Рабочая программа по географии 10класс Составил: учитель географии Ляхова Н. П. 2013г. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______________
Зам. Директора по УВП
Жукова И.Н.
30.08.2013г.
Утверждаю:
Директор МОУ ГСОШ
Полежаева Т.И.
31 августа 2013
Рабочая программа по географии
10класс
Составил:
учитель географии
Ляхова Н.П.
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География. Современный мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программой основного общего образования 10-11 классов по « Географии» Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. Акад. Наук, рос. Акад. Образования, из-во «Просвещение», 2010г.
Данный учебный предмет имеет своей целью:
формирование у школьников законченных широких представлений о социально- экономической составляющей географической картины мира
Изучение предмета «География. Современный мир» способствует решению следующих задач:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному предмету; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитывать чувство патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования: «Современные методы географических исследований. Источники географической информации»,
«Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Политическая карта мира», «География мирового хозяйства»
Содержание предмета «География. Современный мир» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения предмета важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.
Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 35 часов, в том числе на практические работы- 10часов, 5 из них оценочных
При проведении уроков используются такие формы обучения, как
лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр; Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Итоговый контроль проводится в форме индивидуального опроса, фронтального опроса, письменных работ, практических работ, тестирования;
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (3 часа).
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Освоение Человеком планеты Земля. Современные масштабы освоения планеты
Практические работы
Анализ карт различной тематики.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Раздел 2. Природа и человек в современном мире (7 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практические работы
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Раздел 3. Население мира. География культуры, религий и цивилизаций
(10 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
География культуры. Национальная религия, местная религия, традиционные верования
Практические работы
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Раздел 4. Политическая карта мира (4ч)
Многообразие стран мира и их типы
Современная политическая карта мира. Периоды формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на карте.
Многообразие стран мира и их типы. Типы государств, критерии типологии
Государственный строй и государственное устройство. Политическая география и геополитика . Государство- объект политической карты.
Практические работы
Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления
Раздел 5. География мирового хозяйства (11 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы
Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Число часов на: | ||
теорию | практику | контроль | |||
1 | Введение | 1 | - | 1 | |
2 | Современные методы географического исследования. Источники географической информации | 2 | - | 2 | |
3 | Природа и человек в современном мире | 7 | 5 | 1 | 1 |
4 | Население мира. География культуры, религий и цивилизаций | 10 | 6 | 3 | 1 |
5 | Политическая карта мира | 4 | 2 | 1 | 1 |
6 | География мирового хозяйства | 11 | 6 | 2 | 3 |
7 | Итого: | 35 | 19 | 10 | 6 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:
знать/понимать :
наличие природных ресурсов мира; демографическую политику, структуру занятости населения; географию культуры, религий и цивилизаций; периоды формирования, количественные и качественные сдвиги политической карты; мировую экономику, отрасли промышленности, разделение труда;
основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот;
традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделированияи др.;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;
основные направления внешних и внутренних миграций;
проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
уметь:
приводить примеры, устанавливать соответствия между разными отраслями и странами;
работать с картами атласа и контурными картами;
выражать своё мнение по любой проблеме, оценивать различные ситуации;
проводить научные исследования на разные темы.
Практическая часть программы:
В 10 классе проводится 10 практических работ, из них 5 оценочных
Практические работы
по теме «Современные методы географических исследований.
Источники географической информации »
Практическая работа №1 «Анализ карт различной тематики.»
Практическая работа №2 «Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.»
Практическая работа №3 «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.»
по теме «Природа и человек в современном мире»
практическая работа № 1 «Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов»
тема «Население мира»
Практическая работа №1 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.»
Практическая работа №2 «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.»
Практическая работа №3 «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.»
по теме «Политическая карта мира»
Практическая работа № 1 «Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»
по теме «География мирового хозяйства»
Практическая работа №1 «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.»
Практическая работа №2 «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Учебно- методическое обеспечение
Учебно- методический комплекс
Образовательная программа: Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень). М: Просвещение, 2005 Учебник: Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. « География. Современный мир» 10-11 классы, М.: Просвещение, 2009. Методическое пособие для учителя: Методическое пособие к учебнику Ю.Н. Гладкого «Экономическая и социальная география мира» Составитель О.И. Ануфриева.2001. Дидактические материалы: Атлас по географии 10 класс.
Контурная карта по географии 10 класс
Цифровые образовательные ресурсы:
CD: «Экономическая система. 10-11кл.» CD «Пищевая промышленность» CD «Подготовка к экзамену.9-11кл.»
Наглядные пособия физическая карта мира, экономическая , политическая карты, таблицы, раздаточный материал, компьютерные программы.
Список литературы:
В.И. Сиротин. География 10 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. – М.: Дрофа, 2009
Географический атлас: 10 класс. - М.: Просвещение, 2009.
В.П. Максаковский. География 10 класс. Учебник для общеоб. учр., Москва, Просвещение Москва, 2009 г.
В.П. Максаковский Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. - М.: Просвещение, 2009.
ЕГЭ 2011. География: сборник заданий, Ю.А. Соловьёва.- Москва.: ЭКСМО 2010 В.А. Горбанев. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997. А.Г. Исаченко. География в современном мире, М.: Просвещение, 2005. В.П. Максаковский., Н.Н. Петрова. Физическая и экономическая география мира. Готовимся к экзамену по географии. М.: Рольф, Айреис-пресс, 1998.
Тесты, задачники: Варианты экзаменационных вопросов и заданий по географии для поступающих в вузы / В.Б. Пятунин, О.А. Петрусюк, М.С. Смирнова. М.: Дрофа, 1999. И.В. Колесник. Тесты по экономической и социальной географии зарубежных стран. 10 класс. Саратов: «Лицей», 1999. А.С. Кусков, Л.В. Макарцева. География: Подготовка к государственному централизованному тестированию. Саратов: «Лицей», 2004. В.Л. Лиознер. Новые тесты по географии. 10 класс. М.: Дрофа, 2002. И.А. Родионова, Т.М. Бунакова. Пособие по географии. Тесты по экономической географии. Московский лицей, 1999. ЕГЭ 2011. Сборник заданий. Ю.А. Соловьёва.- Москва.: ЭКСМО, 2010.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: