NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Воспитание самостоятельности школьников как средство формирования самодисциплины, самоуважения и уважение к окружающим





Методическая тема:

Воспитание самостоятельности школьников как средство формирования самодисциплины, самоуважения и уважение к окружающим.
Цель – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Задачи на год:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

- формирование культуры семейных отношений;

- создание условий для социализации и самореализации личности.
Пояснительная записка
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.

В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:

  • Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;

  • Развивать познавательные процессы и интересы личности;

  • Развивать основные нравственные качества личности ребенка;

  • Развивать коммуникативные отношения ребенка;

  • Развивать мыслительные процессы, творческие способности;

  • Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;

  • Формировать полезные привычки;

  • Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость

  • Воспитывать чувство коллективизма;

Программа составлена на основе проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей школьников.
Концептуальными положениями программы являются:

  • Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;

  • Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);

  • Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.

  • Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности

В основу разработанной программы положены следующие принципы:

    • Системность.

    • Доступность.

    • Научность.

    • Создание развивающей ситуации

    • Занимательность.

    • Сознательность и активность.

    • Наглядность

    • Связь теории с практикой

    • Преемственность.

    • Природосообразность


Методологической основой программы являются следующие положения:

1.Образовательный уровень – средний.

2. Ориентация содержания – практическая.

3.Характер освоения – развивающий.

4. Возраст обучающихся – 10- 12 лет

5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок - игра.

Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.

Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.

В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», другими документами об образовании, «Положением о группе продлённого дня».

Универсальные учебные действия.

1.Личностные УУД:

  • Самопрделение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности),

  • Смыслообразования (“какое значение смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него),

  • Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

2.Познавательные УУД:

  • Общеучебные – формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические, моделирование;

  • Логические – анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, доказательство;

  • Действия постановки и решения проблем.

З.Коммуникативные УУД:

  • Планирование,

  • Постановка вопросов,

  • Разрешение конфликтов,

  • Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли.

4.Регулятивные УУД:

  • Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно,

  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,

  • Прогонозирование – предвосхищения результатами уровня усвоения,

  • Контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,

  • Коррекция – внесения необходимых дополнений и корективов в план и способ действия в случаи расхождения эталона,

  • Оценка,

  • Волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии.


Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества обучения учащихся;

  • Развитие индивидуальности учащихся;

  • Развитие интереса к изучаемым предметам

  • Развитие самостоятельности

  • Формирование полезных привычек


Цели и задачи

режимных моментов в группе продленного дня


Режимные моменты

Основные воспитательные задачи и

направления деятельности

Прием детей

Формировать навыки личной гигиены

 Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. 

 Воспитание культуры поведения.

Отдых и деятельность на воздухе

Восстановление сил, работоспособности. Воспитание любви к природе, родному краю. Развивать двигательную активность детей.

обед

Развить навыки самообслуживания, закреплять навыки культуры поведения за столом.

 Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований. 

Клубно-кружковая работа


Воспитание нравственных черт современного человека. Развитие творческих способностей детей

самоподготовка

Закрепить навыки самообразовательной работы.

Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.

Формировать положительное отношение к учебе. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.


Подведение итогов дня

Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться

Индивидуальная работа с дежурными

Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.

Примерный план работы воспитателя ГПД на год



п/п

Содержание деятельности

Сроки

1

Комплектование ГПД, утверждение режима работы

Май, сентябрь

2

Комплектование ГПД, утверждение режима работы:

-социальный состав,

-состояние здоровья,

-овладение навыками учебной работы и интеллектуального

развития,

-успеваемость уч-ся, их отношение к учебе,

-творческие возможности и интересы воспитанников,

-психолого-педагогические проблемы,

-формирование нравственной позиции воспитанников,

-формирование коллектива.

1 четверть

3

Оформление документации и уголка ГПД.

В течение года

4

Определение актуальных проблем воспитания и развития воспитанников

1 четверть

5

Планирование воспитательной работы (мероприятия, темы бесед, названия игр, чтение книг, посещение библиотеки..) по основным направлениям деятельности:

-спортивно-оздоровительное(беседы о пользе закаливания, как одеваться в разное время года, о видах сорта, физкультминутки, посещение спортзала, игры на воздухе..)

-учебное(познавательные игры, знакомство с новыми книгами, обсуждение прочитанного, конкурсы, викторины..)

-эстетическое(беседы о прекрасном, выставки, праздники..)

-санитарно-просветительское(беседы по ПДД, поведение во время каникул, прогулок, о противопожарной безопасности, правила техники безопасности)

-нравственно-патриотическое(знакомство с обязанностями, беседы о поведении, истории Отечества)

-трудовое(организация дежурства в группе, беседы о профессиях, изготовление подарков к праздникам, уход за растениями)

-работа с родителями(индивидуальные беседы)

еженедельно



Содержание деятельности

сроки

6

Посещение уроков учителей с целью изучения методики преподавания разных предметов и уровня форсированности у учеников общественных навыков и умений

В течение года

7

Сотрудничество с медико-психологическими службами, руководителями дополнительного образования.

В течение года

8

Организация работы со слабоуспевающими и мотивированными учащимися.

В течение года

9

Работа по самообразованию воспитателя

Сентябрь-февраль

10

Создание условий для успешной работы в ГПД (соблюдение санит. гигиен.режима, материально-технических условий)

В течение года

11

Индивидуальные консультации для родителей

1 раз в четверть

12

Участвовать в работе методических объединений, педсоветов

в течение года

13

Привлекать воспитанников ГПД на занятия в кружках. Составить списки учащихся, которые будут посещать кружки.

Ежедневно

14

Работать над закреплением у школьников навыков культуры поведения, чистоты и аккуратности.

ежедневно

15

Проводить работу по изучению ПДД.


1 раз в неделю

16

Проводить беседы с детьми по ОБЖ


1 раз в неделю

17

Регулярно проводить «Клубные часы»


1 раз в неделю

18

Принять участие в подготовке и проведении школьных праздников:


в течение года

19

Регулярно проводить викторины и конкурсы.

в течение года

20

Постоянно поддерживать связь с учителями школы, работать в контакте при проведении самоподготовки.

в течение года

21

Постоянно пополнять библиотеку воспитателя литературой, которая помогла бы в работе.


в течение года

22

Анализ работы за весь учебный год в ГПД.

4 четверть



Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели.


I ЧЕТВЕРТЬ


СЕНТЯБРЬ

дата

мероприятия

Развивающие задачи




День Знаний

Приобщать к празднику




Знакомство с детьми. Инструктаж

Ознакомить с правилами техники пожарной безопасности




Беседа «Правила для учащихся»

Учить совместно составлять правила и приобщать детей к соблюдению этих правил




Беседа: «Культура моего края»

Приобщать культуре родного края




Беседа: «Семья и семейные традиции»

Развивать интерес к истории своей семьи и ее традициям




Занимательная викторина «сохраним нашу Землю»

Познакомить учащихся с историей возникновения праздника, научит беречь природу.




Деловая игра «Путешествие в мир профессий»

Познакомить с профессиями и расширять кругозор детей




Беседа: « Экология – наука о том, как сберечь дом (жизнь)»

Развитие связной речи, описательной функции речи




Труд на участке

Развитие умения составлять план предстоящей работы, воспитание положительного отношения к труду.




Советы Айболита: «Как беречь здоровье»

Приобщение к здоровому образу жизни.



дата



мероприятия



Развивающие задачи




Беседа: «Какой я друг»

Развитие монологической речи, содействие развитию коммуникативной функции




Математическая игра: «Весёлый Счёт»

Развивать логическое мышление детей




Беседа: «Человек! Помоги себе сам!»

Воспитывать самостоятельность во всех своих делах




Беседа: «Лень – помощник или враг?»

Приобщать детей доводить дела до конца




Игра-презентация «я и пешеход »

Расширять кругозор детей о правилах дорожного движения




Практическое занятие «Мир без наркотиков»

Расширять знания о вредных привычках




Беседа: «Православные праздники»

Расширять кругозор о православных праздниках.




Беседа:«Моё имя»

Развивать интерес к собственному «Я», отношения к себе и к другим как к личности




Интеллектуальная игра «Города России»

Расширять знания и представления о городах




День учителя

Разучивание стихов, песней




Беседа: «Мой сосед по парте»

предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.




октябрь

дата

мероприятия

Коррекционно-развивающие задачи




Беседа-диалог: «Хлеб всему голова»

Формирование познавательных интересов, активизация словаря




Игра: «Азбука общения»

Приобщать к культуре общения




Практика: «Кто много читает, тот много знает»

Формирование познавательных интересов, активизация словаря




День учителя

Разучивание стихов и песен




Беседа: «Осень пришла»

Развитие описательной функции речи, активизация словаря, составление сложных слов




Викторина: «Грибы»

Расширять кругозор о гибах




Информационный час: «Вредные привычки»

Расширять знания о грибах




Дискуссия «Афоризмы»

Развитие монологической речи, содействие развитию коммуникативной функции




Игра «Поле Чудес»

Развивать логическое мышление




«Откуда книга пришла?»

Расширять знания и представления о происхождении предметов, активизация словаря




Беседа: «Учимся быть культурными»

Приобщать культуре, к правилам поведения в школе




Подвижная игра: «Расти здоровым»

Сохранение и укрепление здоровья детей, преодоление перегрузки

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: