральным кружком Дворца культуры для старшеклассников.
Работа кружков, клубов по интересам
Клуб любителей книги «Буратино» для школьников 1-4 класса в Центральной детской библиотеке. Занятия проводятся 1 раз в месяц за исключением летних каникул. Наиболее интересные мероприятия: утренник «Про мальчишек и девчонок», экологический урок «К планете – с добротой».

Кружок книголюбов «Вуколочка» для младших школьников в БФ №3. Занятия тоже проводятся ежемесячно, за исключением летних каникул. Кружок работает по программе «Радуга чтения». Наиболее интересные мероприятия: мастер-класс «Как у наших девочек золотые ручки», час краеведения «Путешествие в прошлое земли Мысковской».

В БФ №4 работают два клуба для дошкольников «Светлячок» (экологического направления) и «Читай-ка!».

Занятия проводятся ежемесячно. Наиболее интересные мероприятия: конкурсно-игровая программа «Сказки о животных», познавательный час о профессиях «Чем пахнут ремесла».

В связи с объединением пункта выдачи и детской библиотеки-филиала №4 клуб ветеранов педагогического труда продолжил свою деятельность на базе детской библиотеки. С октября прошли такие мероприятия: литературно-музыкальный праздник ко Дню учителя, Дню матери, встреча со специалистом по традиционной китайской медицине «Сохраним здоровье и долголетие».

Для старшеклассников в этой же библиотеке начал свою работу клуб «Ровесники», Для них состоялись тренинги, ролевые игры, психологические тесты, дискуссии на темы «Кто я?», «Что такое толерантность».

Созданный в ноябре отчетного года кружок по прикладному творчеству «Самоделки» успел провести одно занятие по изготовлению снежинок в технике квиллинг. На занятии присутствовали дети с 1 по 7 классы. В дальнейшем предполагается изучение основных видов рукоделия, работа с бросовым материалом, проведение мастер - классов.
Выставочная деятельность
За год оформлено 76 выставок, это немного меньше, чем в прошлом году, так как Центральная детская библиотека была закрыта на ремонт на 2 месяца. Оформляем выставки к памятным датам, календарным праздникам, выставки периодических изданий и др.

Всегда привлекают всеобщее внимание выставки творческих работ детей: изделия из глины, бумаги, вязаные игрушки, бисероплетение.

Для выставки, посвященной Дню космонавтики, сделали макет большой ракеты из картона, это очень понравилось детям.

Выставка фотографий лучших читателей «Аллея читательских звезд» была оформлена к открытию Центральной детской библиотеки после ремонта.
Направления
2.4.1. Работа с дошкольниками
ЦДБ работает с дошкольниками по программе «Библиотека. Книга. Семья». БФ №3 составила совместный план работы с детскими садами «Весь мир – в детской книжке», в БФ №4 работают два клуба для дошкольников. В детских садах организовываем передвижные книжные выставки «Книги маленькому ребенку – любопытному дошколенку», для родителей разработаны рекламные объявления – приглашения в библиотеку и буклеты «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»

Проведение совместных мероприятий способствует созданию благоприятных условий для приобщения детей к чтению: количество читателей-дошкольников увеличилось с 408 до 545 по сравнению с прошлым годом.
2.4.2. Краеведение
Краеведческого отдела в библиотеках нет, краеведческой деятельностью, в основном, занимаются сотрудники читальных залов.

Основные приоритеты краеведческой работы: воспитание любви к родному краю, защита природы, сохранение самобытных традиций шорского народа.

Основные формы массовой работы постоянно-действующие книжные выставки, краеведческие уголки, краеведческие часы с элементами викторины.

Краеведческий СБА представлен в традиционном варианте: краеведческие картотеки, тематические папки, справочная литература «Историческая энциклопедия Кузбасса», «Всекузбасская книга памяти», Шабалин В. Тайны имен Земли Кузнецкой» и др., библиографические указатели «Мыски в печати. 1956-1986», «Мыски в печати. 1986-2006», «Их именами названы улицы города», CD «Шаги Сибирги».

Справочное обслуживание по краеведению.


Название библиотеки

Количество выполненных справок по краеведению

Из них виртуальных

Количество отказов

ЦДБ

139

-

12

БФ №3

215

-

12

БФ№4

73

-

3

Всего

427




27


Отказы: растения и животные из Красной книги Кемеровской области, экология, промышленность Кузбасса (для младшего возраста).

Массовые мероприятия:

День шахтера – игровая программа «Улица читающих детей». Ребята приняли участие в конкурсах «Загадки шорского народа», в викторине «Мыскам – 55!», в игре «Попрыгунчики и головастики» - надо было не только ловко прыгать, но и хорошо думать головой, отвечая на вопросы викторины по истории нашего города.

В юбилейный год для нашего города приглашали в библиотеки поэта и барда Сергея Берестова.

Прекрасные и добрые стихи автора, умение работать с детской аудиторией обеспечили хороший творческий ход каждого мероприятия: внимательные слушатели и талантливый поэт создали доброжелательную атмосферу в библиотеке. Ребятам очень нравится встречаться с С.Берестовым, после мероприятий они долго не отпускают его, а такие встречи сами дети назвали «радостными встречами со стихами поэта».

В БФ №4 для детей младшего возраста устраивают просмотр мультфильмов детской мультипликационной студии «Кюн-кузези» при Культурно-спортивном комплексе «Юбилейный». Мультфильмы дети создают на основе шорских сказок.

Партнерские отношения у библиотек со Станцией юных туристов, Станцией юных техников, историко-этнографическим музеем.

Сценарий краеведческого часа о городе Мыски прилагается.
2.4.3. Экологическое просвещение
В БФ №4 работает экологический клуб для дошкольников «Светлячок».

В апреле в ЦДБ состоялся экологический урок «К планете – с добротой». В библиотеке была оформлена выставка детских рисунков «Чернобыль глазами детей». Ребята уже много слышали о подобной аварии на АЭС «Фукусима» в Японии и в ходе урока смогли поделиться своим мнением о необходимости создания специальной системы защиты людей от подобных катастроф.

Для дошкольников в этой же библиотеке был проведен цикл экологических часов о Международной Красной книге.
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направления
Утренники и беседы, посвященные Дню защитника Отечества, традиционно проводятся во всех библиотеках. Для подростков в БФ №4 прошел урок памяти – презентация книги местного краеведа И. Мясниковой «Война и мир моего детства».

В Год космоса состоялось много различных мероприятий для читателей всех возрастных категорий: беседа «Человек покоряет космос», игра-соревнование «Самая прекрасная из всех планет», космический урок «Все о космосе». Все эти мероприятия освещались в местной печати.

Сценарии мероприятий о космосе прилагаются.

Гражданско-патриотическое направление более подробно описано в разделе 2.4.11. Правовая культура
2.4.5. Работа в дни каникул
В зимние каникулы библиотеки проводят «веселую перерегистрацию читателей» - для всех посетителей конкурсы, загадки, и, конечно же, сладкие призы. Дети, посещающие воскресную школу при храме, разучивают стихи к празднику Рождества. С удовольствием все ребята смотрят мультфильмы в библиотеке.

В летние каникулы работаем с детскими лагерями, а 1 июня выходим на открытые площадки при Домах культуры с игровыми программами «Город детства», «Должны смеяться дети и в мирном мире жить». Ежегодно, ко Дню шахтера готовим программу для детей, которую проводим на городской площадке. В 2011 году она называлась «Улица читающих детей». Участники отвечали на вопросы викторины о нашем городе, отгадывали шорские загадки, в «Мастерской Марьи-искусницы» могли научиться делать поделки из бумаги, рисовать и раскрашивать картинки.
2.4.6. Работа с одаренными детьми
Комплексной программы работы с такими детьми нет. Приглашаем их на наши мероприятия с музыкальными и песенными номерами, с театральными постановками. Участники объединения «Театр кукол» второй год участвуют вместе с библиотекой в благотворительном визите в дошкольное учреждение: разыгрывают для детей мини-спектакли.
2.4.7. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
В рамках проведения Весенней недели добра посещаем группу детей из детского сада, имеющих ограниченные возможности здоровья. Передаем им в дар литературу, периодические издания, альбомы, карандаши. Для этих детей и других воспитанников детского сада состоялся благотворительный концерт. В программе концерта сказка с использованием масок, мини-спектакль и сценка.

Дети из детского дома для детей-инвалидов посещают библиотеку вместе с воспитателем, а для тех детей, которые не могут самостоятельно приходить в библиотеку, организованы передвижные библиотечки в группах детского дома. В БФ №4 мама приводит слепого мальчика, но, к сожалению, специальной литературы в библиотеке нет. Для этого ребенка библиотекарь проводит громкие чтения.
2.4.8. Работа с родителями. Работа с женщинами, ожидающими ребенка.
Увеличение количества читателей-дошкольников приводит к тому, что активизируется работа с родителями. В воскресные дни в библиотеках бывает много родителей. БФ №3 и БФ №4 находятся в зданиях Домов культуры, поэтому родители, приводящие своих детей на занятия кружков, часто заходят в библиотеку. Для них оформлены уголки с периодическими изданиями, разработаны буклеты «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»

БФ №4 традиционно проводит семейные литературно-музыкальные вечера, раз в месяц проводится День сюрпризов: пришли в библиотеку семьей – получите подарок.

Ко Дню матери подготовили утренники «Самая милая, самая любимая…» Сценарии Дня матери прилагаются.

БФ №4 совместно с Культурно-спортивным комплексом «Юбилейный» провели литературно-музыкальный вечер для жителей района, посвященный этому празднику.

В ЦДБ оформлена книжная выставка «Книги для заботливых родителей», большим спросом пользуется журнал «Здоровье школьника». Библиографический отдел Центральной библиотеки выпустил дайджесты для детей и родителей «Запреты», «Закон бумеранга», «Письма курящих девушек», «Выбор профессии» и др.
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми
На формулярах «трудных» детей ставятся пометки, что этот пользователь требует особого внимания. Даже если ребенок не состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, по его поведению, внешнему виду понятно, что он из социально-неблагополучной семьи. Таким детям нужно постоянно менять виды деятельности в библиотеке: настольные игры, просмотр мультфильмов, разгадывание кроссвордов, громкие чтения, викторины. Во время учебного года многие ребята делают уроки в библиотеке, стараемся им помочь, заинтересовать книгой в помощь учебному процессу.

БФ №3 проводит много мероприятий для детей из приюта: экскурсии по библиотеке с элементами викторины, час загадок «Зимушка-зима», беседы по профориентации «Я б в пожарники пошел…» (встреча с инспектором пожарного надзора), час профориентации «Библиотекарь – профессия будущего».

Во время летних каникул проводим декады безопасности дорожного движения, оформляем выставки «Школа безопасности», проводим викторины о правилах движения.
2.4.10. Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью
Выставки творческих работ детей всегда привлекает внимание посетителей. Библиографический отдел Центральной библиотеки выпустил несколько дайджестов для юношества по здоровому образу жизни, выбору профессии.

Периодические издания популярны среди читателей, особенно журналы «Коллекция идей», «Здоровье школьника», «Развлекательный каламбур», «Ухтышка», «Девчонкам-мальчишкам» и др.

К Всемирному дню здоровья совместно с Центром дополнительного образования детей в ЦДБ в течение дня состоялась беседа-обзор у книжной выставки «Новому веку - здоровое поколение», посетителям раздавались листовки-рекомендации «К здоровью – вместе».

В БФ №3 для детей из городских лагерей провели цикл уроков здоровья «В здоровом теле – здоровый дух», а в БФ №4 состоялась встреча специалиста по традиционной китайской медицине с ветеранами педагогического труда.

В этом же филиале одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является духовно-нравственное воспитание детей. С целью изучения культурных традиций, образа жизни, этических норм, эстетических идеалов русского народа были проведены такие мероприятия:

- Час православия «Душевное слово» ко Дню славянской письменности и культуры;

- Час духовности «Всякая душа светлому празднику рада», встреча с о. Сергием, настоятелем храма;

- Беседа о празднике «Введение во храм пресвятой Богородицы»;

- Экскурсия в храм Андрея Первозванного.
2.4.11. Правовая культура
Таблица – Приложение № 2.

Центр правовой информации организован при читальном зале Центральной детской библиотеки, руководителем является заведующая библиотекой.

Основное направление работы Центра – правовое просвещение детей через различные формы и методы массовой работы.

Категории пользователей – родители, учащиеся, дошкольники, педагоги.

Партнерских отношений нет. В Центре ведется картотека «Основы правовой культуры», получаем журнал «Защити меня». В отчетном году фонд пополнился справочником «На защите детей», изданном в г. Кемерово и книгой Павла Астахова «Детям о праве: Дорога, Улица, Семья, Школа, Отдых, Магазин».

В библиотеке оформлены две постоянно-действующие выставки-стенды «Твои права» и «Наша Родина – Россия».

Наиболее значимые мероприятия:

- День информации «Большие права маленького человека» провели дважды за год в марте и ноябре, посетило 42 человека;

- Деловая игра «Государственные символы России», посвященная Дню России. Игра проходила в форме блицтурнира, детям задавались такие вопросы: когда у нас в стране празднуют день России? Что относится к знакам суверенитета любого государства? С интересом ребята посмотрели CD-диск «Президент России - гражданам школьного возраста». Самый интересный раздел этого диска содержит игру «Загадки Кремля», в которую дети с удовольствием и поиграли;

- Викторина «Азбука прав ребенка» состоялась для дошкольников подготовительных групп. Для этой категории пользователей впервые

проводим мероприятия на тему правовой культуры, получилось неплохо, детям было интересно. Завершилась викторина показом мультфильма про Смешариков «Азбука права ребенка».

За год проведено 8 массовых мероприятий, их посетило 152 человека.

О работе Центра информируем педагогов (передаем в школы план работы Центра), школьных библиотекарей (совместное проведение массовых мероприятий).

Главная проблема деятельности Центра – невозможность оперативного пополнения базы данных. Может быть, и на ежегодном совещании заведующих детскими библиотеками предусмотреть выдачу дисков с текущей информацией, так же, как и при сдаче годового отчета?

Для нашего Центра главным направлением в работе остается правовое просвещение детей через комплекс массовых мероприятий: беседы, игры, викторины, выставки. Основное справочное обслуживание пользователей ведет Центр правовой информации при Центральной библиотеке, база данных там обновляется еженедельно. Центральная библиотека расположена с детской на одной улице, через дом. Раз в неделю там ведет прием юрист на общественных началах. Поэтому справочным обслуживанием занимается Центральная библиотека, а массовые мероприятия для детей проходят в Центральной детской библиотеке.
2.4.12. Поддержка и популяризация чтения
В БФ №3 уже несколько лет проходит конкурс на лучшего читателя года. Условия конкурса: быть активным читателем, часто посещать библиотеку. На основе анализа читательских формуляров определяются победители, оформляется стенд с их именами и сведениями о количестве посещений и прочитанных ими книг. Победители награждаются интересными книгами. Об этом мероприятии была информация в местной печати: статья «Искусство быть читателем».

В этой же библиотеке проходит ежегодная акция «Запиши друга в библиотеку», за год записалось 58 человек по сравнению с 40 новыми читателями прошлого года.

БФ № 4 объявила марафон «Лучшие читатели района». В связи с полной сменой работников филиала подведение итогов этого марафона перенесено на 2012 год. В библиотеке оформлен уголок «Лучшие читатели района».

В преддверии Дня славянской письменности и культуры и всероссийского дня библиотек центральная и детская библиотеки провели для жителей города праздник чтения «Город с книгой». Для участников праздника на открытой площадке работали различные выставки: детской периодики, детского рисунка «Сказка в краске»; «Мастерская Марьи-искусницы» с помощью библиотекаря предлагала сделать бумажную поделку, аппликацию, оформить и раскрасить картинку.

Учащиеся 4-ого класса, члены клуба «Буратино», с книгами в руках и ярких бейсболках организовали для жителей флэш-моб «Пора читать»:

«Хочешь все знать?

Нечего спать!

Друга бери –

В библиотеку иди!»

В октябре, к открытию ЦДБ после ремонта в читальном зале библиотеки оформили выставку «Аллея читательских звезд» с фотографиями активных читателей. Выставка до сих пор пользуется большой популярностью среди посетителей библиотеки.
2.5. Психологическая поддержка детей
Для психологически-комфортного нахождения детей в стенах каждой библиотеки оформлены возрастные зоны. В ЦДБ отдел младшего абонемента полностью оборудован специальной мебелью для детей: столы, стулья, диванчики, стенка для книг и игрушек. В БФ №4 есть живой уголок-клетка с хомячками, дети с удовольствием за ними ухаживают и подкармливают их.

Для девочек оформлена выставка «Книги о первой любви и настоящей дружбе», мальчики больше интересуются периодикой, книг для них, к сожалению, выпускают мало.
2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми
В век информационных технологий нельзя забывать, что основной ценностью для человека является общение. Как показало анкетирование для подростков библиотека – это, прежде всего, место общения. Удовлетворяя эту потребность, проводим индивидуальные психологические тренинги по освоению навыков коммуникации, тесты «Познай себя». Индивидуальная работа заключается в налаживании контакта с пользователем, выяснение его интересов. Если читатель идет на контакт, предлагаем познакомиться с журналами, обращаем внимание на новые книги. Индивидуальная работа проводится постоянно: ведь каждый разговор с читателем позволяет понять его предпочтения, уровень развития.
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения
Некоторые руководители детского чтения являются абонентами информирования. Материалы для них представлены в систематической картотеке статей и в систематическом каталоге для руководителей детского чтения. О новых книгах и журналах информируем педагогов. На родительских собраниях в школах и детских садах выступаем с обзором периодики для детей и взрослых. В детских садах БФ №3 развешала для родителей объявления-приглашения в библиотеку. Этой же библиотекой был выпущен буклет «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»

После объединения пункта выдачи и детской библиотеки-филиала №4 клуб ветеранов педагогического труда продолжил свою работу уже в стенах детской библиотеки. Для учителей библиотекари провели обзор книг-юбиляров 2011 года.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках


Наимено- вание сельской библиотеки

Фонд

(всего)

В т.ч. фонд детской

литера-туры

Кол-во жите-лей в селе

Из них детей до 15 лет

Кол-во

чита-телей (всего)

Кол-во чита-

телей-

детей

%

охвата

дет.

населе-

ния

Библиотека-

филиал №1

Подобас

7797

1711

1158

310

456

267

86

Библиотека-

филиал №5

Чувашка

10077

1647

289

72

238

70

97

Библиотека-

филиал №6

Берензас

7148

1278

418

90

205

85

94

Всего:

25022

4636

1865

472

899

422

92



4.1. Фонды в сельских библиотеках большие, но много морально устаревшей литературы. В отчетном году заметно прибавилось поступление детской литературы в сельские библиотеки.
4.2. Все сельские библиотеки получают детскую периодику. Для детей было выписано 9 названий «Миша», «Мурзилка», АБВГД», «Веселые картинки», «Чудеса и приключения детям», «Свирель», «Филя», «Маруся», «Джульетта».
4.3. Наиболее популярные темы: календарные праздники, юбилеи писателей. Формы работы: конкурсы, викторины, игры. Любое мероприятие всегда заканчивается чаепитием, поэтому дети приходят в библиотеку вместе с родителями, это способствует созданию уютной обстановке в библиотеке. Внесение элементов театрализации всегда нравится детям и служит одним из способов привлечения детей в библиотеку.
5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение
5.1. На приобретение документов израсходовано 270812,89 руб.

Подписка – 155667,47 руб.

Федеральный бюджет – 28798,5 руб.

ОНБ пожертвования – 11520 руб.

Пожертвования читателей – 750 руб.

Департамент – 26309 руб.

Дом литераторов – 972,92 руб.

Местный бюджет – 46795 руб.
5.2. Источники комплектования: ООО «Лас-Книгас», книжные магазины «Шанс».
5.3. Количество названий новых документов, поступивших в библиотеки – 372.
5.4. Динамика изменения объема и состава библиотечного фонда по видам документов (Приложение № 3,4).
5.5. В 2011 году получено 118 наименований и 1615 экземпляров периодических изданий. В 1 полугодии 2012 года детские библиотеки получат 116 наименований периодики.
5.6. Темы отказов:

- Охота и рыбалка

- Книги для будущих мам

- Дизайн интерьера

Книги:

- «Красная книга растений и животных Кемеровской области»

- С.Михалков «Как медведь трубку курил»

- Н.Гоголь «Заколдованное место»

- С.Майер «Сумерки»
5.7. Расходы на комплектование библиотечных фондов должны быть заложены в статьях местных и областных бюджетов. Чтобы привлечь читателей, необходимо постоянно пополнять фонд новой литературой. Внебюджетных средств не хватает для качественного пополнения книжного фонда. Небольшое пополнение фонда идет от читателей: они передают в дар литературу.
5.8. В течение года составляем списки-напоминания задолжникам и через читателей, учителей, школьных библиотекарей передаем их в школы. Эту работу проводим 2 раза в год. Традиционно в мае объявляется Неделя всепрощения. Учащиеся выпускных классов при подписании обходных листов почти всегда возвращают книги. За год отремонтировано 443 книги, написано 826 извещений, возвращено 797 книг; посетили 6 квартир, напоминания по телефону -47. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда эффективны, если их проводить систематически.
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание
6.1. Изменений в структуре СБА нет.

Информационные ресурсы – электронные БД: ИПС «Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации в электронном виде». В связи с переустановкой Windows отказано в доступе к ИПС, поэтому объем БД сказать не можем.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей


Виды справок

Выполнено справок

Кол-во

консультаций

Темати

ческие

Уточняю

щие

Адрес

ные

Факто

графи

ческие

Всего

в т.ч.

вирт.

в т.ч.

краевед

758

289

310

216

1573

-

427

373


Виртуальной справочной службы в библиотеках нет.
6.3. Библиографическое информирование


Наим.

Библ.

Индивидуальное информирование

Групповое информирование

Всего

або

нен

тов

тем

опове

щений

источ

ников

або

нен

тов

тем

опове

щений

источ

ников

або

нен

тов

тем

опове

щений

источ

ников

ЦДБ

3

2

15

29

2

2

11

77

5

4

26

106

БФ №3

5

1

8

47

-

-

-

-

5

1

8

47

БФ №4

4

3

5

10

3

3

6

12

7

6

11

22

Итого

12

6

28

86

5

5

17

89

17

11

45

175


Платных договорных отношений с абонентами информирования нет. Форма учета абонента: карта пользователя абонента библиографического информирования.
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:

-выставки новых поступлений, выставки-просмотры – 26;

-библиографические обзоры – 27;

-библиографическую продукцию выпускает библиограф ЦБ: «Письма курящих девушек», «Выбор профессии» и др.

-Дни информации – 4.
6.4. Своего блога в библиотеке нет.
6.5. Формирование основ информационной культуры
Показатели работы по формированию информационной культуры личности


Наимен.

библ.

Уроки по формиров.

основ ИКЛ

Экскурсии (познават)

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

Кол-во уроков

Кол-во

человек

Кол-во

экскурсий

Кол-во

человек

Дни библиог

рафии

Информины,

конкурсы,

игры

Кол-во

посети

телей

ЦДБ

3

90

11

151

-

1

17

БФ №3

5

105

5

120

-

2

65

БФ №4

3

54

5

67

-

-

-

Всего

11

249

21

338

-

3

82


6.5.1. Программы по формированию основ информационной культуры личности нет, занятия проводим по заявкам школ.
6.5.2. Занятия проводим в традиционной форме с использованием элементов театрализации, игровых моментов, конкурсов. Используем сценарии из сборника «Из опыта работы…»
6.5.3. Образовательным учреждениям предлагаем годовой план работы и перечень занятий по информкультуре: знакомство с библиотекой, структура книги, справочная литература, каталоги и картотеки. Школы сами выбирают темы занятий.
6.6. Сервисные библиографические услуги: поиск в Интернет, выдача копий, составление правильного библиографического описания.
6.7. При оформлении книжных выставок составляем рекомендательный список литературы по теме выставки.
7. Организационно-методическая работа
7.1. Методиста по работе с детьми в штате нет. Принимаем участие во всех семинарах библиотечных работников, наиболее эффективными считаем проведением мастер - классов, библиотечных практикумов. По-прежнему приоритетной темой остается проблема комплектования библиотечных фондов.
7.2. Библиотеки посещает зам. директора по работе с детьми. За отчетный период было сделано 12 методических выездов в библиотеки ЦБС. В связи с объединением пункта выдачи и детской библиотеки-филиала № 4 и с полной сменой коллектива филиала в БФ №4 выезжали 6 раз. В апреле эту библиотеку посетили сотрудники Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества с оказанием методической помощи. В сельских библиотеках, обслуживающих детей были 2 раза с рекомендациями по подготовке детских мероприятий.
7.3. Принимаем участие в ежегодном совещании заведующих детскими библиотеками в КОБДЮ. Информационно-насыщенным было выступление Уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области. Интересен опыт работы с детьми и молодежью коллег из Красноярской краевой детской библиотеки и Центральной универсальной молодежной библиотеки г. Барнаула им. В.М. Башунова.

Зам. директора по работе с детьми приняла участие в работе Совета директоров государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области. На Совете получили консультации по созданию учреждений нового типа, переходу на отраслевую систему оплаты труда.

Мастер-форум молодых библиотекарей Кузбасса «Библиотечная весна» был творческим, креативным и в то же время, профессионально-деловым. Такие встречи способствуют внедрению современных инновационных форм работы, обмену опытом, поддержке и развитию молодых библиотечных кадров в библиотеках Кузбасса.

На семинаре, посвященном методическому сопровождению деятельности библиотек, со всех сторон осветил работу методиста дискуссионный тотализатор «Гляжусь в тебя, как в зеркало, или Методист в библиотеке».

Полезными были консультации специалистов по отчетной кампании 2011 года.

Актуальными формами остаются обучающие семинары, темы: новаторские решения проблемы комплектования библиотечного фонда.

7.4. В отчетном году в профессиональных конкурсах не участвовали.
7.5. Участие в Весенней Неделе добра – передача в дар 58 экз. литературы, альбомов, карандашей в группу детского сада для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В этом же детском саду состоялся благотворительный концерт для дошкольников, который подготовили участники объединения «Театр кукол». В дар от ОНБ и читателей получено 17 экземпляров литературы.
7.6. Подключение к сети Интернет ПК В БФ №4, приобретение ПК в БФ №3. Решение вопроса о достаточном списании морально устаревшей литературы, для того чтобы повысить эффективность использования библиотечных фондов.
7.7 Консультации по организации семейной библиотеки, стажировка молодых библиотекарей в областных библиотеках.
7.8. Методические разработки готовит каждый библиотекарь, проводящий массовое мероприятие. За год их было разработано 215, количество 228 экземпляров. Темы: краеведение, календарные праздники, юбилеи писателей и поэтов, библиотечные уроки, экология, нравственно-правовое воспитание.
8. Библиотечные кадры
В штатном расписании нет ставки методиста по работе с детьми.


Число молодых специалистов

-

Число сотрудников, обучающихся в учебном заведении

-

Число работающих пенсионеров

1

Число ветеранов в библиотеке

-

Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки)

9

Число вакансий

-


8.1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детских библиотеках города в 2011 году:

- по числу читателей-детей - 662

- по количеству книговыдач - 13035

- по числу посещений – 5095
8.2. Возрастной состав библиотечных работников


Кол-во сотрудников

До 25 лет

25-35 лет

35-45 лет

45-55 лет

Свыше 55

9

1

4

1

2

1

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: