NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



История уголовно-исполнительной системы России Введение


Международные контакты. На реформу тюремной системы серьезное влияние оказали решения и рекомендации международных тюремных конгрессов, постоянным участником которых являлось Российское государство. Эти конгрессы, зародившиеся по инициативе частных лиц, чаще всего прогрессивных деятелей той поры, поставивших своей целью совершенствование на гуманистических началах деятельности мест заключения, защиту личности преступника от произвола и бесчеловечного отношения, внесли весомый вклад в тюремное строительство многих государств международного сообщества, в том числе и России. Подобные конгрессы прошли в 1846 г. во Франкфурте, в 1847 г. в Брюсселе, в 1857 г. опять во Франкфурте.

С 1872 г. тюремные конгрессы приобретают характер межгосударственного сотрудничества в вопросах совершенствования пенитенциарных систем, начало которому положил Первый международный тюремный конгресс, состоявшийся в том году в Лондоне. На втором конгрессе (1878 г. в Стокгольме) было принято решение о создании Международной пенитенциарной комиссии, куда вошла и Россия, внося взнос в размере 800 рублей ежегодно.

В 1890 году Россия в Петербурге принимала участников третьего конгресса. В дальнейшем конгрессы прошли в Париже (1895г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште и Вашингтоне(1905 г.). В условиях широкого международного сотрудничества трудно говорить об исключительно российском характере и содержании пенитенциарной системы в стране. Хотя определенные особенности существовали в вопросах организационно-управленческих, практики исполнения наказаний на местах, карательная их нацеленность и ставка на тюремную изоляцию заключенных.

Аппараты управления на местах. Исследования показали, что действующие в губерниях тюремные комитеты Общества Попечительного о тюрьмах лишь номинально относились к системе управления местами заключения. На деле же роль их была крайне ничтожна. Поэтому реформа тюремной системы, не упраздняя эти комитеты, предусматривала создание управленческого звена тюремной системы на губернском и областном уровнях с определенными правомочиями.

На этом уровне высшая власть в управлении местами заключения принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялось в обязанность наблюдать за благоустройством мест заключения, а также контровать исполнение всех постановлений правительства и порядк содержания заключенных. Они имели право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от XIV до VII класса включительно.

Условия отбывания наказаний. Реальная сущность карательной политики государства проявлялась не только в системе учреждений, но главным образом в содержании и условиях отбывания наказания.

18 мая 1889 г. утверждается законоположение «О некоторых мерах по устройству новых тюрем и усилению тюремного надзора».

29 марта 1893 г. отменены телесные наказания для ссыльных женщин.

Как свидетельствуют архивные материалы инспектирования, условия и порядок содержания заключенных, безусловно, никак нельзя было признать благополучными. Переполняемость тюремных помещений была и тогда типичной картиной. В ряде губерний и областей при норме 2 куб. сажени на одно тюремное место на нем размещалось от трех до пяти человек. Нередки были случаи массовых заболеваний.

Довольно скромно кормили заключенных. Причем многое зависело от местных возможностей. Общий порядок продовольствия арестантов был установлен Уставами о содержащихся под стражею 1908 г., в мае 1912 года циркуляром ГТУ определены суточные нормы питания на человека. Вот довольно короткий перечень продуктов: хлеб, крупа, мясо 2-го сорта около ста грамм в будни и около 120 грамм по воскресным и праздничным дням, сало -около 30 граммов, столько же соли. На приварок выдавалось 1,25 копейки.

Средства, формы и методы воздействия на арестантов. На формирование правопослушной личности был направлен целый комплекс мер воздействия, решающую роль в реализации которых играла церковь, выполняющая функции духовно-нравственного воспитания и просвещения заключенных. Священники, диаконы и псаломщики согласно закону от 15 июня 1887 года были отнесены к аппарату управления отдельных мест заключения. При этом по должностному окладу священник приравнивался к смотрителю (начальнику) тюрьмы.

Видное место в воспитательном процессе занимали школьная и внешкольная работа, библиотека. Периодические издания выдавать не разрешалось, можно было читать только старые газеты, вышедшие год назад.

Специально для заключенных с октября 1916 года специальным приложением к «Тюремному вестнику» выходил художественно-литературный иллюстрированный журнал «Зерна».

В 1895 году ГТУ передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в нем до 1922 года. Начало упразднения местных приказов, укрепление влияния центральных органов.

Некоторые эпизоды, характеризующие данный период. Уголовное Уложение – новый этап развития демократии и гуманности. Оно было принято 22 марта 1903 года. Им предусматривалась новая система наказаний:
1) смертная казнь (непубличная);
2) каторга;
3) ссылка на поселение;
4) заключение в исправительном доме;
5) заключение в крепости;
6) заключение в тюрьме;
7) арест;
8) денежный штраф.
Приведенный перечень свидетельствует о цивилизованном подходе к применению видов наказаний.

12 июня 1900 г. принят Закон «Об отмене ссылки на житие и ограничении ссылки на поселение».

Устав о ссыльных. Издан в 1909 году. Являясь самостоятельным правовым актом, в то же время весьма тесно был связан с Уставом о содержащихся под стражей (1908 г.), особенно в части регулирования деятельности мест лишения свободы ссыльно-каторжных.

22 апреля 1909 г. принят Закон «Об условном досрочном освобождении».

Новое в порядке и условиях исполнения уголовных наказаний в отношении подростков. 2 июня 1897 г. принят Закон «Об изменении наказуемости малолетних и несовершеннолетних». Следует отметить, что до этого в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей. О необходимости создания их впервые был поднят вопрос в 1881 году на первом съезде представителей воспитательно-исправительных приютов в Москве по инициативе попечителя Московского городского исправительного приюта для малолетних Руковишникова. Но от идеи до ее реализации прошло немало времени.

19 апреля 1909 г. при поддержке ГТУ принят Закон «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних», впервые определивший условия содержания этой категории заключенных. На первом этапе создано всего лишь 11 таких заведений. К началу 1917 года в системе ГТУ функционировало 57 колоний и приютов, в которых содержалось 2570 воспитанников.
Упомянутое положение в качестве основной цели новых учреждений утвердило нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовка их к честной трудовой жизни. Не случайно большое внимание уделяли религиозно-нравственному, умственному и физическому развитию на основе первоначального общего образования, а также обучения практическим профессиям. Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в ИУ, был установлен в пределах от 10 до 17 лет.

Общая тюремная инструкция 1915 г. В истории пенитенциарного права есть позитивный пример длительной апробации нормативного правового акта, его широкого обсуждения, сбора замечаний и предложений, внесение изменений и последующее утверждение. Это опыт принятия Общей тюремной инструкции 1915 года.

Необходимость создания специальной инструкции для устранения многообразия и противоречивости в нормативном регулировании порядка и условий содержания заключенных в Российской Империи закрепил еще Устав о содержащихся под стражей в редакции 1890 г.

Утверждению Инструкции в 1915 г. предшествовал продолжительный процесс разработки проекта Инструкции. Проект был одобрен министром юстиции 7 января 1912 г. и экспериментально введен в действие с 1 марта 1912 г. Проект Инструкции был опубликован в журнале «Тюремный вестник» для широкого обсуждения, а также направлен на имя прокуроров судебных палат.

В течение двух лет проект Инструкции применялся в местах заключения России с направлением замечаний, предложений и результатов практики в ГТУ. Все замечания были рассмотрены специально созданной комиссией по выработке окончательной редакции Инструкции с апреля 1914 г. по конец 1915 г. И только после этого окончательный проект был утвержден министром юстиции 28 декабря 1915 г. В результате Инструкция сконцентрировала в себе последние достижения тюремной науки и практики, позволявшие достаточно эффективно организовать и регламентировать условия содержания и лечения заключенных в местах заключения, а также заложила основы реформирования пенитенциарной системы на началах гуманизма.

Проведенный сравнительно-правовой анализ проекта Инструкции 1912 г. и самой Инструкции, утвержденной в 1915 г., выявил те изменения, которые были внесены в проект в ходе апробации. В основном эти изменения носили гуманный характер, были направлены на более детальное регулирование условий содержания и лечения заключенных.

Прежде всего необходимо отметить, что по объему Инструкция превысила проект на 27 статей, хотя структура проекта в утвержденном варианте была сохранена с незначительными изменениями формулировок названий отдельных глав.

Одним из прогрессивных шагов проекта и Инструкции было нормативное закрепление целей заключения: в отношении подследственных – изоляция заключенных; в отношении осужденных – наказание и исправление, искоренение дурных наклонностей и привычек, приучение и подготовка к трудовому и законопослушному образу жизни на свободе. Условия содержания арестантов, установленные Инструкцией, были направлены на реализацию поставленных целей.

Действие Инструкции распространялось на места заключения гражданского ведомства. Она определяла общие обязанности службы чинов тюремной стражи, организацию службы тюремных надзирателей, внутренний тюремный распорядок, порядки и условия содержания арестантов, порядок их освобождения из мест заключения.

Инструкция стала последним крупным дореволюционным российским пенитенциарным нормативным правовым актом (она включала 4 раздела, 15 глав и 334 статьи). Она явилась общеимперским нормативным документом, который привел отечественное тюремное законодательство в соответствие с мировой практикой и вобрал в себя весь предшествующий пенитенциарный опыт и правовую базу.

После утверждения Инструкция просуществовала около двух лет и, по мнению исследователей, оказала определенное влияние на развитие института лишения свободы в России и поиск путей оптимального регулирования условий содержания заключенных. Инструкция 1915 г. продолжала действовать в период Временного правительства, и впоследствии многие ее нормы были использованы в нормативных актах формирующегося Советского государства.

Временное правительство и продолжение реформирования исполнения наказаний. После Февральской революции 1917 года Временное правительство приступило к выработке новой концепции. Возглавлявший центральное тюремное ведомство профессор А. Д. Жижиленко в приказе № 1 от 8 марта 1917 года подчеркивал, что «главная задача наказания – перевоспитание человека..., и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство». Администрации лишения свободы строжайше предписывалось воздержаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов. С учетом этого приказом № 2 от 17 марта стали создаваться пенитенциарные курсы переподготовки всего персонала по новым, обновленным программам.

Для тюремной системы это был период переоценки многих устоявшихся положений, касающихся отношения к преступнику. Типичным примером может служить приказ Главного тюремного управления № 3 от 18 марта 1918 г. В нем, в частности, говорится: «Борьба с преступностью, ограничивающаяся одним только применением наказания, никогда не может дать благоприятных результатов. Она только тогда в состоянии достигнуть успеха, если наряду с наказанием будут применяться и другие меры оздоровления общества. Как бы ни было правильно поставлено тюремное воспитание, оно само по себе не может надлежащим образом выполнить свои задачи, если не будет принято никаких мер попечения о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание. Освобожденный из тюрьмы, оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразу же опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка той или иной форме».

Временное правительство, осуществляя меры по упорядочению системы наказаний:

12 марта 1917 г. вышло Постановление Временного правительства «Об отмене смертной казни». 17 и 30 марта изданы постановления, предусматривавшие отмену применения оков, арестантской одежды, телесных наказаний; 17 марта объявлена амнистия политическим заключенным; постановление от 26 апреля 1917 г. отменило ссылку на поселение как вид наказания, а также ссылку на поселение после отбытия срока каторжных работ и за бродяжничество, предоставив последним право выбора места жительства, за исключением отдельных местностей.

Приступая к осуществлению реформы тюремной системы, Временное правительство проявляло стремление хотя бы внешне отмежеваться от отдельных атрибутов, присущих царскому режиму. 26 апреля Главное тюремное управление преобразовано в Главное управление мест заключения Наркомюста.

ГУМЗ. 29 июля 1917 года Постановлением Правительства устанавливается новая структура ГУМЗ Минюста, которая стала включать канцелярию и четыре отдела, в состав которых входили три инспектора и тринадцать делопроизводств. Одновременно в составе ГУМЗ были учреждены отделы, ответственные за организацию производственных работ, службы надзора (делопроизводство распорядительное и по режиму), тылового, медицинского обеспечения. Проект штата Главка на 1918 год предусматривал состав из 89 должностных лиц, на содержание которых было затребовано 652 тысячи 126 рублей и 58 копеек.

Проводя работу по упорядочению службы надзора в целях обеспечения надлежащего порядка в местах заключения, Главное управление в то же время не исключало возможности использования в этих же целях самих заключенных. Практическая реализация этой задачи видится во внедрении в местах лишения свободы прогрессивной системы отбывания наказания, при которой судьба заключенного ставится в прямую зависимость от его поведения.

В этот период, на взгляд ученых, ГУМЗ вплотную подошло к определению содержания основных средств исправительно-воспитательного воздействия. Основным из них был признан труд заключенных. В циркуляр ГУМЗ № 62 от 18 июля 1917 года обращалось внимание на то обстоятельство, что работы должны давать заключенным «знания, с которыми они при выходе на свободу могут найти себе подходящие занятия. Они же доставляют некоторым заключенным значительное облегчение во время содержания под стражей».

Тюремная система после Октябрьской революции 1917 года.

6 января 1918 г. учреждена Тюремная комиссия, задачей которой определялось «заведование всеми отраслями тюремного быта и выработки основных начал тюремной реформы».

Постановление Народного комиссариата юстиции от 24 января 1918 года «О тюремных рабочих командах» – о введении общественно полезного труда, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных;

20 апреля 1918 г. Конвойная стража реорганизована в Главную инспекцию конвойной стражи при Наркомюсте РСФСР.

24 мая 1918 г. Тюремное управление НКЮ переименовано в Карательный отдел.

23 июля 1918 г. утверждено Постановление Наркомата юстиции РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (временная инструкция)». Хотя задача исправления здесь прямо не формулировалась, но сама терминология свидетельствовала о том, что она имелась в виду. Выработана новая система мест лишения свободы (5 видов). Исполнение данного решения возлагалось на Карательный отдел Наркомата юстиции (влияние на регионы минимальное);

7 августа 1918 г. Постановлением Наркомюста РСФСР «О создании тюремных мастерских, о внешних работах и об оплате труда заключенных» создана правовая база для использования труда заключенных.

В условиях развернувшейся в России Гражданской войны и интервенции на основании постановления СНК РСФСР от 5.09.1918 года «О красном терроре» ВЦИК 17 мая 1919 года принимает постановление «О лагерях принудительных работ». В соответствии с ним учреждалось два вида лагерей: обычных и особых для наиболее опасных противников советской власти. Одним из лагерей особого назначения стал в 1920 году Соловецкий лагерь;

5 октября решением коллегии НКВД было образовано Центральное управление уголовного розыска при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции, которое осуществляло организацию оперативной работы в местах заключения.

15 ноября Наркоматом юстиции утверждено Положение «Об общих местах заключения РСФСР». Этот крупный нормативный акт представлял собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Он развил идеи, закрепленные во Временной инструкции.

28 ноября Карательным отделом НКЮ издан циркуляр № 89 «Об организации трудовых земледельческих колоний».

15 апреля 1919 г. издан Декрет ВЦИК «О лагерях принудительных работ». Для руководства ими в составе НКВД учрежден Отдел принудительных работ.

17 мая ВЦИК утвердил Положение «О лагерях принудительных работ».

В мае 1919 года стали создаваться концентрационные лагеря, подведомственные ВЧК, и лагеря принудительных работ, подведомственные НКВД.

31 января 1920 г. на войска внутренней охраны возложена охрана лагерей принудительных работ.

15 ноября 1920 г. Наркоматом юстиции было утверждено Положение об общих местах заключения РСФСР.

8 января 1921 года подписан приказ ВЧК «О карательной политике органов ЧК», в котором сформулированы основные положения режима: распорядок дня; правила обращения с заключенными; порядок предоставления свидания с родственниками; организация медицинского обслуживания и т.д. Определялись условия содержания уголовников-рецидивистов и преступников из числа трудящихся, ставилась задача привлечения общественности к перевоспитанию правонарушителей. Все перечисленное позднее было закреплено в законодательных актах;

21 марта 1921 г. подписан Декрет СНК РСФСР «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных».

В сентябре 1921 г. формируется Центральный карательный отдел Наркомюста РСФСР (с 1922 г. – Центральный исправительно-трудовой отдел).

28 октября 1921 г. издан Декрет СНК «Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы РСФСР».

В 1922 году произошла реорганизация системы мест лишения свободы (отпала необходимость в лагерях принудительных работ, сократилось число заключенных в особых лагерях и т.д.).

СНК постановлением от 12.10.1922 года предписал подчинить все места заключения одному ведомству – НКВД. В соответствии с этим постановлением все места заключения из НКЮ были переданы в ведение НКВД, в котором для управления ими было создано Главное управление местами заключения.

4 октября 1922 г. конвойная стража передается из НКВД в ведение ГПУ, а 16 октября переименовывается в Корпус конвойной стражи ГПУ.

3 ноября 1922 г. утверждено Временное положение о Главном управлении местами заключения НКВД РСФСР и его местных органах.

12 июня 1924 г. издан Декрет ВЦИК и СНК «О служащих в местах заключения».

16 октября 1924 года на второй сессии ВЦИК XI созыва утвержден Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. В нем закреплялись воспитательные задачи и идея исправления осужденных. Исправительно-трудовые колонии именовались основным видом лишения свободы.

30 октября 1925 г. образовано Центральное управление конвойной стражи СССР (ЦУКС).

26 марта 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «О карательной политике и состоянии мест заключения».

23 апреля 1928 г. вводится Инструкция по санитарно-просветительной работе в местах заключения, утвержденная НКВД и Наркомздравом.

5 августа 1929 г. образовано Управление Северных лагерей особого назначения (УСЛОН).

6 ноября 1929 г. Декретом ВЦИК и СНК вводится дифференцированное наказание в виде лишения свободы в зависимости от общественной опасности совершенного преступления.

10 января 1930 г. принято Постановление ВЦИК и СНК «О высылке и ссылке, применяемым по судебным приговорам».

7 апреля 1930 года Постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях.

7 апреля 1930 года Постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях (система ГУЛАГа просуществует до 1958 года). 1 августа 1933 года Постановлением ВЦИК в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

10 января 1930 г. принято Постановление ВЦИК и СНК «О высылке и ссылке, применяемым по судебным приговорам».

7 апреля вступает в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях ОГПУ, положившее начало массовому внедрению лагерной системы при исполнении уголовных наказаний.

25 апреля 1930 г. приказом ОГПУ № 130/63 образовано Управление лагерями (УЛАГ).

2 сентября 1930 г. образованы Конвойные войска СССР.

7 ноября1930 г. утверждается Положение «Об исправительно-трудовых лагерях».

15 декабря 1930 г. в связи с упразднением НКВД места лишения свободы переданы в состав республиканских народных комиссариатов юстиции и Объединенного государственного политического управления (лагеря и трудовые поселения).

1 июля 1931 г. вышло Постановление СНК СССР № 130/сс о передаче работы по использованию спецпереселенцев в ведение ГУЛАГа ОГПУ.

10 сентября 1931 г. утвержден Устав службы в ИТУ РСФСР.

1 августа 1933 г. постановлением ВЦИК и СНК утвержден новый (второй) Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

10 июня 1934 г. образован НКВД СССР, включивший в свой состав Главное управление исправительных лагерей, трудовых поселений и мест заключения.

17 сентября 1934 г. Центральное управление конвойных войск упразднено, руководство этой службы передается Главному управлению пограничной и внутренней охраны НКВД СССР.

27 октября 1934 г. вышло Постановление ЦИК и СНК «О передаче исправительно-трудовых учреждений НКЮ союзных республик в ведение НКВД СССР».

5 ноября 1934 года Постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссариате внутренних дел СССР было создано Особое совещание.

5 ноября 1934 года Постановлением ЦИК и СНК СССР при Народном комиссариате внутренних дел СССР было создано Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет заключение в исправительно-трудовой лагерь.
С конца 30-х до начала 50-х годов ИТК РСФСР фактически перестал действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытиснилась закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами.

10 ноября1934 г. вышло Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О передаче исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР в ведение НКВД Союза ССР».

31 мая 1935 г. вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об усилении борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью», на основании которого приступили к созданию приемников-распределителей.

8 августа 1936 г. Постановлением ВЦИК и СНК СССР введено тюремное заключение за особо опасные преступления.

30 июля вышел приказ НКВД СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», исполнение которого стало одной из наиболее массовых карательных акций.

2 февраля 1939 г. образовано Главное управление конвойных войск НКВД СССР.

9 марта 1939 г. образовано Управление лесной промышленности ГУЛАГа.

28 мая 1939 г. создан Тюремный отдел НКВД СССР, преобразованный 29 сентября в Главное тюремное управление НКВД СССР.

15 июля 1939 г. вышел приказ НКВД СССР «Об отмене зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения».

2 августа 1939 г. утверждена Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТК.

19 сентября 1939 г. образовано Управление по военнопленным и интернированным НКВД СССР (УПВИ).

4 июля 1940 г. введена в действие Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТЛ.

19 и 22 апреля 1943 г. указами Президиума ВС РСФСР восстановлена каторга для предателей и изменников Родины.

В феврале 1942 г. утверждена Инструкция о режиме содержания и охране заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время.

28 декабря 1943 г. издан приказ НКВД СССР «Об организации внутренней надзирательной службы в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД».

21 февраля 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР № 416–159 сс были организованы особые лагеря, в которые направляли осужденных к лишению свободы за шпионаж, диверсии, террор, а также лиц, «представлявших опасность по своим антисоветским связям», бывших троцкистов, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов, участников антисоветских организаций.

В июле 1949 г. принято новое Положение «О Главном управлении исправительно-трудовых лагерей и колоний», определившее основной задачей трудовое перевоспитание заключенных.

6 мая 1951 г. конвойные войска реорганизованы в конвойную охрану МГБ СССР.

10 марта 1953 г. принято решение о передаче исправительно-трудовых учреждений из МВД в Минюст СССР и о широкомасштабной амнистии. (В январе 1954 г. они были возвращены назад).

14 марта 1953 г. в связи с объединением МГБ и МВД на базе Тюремного отдела МГБ и Тюремного управления МВД организовано Тюремное управление МВД СССР.

18 мая 1953 г. упразднено Управление по делам военнопленных и интернированных МВД СССР.

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: