Формирование универсальных учебных действий в обучении географии на основе проекта линии умк «Полярная звезда». А. В. Калабина, учитель географии мкоу «Образовательный центр»
Формирование универсальных учебных действий в обучении географии на основе проекта линии УМК «Полярная звезда».
А.В. Калабина, учитель географии МКОУ
«Образовательный центр» г. Зуевка
Горе моряку, потерявшему свет маяка у скалистого берега в ненастный вечер…
Ориентиром для моряка является маяк. Маяком-ориентиром для работы современного учителя являются государственные образовательные стандарты второго поколения.
Современные социальные запросы определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевой компетенции - «умение учиться».
Концептуальными идеями реализации требований нового стандарта являются:
- системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личностных качеств обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий;
- определение научного содержания образования на основе фундаментального ядра, представленного понятиями и категориями, учениями, законами и закономерностями, их применения на практике;
- духовно-нравственное развитие и воспитание в пространстве урока и дополнительного географического образования как основы ценностных ориентаций развития личностных качеств обучающихся.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения речь идёт о личностных, метапредметных и предметных результатах, формирование которых строится на усвоении универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) определяются как обобщенные способы действий, благоприятствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, в решении проблем реальных жизненных ситуаций. Универсальность учебных действий носит надпредметный, метапредметный характер.
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Основные нормативные документы ФГОС ООО, в которых даны описание и рекомендации по формированию УУД, требуют со стороны учителя-предметника глубокого переосмысления профессиональной деятельности. Новые линии учебных программ и УМК позволяют эффективно реализовать идеи ФГОС ООО на практике.
Учителя географии Зуевского района преподают географию с 2009года на основе проекта «Полярная звезда», автор В.В. Николина, А.И. Алексеев, издательство «Просвещение». Отличительные черты концепции УМК:
-доступность для детей разных способностей и возможностей, что способствует индивидуальному развитию и успешности каждого ученика;
-авторская концепция основана на системно-деятельностном подходе в обучении и усилении блока прикладных знаний.
-в центре внимания обучения-организация собственной учебной деятельности, технология самостоятельной работы учащихся, работа с информацией разных видов и стилей.
Основная единица учебника-структурированный параграф, соответствующий одному уроку. Первый параграф учебника каждого курса географии даёт представление о том, как работать с учебной книгой. В рубрике «Шаг за шагом» предлагается авторами алгоритм работы с учебником, полезные советы по организации самостоятельной работы учащихся в процессе познания. В структуре каждого параграфа выделяются следующие компоненты:
блок-«лидер» - информационный материал, представленный вопросами–информацией –выводами; блок-«помощник», расширяющий и углубляющий содержание учебного материала, который способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету и практических навыков продвинутого уровня подготовки. Он реализуется через смысловые рубрики «стоп-кадр» (поддерживает и углубляет фундаментальный компонент) и «шаг за шагом» ( включает деятельностный компонент), куда входят задания с описанием алгоритмов, технологических схем их выполнения, например, «Определяем падение и уклон реки», «Описываем рельеф по карте», «Сравниваем природные зоны» и т. д. Блок-«эксперт» - практический, содержит материал для итогового контроля и самоконтроля. Задания и вопросы в тестовой форме включены в соответствии с новыми требованиями к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА. В этом блоке материал организован по рубрикам: «Запомните…», «Откройте атлас…», «Это я знаю…», «Это я могу…», «Это мне интересно», что нацелено на формирование личностных УУД (самоопределение). Предлагаются активные формы преобразования информации: эссе, учебные исследования, разработка мини проектов и долгосрочных проектов, составление компьютерных презентаций. Эссе дается как письменное задание на стадии осмысления и может предлагаться в качестве домашней работы. Темы для написания эссе: «Как в России покончить с зависимостью от импорта?», «Что можно предложить для развития сельского хозяйства в России?», «Что мешает развитию туристической индустрии в нашей стране?» и т.д. В каждом параграфе учебника присутствует специальная графически оформленная система повторения изученного материала в форме «лёгкий экзамен» с целью подготовки к монологичному ответу, проверочной работе, экзамену. Формированию регулятивных умений (контроль, оценка успешности усвоения) помогает рубрика «Не забудьте отметить свои достижения», когда после изучения каждой темы ученик заполняют таблицу: «Я знаю», «Я умею», «Мне интересно». Развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий получает развитие на основе формирования портфолио ученика по географии- новой формы оценки школьных достижений.
Таким образом, формирование УУД строится на изучении и анализе информации текста учебника, карт, рисунков, фотографий, статистических данных; на детальной проработке материала с помощью рубрик «Шаг за шагом», «Анализируем график», «Читаем карту», «Анализируем диаграмму»; рубрики «Стоп-кадр»-углубляющей, поясняющей, «смягчающей» теоретическое содержание; рефлексии (как я делаю, зачем я делаю, так ли я сделал); анализе обобщений по темам, позволяющих делать мировоззренческие и ценностные выводы; поиске информации в Интернет-ресурсах.
Организация различных видов деятельности осуществляется индивидуально, в процессе групповой и фронтальной работы.
Особенностью учебников серии «Полярная звезда» является наличие параграфов-практикумов «Учимся с «Полярной звездой», ориентированных на развитие географических, социальных, коммуникативных и информационных компетенций Количество уроков – практикумов в курсе 7 класса -5, 8 -3 практикума, в 9 -14, всего- 22.
В 7 классе предполагается работа с различными источниками информации (изучаем фотографии, читаем карту, анализируем диаграмму, ищем информацию в Интернете) и разработка проектов «Создание национального парка в Танзании», «Традиции и обычаи народов мира». Продукты проектной деятельности могут быть самые разнообразные: макет парка, карта-схема, образ национального костюма, компьтерная презентация и т.д.
В 8 классе уроки-практикумы развивают умения решать проблемы, например, «Преобразования рек», «Развитие АПК», «Развитие сферы услуг». Учебный материал рассматривается на примере организации исследований своего населенного пункта в форме проведения анкетирования населения, мини–исследования проблем, проектирование путей их решения. В 9 классе уроки-практикумы отрабатывают умения работать с научно-популярным текстом, с информацией Интернет, составлять карту, разрабатывать проект, готовиться и проводить дискуссию, презентовать реферат, исследование, проект. Авторы предлагают активные формы и методы проведения таких уроков как деловая игра при составлении картосхемы «Северной Магнитки», урок-аукцион «Путешествие по Транссибу», метод SWOT-анализа при разработке проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХI века», проект - представляет комплекс программ, стимулирующих развитие исследуемой территории. Таким образом, уроки-практикумы способствуют формированию и отработке всех видов УУД: познавательные умения (работа с информацией, анализ ситуации), личностные (высказать свое отношение к проблеме, провести личностное самоопределение), коммуникативные (ведение дискуссии, сотрудничество при работе в группе), регулятивные (целеполагание, саморегуляция).
В 2011/2012 учебном году по линии РМО учителей географии работала творческая группа учителей по теме «Методика проведения уроков-практикумов на уроках географии по УМК «Полярная звезда». В течение года было проведено 4 открытых урока, разработано электронное приложение с технологическими картами, структурирован дополнительный материал, особенно краеведческого содержания. По итогам года работа творческой группы учителей географии признана самой эффективной в районе.
Особенностью проекта «Полярная звезда» являются параграфы - путешествия. В уроках-путешествиях реализованы идеи страноведческого, компетентностного, деятельностного подходов. Они «созвучны» возрасту учащихся. В путешествиях создается особая географическая картина мира, мира с человеком, причем, это не просто сочетание мира и человека – это осознание человеком своего места в мире. Главные составляющие урока-путешествия по учебнику – это, в первую очередь, организация учебной деятельности на основе алгоритма. В начале учащиеся знакомятся с рубрикой «Шаг за шагом», в которой помещен алгоритм проведения путешествий, затем организуется учебная деятельность учащихся по поиску и преобразованию разных источников географической информации.
Важной составляющей любого путешествия являются помещенные в учебнике карты-навигаторы. Целенаправленная работа с такого рода картами способствует созданию образа территории, умению ориентироваться, «читать – понимать – знать карту». Обязательным условием успешной работы с картами является их наложение друг на друга.
Действенным компонентом параграфа-путешествия является привлечение помещенных в Приложении учебника физических карт мира и отдельных материков, обеспечивающих создание картографических представлений об изучаемой территории, картографической грамотности. Особенностью в организации заочного путешествия является научиться понимать текст учебника, сопоставлять его с картой и рисунками, его квантирование – разбивка на небольшие порции, соответствующие маршруту следования от одной точки до другой. Важная составляющая – наличие инструкций и напоминаний, которые помогают школьникам эффективнее организовать деятельность. В качестве обобщения исследуемого материала в ходе совершённого заочного путешествия предлагаются задания на рефлексию, например, «пролетая над Сахарой, я увидел…(продолжи)», которые учащиеся выполняют в форме устного и письменного рассказа, эссе, репортажа от первого лица, написания странички дневника, составления кластера, создания рисунка, схемы. Организуется работа с разноуровневой системой заданий рубрик: «Это я могу», «Это я знаю», «Это мне интересно». Задания помогают лучше усвоить изученное, обратить внимание на уникальные объекты природы, виды хозяйственной деятельности человека, элементы материальной и духовной культуры. Проведение уроков-путешествий требует использование всего многообразия средств наглядности: фотографии, слайды, электронные презентации, фрагменты видеофильмов и др. На уроке используются сувениры, привезенные из путешествий, например, песок из Сахары, маски, традиционные украшения; очерки из дневников и описаний путешественников, писателей, юных учёных – исследователей.
Формированию УДД способствует самостоятельная работа учащихся в тетради-тренажере. Задания тренажера объединены в рубрики: «Работаем с информацией» (анализ таблиц, графиков, диаграмм, текста учебника и карт); «Работаем с картой», «Изучаем на практике», «Решаем проблемы», «В копилку житейского опыта», «Легкий экзамен». Отработка учебного материала требует освоения со стороны учителя технологиями работы с различными текстами; ИКТ, социального взаимодействия (дискуссии, анализ ситуаций, ролевые игры, групповая работа); практико-ориентированными технологиями как разработка проектов, практикумы по организации учебного исследования; игровые технологии, технологии аутентичного оценивания (технологии достижений): тесты, портфолио; кейс-технологии
Итак, УМК «Полярная звезда» полностью соответствует требованиям ФГОС второго поколения, обеспечивает учителя географии необходимым инструментарием для его реализации. По словам Д.А.Медведева: «Умение учиться незаменимо в современном мире. Научившийся человек знает, как использовать полученную информацию в жизни, особенно своей собственной».
Литература.
1.Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской.-М., 2010.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1998.
3. Рабочая программа по географии проекта «Полярная звезда».-М., Просвещение, 2012.
Здравствуйте, уважаемая Анна Васильевна!
Высылаю отредактированнй материал тезисов.
Вызов для участия в НПК вышлю позднее.
В устном выступлении дайте больше примеров. В сборнике разместим урок с курсов по ЭОР.
Решите с учителями географии района, кто приедет на курсы по 5 классу с 9 по 18 апреля. Сообщите до 20.12.12.
Заявсление учителя пошлите по электронке на мой адрес или факсом на институт.
Всего доброго. С уважением, Алевтина Григорьевна.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: