Образовательная программа оздоровительного лагеря «Маячок» Составитель: Павлова М. А
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №8
с углублённым изучением математики
г. Старая Русса
оздоровительный лагерь «МАЯЧОК»
с дневным пребыванием детей МАОУ СОШ № 8
Образовательная программа
оздоровительного лагеря «Маячок»
Составитель:
Павлова М.А.,
учитель начальных классов,
высшая кв. категория;
начальник лагеря.
Старая Русса 2013
1 Пояснительная записка.
Профиль лагеря: экологический, оздоровительный.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.
Каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Во время каникул нужно уделять много времени для игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.
2. Участники
Участниками данной программы являются учащиеся МАОУСОШ №8. Возрастные данные от 7 до 16 лет включительно, по заявлению родителей. В лагере создаются 5 отрядов с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников, количество воспитанников в лагере до 155 человек. В помещениях лагеря строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
1.3.Цель:
Создание системы физического оздоровления детей для осмысленного отношения каждого к своему здоровью и приобщение их к природоохранной деятельности.
1.4.Задачи:
- привлечь каждого ребёнка к осознанному выбору здорового образа жизни;
- экологическое воспитание учащихся;
- создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одарённых детей путём привлечения их к участию в культурно-массовой и спортивной работе;
- расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- воспитывать нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы:
1. личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.
5. Содержание деятельности.
Формирование физически- духовно- нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по физическому, патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены. В форме конкретной помощи проводится социальная работа.
В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, акции, мониторинговую деятельность.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений и по закаливанию организма.
При выборе формы и методов работы во время смены лагеря, независимо от её образовательной и творческой направленности, приоритетной должны быть оздоровительная и деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное питание, мед. обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий, походов, игр, занятий по интересам; временных кружках, секциях, творческих мастерских.)
Главным в содержании деятельности смены профильного лагеря является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного научно-технического и других видов творчества, выполнение коллективных или индивидуальных творческих работ, дополняемые обязательной системой мер по формированию здорового образа жизни.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап смены.
Этот этап характеризуется подготовительной работой. Деятельностью этого этапа является:
— создание программы лагеря;
— составление плана-сетки смены
— подготовка методического материала для участников смены;
— отбор кадров для работы в детском оздоровительном лагере; оформление классных отрядных комнат;
2. Организационный этап смены.
В этот период осуществляется первоначальное сплочение и организационное оформление отрядов лагеря, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптация детей в условиях лагерной жизни.
Основной деятельностью этого этапа является:
—встреча детей;
—знакомство с законами жизни лагеря;
Основное структурно-организационное пространство жизнедеятельности в лагере — это временный детский коллектив. С первых дней смены в отрядах проводятся беседы, комплекс игр на сплочение, взаимодействие, благоприятной адаптации детей.
Проведение игровых часов способствует раскрепощению детей, сплочению коллектива, выплеску эмоций и развитию физических качеств.
3. Основной этап смены.
На данном этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по проекту:
—привлечение детей в группы по интересам;
—реализация основной цели;
—вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
—организация деятельности органов самоуправления.
Данный этап направлен на развитие познавательной активности, самореализацию детей и подростков в различных видах социально значимой деятельности, реализацию двигательной активности, оздоровление и закаливание их организма.
В программу работы с детьми входят следующие направления деятельности:
- экологическое направление: работа на пришкольном участке, уход за комнатными растениями, конкурсы социальной рекламы, рисунков и плакатов, игровые и конкурсные программы;
-духовно – нравственное, патриотическое направление: посещение музеев, библиотек, организация выставок рисунков, беседы;
-познавательно-досуговое направление: игровые и комбинированные мероприятия, культурно-познавательные программы, посещение городской детской библиотеки, краеведческого музея, центра детского творчества, Центра культуры «Русич», музыкальной школы;
-спортивно-оздоровительное направление: соревновательная практика, спортивные эстафеты, спартакиада;
-общественно – полезная трудовая деятельность: обустройство отрядных уголков, трудовые десанты в местности расположения лагеря и т.д.;
-отрядные и общелагерные мероприятия: проведение творческих конкурсов, подвижные игры;
Предложенный детям широкий спектр направлений деятельности должен быть привлекательным, соответствовать интересам личности ребенка, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность.
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является подведение итогов смены:
—проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены;
—анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей.
Заключительный этап включает в себя проведение итоговых сборов отряда, проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. На данном этапе происходит подведение итогов собственной деятельности школьника в лагере, осмысление и мотивация на дальнейшее развитие морально-волевых и духовно-нравственных ценностей.
Итоговые линейки посвящаются награждению детей, отличившихся в чем-либо на протяжении всей смены.
6. Кадровое обеспечение
Начальник лагеря, старший воспитатель, воспитатели (педагоги МАОУ СОШ №8), физрук, музыкальный руководитель, медицинский работник, уборщица.
Начальник лагеря руководит его деятельностью, несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, ведёт документацию.
Старший воспитатель лагеря организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно-просветительными и спортивными учреждениями.
Воспитатели, музыкальный работник и физрук осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.
Орган самоуправления представляет собой совет командиров отрядов, который совместно с вожатыми реализуют коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми.
Задача педагогического коллектива заключается в создании условий ребенка для его безопасного время препровождения для развития культуры взаимоотношений, духовного развития личности, формирования способности к собственному выбору и самореализации.
7. Необходимые условия реализации.
Для эффективной деятельности программы лагеря необходимы:
1. Компьютер, принтер, проектор, фотоаппарат, магнитофон.
2. Диски, видеофильмы.
3. Литература: методическая литература, дидактические материалы, журналы и т.д.
4. Канцелярские материалы: бумага формата А-4, фломастеры, краски, цветная бумага, клей, скотчи, ручки и т.д.
5. Спортивный инвентарь.
Материально-техническая база лагеря
Программа реализуется на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 с углублённым изучением математики г. Старая Русса.
Инфраструктура лагеря включает в себя: классные комнаты, столовую, медпункт, спортивный зал, актовый зал, компьютерный класс, мультимедийный кабинет.
Санитарно-гигиенические нормы
Имеются умывальники, горячая и холодная вода для гигиенических процедур.
Питание
На территории лагеря находится столовая на 200 мест. Осуществляется двухразовое питание.
Медицинское обслуживание
В лагере имеется медицинский пункт. В летний период работает медсестра.
Реализация программы может осуществляться конкретными средствами, методами и формами через систему спланированных мероприятий при создании следующих условий:
1.Соблюдение всех требований к зданию, к воздушно-тепловому режиму, санитарно-техническому оборудованию, гигиенических требований к режиму дня, организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий, организации питания, санитарному состоянию и содержанию оздоровительного учреждения, прохождению профилактических медицинских осмотров и личной гигиене персонала, соблюдению санитарных правил.
2.Выполнение должностных инструкций всем персоналом лагеря. Соблюдение всех требований и правил при организации и ведении учебно-воспитательного процесса.
3.Инструктаж всего персонала об обязанностях и ответственности, соблюдение правил безопасности, мерах предосторожности, правилах первой помощи при различных ситуациях.
4.Методическая подготовка педагогов, воспитателей, работников лагеря.
5.Ознакомление воспитателя с формами работы с детьми.
6.Реализация идеи программы на различных этапах смены: организационном, основном, заключительном.
7.Анализ итогов проведенной работы за смену и летний сезон.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- повышения уровня экологической культуры;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта; развитие личностных качеств;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: