NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по русскому языку для 11 класса Составил: учитель русского языка и литературы Ляхова М. В. 2013г Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:_____ Утверждаю:________

зам.директора по УВР директор МБОУ ГСОШ

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г 31.08.2013г

Рабочая программа по русскому языку

для 11 класса
Составил: учитель

русского языка и литературы

Ляхова М.В.

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по русскому языку, авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков.

Изучение русского языка в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической  и пунктуационной грамотности

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:


- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения

поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

Учебный предмет изучается в 11 классе, рассчитан на 35 часов, в том числе на контрольные работы и работы по развитию речи-8 часов

При проведении уроков используются:

комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Для организации работы с текстом используются различные варианты работ:

  • с деформированным текстом (на установление причинно-следственных отношений, подбор стилистически корректного слова);

  • на прогнозирование текста, продолжение текста по заданному началу;

  • на определение видов информации в тексте, способов её выражения;

  • на осознание структуры текста (различение в тексте тезисов, доказательств, выводов, перехода от мысли к мысли);

  • на овладение различными способами информационной переработки текста (сокращение текста, создание вторичных текстов);

Разнообразие работ с текстами обусловлено стремлением расширить читательскую компетенцию учащихся; необходимостью освоения ми и литературоведческих работ; важностью изучения особенностей текстов разных стилей и жанров.

В планировании приводятся коды элементов содержания в соответствии с кодификатором по русскому языку для составления КИМ ЕГЭ, указывается тематика творческих работ.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

реферирование;

докладирование;

рецензирование;

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Совершенствуются и развиваются следующие умения:

КОММУНИКАТИВНЫЕ( владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры  устной и письменной речи, использование языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ( сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обощение, абстрагирование, оценивание и классификация);

ИФОРМАЦИОННЫЕ( умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ( умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)

Развитие общеучебных навыков ведет к формированию личности, готовой к интеграции в социоприродную среду, к преобразующей действительности и профессиональному самоопределению в динамично изменяющихся социально- экономических условиях, а значит, реализует все задачи, сформулированные в Уставе Лицея, его воспитательной программе, соответствует образовательным потребностям учащихся и их родителей(законных представителей)

 Формы контроля знаний.

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа диктантов, эссе, очерки, сочинения различных жанров, тесты.

Итоговый контроль проводится в форме сочинений, диктантов, контрольных работ.

Содержание тем учебного предмета.

Официально-деловой стиль речи – 4 часа

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки стиля.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры.

Форма делового документа.

Практическая работа по теме.
Синтаксис и пунктуация-6ч.

Принципы русской пунктуации. Основные принципы русского языка.

Применение в практике письма орфографические, нормы современного русского . Умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать принципы русского языка

Словосочетание. Типы словосочетаний. Анализ предложения с точки зрения его структуры и пунктуационного оформления; осуществлять выбор падежной формы и предлога при управлении

Простое предложение. Грамматическая основа. Грамматическая основа предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого.

Простое предложение. Типы односоставных предложений. Тип односоставных предложений , экспрессивные возможности односоставных предложений

Водные слова. Пунктуационное оформление вводных слов, различие слов в качестве вводных или в качестве членов предложения. Использование вводных слов при составлении текста научного стиля

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.
Публицистический стиль речи -6ч.

Публицистический стиль речи. Характеристика, назначение, сфера использования, речевые жанры, стилевые особенности. Определение стиля текста, создание связного высказывания на заданную тему.

Портретный очерк. Характерные особенности очерка как жанра публицистического стиля;умение создавать очерк.

Эссе. Жанровые особенности эссе, создание сочинения в жанре эссе.

Устное выступление. Дискуссия. Прогнозирование содержания текста по заголовку. Особенности публицистического стиля.
Разговорная речь -4 часа.

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, автоматизм, обыденность содержания. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности речи.

Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета.

Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся)
Язык художественной литературы -6 часов.

Художественный стиль речи. Характеристика, назначении, сферы использования, речевые жанры, стилевые особенности.

Определение стилей текста, создание связного высказывания на заданную тему.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы.

Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализа текста лирического произведения

Общие сведения о языке-4 часа.

Роль языка в обществе. Связь между происхождением языка и появлением человеческого общества, понимать значимость языка в жизни человека. Углубление знаний о языке как о многофункциональной развивающей системе

История развития русского языка. Происхождении языка и истории народа. Расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа.

Периоды в истории развития русского языка. Три периода развития языка, соотношение понятий « период» и «возникновение языка». Расширение знаний о
Повторение – 5 часов.

Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения.

Синтаксическая норма языка. Синтаксические синонимы, синтаксический анализ предложения; соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка

Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. Постановке тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении; уметь пунктуационно оформлять бессоюзные сложные предложения

Итоговая контрольная работа. Защита реферата, проекта.

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе на

теорию

практику

контроль

Официально-деловой стиль речи

4




3

1

Синтаксис и пунктуация

6

1

4

1

Публицистический стиль речи

6

1

4

1

Разговорная речь

4




3

1

Язык художественной литературы

6

1

5

1

Общие сведения о языке

4




3

1

Повторение

5




4

1

Итого

35











Календарно-тематическое планирование русского языка 11 класса

Дата



урока

Тема



Кол-во часов

Содержание урока

Требование к уровне подготовки учащихся ЗУН

Дидактический материал

Вид контроля Код элементов содержания в соответствии с кодификатором

Д/З

По плану

фактич

Официально-деловой стиль речи

4
















309




1.

Официально-деловой стиль., сферы его использования, назначение

1

Основные признаки официально-делового стиля

Уметь распознавать тексты официально-делового стиля, анализировать официально-деловые тексты

Дидактический материал

8.5

8.6

Анализ текстов

10/09




2.

Официально-деловой стиль., Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля

1

Особенности официально-делового стиля

Уметь сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других стилей.

Дидактический материал

8.5

8.6

Анализ текстов

17.09





3.

Официально-деловой стиль., Основные жанры официально-делового стиля

1

Создание официально-деловых текстов

Уметь создавать официально-деловые тексты

Дидактический материал

8.5

8.6

Анализ текстов

24.09




4

Контрольная работа по теме «Официально-деловой стиль речи

1

Контроль знаний учащихся

Уметь применять полученные знания на письме










Синтаксис 6ч

1.10




5

Принципы русской пунктуации

1

Основные принципы и нормы русского языка.


Знать основные принципы русского языка.

Уметь применять в практике письма орфографические, нормы современного русского

Дидактический материал

7, 7.16, 7.19

Стр.114-115

Упр.208

8.10




6

Словосочетание. Типы словосочетаний

1

Нормативное построение словосочетаний, синтаксический разбор словосочетания

Уметь анализировать предложения с точки зрения его структуры и пунктуационного оформления; осуществлять выбор падежной формы и предлога при управлении

Дидактический материал

5, 5.1, 9.4, 10.5

Упр.209, 264

15.10




7

Простое предложение. Грамматическая основа

1

Грамматическая основа предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого.

Уметь определять грамматическую основу предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого;

Дидактический материал

5.2, 9.4, 10.5

Упр. 215, 224, 232

22.10




8

Простое предложение.

1

Типы односоставных предложений, осложнённые предложения

Уметь определять тип односоставных предложений

Дидактический материал

5.4, 10.5

Упр.230, 237, 238, 240, 538

29/10




9

Вводные слова

1

Вводные слова при составлении текстов разных стилей

Уметь пунктуационно оформлять вводные слова; различать слова в качестве вводных или в качестве членов предложения;

Дидактический материал

7.8, 8.2

Упр.342

12/11




10

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями

1

Контроль усвоения темы













Публицистический стиль речи 6 ч

19.11




11

Публицистический стиль речи. Назначение стиля

1

Публицистический стиль речи, его характеристика, назначение, сфера использования, речевые жанры.

Знать о публицистическом стиле речи, его характеристике, назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Уметь определять стиль текста, создавать связное высказывание на заданную тему.

Слайдовая презентация

8.1, 8.5, 8.6, 10

С.293-294, упр.383, 385 (2), 419, 420, 435

26.11




12

Портретный очерк

1

Характерные особенности очерка как жанра публицистического стиля;

Создание очерка

Знать о характерных особенностях очерка как жанра публицистического стиля;

уметь создавать очерк

Статьи из газет

8.4, 8.6

Создание портретного очерка

С.272, 280-281, упр.417, 425, 426

3.12 10.12




13-14

Эссе

2

Жанровые особенности эссе, создание эссе

Знать о жанровых особенностях эссе, уметь создавать сочинения в жанре эссе.

Демоверсии КИМ ЕГЭ

8.5, 10.5

Написание эссе




17.12




15

Устное выступление. Дискуссия. Доклад

1

Основные виды публичной речи, их основные цели, анализ образцов публичной речи

Знать об особенностях публицистического стиля;

уметь анализировать структуру предложений на примере газетных заголовков, прогнозировать содержание текста по заголовку, анализировать текст публицистического стиля

Газетные статьи.

8.5, 10., 10.5

Выступление перед аудиторией

С. 253-254, 259-260, упр.389, 393, 403

24.12




16

Дифференцированная работа над проблемным очерком

1

Контроль усвоения темы





















Разговорный стиль речи

4
















14.01




17

Разговорная речь. Сферы её использования

1

Общая характеристика разговорной речи., отличие от от других стилей.

Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка

Тексты разговорной речи

8.5

8.6




21.01




18

Основные признаки разговорной речи

1

Анализ разговорной речи с точки зрения специфики использования в ней средств

Анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней средств

Тексты разговорной речи

8.5

8.6




28.01




19

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения

1

Сопоставление и сравнение разговорной речи с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей

Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей

Дидактический материал

8.5

8.6




4.02




20

Сочинение

1

Развитие речи учащихся

Создание бытовых историй, рассказов, дружеских писем










Язык художественной литературы 6ч

11.0218.02




21-22

Художественный стиль речи.

2

Общая характеристика художественного стиля

Знать о художественном стиле речи, его характеристике, назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Уметь определять стиль текста, создавать связное высказывание на заданную тему.

Дидактический материал

8.1, 8.3, 8.5

С.340 – 341, 350-353

25.02




23

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

1

изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры.

Знать изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры. Уметь находить их в тексте.

Художественные тексты

8.3, 8.5, 8.6, 11




4.03

11.03




24-25

Язык как первоэлемент художественной литературы. Языковая личность автора в произведении.

2

Анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов

Уметь анализировать фрагменты текстов.

Художественные тексты

8.1, 8.5, 9.10




18.03




26

Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста.

1

Контроль усвоения темы













Общие сведения о языке 4ч

1.04




27

Роль языка в обществе

1

Язык как система. Основные уровни языка

Знать связь между происхождением языка и появлением человеческого общества, понимать значимость языка в жизни человека




8.4, 8.5

Упр.270, 271.

8.04




28

История развития русского языка

1

Происхождение языка и истории народа, учёные-русисты

Знать о происхождении языка и истории народа.




8.5, 8.6

Упр.267


15.04




29

Периоды в истории развития русского языка

1

три периода развития языка, понятия « период» и «возникновение языка»

Знать три периода развития языка, уметь соотносить понятия « период» и «возникновение языка»




8.5, 8.6

Упр.274

22.04




30

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

1

Контроль усвоения темы






















Повторение

4
















29.04





31

Сложное предложение, СПП

1

синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения

Уметь проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения




5.8, 5.7, 5.5, 5.12, 5.13, 7.11, 7.18,7.19

Упр.250-254, 258, 380. С.109

6.05




32

Пунктуация в бессоюзном сложном предложении

1

Постановка знаков препинания в БСП

Знать о постановке тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении; уметь пунктуационно оформлять бессоюзные сложные предложения




5.9, 7.14, 7.16, 7.17

Упр.302, 259

13.05




33

Итоговая контрольная работа

1

Контроль усвоения знаний за 11 класс













20.05




34

Защита реферата

1




Защитить реферат на выбранную тему










27.05




35

Подготовка к ЕГЭ

1









Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
По окончании 11 класса учащиеся должны:

- иметь предусмотренные общеобразовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной  работы с литературой разных стилей речи;

-Уметь передавать  содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;

- владеть орфографической , пунктуационной , речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного владения русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

-производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

- участвовать в диспуте, дискуссии;

- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками;

- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно- учебного, научно- популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания.


Учебно-методическое обеспечение:
1 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001.
2 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2009.
Интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://www.smartboard.ru/

http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task;=section&id;=6&Itemid;=216

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

4. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

5. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page;

6. http://www.openclass.ru/

7. Решу ЕГЭ.

Список литературы


1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
3. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 1994.
5 Русский  язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому  языку за курс основной школы. . – М., 2002.
6. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

Литература для учащихся
1. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.
2. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.
3. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  1997.
4. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  1990.
5. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для общеобразоват.  учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
6. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный фразеологический словарь  русского  языка: Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 1997.       
7. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  1998.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: