Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы. Выступление на пед совете от 05. 2010 (Спиридонова Н. В.)
Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы.
Выступление на пед.совете от __05.2010 (Спиридонова Н.В.)
“Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”.
(П.Г. Щедровицкий)
Пример:
Проведён международный контроль уровня подготовки школьников из 31 страны мира в возрасте 15 лет. В частности, проверялись умения чтения и восприятия текста, решение практических задач по математике и естественным наукам. Россия заняла 25 общее место, по чтению – 27, по математике – 22 место, 26 место по естественным наукам (впереди нас Сингапур, Южная Корея, Китай, Гонконг, Япония, Бельгия, Венгрия и т.д.).
Причинами (в массовой школе) являются:
Предметные цели обучения доминируют над интегрированными.
Элементарные умения и навыки вытесняют деятельностный подход.
Отсутствует компетентностный подход в обучении.
Авторитаризм в отношениях между учащимися и учителем не уступают место сотрудничеству, партнёрству в учебной деятельности.
Можно привести более частные причины:
Примитивный или совсем отсутствующий поурочный план урока.
Равнодушие учителя-предметника к пропускам уроков учащимися.
Расхождение поставленных целей на урок с формами и методами преподавания.
Формальное отношение к повышению своей квалификации.
И другие причины.
А ведь сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.
Какие достижения учащихся можно считать показательными в овладении ими ключевыми, общеучебными компетенциями?
В каких условиях могут формироваться, быть приобретены эти способности, т.е. ключевые компетенции.
Каким требованиям, по вашему мнению должно соответствовать образовательное пространство урока, школы, чтобы ученик мог овладеть ключевыми компетенциями?
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:
1. Дидактические требования:
Чёткое формирование образовательных задач
Определение оптимального содержания урока
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические требования:
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
Особенности самоорганизации учителя
Организация познавательной деятельности
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
Организованность учащихся
Учёт возрастных особенностей
3. Требования к технике проведения урока:
Урок должен быть эмоциональный
Темы и ритм урока должен быть оптимальным
Полный контакт учителя и учащихся.
Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Смена видов деятельности
Обеспечение активного учения каждого ученика.
Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса
4. Требования к гигиене урока:
Температурный режим
Проветривание
Освещение
Предупреждение утомления
Чередование видов деятельности
Физкультминутка
Правильная рабочая поза учащихся.
Соответствие роста школьной мебели.
Формируются компетентности, если:
Обучение носит деятельностный характер.
Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).
Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика. Ещё Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”, а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
Самостоятельная работа с помощью технологических карт.
Самостоятельная работа-это целенаправленная, внутренне мотивированная деятельность, структурированная обучающимися и регулируемая ими по процессу и результату. У учащихся должна быть, прежде всего, сформирована система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать.
Нужно уметь:
-понимать предложенные учителем цели;
- ставить цели самому;
- удерживать цели до реализации, не позволяя вытеснять их другими, также представляющими интерес;
- выделять условия, важные для реализации цели;
- применительно к условиям выбирать средства достижения цели;
- определять последовательность действий;
- уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной;
- уметь корректировать свои действия;
- иметь определённые коммуникационные умения;
- иметь необходимые практические сформированные навыки работы.
Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности ученика достигается лишь тогда, когда эта деятельность становится предметом его сознательности и воли, то есть, основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле.
К навыкам самостоятельной познавательной деятельности ученика относятся следующие умения:
-ставить цели самому;
- определять последовательность действий;
- оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной;
- корректировать свои действия;
- определённые коммуникационные умения.
Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он сам формулирует учебную задачу, ставит цель деятельности, производит учебные действия и действия контроля, оценивает результат, то есть учебная деятельность через рефлексию на неё превращается в самообучение.
Помощь в достижении поставленных целей учителю могут оказать технологические карты, которые дают ребёнку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, понять её и сформулировать собственную конкретную цель на определённый этап деятельности.
В технологическую карту закладывается возможность работы с алгоритмами, что само по себе развивает речь при проговаривании всей цепочки рассуждений. Технологическая карта одновременно является элементом контроля, позволяющим отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий.
ОБРАЗЕЦ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
_________________как часть речи
Технологическая карта ученика_______________класса______
№ | Этап, цель | Содержание | Результат |
1 | Определение темы: «Я буду…» | Прочитай текст, вставь пропущенные слова. Кружатся снежинки__холодном воздухе. Катаются дети ____коньках____гладкому льду. Весело ребятам____зимнее время___на улице. Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока. | Тема: |
2 | Знакомство с темой: «Я хочу узнать…» | 1.(к)морю, (в)поле, (на)поле побежал___класс побежал___класса 2.Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам. Используй слова шёл и дом. 3.Узнай дополнительно в справочном пособии на с. 150. | Предлог-это_______ Складывай предлоги в корзину. |
3 | Подведение итогов | Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. | +или - |
4 | Использование предлогов в словосочетании | 1. Используй предлоги из корзины. Составляй словосочетания со словом стол. Например: на-стоял на столе,…. 2. Отметь своё задание! Выполни упражнения № 377, 381 (с. 151-153) из справочного пособия. | Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно! |
5 | Использование предлогов в предложении | Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. | Оцени работу своей группы. |
6 | Подведение итого | Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. | Оценка. |
Формирование компетенций с помощью проектной деятельности
Одной из педагогических технологий, активно используемых специалистами в последнее время, является метод проектов. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы.
метод проектов:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере; владение коммуникативными навыками, умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте.
При работе над проектом можно выделить следующие этапы:
Первый этап (проектировочный).
1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
2. Вопросы выносятся на доску.
3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
4. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
6. Задание на дом: определить конечный результат работы группы.
7. Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
При помощи педагога разработаны программы исследования каждой группы. Все программы имели одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы и база исследования. Осуществление деятельности каждой группой происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая задача для всех – сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, учащиеся научились искать информацию в Интернете, выходили на сайты общественных организаций, музеев, искали клипы для презентаций. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников» - наблюдения и экскурсии.
Второй этап (практический).
Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
Заключительный этап.
Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы. Оглашается последовательность выступлений групп. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.
Результаты работы каждой группы объединяются для составления общей презентации. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: диалог исторических или литературных персонажей, иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий; путешествие, ролевая игра, спектакль, телепередача. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. При этом очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков: кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта, демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, демонстрировать найденное решение, проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Групповая работа
Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убедили нас в том, что:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
В ходе парной работы в форме диалога происходит активное речевое развитие: детям необходимо правильно сформулировать вопрос и выразительно адресовать его своему напарнику, затем поменяться ролями.
Приучая ребят к парной работе, учитель вначале сам строит вопросы и ответы на них в карточке, разделённой для этого на две части, детям отводится репродуктивная роль.
Такая карточка позволяет проверить детям свои и чужие знания по данной теме.
Более сложной бывает работа на следующем этапе, когда при подведении итогов работы на определённом этапе или маршруте учитель ставит перед детьми задачу:
-сформулировать вопрос к первому правилу;
-найти ответ на этот вопрос в тексте правила;
-подобрать пример на данное правило;
-записать данную пару « вопрос-ответ» для парной работы для тех, кому трудно ещё самому подготовить такую пару.
Т.о., учителя начальной школы выбрали приоритетными для формирования учебно-познавательные компетенции, коммуникативные. При этом чаще всего используются технологии проектного обучения, групповая работа и самостоятельная работа с помощью технологических карт.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: