Инструкция по организации защиты моу «щученская сош» от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера
Согласовано Утверждаю Председатель ПК__________ Директор школы_________ В.Н.Коробова Н.М.Солошенко «_____»______________ 201___ г. «_____»___________ 201___г. | ||||
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ МОУ «ЩУЧЕНСКАЯ СОШ» ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ И ИНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.Общие положения. 1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты ОУ несет его руководитель. 1.2. Под охраной ОУ подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций. 1.3. Охрана ОУ осуществляется штатными сторожами и техническим персоналом. 1.4. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией ОУ о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны ОУ и правилах использования ТСО. 1.5. Руководитель ОУ обязан: - организовать охрану ОУ и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнения сторонами обязанностей по договору; - проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны ОУ с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование ОУ ТСО; - организовать разработку планов обеспечения безопасности ОУ (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны); - обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования; - организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов; - обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО; - совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, персонала ОУ, обучающихся и воспитанников, действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; - проводить совместно с лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность тренировки со сторожами и техперсоналом и персоналом ОУ для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий. 1.6. Обязанности сторожей и технического персонала определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному режиму, планом охраны ОУ, разрабатываемых администрацией ОУ с учетом инструкции. В них сторожам и техперсоналу определяются: - место несения службы; - задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение; - порядок приема и сдачи поста, его особенности; - список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками; - порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала ОУ; - порядок взаимодействия с другими работниками ОУ; - порядок проверки исправности ТСО и связи; - порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения ОУ; - порядок действий при получении сигнала «тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала ОУ; - порядок связи с территориальными органами внутренних дел; - порядок действий при проведении в ОУ массовых мероприятий; Использование оружия для ОУ не допускается. 2. Обязанности техперсонала и сторожей образовательного учреждения. 2.1. В компетенцию техперсонала и сторожей входит: - контроль за соблюдением пропускного режима учащимися, персоналом и посетителями ОУ, а также въездом на территорию учреждения и парковкой автотранспорта, проверка, в необходимых случаях, документов и пропусков у лиц, проходящих на объект; - непосредственное осуществление мер по недопущению проноса в ОУ оружия, боеприпасов, взрывчатых и других опасных веществ; - принятие мер к пресечению правонарушений и задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей; - контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной сигнализации, установленных на пункте охраны; - сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику (руководителю ОУ), а при необходимости в орган внутренних дел, пожарную охрану; - участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва. 2.2. Обязанности техперсонала и сторожей определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному режиму в образовательном учреждении, другими распорядительными документами, разрабатываемыми администрацией ОУ. Техничка и сторож обязаны: - перед заступлением на пост осуществить обход территории объекта, проверить наличие и исправность оборудования (согласно описи) и отсутствие повреждений на окнах, дверях; - проверить исправность работы средств связи, наличие средств пожаротушения, документации поста. О выявленных недостатках и нарушениях произвести запись в журнале приема - сдачи дежурства. - доложить о выявленных недостатках руководителю образовательного учреждения; - осуществлять пропускной режим в образовательном учреждении в соответствии с инструкцией по пропускному режиму в ОУ; - обеспечить контроль за складывающейся обстановкой на территории ОУ и прилегающей местности; - выявлять лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию ОУ с целью совершения противоправных действий в отношении учащихся (воспитанников), педагогического и технического персонала, имущества и оборудования ОУ и пресекать их действия в рамках своей компетенции. В необходимых случаях подать сигнал руководителю ОУ или правоохранительным органам, вызвать группу задержания вневедомственной охраны и т.п.; - производить обход территории ОУ: перед началом учебного процесса и после окончания учебного процесса. При необходимости осуществлять дополнительный осмотр территории и помещений. - при обнаружении подозрительных лиц, взрывоопасных или подозрительных предметов и других возможных предпосылок к чрезвычайным ситуациям вызвать милицию и действовать согласно служебной инструкции; 2.3. Техничка и сторож в процессе несения службы обязаны выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории ОУ террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо: 2.4. должны знать: - должностную инструкцию; - руководящие документы, определяющие организацию охраны и пропускного режима в ОУ, режим работы его персонала, порядок действий при чрезвычайных ситуациях; - особенности охраняемого образовательного учреждения и прилегающей к нему территории; - места расположения средств охранной, охранно-пожарной, средств связи и пожаротушения, правила их использования и обслуживания; - порядок взаимодействия с правоохранительными органами, правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, правила осмотра ручной клади и автотранспорта; 2.5. имеют право: - требовать от учащихся, персонала ОУ и посетителей соблюдения пропускного режима и правил внутреннего распорядка; - пресекать попытки нарушения пропускного режима и правил внутреннего распорядка; - требовать немедленного устранения выявленных недостатков; - для выполнения своих служебных обязанностей пользоваться средствами связи и другим оборудованием, принадлежащим образовательному учреждению; - принимать меры по задержанию нарушителей и сообщить о правонарушениях в правоохранительные органы. 2.6. запрещается: - оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить руководителя ОУ; - допускать в ОУ посторонних лиц с нарушением установленных правил; - принимать от любых лиц какие-либо предметы; - передавать или предъявлять кому бы то ни было табельные спецсредства, за исключением прямых начальников; - сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об охраняемом объекте и порядке организации его охраны; - хранить и употреблять на рабочем месте спиртосодержащие напитки, слабоалкогольные коктейли, пиво, наркотические и психотропные и токсические средства. 2.7. При нападении на ОУ работники данного ОУ подают сигнал «тревога» в дежурную часть органа внутренних дел, используя все имеющиеся каналы связи. После подачи сигнала «тревога» руководитель ОУ принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к ОУ. Персонал ОУ по сигналу «тревога» прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют в соответствии с инструкцией на случай чрезвычайных ситуаций. 3. РАЗРАБАТЫВАЕМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. В целях организации надежной антитеррористической защиты ОУ рекомендуется иметь следующие документы: - положение об организации охраны и защиты ОУ (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ); - инструкцию по пропускному режиму в образовательном учреждении (утверждается руководителем ОУ, подписывается ответственным лицом ОУ за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ, согласуется с руководителем подразделения охраны); - инструкцию (памятку) по действиям руководителя, должностных лиц и персонала ОУ при угрозе террористического акта и в иных чрезвычайных ситуациях; - должностные инструкции технического персонала и сторожей (утверждаются руководителем ОУ, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ, согласуются с руководством подразделения охраны); - антитеррористический паспорт ОУ (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ, согласуется с оперативным штабом УФСБ субъекта Федерации, в других муниципальных образованиях с территориальными органами УФСБ или ГУВД); - план обеспечения антитеррористической безопасности ОУ на текущий период (утверждается руководителем ОУ, как правило, перед началом нового учебного года, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ); - план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, экзаменов и т.п.); - перспективный план оборудования ОУ инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (как правило, составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана) (утверждается руководителем ОУ, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ); - функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите ОУ (подписываются руководителем учреждения). 4. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ ОБЪЕКТА. Инженерно-техническое укрепление ОУ – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам. Основой обеспечения надежной защиты ОУ от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного ОУ системами охранной и тревожной сигнализации. В целесообразных случаях для усиления защиты ОУ и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения. В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов ОУ и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации. Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение ОУ системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России. Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения. Ограждения периметра территории образовательного учреждения. 4.1. Ограждение должно быть сплошным и исключать случайный въезд транспорта на территорию ОУ, минуя официальные места. Ворота. 4.2. Места въезда на территорию ОУ оборудуются воротами или шлагбаумами. 4.3. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении. Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения). 4.4. При использовании замков в качестве запирающих устройств ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Дверные конструкции. 4.5. Входные двери образовательного учреждения должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта. Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу. Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна. 4.6. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью. При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери. 4.7. Двери основного и запасных эвакуационных выходов во время учебно-воспитательного процесса должны закрываться на легко открывающиеся запоры. Категорически запрещается во время учебно-воспитательного процесса закрывать двери на внутренние и висящие замки. Оконные конструкции. 4.8. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО. 4.9. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию. Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения. При установке защитного остекления (решетки, ставни, жалюзи и др.) силовые элементы на окна могут не устанавливаться. Другие технологические каналы. Двери и коробки чердачных и подвальных помещений по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными руководителем образовательного учреждения. 5. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ 5.1. Система оповещения в ОУ создается для оперативного информирования сотрудников, обучающихся, воспитанников о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем ОУ. 5.2. Оповещение обучающихся, воспитанников, сотрудников, находящихся в ОУ должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать: - подачу звуковых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей; - трансляцию речевой информации или специального звукового сигнала о характере опасности. 5.3. Эвакуация обучающихся, воспитанников, сотрудников ОУ по сигналам оповещения должна сопровождаться: - передачей специального звукового сигнала, утвержденного руководителем образовательного учреждения, направленного на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах); - открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов. 5.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения. 5.5. На территории следует применять громкоговорители. 5.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости. 5.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта. 5.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, вахты или другого специального помещения. Рассмотрено Утверждаю на заседании педагогического совета Директор школы_________ Протокол №____ от «____»___________ 201___г. Л.С.Чемоданова «_____»_________ 201___г. Положение об антитеррористическом паспорте МОУ «Щученская СОШ» Антитеррористический паспорт образовательного учреждения (далее – Паспорт) является информационно-справочным документом, разработанным в целях снижения возможного ущерба при совершении на территории образовательного учреждения диверсионно-террористического акта, экстремистской акции, при проведении в связи с этим контртеррористической операции, повышении ее оперативности и эффективности, а также минимизации ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Паспорт определяет готовность образовательного учреждения к выполнению возложенных на него задач по обеспечению жизни и здоровья обучающихся (воспитанников), персонала, противодействию проявлениям экстремизма и терроризма. Паспорт составляется специально созданной рабочей группой под руководством ответственного за безопасность образовательного учреждения и утверждается руководителем образовательного учреждения. Паспорт согласовывается с оперативным штабом или территориальным органом внутренних дел (безопасности), ответственным за осуществление первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта на территории муниципального образования. Изменения и дополнения в Паспорт вносятся ежегодно в начале нового учебного года не позднее 30 августа при условии изменений, произошедших в оборудовании, составе персонала, при уточнении временных показателей, дополнения в мероприятия с учетом возникшей необходимости или выявленных недостатков, после возникновения чрезвычайных ситуаций, при установке дополнительных технических средств охраны или противопожарных средств в образовательном учреждении, в иных случаях, когда это необходимо. Изменения и дополнения в Паспорт фиксируются в «Листе вносимых изменений в антитеррористический паспорт» (Приложение № 1). При разработке Паспорта образовательные учреждения могут включать дополнительную информацию, пункты и разделы с учетом своих особенностей. При разработке и использовании Паспорта допускается фиксирование постоянно меняющейся статистической, оперативной информации (число обучающихся, работников и др.). В этом случае в специально заведенном Листке вносимых изменений (приложение № 1), прилагаемом к Паспорту, фиксируются: дата, основание для вносимых изменений, их характер (содержание), Ф.И.О. и должность лица, внесшего изменения. Копии листка вносимых изменений передаются в органы, в которых хранятся экземпляры Паспорта. Паспорт является документом строгой отчетности. С завершением его разработки ему присваивается категория документа с грифом «ДСП» (для служебного пользования). Паспорт тщательно охраняется от посторонних и хранится в соответствии с руководящими документами по делопроизводству. Паспорт готовится в 2-х (двух) экземплярах. Один экземпляр Паспорта хранится у руководителя образовательного учреждения, второй экземпляр – в аппарате оперативного штаба в Новосибирской области или территориальном органе внутренних дел (безопасности), ответственном за осуществление первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта на территории муниципального образования. Руководители учреждений и ведомств, в которых хранятся экземпляры Паспортов несут персональную ответственность за соблюдение режима их хранения, допуск к ним уполномоченных на то сотрудников. Копирование Паспорта и передача его лицам и организациям, не имеющим на то полномочий, запрещены. Передача Паспорта или его копии сторонним организациям и ведомствам, не перечисленным в пояснительной записке, возможна в исключительных случаях на основании официального запроса сторонней организации и согласованного разрешения оперативного штаба , территориального органа внутренних дел (безопасности), ответственного за осуществление первоочередных мероприятий по пресечению террористического акта на территории муниципального образования. В экземпляр Паспорта, хранящийся в образовательном учреждении, не включается раздел 5 «План-схема охраны образовательного учреждения». Паспорт подлежит пересмотру и переоформлению в случаях изменения требований по обеспечению защиты объекта и его территории или по истечению срока – 5 лет. Предлагаемая форма Паспорта носит рекомендательный характер и предполагает возможность внесения изменений и дополнений, но без ухудшения качества и полноты содержащейся информации в документе. |
Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению безопасности.
В нашей прогимназии эта должность введена в 2004 году.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: