Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний»
Понятие мотивации. Стадии процесса мотивации. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG, Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга. Теории процесса мотивации: теория трудовой мотивации Аткинсона, теория справедливости, теория ожидания, теория постановки целей, концепция партисипативного управления.
Литература:
Нормативные акты
Трудовой кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ : в ред. 7 мая 2009 г. № 80-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 32, ст. 3301; 2009. – № 52, ч. 1, ст. 6482.
Основная
Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник /
В. И. Кнорринг. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Дополнительная
Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Мескон, М. Ф. Основы менеджмента / М. Ф. Мескон, М. Альберт. –
М.: Дело, 2008.
Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник / Ю. Г. Одегов,
П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2005.
Тема 8. Контроль как функция управления
Понятие и роль контроля в организации. Функции и задачи контроля. Основные аспекты управленческого контроля: экономический, политический и правовой, социально-психологический, организационно-процедурный. Стадии контроля: установление стандартов, сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами, корректировка возможных отклонений. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Литература:
Основная
Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник /
В. И. Кнорринг. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Дополнительная
Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2008.
Мескон, М. Ф. Основы менеджмента / М. Ф. Мескон, М. Альберт. –
М.: Дело, 2008.
Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник / Ю. Г. Одегов,
П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2005.
Раздел II. Организация как базовое понятие менеджмента
Тема 9. Организация как управленческий процесс
Сущность понятия «организация»: структурный и поведенческий подходы. Процесс организации. Координация деятельности. Масштабы управления. Нормы управляемости руководителей. Централизация и децентрализация управления. Принципы и методы делегирования полномочий.
Литература:
Основная
Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник /
В. И. Кнорринг. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Дополнительная
Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Мескон, М. Ф. Основы менеджмента / М. Ф. Мескон, М. Альберт. –
М.: Дело, 2008.
Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник / Ю. Г. Одегов,
П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2005.
Тема 10. Организация как объект управления
Организация как объект управления. Основные черты организации. Этапы и принципы построения организации. Типы организационных структур: иерархичные и органические. Линейные, линейно-функциональные, дивизиональные, матричные, проектные и бригадные структуры управления. Построение организации с использованием комиссий (комитетов).
Понятие миссии организации. Формулировка миссии и роль в деятельности предприятия. Цели организации и их классификация. Стратегия организации. Составляющие внутренней среды организации. Анализ внутренних сильных и слабых сторон организации: SWOT-анализ. Стратегические альтернативы. Экономический потенциал предприятия.
Литература:
Основная
Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник /
В. И. Кнорринг. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Дополнительная
Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Мескон, М. Ф. Основы менеджмента / М. Ф. Мескон, М. Альберт. – М.: Дело, 2008.
Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник / Ю. Г. Одегов,
П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2005.
Тема 11. Организация как система управления
Понятие системы. Открытые и закрытые системы. Модель организации как открытой системы. Системный подход к управлению операциями. Операционная система как совокупность планирующей, перерабатывающей, контролирующей и обеспечивающей подсистем.
Определение внешней среды. Характеристики внешней среды. Среда прямого и косвенного воздействия на организацию. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Механистические и органические организации. Корпоративные и индивидуалистские организации. Новые типы организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа.
Литература:
Основная
Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник /
В. И. Кнорринг. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Дополнительная
Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Мескон, М. Ф. Основы менеджмента / М. Ф. Мескон, М. Альберт. –
М.: Дело, 2008.
Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник / Ю. Г. Одегов,
П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2005.
Раздел III. Организационные процессы. Менеджмент фирмы
Тема 12. Разработка управленческого решения
Сущность управленческого решения (УР). Классификация УР. Субъект и объект УР. Роль менеджера в принятии УР. Методология принятия УР. Методы диагностики проблем: сравнения, моделирования, факторного анализа. Методы выявления альтернатив: интерактивные и номинальные группы, метод «мозгового штурма» и Дельфи. Метод выбора альтернатив в условиях определенности, риска и неопределенности. Методы реализации решений: планирования, организации и контроля.
Литература:
Основная
Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник /
В. И. Кнорринг. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Беляев, В. И. Менеджмент: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2009.
Дополнительная
Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2008.
Мескон, М. Ф. Основы менеджмента / М. Ф. Мескон, М. Альберт. –
М.: Дело, 2008.
Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник / Ю. Г. Одегов,
П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2005.
Тема 13. Виды и типы менеджмента
Характеристика основных типов менеджмента: традиционный, системный, ситуационный, социально-этический, морально-этический, стратегический, перспективный, текущий. Сущность, цели и принципы стратегического менеджмента. Стратегическое планирование как основа стратегического управления. Цели и задачи инвестиционного менеджмента. Финансовый менеджмент как функция и система управления. Цели и задачи финансового менеджмента. Система производственного менеджмента: основные элементы, функции, методы и задачи.
Понятие инноваций и инновационной деятельности. Виды инноваций. Аспекты инновационного менеджмента. Подходы к инновационному менеджменту: факторный, системный, ситуационный и др. Этапы инновационной политики предприятий. Особенности управления инновациями.
