Исследовательская работа по русскому языку «Смысловое и символическое значение буквы А»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Ильчино
муниципального района Учалинский район РеспубликиБашкортостан
Исследовательская работа по русскому языку
« Смысловое и символическое значение буквы А»
Выполнила:Бурмистрова Милена,
ученица 7 класса
Учитель: Низамова Г.Ш.,
учитель русского языка и литературы
с.Ильчино-2013
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение________________________________________________3-4
История возникновения буквы А, графическое оформление_____ 5
Многообразие функций буквы А (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»_______________________________________ 6-8
4.Мини-социологическое исследование (опрос)__________________ 8-9
5. Заключение______________________________________________ 10
1. ВВЕДЕНИЕ
Объект исследовательской работы – буква « А».
Предмет исследования – буква А употребляется не только для обозначения звука [а]. Она используется и для выражения нескольких частей речи.
Гипотеза
М.В.Ломоносов считал, что каждая буква наделена содержанием, которое помогает в художественной речи добиваться большей выразительности. Относительно А он писал в «Кратком руководстве к красноречию»: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…»¹
Основная задача деятельности - показать историю возникновения буквы А. Познакомить многообразием функций буквы А..
Цели исследовательской работы:
1. Познакомить с кратчайшей историей возникновения буквы А и ее названия.
2. Выявить какими частями речи может выражаться буква А.
3.Определение роли буквы в рассказе в.Астафьева « Васюткино озеро».
4. Через опрос определить уровень популярности буквы А.
Методы исследования
Мини - социологическое исследование (опрос)
Анализ работ известных языковедов.
Работа со словарями.
Работа над рассказом В.П.Астафьва «Васюткино озеро»
¹Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию.Полн.сб.соч. Том7. М..1952г.
Актуальность
Выполненную работу я считаю актуальной, так как она способна привлечь внимание как взрослых, так и моих сверстников. Во-первых, простая буква А может употребляться в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Во-вторых, она может быть союзом, частицей или междометием, т.е. возможности буквы не ограничены.
Таким образом, данная работа может найти своё практическое применение при изучении темы «Алфавит», «Союзы», «Частицы», «Междометие».
2. История возникновения буквы А, графическое оформление
Буква А стоит первой в русской , как и в других европейских алфавитах. В церковнославянской азбуке А называлась Азъ. Это название вошло в обозначение совокупности всех славянских букв—азбука. Азъ, как и Я, в языке указывало на первое лицо.
Почему буква А первая? На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые считают, что первое место определено тем, что А обозначает самый простой в языке звук. Вот что писал К.Бальмонт, высказывая своё мнениене столько о букве А, сколько о звуке [а]: «Первая—А. Азбука наша начинается на А. А—самый ясный, легко ускользающий звук, самый гласный звук, без всякий преграды, исходящий изо рта. А—первый звук, произносимый ребенком»² Неудивительно, что с учетом перечисленных признаков раньше А называли не иначе как «Зов» или «Зов изначальный».
Специалисты обратили внимание, что в древнем финикийском алфавите, с которого берут начало все европейские алфавиты, первая буква называлась «алефъ» (aleph), т.е. телец, так как образовалась из первоначального иероглифического рисунка, представляющего голову быка. Но славянская буква А в своём именовании содержала звонкий звук [з], который мог оглушаться в [с]. Это позволяло соотносить название первой буквы славянского алфавита Азъ с названием германских нордических богов: Асы, ас. Учитывая, что буква А как первая в алфавите символизирует основу мира, некоторые писцы изображали ее в виде причудливого зверя, который напоминал мифическое существо и сочетал в себе свойства птицы, зверя и человека.
Таким образом, буква А (Азъ) в качестве графического символа изначально была связана с божественными мотивами, которые растворились в нашей духовной жизни, а позже в русской письменности. А название буквы в современном русском языке состоит из одного звука и передается тем же звуком, который она обозначает. Буква А имеет несколько графических разновидностей: прописные и строчные, которые бывают печатными и письменными.
²Бальмонт К.Д. Стозвучные песни: соч., Я., 1990г.
3. Многообразие функций буквы А (рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Буква А употребляется не только для обозначения звука [а]. Она используется и для выражения нескольких частей речи. Прежде всего это союз а при соединении предложений и однородных членов предложения. При этом союз а может иметь разные значения: противительное (Злой мыслит о себе, а добрый обо всех); сопоставительное (За окном темно, а здесь ярко светит лампа); присоединительное (Чины людьми даются, а люди могут обмануться).
В русском языке междометие А! возникло из инстинктивного выкрика человека, которым выражается мгновенная реакция на боль, удивление, радость, негодование и.т.д. В произведениях художественной литературы оно усиливает эмоциональность высказывания. Его можно произносить протяжно, удлиненно, кратко ( А, попался! или –А-а,--сказал Пух).
Буква А—это частица при вопросительном отклике на обращение (А? Что такое?) или при ответе на чей-либо зов (А-а! я здесь!).
Графема А используется не только в азбуке. В алгебре А обозначает условную. Известную величину (А+В). Графема используется как определённый символ чего-то первого, начального (Из пункта А…).
В рассказе В.Астафьева «Васюткино озеро»³ буква А встречается ровно 50 раз и при этом она выражает различные части речи. 28 раз она соединяет части сложных предложений и 10 раз однородные члены предложения. Например:
1.Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут (ССП);
2.Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками (однородные члены предложения).
3.Заросли сошли на нет, а вместо них появились высокие обрывистые берега (ССП).
4.Укутал меня мамка, как девчонку, а я вовсе не простыл (ССП).
³Астафьев В.П. Васюткино озеро.М, 2007 г.
В роли частицы буква А выступает в рассказе 10 раз. Все они выражают вопрос, но при этом отчетливо слышится отчаяние, досада, страх, негодование героя:
1.А что теперь дома?
2.А вдруг еще с дождем?
3. А что?
4.А что, если?...
5.А этого не хочешь?
Также можно найти и переживание самого автора за судьбу своего героя:
1.А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке?
2 раза буква А встречается в рассказу, как междометие.
1. …А, к лепёшкам все!
2. А-а, понятно!
В первом предложении оно произносится кратко. Цель его использования автором, наверное, показать страх, негодование и даже злобу героя на самого себя. А во втором предложении оно произносится протяжно. Звучит жизнеутверждающе. В данном предложении эту «А-а» можно рассматривать и как частицу. Почему? Потому что его можно расценить как ответ на чей-либо зов. Здесь Васютка сам задаёт вопрос и сам же на него отвечает.
Для того чтобы проверить, какая из букв русского алфавита чаще всего употребляется в повседневной речи, я сосчитала буквы первого абзаца в рассказе «Васюткино озеро». Получилось всего 93 слова. Из них 34 буквы А, что составляет 36%, а буквы О получилось больше на 11 слов, т.е. 45 (48%), буквы Е
сосчитала 44 (47%).
Прочитав и проанализировав рассказ В.Астафьева, я сделала вывод, что буква А действительно используется для выражения нескольких частей речи. По достоверным источникам буква А можно отнести к высокочастотным в русских текстах. Среди гласных она уступает по употреблению только буквам О и Е, а остальные гласные и согласные буквы по активности их использования следуют за ней.
4.Мини-социологическое исследование (опрос)
Среди учителей и учащихся школы я провела небольшой опрос по исследовательской работе. Я задавала им такие вопросы:
1. Какие пословицы и поговорки (фразеологизмы) они знают с буквой А?
2. При каких обстоятельствах из ваших уст вылетает звук [а]?
№ | Учителя | 1 вопрос | результат | 2 вопрос | результат |
1 | 19 учителей участвовали в опросе | 1.Прочитал от аза до ижицы; Он аза в глаза не знает | 7 человек 36% | Когда больно | 10 человек 52% |
2 | | 2.А воз и ныне там; а слона-то я и не приметил | 5 человек 26% | Чувство странного, непонятного | 4 человека 21% |
3 | | 3.А король-то голый; сперва аз да буки, а там и науки | 4 человека 21% | злорадство | 3 человека 15% |
4. | | 4.Аз да буки не избавят от муки; А все-таки она вертится | 2 человека 10% | Если что-то вспомнил | 2 человека 10% |
5 | | 5.Прописным азом ноги растопырил | 1 человек 5% | Если что-то вспомнил | |
№ | учащиеся | 1 вопрос | результат | 2 вопрос | результат |
| Участвовали в опросе 32 человека | 1.От А до Я | 18 человек 56% | Если что-то не расслышали | 10 человек 31% |
| | 2.Затрудняюсь ответить | 9 человек 28% | В больнице заставляют выговаривать этот звук | 11 человек 34% |
| | 3.Прочитал от аза до ижицы | 2 человека 6% | больно | 10 человек 31 % |
| | 4.Аз да буки—и вся наука | 2 человека 6% | А, попался! | 1 человек 3% |
| | 5.А воз и ныне там | 1 человек 3% | | |
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенная мною исследовательская работа дала следующие результаты:
1.В современном русском языке буква А состоит из одного звука и передается тем же звуком.
2. Буква А имеет несколько графических разновидностей.
3.Буква А наделена содержанием, которое помогает в художественной речи добиваться большей выразительности.
4.Буква А употребляется для обозначения звука [а ].
5.Буква А используется для выражения нескольких частей речи.
Использованная литература:
Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Полн.сб.соч. Том 7-М.,1952г.
Бальмонт К.Д. Стозвучные песни: соч., Я., 1990г.
Астафьев В.П. Васюткино озеро.—М., 2007 г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.—М.—2007г.
Успенский Л.В. По закону буквы.—М., 1979г.
Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.—М., 2007г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: