Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования
Министерство образования Российской Федерации
Институт проблем развития среднего профессионального образования
УТВЕРЖДЕН
Минобразованием России
21февраля 2002 г.
Регистрационный № 04-0201-Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности
0201 Правоведение
(базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – юрист
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
Москва – 2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.
© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1. Общая характеристика специальности
0201 Правоведение
1.1. Специальность 0201 Правоведение утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0201 Правоведение:
очная,
очно-заочная (вечерняя),
заочная,
экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по очной форме обучения, образовательная база приема
на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
 аттестат о среднем (полном) общем образовании;
 диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
 документ об образовании более высокого уровня.
1.4. Квалификация выпускника – юрист.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к правоприменительной и правоохранительной деятельности в качестве юриста на должностях, не предусматривающих наличия обязательного высшего юридического образования: юрисконсульта, специалиста паспортного стола, младшего следователя, дознавателя, специалиста отдела кадров, помощника нотариуса, адвоката и др. в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в различных организациях (предприятиях) независимо от их организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности юриста:
организационно-правовая – реализация требований законов Российской Федерации и других нормативных актов в ходе организационной, производственной и иных видов деятельности; контроль за соблюдением законодательства, юридическое консультирование; оказание в установленных пределах помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;
организационно-управленческая – осуществление организационно-управленческих функций в органах государственной власти, в органах местного самоуправления; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов, распространение правовых знаний.
Выпускник должен уметь: использовать полученные знания и методы гуманитарных и социально-экономических наук в профессиональной деятельности; толковать нормы различных отраслей права; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; ориентироваться в системе, структуре, компетенции правоохранительных органов; использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности; составлять различные документы правового характера; анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых, трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и иных отношений; анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организаций (предприятий).
Выпускник должен знать: содержание правовых норм, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь и значение для реализации права в профессиональной деятельности; формы защиты прав граждан и юридических лиц; сущность, типы и формы государства; понятие и сущность права; правосудие и его принципы; систему правоохранительных органов РФ; конституционное устройство Российской Федерации; психологические особенности и специфику делового общения, элементы профессиональной этики в работе юриста; основные правила подготовки различных видов документов.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 0201 Правоведение, подготовлен:
 к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
 к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
 к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция в сокращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 0201 Правоведение
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
 иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
 знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
 обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
 обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
 быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
 быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
 быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
 быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
 быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
 быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
 обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;
 знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
 иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
выпускник должен
в области философии:
 иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
 иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
 иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области русского языка и культуры речи:
 знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
 знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
 уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
 уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
 уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
 владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
 обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
 иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
 уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области экономики:
 знать общие положения экономической теории;
 иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
 уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
в области социологии и политологии:
 иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования развития и общества, и личности;
 иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
 иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
 иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
выпускник должен
в области математики и информатики:
 иметь представление о месте и роли математики в современном мире;
 знать основные системы счисления;
 иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
 иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
 знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
 знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
 уметь использовать изученные прикладные программные средства;
По общепрофессиональным дисциплинам
выпускник должен
иметь представление:
 о роли и месте общепрофессиональных знаний в практической деятельности выпускника;
 о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, государственной власти и государственном аппарате, системе разделения властей;
 об основных элементах правовой системы общества и их взаимодействии;
 о перспективах конституционного развития страны;
 об административно-правовых отношениях в обществе;
 о значении экологической функции государства и его роли в охране окружающей среды; о международно-правовом сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
 о месте и роли уголовного права и уголовного процесса в системе права;
 о гражданско-правовой форме регулирования общественных отношений;
 об особенностях трудовых правоотношений в обществе;
 об особенностях профессиональной этики и психологии делового общения;
 об основных аспектах развития организации (предприятия) как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике;
знать:
 понятие, типы и формы государства; роль государства в политической системе общества;
 виды прав человека; понятие права, типы и источники права; систему права; формы реализации права; понятие, структуру и виды правоотношений;
 виды правонарушений и юридической ответственности;
 конституционное устройство Российской Федерации; основы правового положения граждан Российской Федерации; избирательную систему Российской Федерации; систему органов местного самоуправления в Российской Федерации;
 административно-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие государственного управления и государственной службы;
 понятие и виды административно-правовых норм; субъекты административных правоотношений;
 состав административного правонарушения; порядок привлечения к административной ответственности; виды административных наказаний;
 право природопользования; правовой механизм охраны окружающей среды; виды экологических правонарушений и ответственность за них;
 систему и источники уголовного права; основания уголовной ответственности; понятие преступления и состава преступления, элементы состава преступления;
 понятие и виды уголовных наказаний; порядок назначения наказаний; освобождение от уголовной ответственности и от наказания;
 преступления в сфере экономики;
 преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
 основные положения и принципы уголовного процесса; права и обязанности участников уголовного процесса; стадии уголовного процесса;
 порядок судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра приговоров суда;
 сущность гражданско-правового метода регулирования общественных отношений; основные понятия гражданского права;
 виды субъектов гражданского права; объекты гражданских правоотношений;
 юридическое понятие собственности; формы и виды собственности по российскому законодательству; способы приобретения и прекращения права собственности;
 содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты; виды ответственности по гражданскому праву;
 порядок заключения гражданско-правовых договоров, требования к их содержанию; виды договоров; принципы исполнения гражданско-правового договора;
 формы защиты прав граждан и юридических лиц; виды и порядок гражданского судопроизводства; основные стадии гражданского процесса;
 содержание российского трудового права; трудовые права и обязанности граждан; права и обязанности работодателей; виды трудовых договоров (контрактов); трудовой стаж; трудовую дисциплину; порядок разрешения трудовых споров;
 основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе;
 систему документационного обеспечения управления (ДОУ);
 особенности делопроизводства по обращениям граждан и конфиденциальное делопроизводство;
 состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
 маркетинговую деятельность организации;
 основы бизнес-планирования;
уметь:
 применять теоретические положения и конституционные вопросы государства и права при изучении специальных юридических дисциплин;
 применять на практике нормы различных отраслей права;
 обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой, политической и иной проблематике;
 оперировать юридическими понятиями и категориями;
 применять нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;
 анализировать и решать юридические проблемы в сфере административно-правовых, гражданско-правовых, трудовых, уголовно-правовых и иных отношений;
 составлять различные виды гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных документов;
 анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности учреждения, организации, предприятия;
 поддерживать деловую репутацию;
 давать психологическую характеристику личности, владеть приемами делового общения и навыками культуры поведения;
 составлять организационно-распорядительные документы;
 составлять и оформлять претензионно-исковую документацию;
 осуществлять обработку входящих, внутренних и исходящих документов и контроль за их исполнением;
 оформлять документы для передачи в архив организации;
 осуществлять защиту информации от несанкционированного доступа;
в области менеджмента:
 иметь представление о современном менеджменте;
 знать функции, виды и психологию менеджмента;
 знать основы организации работы коллектива исполнителей;
 знать принципы делового общения в коллективе;
 знать информационные технологии в сфере управления производством;
 знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
 знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
 уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
 знать основы военной службы и обороны государства;
 иметь представление о медицинских знаниях.
По специальным дисциплинам
выпускник должен
знать:
 правовые основы банковской деятельности;
 источники финансового права;
 бюджетное право;
 правовые основы финансовой деятельности государства;
 принципы налогообложения и виды налогов;
 объекты и субъекты налоговых правоотношений;
 меры ответственности за нарушение налогового законодательства;
 законодательство РФ о предпринимательской деятельности;
 организационно-правовые формы предпринимательства;
 порядок организации и ликвидации субъектов предпринимательства; банкротство организаций (предприятий);
 методы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности;
 правовое регулирование рынка ценных бумаг, правовое обеспечение качества товаров (работ, услуг);
 источники семейного права и семейные правоотношения;
 брачные правоотношения;
 личные и имущественные отношения в семье;
 акты гражданского состояния;
 принципы правосудия в Российской Федерации;
 систему правоохранительных и судебных органов, методы обеспечения законности и правопорядка;
 систему органов нотариата, правовой статус нотариуса;
 виды нотариальных действий и правила их совершения;
 состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности юриста;
уметь:
 применять нормативно-правовые акты различных отраслей права в своей профессионнальной деятельности;
 составлять документы правового характера, необходимые для регистрации субъектов предпринимательского права;
 ориентироваться в системе, структуре, компетенции правоохранительных органов при осуществлении профессиональной деятельности;
 использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности; применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0201 Правоведение выпускник должен быть готов к выполнению организационно-правовой и организационно-управленческой деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: