Рабочая программа по географии 8класс Составил: учитель географии Ляхова Н. П. 2013г. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______________
Зам. Директора по УВП
Жукова И.Н.
30.08.2013г.
Утверждаю:
Директор МОУ ГСОШ
Полежаева Т.И.
31 августа 2013
Рабочая программа по географии
8класс
Составил:
учитель географии
Ляхова Н.П.
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География. Природа России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. и примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Этот курс предполагает изучение пространства и природы России. Большое количество часов отводится на изучение природных комплексов страны- природные зоны и основные регионы России. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами: Географическое положение Красноярского края, тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые,
климат, природные зоны края, проблемы взаимодействия природы и человека на территории края, охраняемые объекты.
Рабочая программа учебного предмета «География. Природа России» 8 класса рассчитана на 70 часов для обязательного изучения, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
При проведении уроков используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные); практические ( выполнение практических, самостоятельных работ со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.) Формы организации образовательного процесса: Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая работа, программное обучение, зачетный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий. Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы, зачёты, тестирование, работа с картами атласа, работа с контурными картами.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Пространства России (8ч)
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная
территория России. Особенности и виды географического положения России.
Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и
сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный
шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов.
Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение
государственной территории России. Изменения границ страны на разных
исторических этапах.
Практические работы.
Решение задач на определение поясного времени.
Работа с контурной картой
Раздел 2. Природа России (20ч)
Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов.
Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы
формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России:
влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны.
Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы
образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и
животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране
растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практические работы
Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения
Характеристика реки с точки зрения хозяйственного её использования
Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования
Составление прогноза изменений органического мира при условиях изменения других компонентов ПК
Раздел 3. Природные комплексы России (41ч)
Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны
России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Памятники всемирного природного наследия.
Основные регионы страны: Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Восточно-Сибирская равнина, Западно-Сибирская равнина и Дальний Восток. Особенности географического положения. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Внутренние природно-хозяйственные различия. Региональный компонент- ГП и природа Красноярского края.
Практические работы.
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон
Работа с контурной картой «Определение границ, крайних точек края, центральных городов, наличие полезных ископаемых, природных зон»
Составление характеристики компонента природы по плану
Учебно- тематическое план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Число часов на: | ||
теорию | практику | контроль | |||
1 | Введение | 1 | 1 | - | |
2 | Пространства России | 8 | 5 | 2 | 1 |
3 | Природа России | 20 | 14 | 5 | 1 |
4 | Природные комплексы России | 41 | 34 | 3 | 4 |
| Итого: | 70 | 54 | 10 | 6 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия: природные зоны и основные регионы России, климатические показатели, водные ресурсы, агроресурсы, гидроресурсы, агроклиматические условия, подъём, уклон, падение реки, межень, годовой сток, животный и растительный мир, природный комплекс;
различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов страны;
специфику географического положения России; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных регионов страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических.
Практические работы
Практическая работа №1 «Решение задач на определение поясного времени» | 18.09 |
Практическая работа №2 «Работа с контурной картой» | 25.09 |
Практическая работа №3 «Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых» | 12.10 |
Практическая работа №4 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» | 26.10 |
Практическая работа №5 «Характеристика реки с точки зрения хозяйственного её использования» | 20.11 |
Практическая работа № 6 «Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования» | 30.11 |
Практическая работа №7 «Составление прогноза изменений органического мира при условиях изменения других компонентов ПК» | 14.12 |
Практическая работа №8 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» | 22.01 |
Практическая работа №9 Работа с контурной картой «Определение границ, крайних точек края, центральных городов, наличие полезных ископаемых, природных зон» | 16.04 |
Практическая работа № 10 «Составление характеристики компонента природы по плану» | 17.05 |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: