«Гимназия №7» Г. Торжок 2011г. Описание системы работы учитель начальных классов Хитрова Анна Владимировна Введение Компетентностный подход
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №7»
Г. Торжок 2011г.
Описание системы работы
учитель начальных классов Хитрова Анна Владимировна

Введение
Компетентностный подход признан ведущим в построении современного образования. Это связано с ускоренным темпом развития и преобразования общества. Действительно, за последние годы в нашей стране произошли серьезнейшие изменения. Россия стала страной, открытой миру, строящей рыночную экономику и государством, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Эти фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца XIX – первой половины XX индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному.
Современное общество называют информационным, подчёркивая значимость в нём информации. Чтобы быть успешным в таком обществе, человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации, постоянно приобретать дополнительные знания. Сегодня государству и обществу требуются люди, владеющие современными технологиями, умеющие решать проблемы, реализовывать свои потребности в самосовершенствовании, самоопределении, способные принимать ответственные решения, готовые к использованию новых идей и инноваций для достижения целей, обладающие самостоятельностью и критичностью мышления. Одним из требований к современному человеку является его гражданская активность: способность делать выбор в социальной жизни и нести за него ответственность. Все эти способности называют ключевыми компетенциями.
Что же такое компетенция?
Компетенция – это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т. е. способность активизировать умения в конкретной ситуации, способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции – это не знать и уметь, а мобилизовать то или иное в нужный момент.
Компетентным является тот, чья деятельность, поведение адекватны появляющимся проблемам.
Компетентность- это характеристика человека, а компетенция- то, чем он уже владеет (способность, умение).
Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных, носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
Необходимость формирования ключевых компетенций учащихся - социальный заказ общества школе.
В современной педагогике выделяют от четырёх до тридцати семи основных ключевых компетенций: политические и социальные; касающиеся жизни в многокультурном обществе; связанные с решением познавательных и практических задач, организацией процесса самостоятельного учения и др. Количество выделяемых компетенций зависит от степени их обобщённости.
Переход от «зуновской» к компетентностной образовательной парадигме предполагает изменение традиционной логики. Теперь она выглядит следующим образом: цель образования (компетенции) – формы и методы образования – содержание образования – приёмы и средства обучения. Ключевым становится вопрос не «чему учить?», а «как учить?»
Важными целями образования стали:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- формирование высокого уровня правовой культуры;
- развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению.
Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), информационные (способность работать с информацией), учебно – познавательные (способность результативно мыслить), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, определяю цель: подготовить учащихся, владеющих ключевыми компетенциями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
1) помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
2) способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
3) создать условия для формирования учебно – познавательных способностей;
4) создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
5) способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века», в которой определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программы и критерии оценки их эффективности.
В системе методов, реализующих компетентностный подход в образовании, ведущими считаются те, которые основаны на организации проектной деятельности учащихся, поскольку ключевые компетенции являются естественным и основным педагогическим результатом реализации «метода проектов». Я активно внедряю в свою работу метод проектов.
Вот некоторые основные компетенции, актуальные для современного образования, которые я формирую у своих учащихся в ходе проектной деятельности:
- информационная - способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативная - способность вступать в общение с целью быть понятым, действовать с учётом позиций других людей;
- учебно - познавательная - способность применять в ходе решения учебных задач и в реальной жизни различные способы и методы познания.
Считаю что, если метод проектов применять спланировано и постоянно, то будут созданы условия для:
- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
- изменения роли учителя в образовательной среде;
- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Защита педагогического проекта
Тема проекта:
«Организация проектной деятельности
как эффективный способ формирования
ключевых компетенций младших школьников»
Актуальность темы:
Формирование ключевых компетенций школьников – важнейшая задача современной школы. Сегодня школа должна воспитать личность, готовую к условиям жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить перед собой цели, быть готовыми к решению проблем, к самообразованию, к социальному воздействию, к использованию информационных ресурсов, к применению полученных в школе знаний на практике. Эту работу необходимо начинать уже в начальной школе.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Применение метода проектов позволяет формировать у учащихся следующие компетенции:
- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией, использовать информационные ресурсы;
- коммуникативную - способность вступать в общение с целью понять других и быть понятым, действовать с учётом позиций других людей;
- учебно – познавательную - способность применять на практике различные способы, приёмы и методы познания.
Применимость понятия «компетенция» на начальном этапе образования на первый взгляд может показаться абсурдным, т.к. по определению - это область деятельности, значимая для эффективной работы организации в целом, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально-важные качества личности. Компетенция - это область ответственности и определенная область полномочий в конкретной сфере деятельности. С таких позиций имеет место противоречие, т.к. не о какой сформированности в какой либо сфере профессиональной деятельности в начальной школе речи быть не может. Но с другой стороны, это начальный этап формирования, предшествующий предпрофессиональной и профессиональной компетенции, на котором согласно психофизическим особенностям, закладываются ключевые компетенции, как основы будущей профессиональной деятельности. Вследствие этого данный этап миновать нельзя.
Проблемное поле:
Низкий уровень сформированности у младших школьников:
•готовности к решению проблем;
•готовности к использованию различных методов и способов учебно-познавательной деятельности;
•готовности к использованию информационных ресурсов;
•коммуникативной компетентности,
что было подтверждено результатами тестирования учащихся.
65% учащихся класса имели низкий уровень сформированности информационно-коммуникативных компетенций и 71% - низкий уровень сформированности учебно-познавательных компетенций. Естественно, что речь идёт о младших школьниках и понятие «сформированность ключевых компетенций» имеет свои особенности, согласно возрасту моих учеников и требованиями к уровню сформированности ключевых компетенций, разработанными специалистами.
(о самой методике тестирования будет сказано позже)
Цель:
формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов с помощью внедрения в практику метода проектов.
Анализ нормативно – правовой базы,
позволяющий реализовать проект.
Существующая нормативно – правовая база федерального и регионального уровня, регламентирующая деятельность общеобразовательной школы, позволяет реализовать проект без всяких противоречий. Организация проектной деятельности в младших классах будет осуществляться параллельно с основной программой и не вступать в противоречие с традиционной системой УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный проект предполагает использование элементов проектной методики на уроках и во внеурочной деятельности, а не проектную технологию в чистом виде. Проектная деятельность в начальной школе позволит не только всесторонние развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и также облегчит процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.
Гипотеза:
работа в режиме проектной деятельности позволит повысить уровень сформированности у учащихся следующих ключевых компетенций:
- информационных,
- коммуникативных,
- учебно – познавательных.
Прогнозируемый результат:
положительная динамика уровня сформированности ключевых компетенций, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
Задачи исследования:
Методы исследования: знакомство с педагогической и психологической литературой, её анализ, педагогическая апробация ,эмпирические методы: тестирование, статистический метод обработки материала.
База исследования: МОУ «Гимназия №7», 2 -3 класс
Ход работы:
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
В настоящее время все чаще приходится говорить о компетентностном подходе в образовании, о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Самым слабым местом при тестировании оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Будучи учителем начальных классов, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начального звена недостаточно хорошо владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации выступал учебник, преобладала устная работа с текстом описательного характера. В основной же школе заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней.
Нельзя не учитывать и тот факт, что многие учащиеся уже в начальной школе имеют слабовыраженную мотивацию к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинают формироваться ключевые компетенции современного человека.
Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как к технологии, в которой формирование ключевых компетенций является естественным и основным педагогическим результатом реализации. Ценным в учебном проекте является обучение учащихся умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения также формируют положительную мотивацию учения. Будет логично предположить, что внедрение метода проектов в практическую деятельность, позволит повысить качество обучения.
Проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Внедряя в свою работу метод проектов, я понимала, что скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Я опиралась на имеющийся опыт по использованию элементов проектной технологии обучения учителей, которые давно и успешно внедряют элементы проектной методики обучения на своих уроках и во внеурочной деятельности.
II этап: Сбор и обработка информации
Итак, исходя из анализа педагогической и методической литературы, прихожу к выводу что, метод проектов в начальной школе - это такой способ организации проектной деятельности учащихся, непременным условием которой, является соблюдение строго отработанного алгоритма последовательных этапов проектирования: анализ ситуации, целеполагание и оформление проектного замысла, планирование и создание условий для достижения цели, реализация проекта, оценка результативности деятельности и прогнозирование перспектив развития проекта.
С точки зрения учащегося: это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
С точки зрения учителя: это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Хотелось бы остановиться на тех моментах, которые интересовали меня больше всего: каким образом применение метода проектов позволит формировать у учащихся основные ключевые компетенции:
- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативную - способность вступать в общение с целью понять других и быть понятым, действовать с учётом позиций других людей;
- учебно - познавательную - способность применять различные способы, приёмы и методы познания, способность применять полученные знания на практике.
Выполняя проектную работу, учащиеся будут работать коллективно, в группах и парах. Конечно, в моей работе отведено место и для индивидуальных проектных работ. Но, исходя из поставленных целей, преимущество я отдала коллективным проектам. Дети должны научиться строить свою деятельность совместно с другими, выработать способность действовать с учётом позиций других членов группы, способность вступать в общение с целью быть понятым и понять других, научиться чётко распределять роли в группах (если имеется в виду групповая работа), т.е. задания для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Таким образом, разрешая учебные задачи, дети будут учиться строить отношения друг с другом. Значит, у учащихся будут формироваться такие ключевые компетенции как коммуникативные, умение работать в группе, самоконтроль.
В основе метода проектов лежит развитие умения ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся будут учиться находить информацию, необходимую для выполнения того или иного проекта, структурировать её, выделять главное, перерабатывать и т. д. Дети будут осуществлять поиск информации, используя разные источники, в том числе и сеть -Интернет. Значит, это позволит работать над формированием информационных компетенций.
Метод проектов всегда предполагает решение проблемы. Работа по методу проектов включает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы. Дети будут работать, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Предстоящая работа научит детей решать проблемы, добывать знания, применяя различные способы, приёмы и методы познания (анализ, обобщение, сравнение, классификация, исследование, проектирование и др.). В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления. Это позволит формировать у учащихся такие компетенции, как учебно – познавательные, готовность к решению проблем.
Ребята получат необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими. Ведь все, что ребята будут делать, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали. Дети будут учиться интегрировать знания, умения из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей, научатся их применять. Учащиеся научатся целесообразно организовывать свою деятельность, увидят процесс обучения с другой стороны: обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.
Преимущества метода проектов это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. Это обеспечит возможность самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Применение метода проектов открывает большие возможности для формирования жизненного опыта, стимулирования творчества и самостоятельности, потребности в самореализации, самовыражении в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности, творческой личностно и общественно значимой деятельности, с ориентацией на групповые формы обучения, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что применение метода проектов позволит успешно формировать ключевые компетенции у младших школьников. Вместе с тем, вполне естественно предположить, что применение метода проектов в урочной деятельности, окажет положительное влияние и на качество знаний учащихся.
III этап: Разработка варианта реализации своей программы:
1.Оценка готовности учащихся к проектной деятельности.
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы некоторые навыки и умения.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
а) сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
– умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
– умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
– умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);– умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний;
б) развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость», которая включает:
– развитие аналитико-синтетических действий;
– сформированность алгоритма сравнительного анализа;
– умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
– возможность выделять общий способ действий;
– перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в ходе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом;
в) опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
– адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
– обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
– выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность была мною тщательно продумана и спланирована заранее в рамках традиционных уроков. Я осознавала что, не так-то просто из вчерашних «почемучек»-дошкольников вырастить «потомучек»-учеников.
2. Составление плана – графика (дорожной карты) реализации проекта.
План – график реализации проекта (дорожная карта)
Разработка занятия по знакомству с проектной деятельностью для учащихся начальной школы. (Приложение 1)
Планирование и разработка тем и содержания предстоящих проектных работ.
Самый сложный момент при введении в учебный процесс метода проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать несколько как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.
Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи из ребенка» -старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя).
Учебные предметы, на которых будет внедрён метод проектов:
русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология.
Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. В обыденном сознании это «серьезные» предметы: русский язык и литературное чтение.
Вторая группа предметов: предметы, не так тесно связанные со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный или прикладной характер: окружающий мир и технология. Кроме того, они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание дисциплин этой группы не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Тематика проектных работ была определена с учётом интересов и способностей учащихся, с учётом сложившейся учебной ситуации по определённым предметам. Некоторые темы проектов были выбраны с целью углубить знания учащихся по определённой учебной теме.
Так был создан «Банк проектных работ» ( Приложение 2)
Разработка ряда инструкций, памяток, других материалов для участников проектных работ и для учителя, которые помогут в организации предстоящей работы.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Поэтому были разработаны некоторые памятки и инструкции, которые будут необходимы учащимся и учителю в ходе проектной деятельности:
Памятка «Правила работы с информационными ресурсами» ( Приложение 3)
Памятка «Как распределить роли в группе?» ( Приложение 4)
Памятка «Составляющие ССС» ( Приложение 5)
Рабочий лист ( Приложение 6)
Требования к презентации и план оформления презентации (Приложение 7)
Формы продуктов проектной деятельности ( Приложение 8)
Виды презентаций проектов ( Приложение 9)
Возможные номинации проектов ( Приложение 10)
Оценочный лист проектной работы ( Приложение 11)
Матрица проекта ( Приложение 12)
Подготовка материальной базы
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
1)Ознакомление учащихся с приемами проектной деятельности:
Проведение занятия по освоению приемов проектной деятельности для учащихся начальной школы (Приложение 1)
Внедряя метод проектов, я хорошо понимала, что формирование специфических умений и навыков проектной деятельности происходит не сразу. Над этим предстоит поработать. Поэтому формирование умений и навыков проектной деятельности я провожу не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы, уделяю отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, поиск информации в сети - Интернет, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Метод проектов я применяю во внеурочной и в урочной деятельности при закреплении ранее изученного материала. Использование данного метода в урочной деятельности позволяет защиту проектов органически «вплести» в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому основополагающий вопрос, тема, цели, задачи проектной работы определяются заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это наблюдения за окружающим миром, рисование увиденного, составление рассказов, загадок, стихотворений, выполнение аппликационных работ, поиск нужной информации.
На итоговом уроке кроме защиты работ, выполненных самостоятельно, в группах или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы.
Продукты проектной работы – это брошюры, рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями, выставки, игры, презентации и др.
2)Внедрение.
Данная таблица позволит определить, каким образом учитель организовал проектную деятельность, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетенций.
Компетенция | Составляющие данной компетенции | Организация работы учителем |
информационная | • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналамСМИ; • овладеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет | • организация практических занятий в компьютерном центре (обучение быстрому поиску нужной информации, приёмам её хранения и передачи) • организация доступа к различным источникам информации: Интернет, словари, энциклопедии, фонды и каталоги школьной библиотеки, аудио и видео материалы посещение музеев и др. • обучение способам преобразования полученной информации в ходе выполнения проектных работ (таблицы, схемы и др.) • использование учителем и учащимися на различных этапах проектирования информационно – технологических ресурсов: ин- терактивной доски, компьютеров) • отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — информационный центр). |
коммуникативная | •умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, •взаимодействовать внутри группы, находить консенсус, принимать на себя различные роли в группе • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; • уметь представлять свой класс, школу; • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение,письмо); • иметь позитивные навыки общения в обществе | • организация групповых форм работы над проектом, групповой защиты и презентации проектных работ. • проведение практических и теоретических занятий с учащимися по организации взаимодействия в группах, распределению ролей: проведение классных часов «Уроки общения». Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. • внедрение в практику уроков-презентаций проектов, на которых у учащихся в процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль, высказывать свое мнение, принимать другие мнения, проявлять толерантность, гуманность, эмоциональную устойчивость. |
учебно-познавательная | • владеть различными методами познания: измерение, наблюдение, постановка опытов, исследование и др. • владеть общелогическими умениями и навыками: сравнение, классификация, упорядочивание, анализ, объединение по общему признаку. • владеть навыками работы с простейшими предметными, знаковыми, графическими моделями. • владеть умением использовать различные методы, приёмы и способы учебно-познавательной деятельности для решения проблем реальной жизни. • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы; • выступать устно и письменно с результатами своего исследования; • иметь опыт восприятия картины мира. | • организация исследовательских проектных работ, неотъемлемой частью которых является постановка опытов, наблюдений, исследований. • организация проектной деятельности учащихся, направленной на приобретение навыков работы с различными измерительными приборами ( циркуль, термометр), развитие пространственного мышления • целенаправленная работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Направленность проектных работ на формирование основных мыслительных операций включала интеллектуальную деятельность младшего школьника в различных соотношениях с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на формирование учебно - познавательных умений и навыков. . |
Проект «Лук – зелёный друг!» ( Приложение Проектная работа «Лук - зелёный друг»)
В ходе работы над проектом учащиеся осуществляли поиск необходимой информации о выращивании зелёного лука ( использовали Интернет, энциклопедии), работая в группах, сажали луковицы, проводили наблюдения и опыты, анализировали результаты. В конце работы дети принесли домой выращенный зелёный лук и с помощью родителей приготовили салаты и другие блюда. Учащиеся вместе с учителем создавали презентацию, выпустили буклеты, проводили защиту проекта на общешкольной научной конференции. На общешкольной неделе науки и творчества в 2009 году коллективная проектная работа «Лук – зелёный друг» заняла первое место.
Проект « Организация эффективного контроля над формированием навыка беглого чтения» (Приложение Брошюра «Организация эффективного контроля…»)
Проектная работа «Что за прелесть эти сказки!» (Приложение Урок чтения. Проектная деятельность.)
В ходе выполнения проектной работы учащиеся работали по группам. Дети использовали различные источники информации: учебник, Интернет, словари, художественную литературу, посетили музей А. С. Пушкина. Ребята учились систематизировать накопленный материал, выделять главное, анализировать информацию, структурировать её, готовили слайды для общей презентации проекта, вместе с учителем составляли брошюру, которая была подарена в школьную библиотеку. По сути дела учащиеся исследовали сказки А. С. Пушкина, на основе наблюдений делали выводы.
Урок - проект по окружающему миру « Условия жизни на Земле» ( Приложение Урок окружающего мира)
Работая в группах, учащиеся готовили информацию об условиях жизни на Земле, учились обмениваться информацией. На уроке обобщали весь материал, учились преобразовывать информацию в таблицу. Дети учились слушать и понимать других, выступать с устными сообщениями, отстаивать мнение группы, вступать в учебный диалог.
Проектная работа « Безударные гласные вовсе не опасные!»
Учащиеся работали в группах, каждая группа создавала банк проверочных слов. На одном из уроков была проведена игра « Счастливый случай», где дети показали результаты своей работы. Завершающим этапом работы был контрольный диктант. Результаты диктанта показали отличное умение учащихся второго класса писать слова с безударными гласными в корне.
Проектная работа учащихся 3 класса «Золотое кольцо России» была особо отмечена учредителями мероприятия на общешкольном фестивале компьютерных проектов в 2011г..
Мои ученики используют компьютер и интерактивную доску на различных этапах проекта, работая с электронным материалом:
– индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки;
– в парах, развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи;
– для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания;
– как с источником образовательной информации при работе в группах и индивидуально;
– создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения;
Проектные работы отличаются информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса.
Показателем информационной компетентности моих учеников становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций).
Выполняя проектные работы, учащиеся освоили многие приёмы учебно – познавательной деятельности, научились ориентироваться в способах приобретения знаний из различных источников информации, осознали необходимость новых знаний, научились добывать их из различных источников и разными способами, искать разные варианты решения учебных задач, выбирать оптимальный вариант их решения.
Чаще всего мои учащиеся выбирают парные или групповые типы проектов. Работа над такими проектами позволяет взаимообмениваться информацией, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, научились решать коммуникативные задачи: высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию.
V этап: Подготовка к защите проекта
1)Тестирование учащихся.
Специалистами Московского центра качества образования и Московского института открытого образования разработаны комплекты диагностических материалов, оценивающих владение учащимися учебно-познавательными и информационно- коммуникативными умениями. (Справочник заместителя директора школы №8 2009г) Чтобы использовать данные комплекты в своей работе, они были адаптированы для возраста учащихся 2-3 классов.
Информационные и коммуникативные компетенции рассматриваются при тестировании как одно целое. Это связано с тем, что информационные и коммуникативные умения имеют тесную взаимосвязь. Так коммуникативные компетенции предполагают владение речевой деятельностью и работу с информацией, ведь ученик, вступая в общение, должен уметь хранить, преобразовывать и передавать информацию другим, получать информацию и понимать её, для того, чтобы работать с ней дальше. Учащийся, вступая во взаимодействие с другими людьми и получая от них сообщения, должен уметь соотнести их с той информацией, которую он уже имеет. А для того, чтобы получить какую-либо информацию, ученик должен уметь сформулировать свой вопрос ( в устной или письменной форме) и вступить в общение с заданной целью. Ученик должен уметь сотрудничать с другими в ходе поиска и использования информации, а затем делиться результатами своей деятельности.
Учащимся было предложено две проверочные работы.
Первая проверочная работа направлена на диагностику уровня сформированности информационно-коммуникативных компетенций учащихся
( работа с текстом, чтение и понимание смысла письменного текста, поиск ответов на вопросы, работа с полученной информацией, преобразование информации в таблицу и т. д.).
Вторая проверочная работа направлена на диагностику уровня сформированности учебно-познавательных компетенций (методы познания: измерение, наблюдение, опыт, исследование; описание объекта наблюдения, выявление идеи, которая проверяется в ходе наблюдения или опыта, соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач; общелогические умения: сравнение, классификация, объединение, упорядочивание; работа с простейшими моделями и др.).
При проверке работ выставляются баллы за выполнение заданий. Баллы переносятся в таблицу обработки и суммируются.
Тексты проверочных работ (Приложение Диагностика)
Для проведения диагностики определены три уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся: низкий уровень, средний уровень и высокий уровень.
Диаграмма изменения уровня сформированности
информационно-коммуникативных компетенций
Диаграмма изменения уровня сформированности
учебно - познавательных компетенций
С психологом школы проведена психодиагностика, выявляющая уровень отношения учащихся к учебным предметам, включённым в проектирование.
Была использована методика «Цветопись» (Приложение 18)
Уровень отношения учащихся к учебным предметам
Русский язык
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Так же проводилась диагностика качества знаний учащихся:
Качество знаний учащихся по предметам, включённым в проектирование
Общее качество знаний
2)Анализ результатов и выводы.
Результаты проектной деятельности в начальной школе:
Повысился уровень сформированности ключевых компетенций.
Анализируя результаты проведённого тестирования, можно сделать выводы:
на 19% увеличился процент учащихся с высоким уровнем сформированности информационно-коммуникативных компетенций;
на 15% увеличился процент учащихся со средним уровнем сформированности информационно-коммуникативных компетенций;
на 34% снизился процент учащихся с низким уровнем сформированности информационно-коммуникативных компетенций.
На 13% увеличился процент учащихся с высоким уровнем сформированности учебно-познавательных компетенций;
на 14% увеличился процент учащихся со средним уровнем сформированности учебно-познавательных компетенций;
на 27 % снизился процент учащихся с низким уровнем сформированности учебно-познавательных компетенций;
Повысился уровень положительного отношения учащихся к учебным предметам, в рамках которых был внедрён метод проектов.
Русский язык. На 21,5% увеличился процент учащихся, которые испытывают «отличное» отношение к данному предмету.
Литературное чтение. На 10% увеличился процент учащихся, которые испытывают «отличное» отношение к данному предмету.
Окружающий мир. На 23% увеличился процент учащихся, которые испытывают «отличное» отношение к данному предмету.
Технология. На 6% увеличился процент учащихся, которые испытывают «отличное» отношение к данному предмету.
Повысилось качество знаний учащихся.
Качество знаний повысилось на 22%.
В классе появились другие ценности во взаимоотношениях учителя, учеников и их родителей (ценность общения, ценность сотрудничества). Родители стали больше времени проводить с детьми, участвуя в проектах, помогая им в работе.
А так же:
Использование проектной деятельности в начальной школе способствует формированию у учащихся и других, не менее важных ключевых компетенций:
социальных (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
оценочных (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор);
Ребята знают способы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, уважают мнение других людей, оценивают поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
презентационных (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
рефлексивных (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерских (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
организационных (способность организовать свою деятельность)
Учащиеся узнают способы решения учебных задач и проблем в жизненных ситуациях, могут составить план действий, выявить ошибки и откорректировать их, стремятся преодолевать трудности, не боятся ошибок, самостоятельны и организованы.
Вывод:
Исследования показали, что применение метода проектов – это полноценный и эффективный способ формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы.
В условиях компетентностного подхода в образовании проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе.
Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, выдвигая при этом новые идеи. Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проектирование – это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста: младшего (что становится возможным за счёт проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации). Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:
на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта;
на силе и свободе творчества;
на логичности, последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности;
на стимуле к развитию социальной активности;
на эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;
на возможности подспудно получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.
Реализация проектного обучения позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность и способствует лучшему усвоению предметных знаний и умений, положительно влияет на качество знаний учащихся.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит метод проектов можно считать здоровьесберегающей технологией.
Метод проектов является методом практического целенаправленного действия, стимулирующим детскую самодеятельность, способствующий актуализации знаний, умений, навыков ребенка в этой деятельности, возможности их практического применения во взаимодействии с окружающим миром; один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Таким образом, результаты убеждают в том, что проектирование является целесообразной и полезной учебной деятельностью, которая играет значительную роль в формировании ключевых компетенций личности.
Вот поэтому я использую в начальных классах метод проектов.
3)разработка методического пособия
VI этап: Презентация результатов и продукта проекта.
В ходе подготовки к защите проекта было разработано методическое пособие для учителей начальных классов, которое содержит рекомендации по внедрению в практику работы метода проектов, по формированию ключевых компетенций младших школьников. ( Приложение Брошюра «Организация проектной деятельности как эффективный способ формирования ключевых компетенций младших школьников»)
Содержание:
Введение | с. 1-3 |
Теоретическая часть | с. 4-22 |
Защита проекта «Организация проектной деятельности как эффективный способ формирования ключевых компетенций младших школьников» | с. 23-46 |
Приложения (разработки проектных работ, буклеты, брошюры, памятки, инструкции) | |
Список литературы | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: