Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста Цели программы
8. Программа
социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста
Цели программы
Помочь детям младшего школьного возраста (1- 4-е классы) справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Содержание программы
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия
Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.
Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы Задачи. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно, принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.
Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
На каждый блок задач отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока - повторение пройденного - служит плавным переходом к новой теме.
Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2-4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
Возраст с 7-11 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом им помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.
На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.
Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.
Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений, идеалов.
Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без этого происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.
Для продвижения ребенка в развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности - со стороны окружающих. С.Г. Якобсон указывал, что
«основная... психологическая особенность этической регуляции связана с тем, что... образ себя как некоторой целостности, соответствующей положительному эталону, является центральным психологическим образованием».
Тематическое планирование психокоррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию
общения и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников
Раздел и темы программы | Используемая литература |
Блок 1 | |
1. «Знакомство» «Мое имя» {начало), «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу». Рисование на тему «Автопортрет» | Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995. |
2. «Мое имя» «Связующая нить», «Прогулка», «Мое имя» (<продолжение), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай». Рисование на тему «Я в трех зеркалах» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд.-М., 1995. |
3. «Ялюблю...» «Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение». Рисование на тему «Я люблю больше всего...» | Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М., Воронеж, 1998. Кряжева H.JI. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. |
4. «Настроение» (начало) «Солнечный зайчик», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому». Рисование на тему «Мое настроение» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. |
Диагностика «Исследование уровня психической пресыщаемости» | |
Блок 2 | |
5. «Настроение» {продолжение) «На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод». | 1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997. |
Рисование на тему сценки | |
6. «Наши страхи» {начало) Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика». Рисование на тему «Нарисуй свой страх» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995. |
7. «Наши страхи» (;продолжение) «Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав». Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь» | Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997. |
8. «Я больше не боюсь» «Смелые ребята», «В темной норе», «На лесной поляне», «Тень», «Слепой и поводырь» | Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. ЯЛ. Коломинского, Е.А. Панъко. — Мн., 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. |
Диагностика школьной тревожности Филлипса | |
Блок 3 | |
9. «Новичок» «Молчок», «Три характера», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты». Рисование на тему сценки «Три характера» | Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997. |
10. «Ласка» «Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Минута шалости», «Волшебный сон» Рисование на тему «Страшный зверь» | Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М., 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. |
11. «Общая история» Сочиняем «Общую историю», «Колдун», «Иголка и нитка». Коллективное рисование «Общая история» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. |
12. «Волшебный лес» «Ежик», «Ежики смеются», «Тропинка», «Танец». Рисование на тему «Волшебный лес» | Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. - М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996. |
Диагностика самооценки «Какой я?», «Лесенка» | |
Блок 4 | |
13. «Сказочная шкатулка» «Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса», «Танец». Рисование на тему «Волшебные зеркала» | Щербакова Т.Н. Детская психология в сказках и играх. Журнал «Школьные технологии». № 1, 1997. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996. |
14. «Доброта» «Злодей», «Не смей!», «Впереди всех», проигрывание ситуаций Рисование на тему проигранных ситуаций | Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. - М., 1996. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. |
15. «Радость» «Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик». Рисование на тему проведенных этюдов | Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. - М., 1996. |
16. «Волшебники» «Взаимоотношения», «Солидарность», «Передай по кругу», «Волшебники», «Цветок» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. Урунтаева Г.А., Афонъкина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. —Ярославль, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |
Диагностика исследования личности. Поведение во фрустрационной ситуации. (Тест Роршаха. Тест Розенцвейга) |
Блок 5 | |
17. «Солнце в ладошке» «Встреча сказочных героев», «Мальчик (девочка) - наоборот», «Солнце в ладошке», «Просто так», «Клеевой дождик», «Идем за синей птицей» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. -М., 1995. |
18. «Встреча с другом» «Встреча с другом», «Два друга», «Окажи внимание другому», «Музыкальная мозаика», проигрывание ситуаций. Рисование на тему «Мои друзья» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996. |
19. «Помирились» «Поссорились и помирились», «Мирная считалка», «Вежливый ребенок», «Кого мы называем вежливым», разыгрывание ситуаций, «Розовое слово «привет» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995. |
20. «Правила дружбы» «Найди друга», «Секрет», «Цветик- семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы». Рисование на тему «Новоселье» | Кряжева H.J1. Развитие эмоциональ-ного мира детей. - Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. |
Диагностика изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка (личностный опросник Айзенка) |
№ п/п | Элемент тренинга | Комментарий |
1 | Ритуал приветствия | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой |
2 | Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) | Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения |
3 | Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) | Приоритет отдается многофунк-циональным техникам, направленным одновременно на развитие познава-тельных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятель-ности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2-4 |
4 | Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы | Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали) |
5 | Ритуал прощания | По аналогии с ритуалом приветствия |
Принципы проведения
Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей. Выбор и инициатива принадлежат детям. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из нее игрушки. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются онтогенетической концепцией структуры самосознания B.C. Мухиной.
Оборудование
Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), куклы- манекены для ролевых игр, видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, небольшие сувениры для поощрений, награждений.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций
Занятие 1. «Знакомство» Приветствие
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:
Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), доброе утро, Маша... (называются имена детей по кругу), доброе утро, Ирина Михайловна,
доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают), доброе утро, небо (аналогичные движения руками),
доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)! Игра «Мое имя»
Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
Тебе нравится твое имя?
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня - Иван, Маша - Мария» и т.д. Игра «Угадай, кого не стало»
Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.
Игра «Узнай по голосу»
Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона. Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Рисование на тему «Автопортрет»
Расслабление
Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши». По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.
Домашнее задание
С воспитателями и родителями дети должны выполнить аппликацию «Ромашка». В центр цветка вписать свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего.
Занятие 2. «Мое имя»
Приветствие
См. занятие 1.
Беседа
Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.
Дети раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что- нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если дети испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение. После этого на автопортрет ребенка приклеивается «ромашка» с именем ребенка. Психолог говорит: «Теперь наши имена всегда с нами».
Игра «Связующая нить»
Цель. Формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку - бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игра «Прогулка»
Цель. Двигательная и эмоциональная разминка.
Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
В игре используется народная музыка, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы». Рисование самого себя
Цель. Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию. Психолог предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах:
в зеленом — такими, какими они представляются себе;
в голубом — такими, какими они хотят быть;
в красном -— такими, какими их видят друзья. Игра «Возьми и передай»
Цели. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Домашнее задание
Дети должны расспросить родителей о своем имени, почему их так назвали. (Может, у кого-то есть «история» его имени, например: девочка родилась светленькой, как солнышко, — назвали Светочкой; или назвали в честь кого-то из родственников, так называют всех первенцев и т.п.). Расставание
Занятие 3. «Я люблю...»
Приветствие
Беседа
Ведущий беседует с детьми по теме домашнего задания об «истории» их имени. Психолог говорит, что для каждого человека его имя - самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах. Давайте это сделаем. Игра «Переходы»
Цели. Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.
Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.
Игра «Разыщи радость»
Цели. Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.
Психолог просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу-тетрадь со следующими главами:
качества, которые нравятся в людях;
дела, которые удается делать хорошо;
вещи, которые люблю;
любимые книги, фильмы, мультфильмы;
любимые места;
приятные сны;
наши мечты.
Рисование на тему «Я люблю больше всего...»
Цели. Укрепление положительного впечатления от предыдущей игры, перевод в зрительный ряд.
Дети рисуют то, что они больше всего любят. Все рисунки складываются в специальную папку; если кто-либо нуждается в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от них радость. Танцевальный этюд «Подари движение»
Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу. Расставание
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: