Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерство образования Российской Федерации
Институт проблем развития среднего профессионального образования
| УТВЕРЖДЕН Минобразованием России 17 января 2002 г. Регистрационный № 04 - 0304 - П |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности
0304 История
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – учитель истории
основной общеобразовательной школы
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
Москва – 2002 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0304 История (повышенный уровень среднего профессионального образования). – М.: Изд-во ИПР СПО, 2002. 48 c.
Ó Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1. Общая характеристика
специальности 0304 История
1.1. Специальность 0304 История утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0304 История:
очная,
очно-заочная (вечерняя),
заочная,
экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема:
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
- на базе основного общего образования – 4 года 10 месяцев;1
- на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
- документ об образовании более высокого уровня.
1.4. Квалификация выпускника – учитель истории основной общеобразовательной школы.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник готовится к работе в качестве учителя истории в общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогических функций с детьми школьного возраста в других воспитательно-образовательных учреждениях.
Основные виды деятельности учителя истории основной общеобразовательной школы:
образовательно-воспитательная – осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами основной общеобразовательной школы; создание гуманистической педагогической среды как условия успешного развития школьника; организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей; осуществление личностно ориентированного подхода в работе со школьниками на основе изучения детей, анализа их обученности и воспитанности, проектирования развития личности школьников; оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения;
учебно-методическая – планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний, умений и навыков школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания с учетом анализа достигнутых результатов;
социально-педагогическая – разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии и методики обучения и воспитания детей основной общеобразовательной школы (5 – 9 классы).
Выпускник должен уметь: проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; организовывать методически обоснованный учебный процесс по курсу истории основной общеобразовательной школы; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания школьников; взаимодействовать (сотрудничать) со школьником; изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать создание гуманистической педагогической среды; вести разъяснительную педагогическую работу с родителями; владеть профессиональными умениями; использовать технические средства обучения и компьютерную технику; владеть умениями самообразования и самовоспитания.
Выпускник должен знать: основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании»); цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников; основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методики преподавания истории в основной общеобразовательной школе; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий обучения; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0304 История, подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 032600 История в сокращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 0304 История
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;
знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
выпускник должен:
в области философии:
иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
знать основные положения Конституции Российской Федерации;
иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи; правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
владеть лексическим (1200 – 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области социальной психологии:2
знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
в области экономики:
знать общие положения экономической теории;
иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
в области мировой художественной культуры:
иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств;
знать основные этапы истории отечественной художественной культуры, ее выдающиеся достижения и их связь с мировым художественным процессом;
в области литературы:
иметь представление о целостности мирового литературного процесса, об отечественной и зарубежной литературе в историко-культурном процессе, об основных литературных направлениях;
знать основные этапы истории мировой литературы.
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
выпускник должен:
в области математики:
иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;
в области информатики:
иметь представление о сущности, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации, реализуемых на ЭВМ;
знать и уметь использовать базовые понятия и основные методы информатики, основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;
иметь опыт использования информационных технологий при решении задач в сфере профессиональной деятельности;
в области экологических основ природопользования:
иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.
По общепрофессиональным дисциплинам
выпускник должен:
в области психолого-педагогической и медико-биологической подготовки:
знать закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные особенности;
знать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;
знать особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
знать основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;
знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;
знать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;
знать современные инновационные технологии в сфере образования;
знать закономерности общения межличностных и внутригрупповых отношений;
знать содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;
знать основы педагогического мастерства;
знать основы управления педагогическими системами;
знать основные общенаучные характеристики исследования в области образования;
знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей;
знать основополагающие принципы здорового образа жизни;
знать наиболее распространенные заболевания, являющиеся главной причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков;
знать основные факторы риска и основные способы профилактики детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма, функциональных нарушений;
уметь создавать психологически комфортную развивающую среду;
уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
уметь организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;
уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;
уметь оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;
уметь осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
уметь использовать современные инновационные технологии в сфере образования;
уметь осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
уметь осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;
уметь реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
уметь осуществлять учебно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;
уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить (аттестация);
уметь оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
иметь представление об основах государственной политики и права в области образования;
знать права и обязанности работников в сфере управления образованием;
знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе образовательной деятельности;
знать аспекты регулирования трудовых отношений в области образовательного права: коллективный договор, трудовой договор;
знать закон Российской Федерации «Об образовании» и механизм реализации данного закона;
знать основы семейного права;
знать основное содержание международных документов и российского законодательства о правах ребенка;
уметь использовать нормативно-правовые документы в работе;
уметь осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;
уметь оказывать практическую правовую помощь ребенку в области социальной защиты;
уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики образовательного учреждения:
иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;
знать хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;
знать состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;
знать виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;
знать методику бизнес-планирования;
знать организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку;
в области менеджмента:
иметь представление о современном менеджменте;
знать функции, виды и психологию менеджмента;
знать основы организации работы коллектива исполнителей;
знать принципы делового общения в коллективе;
знать информационные технологии в сфере управления производством;
знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
знать основы военной службы и обороны государства;
иметь представление о медицинских знаниях.
По дисциплинам предметной подготовки
выпускник должен:
знать место истории в современной науке и культуре, значимость исторических дисциплин в общегуманитарной подготовке учащихся;
знать основные эпохи в истории мировых цивилизаций, их хронологию;
знать историю отдельных стран, регионов и всего человечества в целом, факты, события, имена исторических деятелей;
знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, основные типы мировой культуры;
знать основные этапы исторического развития России, факты, даты, события, имена и характеристики исторических деятелей;
знать место России в системе мировых цивилизаций, общее и особенное в развитии цивилизационного процесса в России;
знать историю культуры России, её основную проблематику;
знать историческую хронологию;
иметь представление о роли науки в развитии человечества, общем содержании и главных достижениях основных этапов развития науки;
знать основные этапы развития всемирной истории: общее и особенное в развитии стран и народов;
знать место и роль России во всемирном историческом процессе;
знать тенденции становления и развития российской государственности;
знать основы теории обучения истории, современные технологии обучения, средства обучения;
уметь владеть понятийным аппаратом исторической науки;
уметь владеть приемами историографического и библиографического анализа;
уметь работать с историческими источниками и владеть приемами и методами их научного анализа и критики;
уметь работать с исторической картой;
уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях;
уметь выделять существенное в историческом процессе;
уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
уметь формировать у школьников целостное представление об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах;
уметь использовать методику преподавания истории в основной общеобразовательной школе, методику преподавания обществознания, различные средства обучения истории.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике
В процессе профессиональной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0304 История выпускник должен быть готов к выполнению образовательно-воспитательной, учебно-методической, социально-педагогической деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 0304 История
Индекс | Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы | Всего часов максимальной учебной нагрузки | в т.ч. часов обязательных учебных занятий |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: