NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования


Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

УТВЕРЖДЕН

Минобразованием России

21февраля 2002 г.

Регистрационный № 04-0201-Б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников

по специальности

0201 Правоведение

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – юрист

Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва – 2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.

© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002

1. Общая характеристика специальности

0201 Правоведение

1.1. Специальность 0201 Правоведение утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0201 Правоведение:

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.

  • 1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по очной форме обучения, образовательная база приема

на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  •       аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  •       диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  •       документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификация выпускника – юрист.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к правоприменительной и правоохранительной деятельности в качестве юриста на должностях, не предусматривающих наличия обязательного высшего юридического образования: юрисконсульта, специалиста паспортного стола, младшего следователя, дознавателя, специалиста отдела кадров, помощника нотариуса, адвоката и др. в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в различных организациях (предприятиях) независимо от их организационно-правовых форм.

Основные виды деятельности юриста:

организационно-правовая – реализация требований законов Российской Федерации и других нормативных актов в ходе организационной, производственной и иных видов деятельности; контроль за соблюдением законодательства, юридическое консультирование; оказание в установленных пределах помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

организационно-управленческая – осуществление организационно-управленческих функций в органах государственной власти, в органах местного самоуправления; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов, распространение правовых знаний.

Выпускник должен уметь: использовать полученные знания и методы гуманитарных и социально-экономических наук в профессиональной деятельности; толковать нормы различных отраслей права; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; ориентироваться в системе, структуре, компетенции правоохранительных органов; использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности; составлять различные документы правового характера; анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых, трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и иных отношений; анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организаций (предприятий).

Выпускник должен знать: содержание правовых норм, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь и значение для реализации права в профессиональной деятельности; формы защиты прав граждан и юридических лиц; сущность, типы и формы государства; понятие и сущность права; правосудие и его принципы; систему правоохранительных органов РФ; конституционное устройство Российской Федерации; психологические особенности и специфику делового общения, элементы профессиональной этики в работе юриста; основные правила подготовки различных видов документов.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0201 Правоведение, подготовлен:

      к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

      к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

      к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция в сокращенные сроки.

2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 0201 Правоведение

2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник должен:

      понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

      иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

      знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

      обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

      обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

      быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

      быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

      быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

      быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

      быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

      быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

      обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

      знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

      иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен

в области философии:

      иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

      иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

      иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

в области русского языка и культуры речи:

      знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

      знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

      уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

      уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

      уметь пользоваться словарями русского языка;

в области иностранного языка:

      владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

      обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

      иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

      уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области экономики:

      знать общие положения экономической теории;

      иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

      уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;

в области социологии и политологии:

      иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования развития и общества, и личности;

      иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

      иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

      иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).

По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

выпускник должен

в области математики и информатики:

      иметь представление о месте и роли математики в современном мире;

      знать основные системы счисления;

      иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

      иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

      знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

      знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

      уметь использовать изученные прикладные программные средства;

По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен

иметь представление:

         о роли и месте общепрофессиональных знаний в практической деятельности выпускника;

         о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, государственной власти и государственном аппарате, системе разделения властей;

         об основных элементах правовой системы общества и их взаимодействии;

         о перспективах конституционного развития страны;

         об административно-правовых отношениях в обществе;

         о значении экологической функции государства и его роли в охране окружающей среды; о международно-правовом сотрудничестве в области охраны окружающей среды;

         о месте и роли уголовного права и уголовного процесса в системе права;

         о гражданско-правовой форме регулирования общественных отношений;

         об особенностях трудовых правоотношений в обществе;

         об особенностях профессиональной этики и психологии делового общения;

         об основных аспектах развития организации (предприятия) как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике;

знать:

         понятие, типы и формы государства; роль государства в политической системе общества;

         виды прав человека; понятие права, типы и источники права; систему права; формы реализации права; понятие, структуру и виды правоотношений;

         виды правонарушений и юридической ответственности;

         конституционное устройство Российской Федерации; основы правового положения граждан Российской Федерации; избирательную систему Российской Федерации; систему органов местного самоуправления в Российской Федерации;

         административно-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие государственного управления и государственной службы;

         понятие и виды административно-правовых норм; субъекты административных правоотношений;

         состав административного правонарушения; порядок привлечения к административной ответственности; виды административных наказаний;

         право природопользования; правовой механизм охраны окружающей среды; виды экологических правонарушений и ответственность за них;

         систему и источники уголовного права; основания уголовной ответственности; понятие преступления и состава преступления, элементы состава преступления;

         понятие и виды уголовных наказаний; порядок назначения наказаний; освобождение от уголовной ответственности и от наказания;

         преступления в сфере экономики;

         преступления против общественной безопасности и общественного порядка;

         основные положения и принципы уголовного процесса; права и обязанности участников уголовного процесса; стадии уголовного процесса;

         порядок судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра приговоров суда;

         сущность гражданско-правового метода регулирования общественных отношений; основные понятия гражданского права;

         виды субъектов гражданского права; объекты гражданских правоотношений;

         юридическое понятие собственности; формы и виды собственности по российскому законодательству; способы приобретения и прекращения права собственности;

         содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты; виды ответственности по гражданскому праву;

         порядок заключения гражданско-правовых договоров, требования к их содержанию; виды договоров; принципы исполнения гражданско-правового договора;

         формы защиты прав граждан и юридических лиц; виды и порядок гражданского судопроизводства; основные стадии гражданского процесса;

         содержание российского трудового права; трудовые права и обязанности граждан; права и обязанности работодателей; виды трудовых договоров (контрактов); трудовой стаж; трудовую дисциплину; порядок разрешения трудовых споров;

         основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;

         систему документационного обеспечения управления (ДОУ);

         особенности делопроизводства по обращениям граждан и конфиденциальное делопроизводство;

         состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

         маркетинговую деятельность организации;

         основы бизнес-планирования;

уметь:

         применять теоретические положения и конституционные вопросы государства и права при изучении специальных юридических дисциплин;

         применять на практике нормы различных отраслей права;

         обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой, политической и иной проблематике;

         оперировать юридическими понятиями и категориями;

         применять нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;

         анализировать и решать юридические проблемы в сфере административно-правовых, гражданско-правовых, трудовых, уголовно-правовых и иных отношений;

         составлять различные виды гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных документов;

         анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности учреждения, организации, предприятия;

         поддерживать деловую репутацию;

         давать психологическую характеристику личности, владеть приемами делового общения и навыками культуры поведения;

         составлять организационно-распорядительные документы;

         составлять и оформлять претензионно-исковую документацию;

         осуществлять обработку входящих, внутренних и исходящих документов и контроль за их исполнением;

         оформлять документы для передачи в архив организации;

         осуществлять защиту информации от несанкционированного доступа;

в области менеджмента:

      иметь представление о современном менеджменте;

      знать функции, виды и психологию менеджмента;

      знать основы организации работы коллектива исполнителей;

      знать принципы делового общения в коллективе;

      знать информационные технологии в сфере управления производством;

      знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

в области безопасности жизнедеятельности:

      знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

      уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

      знать основы военной службы и обороны государства;

      иметь представление о медицинских знаниях.

По специальным дисциплинам

выпускник должен

знать:

      правовые основы банковской деятельности;

      источники финансового права;

      бюджетное право;

      правовые основы финансовой деятельности государства;

      принципы налогообложения и виды налогов;

      объекты и субъекты налоговых правоотношений;

      меры ответственности за нарушение налогового законодательства;

      законодательство РФ о предпринимательской деятельности;

      организационно-правовые формы предпринимательства;

      порядок организации и ликвидации субъектов предпринимательства; банкротство организаций (предприятий);

      методы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности;

      правовое регулирование рынка ценных бумаг, правовое обеспечение качества товаров (работ, услуг);

      источники семейного права и семейные правоотношения;

      брачные правоотношения;

      личные и имущественные отношения в семье;

      акты гражданского состояния;

      принципы правосудия в Российской Федерации;

      систему правоохранительных и судебных органов, методы обеспечения законности и правопорядка;

      систему органов нотариата, правовой статус нотариуса;

      виды нотариальных действий и правила их совершения;

      состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности юриста;

уметь:

      применять нормативно-правовые акты различных отраслей права в своей профессионнальной деятельности;

      составлять документы правового характера, необходимые для регистрации субъектов предпринимательского права;

      ориентироваться в системе, структуре, компетенции правоохранительных органов при осуществлении профессиональной деятельности;

      использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности; применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике

В процессе производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.

2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0201 Правоведение выпускник должен быть готов к выполнению организационно-правовой и организационно-управленческой деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: