NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Как работать с текстом


Советы школьникам

КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ

1.    Работайте с заголовком.
-    Прочитав заголовок, остановитесь! Сформулируйте для себя о чём пойдёт речь в тексте.
-    Вспомните всё, что вы уже знаете на эту тему.
-    Составьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.
-    Попытайтесь, насколько это возможно дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
-    После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте предположения с реальным содержанием текста.

2.    Работа с текстом
     - Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть найдите к ним объяснение в словарях или справочниках, или обратитесь к тем, кто это знает.
     -  Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно
Из старого материала мешает пониманию, и повторите это. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.
    
3.    Ведите диалог с автором.
      - В процессе чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем содержании.
      - Обязательно проверяйте свои предположения в процессе чтения. Если вы не можете дать предположительного ответа на свои вопросы, ищите их в тексте. Не нашли ответа в тексте, ищите в других источниках.

4.    Выделяйте главное!
      - Читая текст, старайтесь отделить главное от второстепенного. Думайте,  в какой части  текста выражена главная мысль, что эту главную мысль дополняет и обосновывает.
     - По ходу чтения составляйте устный или письменный  план.
     -  Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты.
     -  В случае необходимости делайте выписки.
     -  Рассматривайте все данные в тексте примеры, придумайте аналогичные.
     - На протяжении всего чтения представляйте себе то, о чём читаете.

5.    Запоминайте изученный материал.
- Объясните в чём связь мыслей-пунктов  вашего плана.
– Перескажите текст по плану.
– Ответьте на вопросы к тексту, если они есть.

6.    Проверьте себя!
  - Ответив на вопросы, проверьте  по тексту правильность своего ответа.

ОСВОИВ ЭТИ ПРИЁМЫ, ВЫ НАУЧИТЕСЬ: ПРОНИКАТЬ В СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КНИГ, ОБЩЕНИЕ С КОТОРЫМИ СТАНЕТ ДЛЯ ВАС ПОЛНЕЕ, ГЛУБЖЕ, ИНТЕРЕСНЕЕ!!!
Понимание текста
     Любой текст, который вы читаете, разбит на абзацы. И это не просто так.
     В каждом абзаце содержится одна главная мысль, ради которой автор и написал этот абзац.

     Тексты избыточны, 75% - вода, которая обрамляет главную мысль. В принципе, можно было бы писать тексты только главными мыслями, но так их неудобно читать.

     Главная мысль в чистом виде – афоризм.

     Чтобы лучше понять, что такое главная мысль, давайте разберем вместе один абзац. Прочтите приведенный текст и сформулируйте его главную мысль.
     Текст:
     “Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза. Она точно соответствует расстоянию между колёсами древнеримских колесниц, с которыми римляне совершали завоевательные походы по территории современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам. Этот же стандарт был учтён и при строительстве железных дорог”.
     Главная мысль будет ответом на вопрос: "Что хотел сказать автор этим текстом?" или "Что я нового узнал из текста после его прочтения? "

     Обязательно подумайте над главной мыслью этого текста - так вам будет намного интереснее читать дальше.
     Нашли главную мысль - запишите ее где-нибудь или запомните. Чуть позже мы к ней вернемся.


   
  Как работать с текстами
     Перед поиском главной мысли в абзаце нужно научиться выделять ключевые слова - это слова, которые несут смысл и их нельзя никак исключить из текста.

     Чтобы освоить навык выделения ключевых слов их следует в текстах подчеркивать. Читаете, например, газету и подчеркиваете карандашом ключевые слова. Что такое ключевые слова объяснить довольно трудно. Проще скажу: не подчеркивайте те слова, без которых итак понятно о чем говорится.

     Вот, что получилось у меня при (у вас может выйти и по другому) для нашего текста:

     “Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза . Она точно соответствует расстоянию между колёсами древнеримских колесниц , с которыми римляне совершали завоевательные походы по территории современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам . Этот же стандарт был учтён и при строительстве железных дорог .


     Читая только подчеркнутые слова, получаем:   “Ширина европейской железнодорожной колеи принята до паровоза соответствует расстоянию колёсами древнеримских колесниц. Народы Европы колесницы по образцам. Стандарт железных дорог”. Текст сократили, но смысл остался.

     Мы подчеркнули 20 слов – это 42% от исходного текста (всего 48 слов). Уже на этом этапе мы отсеяли 58% текста.

     Подчеркивать нужно по ходу чтения, возможно, потом (когда вы прочитаете текст полностью) подчеркнутое окажется и не таким важным. Но лучше на первых этапах подчеркивать побольше.

     Со временем вам уже не потребуется подчеркивать слова – мозг сам автоматически будет выделять ключевые слова в тексте.

     

Рассмотрим подчеркивание первого предложения: “Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза.
     Почему я так подчеркнул: речь идет о ширине (не высоте или длине), европейской (не американской) железнодорожной колеи (не автомобильных дорог), принята (без него не понятно), до паровоза (не после или вовремя).
     А теперь проанализируйте это предложение и вы увидите один нюанс, на который сразу не обратили внимание. Нюанс: как могла быть принята ширина железнодорожной колеи, если еще не изобрели паровоз?!!
     Этим предложением автор просто хочет нас заинтересовать, по принципу: знаете ли вы, что? Предложение ошибочно, так как ширина железнодорожной колеи не могла быть "принята" до изобретения паровоза.

Как видите, в одном небольшом тексте столько интересных вещей получается, если задуматься.


     Итак, у меня получилась главная мысль текста: ширина железнодорожной колеи в Европе равна расстоянию между колесами древнеримской колесницы (12 слов – 25% от исходного текста). 75% избыточности - что и требовалось доказать.

     Можно еще короче: расстояние между рельсами равно расстоянию между колесами колесницы. (8 слов – 17% от текста)

     Представить можно: колесница на рельсах (образ главной мысли). Вспомнив этот образ, вы развернете в памяти всю информацию из текста. Попробуйте!
     Поиск главной мысли похож на разгадывание загадок. Но только у загадок можно посмотреть ответы. А в тексте их вам никто не даст.

     Один из способов научиться понимать, что такое главные мысли – попробовать самому написать что-нибудь. Например, студенты при подготовке реферата могут не просто копировать его полностью с интернета, а что-нибудь туда вписать от себя. Так вы сразу поймете, что такое абзацы и для чего они нужны.  Другой вариант – больше читать и думать.     

Подведем итог: Каждый абзац – 1 мысль. И эта мысль автора и ее нужно найти. Порядок действий: подчеркиваем ключевые слова – находим главную мысль – создаем ее образ.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: