NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Классный час «День Конституции»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

пос. Красносельского Гулькевичского района

Классный час

«День Конституции»

Подготовила и провела

Учитель Перепеличенко Г.В.

2012-2013 учебный год

Цель: создать у учащихся понятие о конституции как основном документе государства в РФ. определить основные права и обязанности граждан РФ.

Задачи:

  1. Выработка умений осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение.

  2. Определение правового регулирования государственной власти и управления, государства и гражданина в Р.Ф .

  3. Воспитание активной гражданской позиции.

  4. Коррекция умений и навыков познавательной деятельности школьника.

Оборудование урока: Конституция РФ, мультимедиа проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Слайд 1

  • Как называется наша страна?

II. Изучение новых знаний.

  • Слайд 2 Совместно с учащимися ставятся цель и задачи урока, актуализируется тема, Конституция (понятия)

Учитель: Вы видите определение термина конституция. Знаете ли вы, что такое конституция? Как виды конституции существуют? Какова ее функция в системе государственного законодательства?

(Учащиеся отвечают)

Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского(constitution)-устройство. Конституция - основа будущего текущего законодательства страны.

Она определяет

  • общественное и государственное устройство,

  • порядок, структуру и принципы формирования органов власти,

  • избирательную систему государства и

  • процедуры передачи властных полномочий,

  • основные права и обязанности граждан и т. д.

( Слайд «Жил был король»)

- Рассказываю сказку о короле у которого была неограниченная власть в государстве.

- Как король относился к своим подданным? О чем мечтали подданные в абсолютистском государстве?

Просмотр слайдов: Революции во Франции и в России.

По порядку изменения различаются конституции «гибкие» и «жесткие». Первые изменения и дополнения — так же, как обычные законы — таких теперь немного. Вторые — с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т. е. создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. В США, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. К числу «жестких» конституций следует отнести и Конституцию РФ. «Жесткий» порядок способствует большей стабильности конституций, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

История знает много примеров быстрого обновления основного закона страны. Так, в революционной Франции, на рубеже XVIII-XIX веков конституционное устройство менялось почти ежегодно.

Просмотр слайдов « История Российской Конституции»

Учитель: А как зарождалась конституционность в России? Сколько Конституций было в нашей истории? Чем они характеризовались?

Ученики: Конституция России в современном ее понимании ведет свое начало от первых конституций США (1787 г.), Франции (1789, 1791 г.) и Польши (1791 г.). В начале 19 века о Конституции впервые заговорили и в России. Идеи, заложенные в этих документах, оказали непосредственное влияние на "декабристов" Н.Н. Муравьева, П.И. Пестеля и их товарищей, авторов проектов первых демократических Конституций России. Попытка силой "внедрить" идею конституции в жизнь российского общества закончилась трагическими событиями декабря 1825 года. Несколько тысяч сторонников этой идеи были подвергнуты жестокому наказанию, а сама конституция как необходимый атрибут государства на долгие годы была предана проклятиям и забвению. В царской России требования принятия конституции или даже обсуждение вопроса о необходимости ее наличия в стране сурово наказывались. Такое положение в России сохранялось до первой русской революции 1905-1907 годов. Царский манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных.Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Законодательные акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов было проведено в режиме октроировании (от французского octroyer- даровать, жаловать). Они даровались "добрым" монархом Николаем II своему "любимому народу". Октроирование российской Конституции было не добровольным, а вынужденным актом. Её основной целью было погасить революционный пожар и сохранить у руля государства буржуазно-аристократический режим, интересы которого представляла российская монархия. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось. Это в конечном итоге привело к февральской и октябрьской революциям 1917 года. Особенность любой конституции состоит в том, что это есть правовой акт, венчающий победу одной части общества над другой в результате революции или контрреволюции. Конституция закрепляла некое "гражданское согласие" одних классов или групп населения между собой, но одновременно, как правило, исключала из общественной жизни или существенно ограничивала в правах другие классы или категории населения. Во время Великой Французской революции изгоем оказалась аристократия, Октябрьская революция вышвырнула только народившуюся буржуазию,дворянство и духовенство.

Учитель: Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года. Первая была принята после вооруженного захвата власти в 1917 году, а вторая после победы в гражданской войне 1918-1922 года. Эти Конституции закрепляли приоритетные права рабочего класса и крестьянства.

В декабре 1936 года была принята очередная Конституция СССР, которая была провозглашена Конституцией победившего социализма. Сталинская конституция благополучно просуществовала 41 год. Это было обусловлено тем, что в период ее действия произошли такие события мировой истории как вторая мировая война (великая отечественная война), годы холодной войны, годы послевоенного восстановления народного хозяйства страны, создание и увеличение экономического, промышленного, оборонного, научно-технического, культурного и т.д. потенциала СССР.

В большую часть этого периода подавляющее большинство граждан СССР были объединены общей целью (целями), а уровень активности и динамика социально-общественной жизни была невысокой. Людям просто было некогда задумываться о лучшем устройстве социальной жизни, надо было отразить внешнюю военную угрозу, поднять страну из руин, создать военно-стратегический паритет, не допустить, чтобы страна оказалась на задворках мирового прогресса.

Конституция СССР 1936 года была в чистом виде "классовой" и защищала интересы рабочих и крестьян. Она прямо декларировала, что "вся власть в СССР, принадлежит трудящимся города и деревни в лице депутатов трудящихся" Хотя ее 125 статья и гарантировала свободу печати, свободу слова, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, но при этом честно предупреждала, что эти права и свободы гарантируются только в целях укрепления социалистического строя и в интересах трудящихся. В любых других случаях "Власть" не гарантировала своим гражданам никаких прав и свобод.

Совершенна другая участь была уготовлена Конституции СССР образца 1977 года. Основные доводы за принятие новой конституции сводились к следующему. В СССР построено социалистическое общество, то есть государство развитого социализма. В стране появилась новая общность людей - советский народ. Поскольку новое государство построено, нужна новая конституция.
Эта Конституция сохраняла в декларативно-неявном виде различные льготы и преференции для властных структур Коммунистической Партии Советского Союза и ее конкретных представителей.

По конституции 1977 года, КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководила великой созидательной деятельностью советского народа. Была провозглашена и законодательно закреплена искусственная монополия одной партии. Де-факто в СССР исторически сложилось такое положение, когда ЦК КПСС, обкомы, райкомы и т.д. в повседневной жизни контролировали и командовали всем и вся, фактически, не неся никакой ответственности за реальное положение дел в стране, регионе, районе и т.д. При этом вся ответственность перекладывалась на представителей исполнительной власти (правительство и советы народных депутатов разного уровня).

Конституция так и не смогла разрешить противоречие между декларируемыми принципами общенародного государства и фактической монополией на власть одной партии - КПСС. По мере роста благосостояния советского народа, повышения его среднего интеллектуально-образовательного и культурного уровня, расширения межгосударственных хозяйственных, научных, культурных, спортивных, туристических и иных связей, развития средств информации и коммуникации различной физической природы граждане СССР все чаще стали задумываться о принципах государственного устройства страны и повседневной практике ее социально-общественной жизни. Народ стал публично задавать руководству СССР и правящей партии "колючие" вопросы, требующие конкретных и аргументированных ответов.

Например:

  • Почему в СССР разрешена и существует только одна политическая партия;

  • Почему органы в выборы власти проводятся только на безальтернативной основе и только по многоступенчатой системе;

Под напором широких народных масс властная элита СССР начала вносить отдельные изменению в Конституцию страны. Менялось всё и вся. Структуры органов государственной власти. Принципы избирательной системы и порядок выборов. Была отменена 6 статья Конституции СССР и фактически вводилась многопартийность. Избран Президент СССР.

Ныне действующая конституция России была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме.

Работа с текстом Конституции РФ, просмотр слайдов « Права граждан РФ»

Итак, в основу новой конституции легли законы международного права основные статьи Всеобщей декларации прав человека. «Конвенция о защите прав ребенка», , «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» и т.п.)

Новый основной закон ориентирован на соблюдение важнейших общечеловеческих прав.

Давайте отметим основные права граждан РФ.

Работа с текстом Конституции и со слайдами « Обязанности граждан РФ».

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 2 «Права и свободы человека и гражданина»

  2. Определите, определите какими правами обладает гражданин

Учитель: А кого называют гражданином? Откуда пришло к нам это понятие? Кто может считаться им?

Гражданин — физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Правоспособный гражданин по отношению к остальным гражданам имеет права, свободы и обязанности. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

III. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучали историю создания и структуру Конституции РФ. Скажите, что нового вы узнали сегодня о ее видах и международном законодательстве? Какие права и обязанности вы узнали впервые? Просмотр слайдов рассчитанных на усвоение нового материала.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: