Безопасное поведение на дорогах
Безопасное поведение на дорогах
Во многом повышенный травматизм на дорогах связан с отсутствием элементарных знаний о риске нахождения на транспортной магистрали.
Активное участие родителей и учителей в формировании у детей навыков ситуационной транспортной культуры имеет большое значение для повышения безопасности детей на дорогах.
Дети из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть часто подвергаются риску, но при этом уверены в своей безопасности в 90% случаев. 95% несчастных случаев с детьми возникают в 30 типичных ситуациях – «ловушках». Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети, можно разделить на 5 классов.
1. «Закрытый обзор»: дети и водители на ранних стадиях ситуации не видят и не могут видеть друг друга.
2. «Отвлечение внимания»: ребенок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к «цели» на другой стороне улицы или на проезжей его части. Угол бокового зрения сужен, ребенок спешит.
3. «Пустынная улица»: ребенок убежден, что машин нет (ведь их давно не было), и выбегает на проезжую часть улицы, внимательно не осмотрев ее.
4. «Середина проезжей части улицы»: дети не замечают опасность, обычно машину, проезжающую за спиной.
5. «Родители с детьми»: Нельзя, чтобы на переходе ребенок держался за взрослого. Наоборот! Взрослый должен держать ребенка за руку. В противном случае он (ребенок) отпустит свою руку и побежит через дорогу. Таким образом, на глазах у родителей он попадает под машину.
В действительности число «ловушек» несколько больше. Однако приведенные выше достаточны для формирования у детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности. Безопасное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами, такими предостережениями как «будь осторожен» или «обходи трамвай сзади». Только систематическая, повседневная тренировка движений, наблюдения, с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка водят еще за руку, помогут приобрести ему необходимые привычки.
Ребенок должен обладать 4 видами навыков.
Навык наблюдения. Он должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как опасные или скрывающие опасность.
Навыки «сопротивления» волнению или спешке. Ступая на проезжую часть улицы, спешку или волнение надо оставить на тротуаре. При переходе - полное спокойствие, никакой спешки.
Навык «переключения на улицу». Бордюрный камень - это граница, за которой бытовые навыки не пригодны. Надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
Навык переключения на самоконтроль. Ребенок должен осознать, что на проезжей части необходимо следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться те несколько минут, которые требуются для перехода улицы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: