NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Гендерные особенности в обучении и воспитании детей в моу сош №15 с русским этнокультурным компонентом г о. Жуковский


Гендерные особенности в обучении и воспитании детей в МОУ СОШ №15 с русским этнокультурным компонентом г.о. Жуковский.

Процессы модернизации в области образования ставят перед общеобразовательными учреждениями конкретные задачи, среди которых вопрос о поиске таких форм и методов работы с детьми, которые бы существенно повышали качество общеобразовательной подготовки обучающихся, способствовали сохранению и укреплению здоровья, формировали адекватную жизненную позицию школьников, ориентировали их на личностное самоопределение, способствовали выбору идеалов и жизненных целей.

Поиск новых путей для решения многих вопросов в образовании заставляет обратить взор в прошлое, переосмыслить опыт прошлых поколений. Как говорят «новое – это забытое старое». Использовать важно только то, что может улучшить образовательный процесс, повысить качественную успеваемость, изменения нужно вводить постепенно, к инновационным процессам должны быть готовы и учителя, и родители, и школьники.

Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда.

Известно, что при воспитании детей народы всегда исходили из разной пололичностной природы мальчиков и девочек. Стратегия воспитания детей была связана с полом ребёнка. У мальчиков родители стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик и мужского характера. Это смелость, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых и особенно девочек, женщин, готовность стать главой семьи, готовность встать на защиту Отечества, трудолюбие. Особенно большое внимание мужеству и мужской героике уделялось в народном эпосе (сказках, мифах, легендах).

У девочек родители стремились воспитать иные качества: нежность, целомудрие, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью. И всё это соответствовало природным (генетическим) задаткам тех и других. Мальчики и девочки играли отдельно друг от друга в свои игры – в «мужские» и в «женские». И всё это поощрялось, поддерживалось взрослыми из поколения в поколение.

Большинство программ совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребёнок, ученик. По существу пол ребёнка современная школа учитывает только на уроках технологии и физического воспитания, вся же остальная жизнь протекает в бесполом режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг, ни общественная деятельность не строятся с учётом пола.

Всё отмеченное выше послужило основанием учителям МОУ СОШ № 15 с русским этнокультурным компонентом с 2010 учебного года начать реализацию идей гендерного подхода к обучению и воспитанию младших школьников.

Каковы особенности работы в гендерных классах?  



В классе мальчиков, классный руководитель Пантелеева Луиза Сергеевна, высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Обязательно разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводится после практической работы, то есть через опыт. В работе с мальчиками целесообразно дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение » положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Кроме того, проводят групповые формы работы с обязательной сменой лидера.


Приемы и методы работы на уроках необходимые для девочек
В классе девочек, классный руководитель Смирнова Юлия Николаевна, размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала дозируется, используется и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике. Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала необходима как для девочек, так и для мальчиков, но в другой последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. Обязательным на уроках для девочек использование большого количества наглядного материала, продуктивным – обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы эффективны, но акцент должен построен на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.

Ученики – участники инновационной деятельности успешно освоивают новую социальную роль, овладевают новой для них деятельностью и активно вступают в новые межличностные взаимоотношения.

Ведущий замысел воспитательной системы гендерных классов - создание комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.

Главным целевым ориентиром является формированию у детей нравственной направленности.



Мы решили положить в основу нравственного воспитания – русские традиции основных семейных праздников. Заинтересовать, познакомить, приобщить ребенка к исторически сложившимся обычаям, направить на оздоровление, очищение души, воспитать хороший вкус, манеры. Уверенность, духовно обогатить, защищать от негативного воздействия подрастающего поколения. Использование народных традиций в воспитании необходимо прежде всего, потому что они неразрывно связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Национальная культура сохранила ценности, традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского и мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.

Традицией в нашей школе стали календарно-обрядовые праздники: Новолетие, Рождество, Масленица, Пасха.

Вовлечение учащихся в разнообразную творческую деятельность во внеурочное время осуществляется с учётом гендерных различий. Ребята с огромным желанием участвуют  во внеклассных мероприятиях, с целью формирования уважительных и доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

Важным аспектом воспитания в гендерных классах, является взаимодействие с родителями. Перед родителями открываются возможности узнать как можно больше о психических закономерностях ребенка, об особенностях развития мальчиков и девочек.

Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, они растут в параллельных мирах. Каждый из нас живет в своем мире и ему не дано попасть в мир другого, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, ведь мы хотим помочь маленькому человеку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.

Учитель начальных классов Смирнова Ю.Н.

МОУ СОШ №15 с русским этнокультурным компонентом

г.о. Жуковский

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





С русским этнокультурным компонентом

Пояснительная записка: 9 стр.



С русским этнокультурным компонентом

Образовательная программа: 1 стр.