Литература:
Основная
Беляев, В. И. Менеджмент: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2009.
Дополнительная
Мескон, М. Ф. Основы менеджмента / М. Ф. Мескон, М. Альберт. –
М.: Дело, 2008.
Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2006.
Управление персоналом: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. –
М.: ИНФРА-М, 2005.
Тема 14. Эффективность менеджмента
Понятие эффективности, эффекта и результата деятельности. Принципы измерения эффективности. Показатели оценки эффективности различных видов производственно-хозяйственной деятельности. Подходы и показатели оценки эффективности системы управления.
Литература:
Основная
Беляев, В. И. Менеджмент: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2009.
Дополнительная
Мескон, М. Ф. Основы менеджмента / М. Ф. Мескон, М. Альберт. –
М.: Дело, 2008.
Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2006.
Управление персоналом: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. –
М.: ИНФРА-М, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Раздел I. Психологические аспекты управления
Тема 1. Понятие социологии и психологии управления
Объект и предмет социологии и психологии управления. Структура и функции социологии и психологии управления.
Современная дискуссия о предмете социологии управления (А. И. Кравченко, Г. П. Зинченко, М. В. Удальцова, Е. М. Бабосов и др.). Взаимосвязь социологии и психологии управления с другими науками, изучающими процессы управления.
Проблемы методологии социологии и психологии управления. Методы социологии и психологии управления: общенаучные и специальные. Прикладные исследования управления и менеджмента. Особенности методов сбора информации при изучении процессов управления (наблюдение, анализ документов, контент-анализ, опрос, интервью, эксперимент, метод фокус-групп). Социометрия как метод изучения взаимоотношений в организации. Метод статистического принятия решений, метод анализа доходов и расходов, метод изучения отдельных случаев (прецедентов). Моделирование и эксперимент. Виды социальных экспериментов.
Литература:
Основная
Бабосов, Е. М. Социология управления: учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск, 2000.
Занковский, А. Н. Организационная психология : учеб. пособие /
А. Н. Занковский. – М., 2009.
Дополнительная
Основы современного социального управления: теория
и методология : учеб. пособие / под ред. В. И. Иванова. – М., 2000.
Резник, С. Д. Организационное поведение: учебник / С. Д. Резник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
Резник, С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) / С. Д. Резник, И. А. Игошина. – М., 2009.
Шепель, В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. –
М., 2006.
Тема 2. Социальная организация
Сущность организации: ее типы, виды. Формы управления социальной организацией. Социальная организация: признаки, структура. Элементы социальной организации.
Организационная стратегия современного бизнеса. Основные подходы к организационному поведению. Социально-экономические проблемы организационного поведения. Организационные изменения и развитие персонала.
Литература:
Основная
Арсеньев, Ю. Н. Организационное поведение: учеб. пособие
для студентов вузов / Ю. Н. Арсеньев. – М., 2005.
Занковский, А. Н. Организационная психология: учеб. пособие /
А. Н. Занковский. – М., 2009.
Дополнительная
Основы современного социального управления: теория и методология: учеб. пособие / под ред. В. И. Иванова. – М., 2000.
Резник, С. Д. Организационное поведение: учебник / С. Д. Резник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
Резник, С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) / С. Д. Резник, И. А. Игошина. – М., 2009.
Холл, Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Х. Холл. – СПб., 2001.
Тема 3. Организационные умения и развитие персонала
Теории поведения человека в организации. Личность и организация. Психологическая характеристика типов ролей менеджеров. Особенности поведения менеджеров различного уровня. Структура умений и навыков эффективного менеджера. Формирование эффективных стратегий поведения менеджеров. Диагностика уровня развития организационных умений персонала. Особенности развития персонала.
Литература:
Основная
Арсеньев, Ю. Н. Организационное поведение: учеб. пособие
для студентов вузов / Ю. Н. Арсеньев. – М., 2005.
Дополнительная
Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг: учеб. пособие для вузов / Ю. М. Жуков [и др.];
под ред. Ю. М. Жукова. – М., 2004.
Резник, С. Д. Организационное поведение: учебник / С. Д. Резник. –
2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
Спивак, В. Н. Организационное поведение и управление персоналом /
В. Н. Спивак. – СПб., 2000.
Холл, Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Х. Холл. – СПб., 2001.
Раздел II. Психология профессиональной деятельности
Тема 4. Характеристика профессиональной деятельности
Понятие деятельности. Профессиональная деятельность. Функции деятельности. Продуктивность, осознанность деятельности. Общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. Предмет, средства и условия труда. Психологическая структура профессиональной деятельности. Психологические механизмы формирования деятельности. Физиологические основы трудовых процессов. Классификация и виды трудовой деятельности.
Литература:
Основная
Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М., 2006.
Кочеткова, А. И. Психологические основы современного управления персоналом: учеб. пособие / А. И. Кочеткова. – М., 1999.
Дополнительная
Резник, С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) / С. Д. Резник, И. А. Игошина. – М., 2009.
Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию /
Е. В. Сидоренко. – СПб., 2002.
Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2007.
Спивак, В. Н. Организационное поведение и управление персоналом /
В. Н. Спивак. – СПб., 2000.
Шепель, В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. – М., 2006.
Тема 5. Функциональные состояния как регулятор профессиональной деятельности
Роль и место функциональных состояний в поведении человека. Трудные состояния, их виды и влияние на деятельность. Доминантные состояния. Сон. Кома. Фрустрация. Тревога. Стресс. Нейронные механизмы стресса. Влияние индивидуальных особенностей личности на поведение в стрессовой ситуации. Эффекты стресса на рабочем месте. Методы управления стрессом у персонала организации. Рекомендации по профилактике стресса в организации.
Измерение и анализ физиологических рабочих нагрузок. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
Литература:
Основная
Булыгин, Ю. Е. Организация социального управления: слов.-справ. /
Ю. Е. Булыгин. – М., 2001.
Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М., 2006.
Дополнительная
Основы современного социального управления: теория и методология: учеб. пособие / под ред. В. И. Иванова. – М., 2000.
Резник, С. Д. Организационное поведение: учебник / С. Д. Резник. –
2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
Резник, С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) / С. Д. Резник, И. А. Игошина. – М., 2009.
Спивак, В. Н. Организационное поведение и управление персоналом /
В. Н. Спивак. – СПб., 2000.
Холл, Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Х. Холл. – СПб., 2001.
Шепель, В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. – М., 2006.
Тема 6. Профилактика неблагоприятных состояний человека в трудовой деятельности
Понятие психической саморегуляции (ПСР). Понятия «управление», «самоуправление», «саморегулирование». Особенности процессов психического саморегулирования. Виды психической саморегуляции.
Навыки ПСР как внутренний ресурс. Основные задачи коррекции психического состояния. Средства и методы ПСР в зависимости от функциональных задач. Контроль внешних проявлений эмоций. Управление нервно-психической напряженностью и настроением. Управление психическим состоянием с помощью переключения внимания. Психотехнические приемы работы с иррациональными идеями.
Оптимизация режима труда и отдыха. Внешние способы коррекции неблагоприятных состояний. Основные приемы саморегуляции состояний. Роль психологической подготовки к деятельности. Специализированная гимнастика. Нервно-мышечная релаксация. Роль функциональной музыки на производстве.
Литература:
Основная
Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М., 2006.
Кочеткова, А. И. Психологические основы современного управления персоналом: учеб. пособие / А. И. Кочеткова. – М., 1999.
Дополнительная
Бороздина, Г. В. Психология делового общения: пособие для вузов /
Г. В. Бороздина. – М., 2010.
Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг: учеб. пособие для вузов / Ю. М. Жуков [и др.] ;
под ред. Ю. М. Жукова. – М., 2004.
Основы современного социального управления: теория и методология: учеб. пособие / под ред. В. И. Иванова. – М., 2000.
Шепель, В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. – М., 2006.
Тема 7. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности
Понятие профессионализации. Прогрессивная стадия профессионального становления личности. Формирование мотивов профессиональной деятельности. Формирование профессиональных знаний и представлений. Профессионально важные качества личности.
Регрессивная стадия профессионального становления. Профессиональная деформация личности и ее проявления в мотивационной, познавательной сферах деятельности и личностных характеристиках. Феномен психического выгорания.
Система профессионального психологического отбора специалистов. Профессионально важные качества личности. Профпригодность и ее виды. Профессиональная подготовка.
Литература:
Основная
Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М., 2006.
Дополнительная
Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг: учеб. пособие для вузов / Ю. М. Жуков [и др.] ;
под ред. Ю. М. Жукова. – М., 2004.
Резник, С. Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) / С. Д. Резник, И. А. Игошина. – М., 2009.
Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко. – СПб., 2004.
Холл, Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Х. Холл. – СПб., 2001.
Шепель, В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. – М., 2006.
Раздел III. Межличностные процессы в организации
Тема 8. Коммуникативные процессы в организации
Особенности коммуникативного процесса в деятельности менеджера.
Обмен информацией как функция общения. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Средства общения: характеристика и виды. Функции и виды речи. Невербальное общение: визуальные, акустические и тактильные виды общения. Барьеры общения.
Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция.
Место взаимодействия в структуре общения. Типы взаимодействий. Основные приемы влияния в процессе общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Техника коммуникаций и межличностные процессы в организационном поведении. Коммуникативные средства и технологии в организационном поведении. Интегрированные маркетинговые коммуникации в организационном поведении.
Литература:
Основная
Арсеньев, Ю. Н. Организационное поведение: учеб. пособие
для студентов вузов / Ю. Н. Арсеньев. – М., 2005.
Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М., 2006.
Дополнительная
Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг : учеб. пособие для вузов / Ю. М. Жуков [и др.];
под ред. Ю. М. Жукова. – М., 2004.
Социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2007.
Спивак, В. Н. Организационное поведение и управление персоналом /
В. Н. Спивак. – СПб., 2000.
Холл, Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Х. Холл. – СПб., 2001.
Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – СПб., 2002.
Шепель, В. М. Управленческая психология / В. М. Шепель. – М., 2006.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: