Дипломной работе по теме: «Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического компонента речи слабослышащих детей младшего школьного возраста»
Методические рекомендации для логопедической работы по формированию лексико-грамматического компонента речи слабослышащих детей младшего школьного возраста.
(Составитель: Рещикова М.А., воспитатель СКОШИ №4)
Результаты экспериментального исследования в дипломной работе по теме: «Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического компонента речи слабослышащих детей младшего школьного возраста» позволили разработать методические рекомендации:
1. Материал, с которым работают дети на логопедических занятиях (связные тексты, предложения, словосочетания, слова) должен быть подобран с точки зрения его смысловой доступности детям с нарушениями слуха (лексика, фразеология, синтаксис).
2. В ходе занятий логопеду надо быть уверенным, что ученики с нарушениями слуха заняты анализом и преобразованиями вполне понятного им текста, при необходимости нужно дать пояснения в виде иллюстраций или изъять из работы недоступный учащимся материал.
3. Игры и игровые упражнения для логопедических занятий должны соответствовать практической направленности обучения и не должны быть длительными по времени (до 15-20 минут).
4. Дети с нарушениями слуха должны быть на достаточном количестве примеров подготовлены к обобщению.
5. Для закрепления и обобщения опыта, который приобретается учащимися в практических игровых упражнениях, необходимо применять материал на зарядке, самоподготовке, прогулке и в других режимных моментах.
6. Организация игры способствует оживлению игры и варьированию самих лексических и грамматических конструкций (какого-либо изменения в новой ситуации, дополнения новыми словами и т д.). Воспитатель или логопед в процессе игры следит за ее ходом, отмечает, кто больше заметил ошибок, создает условия для участия ребят в той или иной роли, что способствует закреплению в развитии правильной речи (дети учатся задавать вопросы и отвечать на них). Степень участия взрослых в таком виде деятельности определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры.
7. Руководя дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, логопед опирается на возрастные и индивидуальные особенности детей. Большую роль в формировании лексико-грамматического компонента речи для рассматриваемой категории детей приобретают игры, в которых они учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, способны к слуховому анализу устной речи, сообразительны и находчивы.
8. Система игр должна подчиняться общеизвестному принципу: последующий лексический и грамматический материал «вырастает» из предыдущего. А алгоритм организации игр строится от простого к сложному:
простейшая лексема → однокоренные слова → близкие и противоположные по значению слова → словообразование → словоизменение на уровне словосочетаний → простых → распространенных и сложных предложений.
9. Рекомендуется игровые упражнения с использованием графических схем. Можно использовать следующую систему обозначений: предмет (кто? что?) обозначать кружком, действие (что делает?)- стрелочкой, признак предмета (какой?) обозначать волнистой линией, место и время действия (локатив)- квадратом, объект - треугольником. С помощью графических схем, символов и рисунков дети легче составляют словосочетания, простые и распространенные предложения.
В школу
шагают
дети
радостные
Осенью
страница 1
скачать
Другие похожие работы: