NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Формирование ключевых компетенций средствами метода проектов


Формирование ключевых компетенций средствами метода проектов.

Одно из перспективных направлений модернизации образования – разработка идей компетентностного подхода в обучении. Школа призвана создавать условия, благоприят-ные для роста и развития ребёнка, формирования его готовности к продолжению обучения и успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу. [14]

Стратегической целью модернизации российской системы образования на этапе школьного обучения является обеспечение нового современного качества образования, ориентированного на формирование у молодого поколения ключевых компетенций: универсальной системы знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых. Достижение этой цели не представляется возможным без действенной реализации в современной российской школе дидактического принципа связи обучения с жизнью. [4]

Компетентностный подход тесно связан с личностно ориентированным обучением. При компетентностном подходе помимо знаний и умений учащихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, соци-альных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность ключевых компетенций.

Компетентностный подход расширяет, дополняет знаниево – ориентированный, так как рассматривает подчинённость знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания. [14]

В процессе обучения следует обращать внимание на формирование тех компетен-ций, которые необходимы учащимся для даль​нейшего обучения и профессионального развития, социальной адаптации в современном мире. К данной категории относятся:

​ учебно-познавательные;

​ гражданско-политические;

​ информационные и коммуникативные;

​ социально – трудовые компетенции.

Остановимся более подробно на каждой из компетенций.

К учебно-познавательным относят компетенции в сфере познавательной деятель-ности. Сюда входят знания и умения организации, планирования идей, анализа, рефлексии и самооценки деятельности, интеллектуальные способности к самостоятельному приобре-тению новых знаний, жизненные установки и готовность к дальнейшему самообразова-нию.

Гражданско-политические компетенции связаны с ценностными ориентирами школьника, его способность выражать свою гражданскую позицию, осознавать свою роль и предназначение в обществе, умением выбирать целевые установки для своих поступков.

Информационные и коммуникативные компетенции предполагают способность и готовность отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и переда-вать её. Сформированность коммуникативных компетенций предусматривает владение необходимыми языками, способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе.

Социально – трудовые компетенции означают применение знаний и опыта в сфере общественных отношений, в области профессионального самоопределения.

В решении данной проблемы необходимо опираться на компетентностный подход в обучении, так как меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь приме-нять теоретические знания для решения конкретных задач. [14]

В формировании компетенций большую роль играют принципы личностно ориен-тированного обучения, индивидуального подхода, субъективности в обучении.

Личностно ориентированный образовательный процесс построен с участием изна-чально присущих ребёнку субъективности, рефлексивного сознания, творческого потен-циала, любопытства, потребности в самостоятельном познании мира, общении, свободе и развивает природное стремление личности к самоутверждению. [2]

Практико-ориентированные проекты несут в себе очень важную функцию адаптации учеников к меняющимся условиям жизни на основе освоения специфических социальных навыков и практических умений в сфере экологии, воспитания чувства ответственности за выполненную работу. Проекты такого рода сочетают инновационную, экологическую и творческую деятельность. [10]

Практико-ориентированные проекты позволяют формировать учебно-познавательные компетенции школьников. Это происходит на всех стадиях проекта: осмысления, планирования и выполнения исследовательской работы по проекту.

Работа над проектом основана на учебно-познавательной деятельности, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Прежде чем начать работу над проектом, необходимо узнать, какую литературу необходимо читать, для того, чтобы собрать необходимую информацию – факты, идеи, мнения и инструкции по выполнению исследований.

Каждый из проектов предусматривал не только исследовательскую и практическую деятельность. Мы проводили викторины, игры, конкурсы рисунков, агитационных листовок. Таким образом, старалась сформировать гуманистически направленное отношение к природе у ребят.

В течение 4 лет школьное лесничество принимало участие в проекте «Экомонитор», организованном МБОО «Сибэкоцентр» г.Новосибирск. В результате работы над проектом ребята должны были научиться проводить экологический мониторинг ценных природных объектов (планировать маршруты, проведение экспедиций, походов, базовые навыки полевого определения, фиксирования полевой информации, описания природных объектов), работать с GPS и цифровым фотоаппаратом, обрабатывать фотографии в графическом редакторе, создавать свои карты в геоинформационной системе программы GoogleEarth, размещать созданные карты и фотодокументы в Интернете (GoogieMaps, Яндекс.Фото, др.)

В результате проекта создана удобная Интернет – база данных о природе правобережной части Новосибирской области и части Южной Сибири. А помогали в этом наши выпускницы Андреевы Катя и Надя. Все участники проекта обучались в старших классах средней школы и имели навыки работы на компьютере, в электронной почте. Однако подавляющее большинство учащихся не имели опыта в общении через интернет и составлении веб – атласа. С целью решения этой проблемы на установочном сессии «Экомонитор» учащиеся были ознакомлены с рекомендациями по общению посредством Интернет и выставления фоторабот в картах Googl.

Для организации и проведения проекта были организованы семинары, в рамках которых ребята получили практические навыки работы с полученными приборами (цифровой фотоаппарат, GPS навигатор), использования сайта и информационно – коммуникативных технологий, организации исследовательской программы мониторинга, а также необходимые консультации по другим вопросам, касающихся исследовательской и природоохранной деятельности учащихся.

Проект реализовывался с мая по ноябрь 2009г. В результате мониторинга мы обследовали большую часть ООПТ «Колыванский борок», изучали изменения, происходящие как в животном, так и в растительном мире. Все полученные данные были размещены на сайте в интернете, создан веб – атлас в картах Googl.

На заключительном семинаре, каждая группа отчиталась о проделанной работе по проекту. Если на первом семинаре дети чувствовали себя скованными и неуверенными, то теперь они с уверенностью делились со своими сверстниками полученными данными и проведенной работе.

Закреплению навыков проектной и исследовательской деятельности, мы продолжили, приняв участие в проекте «Летняя лесная школа», организованном МБОО «Сибэкоцентр» г.Новосибирск, АКОО «Геблеровское экологическое общество» и заповедником «Тигирекский». И, наверное, самое главное для нас, это то, что юбилейная ЛЛШ проходила у нас в Колывани – «ЛЛШ Колывань – 2010»! Мы уже в течение 6 лет принимаем участие в данном проекте.

Цель ЛЛШ – изучить и на практике освоить полезные для сохранения и восстановления лесов и других природных экосистем методики и технологии, познакомиться с единомышленниками из разных уголков Сибири, научиться работать в команде, взаимодействовать с  людьми разных убеждений, что бывает чрезвычайно важно в практической природоохранной деятельно​сти.

В результате работы над проектом, приобретается опыт взаимодействия и общения между учащимися, представляющими разные районы не только Алтайского края, но и Новосибирской области. В результате работы над проектом воспитываются личностные качества, приобретаются знания и развиваются умения необходимые для работы в коллективе, все это необходимо для формирования коммуникативных компетенций, а именно  обучение работе в группе, выработка на​выков культурного общения, анализ способов коллективного принятия решений, совместные действия, направленные на улучшение местной экологической обстановки.

Выполняя задания коллективно, в группе, паре, ребята овладевали навыками эффективного общения, сотрудничества, учились предотвращать конфликтные ситуации. Проводимые занятия помогали успешно адаптироваться в реальных жизненных ситуациях, выявлять возникающие проблемы, находить альтернативные варианты их решения, нести ответственность за результат собственных действий.

В процессе работы над проектом ребята принимали участие в экспедициях, при этом они учились проводить экологический мониторинг ценных природных объектов, планировали маршруты, во время описания обнаруженных растений у ребят формировались базовые навыки полевого определения. Участники проекта не только изучали, но и апробировали на практике методики оценки состояния природных систем и биологического разнообразия.

Особенно понравилось работать ребятам с GPS навигатором. Техническая новинка вызвала неподдельный интерес. Каждый получил шанс попробовать свои силы в работе с новым для них прибором. Нами были определены координаты всех обнаруженных род​ников и растений «краснокнижников», мы нанесли эти точки на карты – схемы. Особое значение имеет тот факт, что занятия проводили преподаватели Г-АПГУ, известный на Алтае фотограф Игорь Хайтман проводил занятия для увлеченных фотографией ребят. Проведенные им мастер – классы пригодились во время полевой практики. Сравнивая свои фотоработы, которые были созданы до работы в фото – мастерской и после, многие с удивлением замечали, что полученные фотоработы более высокого качества, чем были ранее.

Работа над проектом дает учащимся возможность проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, способствует формированию позитивной самооценки. Ощущение успешности в проектной работе, положительно влияет на результаты учебной деятельности.

Проектная деятельность помогает раскрыть творческие возможности ребят, расши​рить их кругозор, позволяет на практике осуществить интеграцию различных предметов. Это своеобразный инструмент, с помощью которого можно познать окружающий мир и средство привлечения детей к активной социальной деятельности и гражданской ответст​венности.

О результатах работы говорят и полученные школьным лесничество награды: мы неоднократно занимали призовые места в краевом конкурсе школьных лесничеств «Подрост». А Андреевы Надежда и Екатерина учатся на биологическом факультете АГУ г.Барнаул.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: