Формирование учебной самостоятельности школьников при подготовке к контрольной работе
Формирование учебной самостоятельности школьников
при подготовке к контрольной работе.
Актуальной проблемой для школы является проблема организации такого обучения, которое приводило бы к развитию учебной самостоятельность и ответственности учащихся.
Поскольку в контрольной работе полюс ответственности наиболее усилен, то при особой организации подготовки к ней можно увидеть проявления учебной самостоятельности и ответственности у детей, стимулировать их дальнейшее развитие. Опишу возможную процедуру подготовки к контрольной.
В классе располагаются два стола, на одном из них тренировочные карточки двух типов - простые и сложные. На другом столе – карточки “помощники”. “Помощники” - это тот материал, который готовится как детьми, так и учителем, и может быть использован ребенком в качестве опоры своего действия при тренировке. На доске учителем выписан пронумерованный список умений, которые будут проверяться в контрольной работе.
Ребята в тетради ставят номер умения и свою собственную оценку его сформированности:
В - высокий уровень, отлично,
ВС – выше среднего, хорошо,
С – средний, удовлетворительно,
НС – ниже среднего, слабо.
Затем выбирают те карточки с заданиями, которые помогают отработать наиболее проблемные места, то есть выбирают задания, исходя из своих собственных дефицитов.
Ребята, кто оценил все свои умения на «отлично», берут карточки с заданиями высокого уровня сложности, помеченные звездочкой. Они садятся на первый ряд, решают задачи и консультируют остальных учащихся, если к ним обращаются за помощью. Остальные могут объединяться в пары, если работают над одинаковыми карточками, обращаются к «помощникам», к учителю или одноклассникам – консультантам.
Когда карточка с задачами, выбранными в начале урока проработана, ученик выбирает другую, направленную на отработку следующего умения, оцененного им в начале урока наиболее низко.
При таком подходе те, кто хотят научиться, научатся.
Конкретный пример. Подготовка к контрольной работе по теме «Обыкновенные дроби» по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.
УМЕНИЯ:
СРАВНЕНИЕ ДРОБЕЙ
НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО
НАХОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ
КАКУЮ ЧАСТЬ ОДНО ЧИСЛО СОСТАВЛЯЕТ ОТ ДРУГОГО
1. Сравните дроби:








2. Нахождение части от целого.
Найдите а)от 28, б)
от 36, в)
от 42.
Решите задачи, предварительно ответив на вопросы:
Какая величина принята за целое в каждой задаче?
Известна ли эта величина?
Что требуется найти: часть от целого или целое по его части?
А) В международном конкурсе танцевальных пар участвовали 120 человек. Российские спортсмены составили

Б) Скорость автомобиля 50


В) В спортивном клубе «Спартак» занимаются 450 человек. Футболисты составляют

Г) В коробке 24 мяча. Красные составляют


3. Нахождение целого по его части.
найдите число, если
а)



Решите задачи, предварительно ответив на вопросы:
Какая величина принята за целое в каждой задаче?
Известна ли эта величина?
Что требуется найти: часть от целого или целое по его части?
А) В международном турнире российских шахматистов было 60 человек, что составляет

Б) Скорость велосипедиста 25


В) Масса теннисного мяча 90 г, что составляет

4. Какую часть одно число составляет от другого?
В железнодорожном составе 16 вагонов. От состава отцепили 9 вагонов. Какую часть состава отцепили?
Какую часть
Метра составляет 1 см, 3 дм, 17 мм
Тонны составляют 13 кг, 2ц
Суток составляют 11 ч, 47 мин.
От ара составляют 23 м2
От гектара составляют 29 а, 29 м2
За неделю в магазине было продано 420 кг капусты. В первый день продали 70 кг. Какая часть капусты была продана в первый день?
Какую часть периметра квадрата составляет длина одной стороны? Длина трех сторон?
Задачи.
Андрей собирал модель самолета. За 6 часов он выполнилвсей работы. Сколько ему еще надо времени, чтобы собрать модель полностью?
В коллекции Кати 2100 марок. Дедушка внес в коллекциювсех марок, папа-
всех марок, а остальные внесла Катя. Сколько марок в коллекцию внесла Катя?
В поселке запланировано строительство новых коттеджей,из них будут строить из кирпича,
- из деревянного бруса, а остальные 4 дома из бетонных панелей. Сколько всего домов запланировано построить в поселке? Какую часть всех домов составляют дома из бетонных панелей?
Две окружности имеют общий центр. Радиус одной окружности 4 см, это составляетдиаметра второй окружности. Начертите эти окружности.
Сравнение дробей.
Сравни с
Сравни:
Найди несколько значений х, удовлетворяющих неравенству:


Сравни:
Расположи дроби в порядке возрастания:
А) при а


Помощник.
Нахождение части от целого.
Найти 23 от 21 кг.

Целое – это 21 кг. Дробь 23 показывает, что целое надо разделить на 3 равные части и взять две такие части.
2132=14 (кг)
Ответ: 14 кг.
Помощник.
Нахождение целого по его части.
Найдите массу пакета с крупой, если 35 его равны 600 г.






? грамм
Масса всего пакета с крупой – это целое.
Целое не известно.
Дробь 35 показывает, что целое разделили на 5 равных частей и взяли 3 таких части. Значит, 600 г – это 3 части всей крупы.
Узнаем, сколько г в одной части и полученный результат умножим на 5, так как целое состоит из пяти таких частей.
60035=1000 г = 1 кг.
Ответ: пакет с крупой весит 1 кг.
Помощник.
Какую часть одно число составляет от другого?
1. Урок длится 45 минут. На решение задачи ушло 7 минут. Какая часть урока ушла на решение задачи?
Решение.
45 минут длится урок, поэтому
1 мин = 145 урока, 7 мин = 745 урока.
Ответ: 745 урока решали задачу.
Чтобы узнать, какую часть одно число (меньшее) составляет от другого (большего), надо меньшее разделить на большее, ответ записать в виде обыкновенной дроби.
2. Какую часть гектара составляют 50 м2 ?
Решение.
1 га =10000 м2
5010000=5010000=1200.
На доске вывешивается таблица, в которой учащиеся знаком «+» напротив своей фамилии отмечают проработанные карточки. В конце урока учитель видит работу каждого.
Таблица учета выполненных заданий
фамилия | Сравнение дробей | Сравнение дробей | Нахождение части от целого | Нахождение целого по его части | Какую часть одно число составл. от другого | Задачи |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Практика показывает, что учителю трудно одновременно консультировать обращающихся за помощью одних учащихся и проверять проработанные в карточке задания у других. Проверять решенные задачи надо сразу, чтобы ребенок понимал, верно ли он действует, верно ли рассуждает. Поэтому на доске я стала вывешивать ответы к заданиям, а значит, дети делают самопроверку очень быстро. Бояться списывания не стоит – самоподготовка не оценивается, если прорабатываются задачи без звездочки, т.е. первого уровня сложности. Да и вся эта работа рассчитана на осознанное желание проработать собственные дефициты учащимися. К заданиям второго уровня ответы не даются. В конце урока я собираю тетради у тех учащихся, кто работал над карточками со звездочкой, т.е. над задачами, где свои знания надо применить в нестандартной ситуации. В журнал выставляю только положительные оценки.
Конечно, такой урок требует большой подготовки от учителя. Но он воспитывает в детях самостоятельность и ответственность. Правильно сделанный в ходе подготовки выбор и добросовестная работа – залог успешного выполнения контрольной работы.
Цепенникова К. А.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: