Воспитание самостоятельности школьников как средство формирования самодисциплины, самоуважения и уважение к окружающим

Методическая тема:
Воспитание самостоятельности школьников как средство формирования самодисциплины, самоуважения и уважение к окружающим.
Цель – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Задачи на год:
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
- подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
- формирование культуры семейных отношений;
- создание условий для социализации и самореализации личности.
Пояснительная записка
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
Развивать коммуникативные отношения ребенка;
Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Формировать полезные привычки;
Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
Воспитывать чувство коллективизма;
Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей школьников.
Концептуальными положениями программы являются:
Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
Системность.
Доступность.
Научность.
Создание развивающей ситуации
Занимательность.
Сознательность и активность.
Наглядность
Связь теории с практикой
Преемственность.
Природосообразность
Методологической основой программы являются следующие положения:
1.Образовательный уровень – средний.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 10- 12 лет
5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок - игра.
Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.
В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», другими документами об образовании, «Положением о группе продлённого дня».
Универсальные учебные действия.
1.Личностные УУД:
Самопрделение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности),
Смыслообразования (“какое значение смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него),
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
2.Познавательные УУД:
Общеучебные – формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические, моделирование;
Логические – анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, доказательство;
Действия постановки и решения проблем.
З.Коммуникативные УУД:
Планирование,
Постановка вопросов,
Разрешение конфликтов,
Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.
4.Регулятивные УУД:
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно,
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,
Прогонозирование – предвосхищения результатами уровня усвоения,
Контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,
Коррекция – внесения необходимых дополнений и корективов в план и способ действия в случаи расхождения эталона,
Оценка,
Волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам
Развитие самостоятельности
Формирование полезных привычек
Цели и задачи
режимных моментов в группе продленного дня
Режимные моменты | Основные воспитательные задачи и направления деятельности |
Прием детей | Формировать навыки личной гигиены Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Воспитание культуры поведения. |
Отдых и деятельность на воздухе | Восстановление сил, работоспособности. Воспитание любви к природе, родному краю. Развивать двигательную активность детей. |
обед | Развить навыки самообслуживания, закреплять навыки культуры поведения за столом. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований. |
Клубно-кружковая работа | Воспитание нравственных черт современного человека. Развитие творческих способностей детей |
самоподготовка | Закрепить навыки самообразовательной работы. Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание. Формировать положительное отношение к учебе. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке. |
Подведение итогов дня | Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться |
Индивидуальная работа с дежурными | Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности. |
Примерный план работы воспитателя ГПД на год
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Комплектование ГПД, утверждение режима работы | Май, сентябрь |
2 | Комплектование ГПД, утверждение режима работы: -социальный состав, -состояние здоровья, -овладение навыками учебной работы и интеллектуального развития, -успеваемость уч-ся, их отношение к учебе, -творческие возможности и интересы воспитанников, -психолого-педагогические проблемы, -формирование нравственной позиции воспитанников, -формирование коллектива. | 1 четверть |
3 | Оформление документации и уголка ГПД. | В течение года |
4 | Определение актуальных проблем воспитания и развития воспитанников | 1 четверть |
5 | Планирование воспитательной работы (мероприятия, темы бесед, названия игр, чтение книг, посещение библиотеки..) по основным направлениям деятельности: -спортивно-оздоровительное(беседы о пользе закаливания, как одеваться в разное время года, о видах сорта, физкультминутки, посещение спортзала, игры на воздухе..) -учебное(познавательные игры, знакомство с новыми книгами, обсуждение прочитанного, конкурсы, викторины..) -эстетическое(беседы о прекрасном, выставки, праздники..) -санитарно-просветительское(беседы по ПДД, поведение во время каникул, прогулок, о противопожарной безопасности, правила техники безопасности) -нравственно-патриотическое(знакомство с обязанностями, беседы о поведении, истории Отечества) -трудовое(организация дежурства в группе, беседы о профессиях, изготовление подарков к праздникам, уход за растениями) -работа с родителями(индивидуальные беседы) | еженедельно |
№ | Содержание деятельности | сроки |
6 | Посещение уроков учителей с целью изучения методики преподавания разных предметов и уровня форсированности у учеников общественных навыков и умений | В течение года |
7 | Сотрудничество с медико-психологическими службами, руководителями дополнительного образования. | В течение года |
8 | Организация работы со слабоуспевающими и мотивированными учащимися. | В течение года |
9 | Работа по самообразованию воспитателя | Сентябрь-февраль |
10 | Создание условий для успешной работы в ГПД (соблюдение санит. гигиен.режима, материально-технических условий) | В течение года |
11 | Индивидуальные консультации для родителей | 1 раз в четверть |
12 | Участвовать в работе методических объединений, педсоветов | в течение года |
13 | Привлекать воспитанников ГПД на занятия в кружках. Составить списки учащихся, которые будут посещать кружки. | Ежедневно |
14 | Работать над закреплением у школьников навыков культуры поведения, чистоты и аккуратности. | ежедневно |
15 | Проводить работу по изучению ПДД. | 1 раз в неделю |
16 | Проводить беседы с детьми по ОБЖ | 1 раз в неделю |
17 | Регулярно проводить «Клубные часы» | 1 раз в неделю |
18 | Принять участие в подготовке и проведении школьных праздников: | в течение года |
19 | Регулярно проводить викторины и конкурсы. | в течение года |
20 | Постоянно поддерживать связь с учителями школы, работать в контакте при проведении самоподготовки. | в течение года |
21 | Постоянно пополнять библиотеку воспитателя литературой, которая помогла бы в работе. | в течение года |
22 | Анализ работы за весь учебный год в ГПД. | 4 четверть |
Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели.
I ЧЕТВЕРТЬ | ||
СЕНТЯБРЬ | ||
дата | мероприятия | Развивающие задачи |
| День Знаний | Приобщать к празднику |
| Знакомство с детьми. Инструктаж | Ознакомить с правилами техники пожарной безопасности |
| Беседа «Правила для учащихся» | Учить совместно составлять правила и приобщать детей к соблюдению этих правил |
| Беседа: «Культура моего края» | Приобщать культуре родного края |
| Беседа: «Семья и семейные традиции» | Развивать интерес к истории своей семьи и ее традициям |
| Занимательная викторина «сохраним нашу Землю» | Познакомить учащихся с историей возникновения праздника, научит беречь природу. |
| Деловая игра «Путешествие в мир профессий» | Познакомить с профессиями и расширять кругозор детей |
| Беседа: « Экология – наука о том, как сберечь дом (жизнь)» | Развитие связной речи, описательной функции речи |
| Труд на участке | Развитие умения составлять план предстоящей работы, воспитание положительного отношения к труду. |
| Советы Айболита: «Как беречь здоровье» | Приобщение к здоровому образу жизни. |
дата | мероприятия | Развивающие задачи |
| Беседа: «Какой я друг» | Развитие монологической речи, содействие развитию коммуникативной функции |
| Математическая игра: «Весёлый Счёт» | Развивать логическое мышление детей |
| Беседа: «Человек! Помоги себе сам!» | Воспитывать самостоятельность во всех своих делах |
| Беседа: «Лень – помощник или враг?» | Приобщать детей доводить дела до конца |
| Игра-презентация «я и пешеход » | Расширять кругозор детей о правилах дорожного движения |
| Практическое занятие «Мир без наркотиков» | Расширять знания о вредных привычках |
| Беседа: «Православные праздники» | Расширять кругозор о православных праздниках. |
| Беседа:«Моё имя» | Развивать интерес к собственному «Я», отношения к себе и к другим как к личности |
| Интеллектуальная игра «Города России» | Расширять знания и представления о городах |
| День учителя | Разучивание стихов, песней |
| Беседа: «Мой сосед по парте» | предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. |
октябрь | ||
дата | мероприятия | Коррекционно-развивающие задачи |
| Беседа-диалог: «Хлеб всему голова» | Формирование познавательных интересов, активизация словаря |
| Игра: «Азбука общения» | Приобщать к культуре общения |
| Практика: «Кто много читает, тот много знает» | Формирование познавательных интересов, активизация словаря |
| День учителя | Разучивание стихов и песен |
| Беседа: «Осень пришла» | Развитие описательной функции речи, активизация словаря, составление сложных слов |
| Викторина: «Грибы» | Расширять кругозор о гибах |
| Информационный час: «Вредные привычки» | Расширять знания о грибах |
| Дискуссия «Афоризмы» | Развитие монологической речи, содействие развитию коммуникативной функции |
| Игра «Поле Чудес» | Развивать логическое мышление |
| «Откуда книга пришла?» | Расширять знания и представления о происхождении предметов, активизация словаря |
| Беседа: «Учимся быть культурными» | Приобщать культуре, к правилам поведения в школе |
| Подвижная игра: «Расти здоровым» | Сохранение и укрепление здоровья детей, преодоление перегрузки |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: