Брянский государственный университет имени академика и. Г. Петровского
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО
Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания
"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2006г.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Программа полевой практики
Специальность:
031200 - педагогика и методика начального образования
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Стационар
КУРСЫ: 1 СЕМЕСТРЫ: 1,2
Рабочая программа составлена:
доц. Бова Э.Ю.
Брянск – 2006
Объем и сроки полевой практики
Полевая практика по естествознанию на дневном отделении выполняется на 1 курсе.
Сезонная полевая практика – 6 ч.
летняя полевая практика – 18 ч.
Итого: Общий объем полевой практики - 24 ч.
Сезонная полевая практика выполняется в 1 семестре (2 часа), зимняя и весенняя – во 2 семестре (4 часа).
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА
(раздел «Землеведение»)
Осенний период практики. (2 часа)
Литература:
(5) Гл.3; Гл.13 п. 1.
Контрольные вопросы:
1. Устройство школьной географической площадки.
2. Методика ведения метеонаблюдений.
3. Дневник и календарь природы.
Задание на дом:
Ежедневное ведение дневника наблюдений, обобщение данных за каждый месяц.
Зимний период практики. (2 часа)
Литература:
(5) Гл.13 п. 2.
Контрольные вопросы:
Схема описания снежного шурфа.
2. Описание снежного покрова в роще Соловьи.
Задание на дом:
Описать снежный покров по месту жительства описать в январе и феврале.
Весенний период практики. (2 часа)
Литература:
(5) Гл.13 п. 3; Гл. 2, п. 2; Гл. 4, п. 1.
Контрольные вопросы:
Причины эрозии почвы.
Эрозия почвы в роще Соловьи.
Антропогенное влияние на эрозию
Задание на дом:
Описать овраг по месту жительства.
Летний период практики.
1) Первый день. (6 часов)
Тема: Ориентирование в пространстве и глазомерная съемка местности.
Литература:
(5) Гл.1.
Контрольные вопросы:
Способы ориентирования.
Методика глазомерной съемки местности.
План парка им. А.К.Толстого, составленный глазомерной съемкой
Задание на дом:
В полевом дневнике оформить записи и зарисовки.
2) Второй день. (6 часов)
Тема: Исследование рельефа горных пород, вод в роще Соловьи
Литература:
(5) Гл.2, п. 4; Гл. 4, п. 2, 3.
Контрольные вопросы:
1. Описание балки в р. Соловьи.
2. Описание обнажений горных пород на равных участках маршрута.
3. Описание долины реки Десны.
4. Поперечный профиль долины р. Десны.
5. Комплексная характеристика природы р. Соловьи.
Задание на дом:
В полевом дневнике оформить записи и зарисовки.
3) Третий день. (6 часов)
Тема: Изучение балко-оврагов Нижний и Верхний Судок. Отчет по полевой практике
Литература:
(5) Гл.2; Гл. 12.
Контрольные вопросы:
1. Барометрическое нивелирование в балко-овраге Верхний Судок.
2 . Описание почвенного разреза.
3. Описание родников "У Лесных сараев", "Белый колодец".
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРАКТИКЕ
1 . Дневник метеонаблюдений.
2. Полевой дневник.
3. План проведения экскурсии в роще Соловьи или в балко-оврагах Нижний Судок и Верхний Судок с учащимися 3 класса.
ПРОГРАММА МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЙ
1. Организовать постоянные наблюдения по месту жительства каждого студента. Место и время наблюдений остается постоянным. Запись ведется по форме:
Наблюдения \ Дни месяца | 1 | 2 | и т.д. по календарю |
Температура воздуха Направленность ветра Облачность (степень и вид) Осадки Другие явления | | | |
Условные обозначения
-
Снег
Ясно
Дождь
Пасмурно
Морось
Переменная облачность
Изморозь
Ветер северный
Гололед
Ветер западный
Роса
Ветер восточный
Туман
Ветер южный
Град
Ветер северо-западный
Гроза
Ветер северо-восточный
Метель
Ветер юго-западный
Поземка
Ветер юго-восточный
В конце месяца подвести краткий итог наблюдений по пунктам:
а) минимальная t воздуха;
б) максимальная t воздуха;
в) средняя t воздуха;
г) роза ветров.
Допoлнительно отметить по сезонам:
ОСЕНЬ:
а) начало и конец сезона, выделить подсезоны {первоосенье, золотая осень, предзимье);
б) первый заморозок (определяют в утренние часы по наличию инея или появлению ледяной корки на мелких лужах);
в) появление первого снежного покрова (дата снегопада, то есть образования сплошного снежного покрова хотя бы на несколько часов);
г) первый лед на стоячих водоемах;
д} ледостав на реке (если она есть);
е) образование устойчивого снежного покрова.
ЗИМА:
а) подпериоды (первозимье, глубокая зима, предвесенье);
б) установление снежного покрова;
в) максимальная и минимальная температура;
г) оттепели в течение зимы;
д) случаи метелей, гроз;
е) появление первых проталин;
ж) анализ снежного покрова (по месяцам).
ВЕСНА:
а) разрушение сплошного снежного покрова (когда на ровном месте половина площади освободилась от снега);
б) полное исчезновение снежного покрова (остатки снега в оврагах, канавах, в затененных местах в расчет не принимаются);
в) ледоход на реке (начало, конец);
г) установление мягкопластичного состояния почвы;
д) первая гроза;
е) последний заморозок (фиксируется в утренние часы по наличию изморози на поверхности почвы и различных предметах).
2. Собрать и записать народные приметы, пословицы и поговорки о явлениях в неживой природе.
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА
(раздел «Зоология»)
Осень. (2 часа)
Осенние явления в природе; продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки, состояние животных осенью.
Беспозвоночные животные, активные осенью. Концентрация наземных и беспозвоночных в местах зимовки.
Особенности жизни позвоночных животных осенью и распределение по местам обитания. Миграции земноводных и рептилий к местам зимовки.
Видовой состав птиц осенью. Птицы оседлые, кочующие и перелетные. Наблюдение стай, мест кормежки, перелета птиц. Изучение следов деятельности млекопитающих (гнезда грызунов, роющая деятельность кротов, норы и т.д.)
Миграция синантропных грызунов в жилища человека и хозяйственных постройки. Концентрация их в стогах, скирдах, ометах.
Зима. (2 часа)
Зимние явления в природе; продолжительность дня и ночи, максимальные и минимальные температуры. снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы.
Условия зимовки различных беспозвоночных. Насекомые, активные в зимний период.
Особенности распределения позвоночных животных по местам обитания. Приспособления к условиям зимовки. Концентрация около жилья человека.
Птицы. Видовой состав оседлых, кочующих и зимующих. Изучение по внешнему виду и голосам. Суточная активность, места кормежки и ночевок. Питание, способы добывания корма.
Млекопитающие, следы их деятельности: погрыз деревьев и кустиков, следы на снегу. Питание, способы добывания корма.
Подкормка птиц.
Весна. (2 часа)
Весенние явления в природе; увеличение продолжительности дня,
повышение ночной и дневной температуры, таяние снега, половодье, пробуждение животных.
Животные весной. Начало активной деятельности беспозвоночных насекомых. Насекомые - опылители.
Особенности жизни позвоночных, распределение их по местам обитания.
Нерест рыб.
Выход земноводных и рептилий с мест зимовки. Миграция земноводных к местам размножения. Места икрометания. Развитие головастиков.
Птицы весной. Видовой состав. Прилет и пролет птиц. Места массовых скоплений птиц для отдыха и кормежки. Поведение птиц весной; брачные игры, токование, интенсивность пения, образование пар, гнездование.
Млекопитающие. Следы их деятельности, размножение.
Лето. (18 часов)
I. Животный мир антропогенных ландшафтов (поселений человека, полей и садов, огородов).
Видовой состав животных антропогенных ландшафтов. Особенности условий обитания по соседству с человеком и приспособления к ним.
Насекомые - опылители с/х культур. Насекомые - вредители с/х
культур. Насекомые - паразиты человека и с/х животных. Меры борьбы с вредными насекомыми.
Земноводные и пресмыкающиеся антропогенных ландшафтов.
Их биология и значение.
Птицы антропогенных ландшафтов. Видовой состав, биология и значение. Привлечение птиц и их охрана.
Млекопитающие. Видовой состав, биология, значение. Меры борьбы вредными грызунами.
II. Животный мир водоемов и побережий, лугов, болот.
Беспозвоночные животные водоемов и побережий. Видовой состав условия обитания и приспособление организмов к водной среде. 3нание в биоценозе.
Земноводные водоемов. Водоем - среда размножения земноводных. Птицы водоемов, болот, лугов, их адаптивные особенности, практическое значение.
Млекопитающие водоемов. Видовой состав. Особенности организации и биологии, полуводных млекопитающим, их практическое значение.
Промысловые птицы и млекопитающие водоемов и побережий, лугов, болот, их охрана и рациональное использование.
III. Животный мир леса.
Беспозвоночные животные лесных ландшафтов. Видовой состав, биология, значение.
Земноводные и пресмыкающиеся леса. Видовой состав, биология, значение. Меры охраны рептилий.
Птицы леса. Приспособление птиц к обитанию в лесу. Размещение в различных участках леса (опушки, поляны, просеки, сплошной лес). Значение птиц.
Млекопитающие леса. Видовой состав, особенности биологии, значение. Промысловые птицы и млекопитающие леса. Методы увеличения численности и рационального использования. 0храна животных леса.
литература
Лавров Н.П. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных с заданиями на межсессионный период. – М.: Просвещение, 1974
Банников А.Г и др. Определитель земноводных пресмыкающихся фауны СССР. – М., 1977
Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых околоводных пространств СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей – М., 1983
Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей. – М., 1981 Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975
Благосланов К. Л. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983
Нехлюдова А.С и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986
Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975
Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу. – М., 1958
Покровский С.В. Календарь природы. – М , 1958
Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – Л, 1956
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА
(раздел «Ботаника»)
Осень. (2 часа)
Осенние явления в природе: продолжительность светового дня, дневные и ночные температуры воздуха, осадки.
Состояние растений осенью. Осеннее цветение растений. Плодоношение и способы распространения плодов и семян. Листопад. Осенняя окраска листьев. Состояние растений различных местообитаний.
Зима. (2 часа)
Зимние явления в природе: продолжительность дня и ночи, максимальные и минимальные температуры. Снеговой покров, ледостав на водоемах, промерзание почвы.
Состояние растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии (формы кроны, расположение и типы побегов, кора, почки). Вечнозеленые деревья, кустарники и кустарнички.
Зимнезеленые травянистые растения леса, сада, поля, луга. Условия их перезимовки.
Распространение плодов и семян растений зимой. Растения как пища для животных зимой.
Весна. (2 часа)
Весенние явления в природе: увеличение продолжительности дня, повышение дневных и ночных температур, таяние снега, появление проталин, половодье.
Состояние растений весной. Весеннее пробуждение растений в различных условиях (лес, луг, болото). Сокодвижение у деревьев (клен, береза). Набухание и развертывание почек у деревьев и кустарников. Цветение и опыление первоцветов, приспособление к различным способам перекрестного опыления. Прорастание семян, развитие проростков.
Лето. (3 дня – 18 часов)
1) Растения леса
Видовой и возрастной состав леса. Ярусное строение лесного сообщества, сомкнутость крон, высота деревьев.
Подлесок. Подрост древесных деревьев и кустарников.
Травянистые растения леса. Высшие споровые растения. Охраняемые, ядовитые, лекарственные, медоносные и другие растения.
Съедобные и ядовитые грибы.
Отмершие листья и другие элементы опада.
2) Растения луга
Луга пойменные и материковые. Растения луга по группам: злаки, бобовые, осоки, разнотравье.
Луг как покосное и пастбищное угодье.
Особенности экологических условий произрастания растений в открытых луговых ландшафтах.
Приспособление растений к различным условиям пойменных и суходольных лугов.
Меры по охране лугов и уходу за ними.
3) Растения болот
Верховые и низинные болота.
Условия жизни растений на болотах: избыточная влажность, недостаток кислорода, плохая теплопроводность, недостаток основных элементов минерального питания. Приспособленность растений к экологическим условиям болота.
Сфагновые мхи. Образование болот.
Л И Т Е Р А Т У Р А
ОСНОВНАЯ
1. Банников А.Г. и др. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. – М., 1977.
2. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей. – М., 1981.
3. Беме Р.Л., Кузнецов А.А.. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. Полевой определитель. – М., 1983.
4. Бова Э.Ю. Полевая практика по естествознанию. Методические рекомендации. – Брянск, 2003.
5. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М., 1976.
6. Нехлюдова Н.С. и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986.
7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Общее землеведение и краеведение. – Минск, 1987.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Афанасьев Т.В. и др. Почвы СССР. – М.: Мысль, 1979.
2. Благослонов К.Н. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983.
3. Верзилин Н.Н., Верзилин Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое, будущее. – М.: Просвещение, 1976.
4. Воронцев-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М., Наука, 1980.
5. Галант Т.Г., Гурвич Е.И. Практические занятия по землеведению и краеведению. – М., Просвещение, 1988.
6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М., Просвещение, 1985.
7. Жизнь животных. – М., 1968 - 1971, Т.1-6.
8. Жизнь растений. // Под ред. И.Ф. Федорова. – М., 1978-81. Том 1-6.
9. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. – М., 1969.
10. Мельчаков Ф.Н. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1990.
11. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975.
12. Нехлюдова Н.Н. Общее землеведение. – М., Просвещение, 1976, Т.1 и 2.
13. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. – М., 1985.
14. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: