NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Кого выбирают профессии

Кого выбирают профессии




Проблемы профориентационной работы в школе и нехватка педагогических кадров - эти вопросы очень тесно связаны, и последнее зависит от первого. Начнем с работы со школьниками. Чтобы носить очки, мало быть умным, надо еще и плохо видеть. Теперь поясню: мало хотеть и желать стать юристом или летчиком, следует соответствовать индивидуально-типологическим требованиям к данной профессии. Предрасположенность к определенной профессии закладывается еще в утробе матери.
Представьте себе бухгалтера, который по типу темперамента холерик, а работа эта требует усидчивости, терпения, способности длительное время сосредотачиваться на главном. Или, наоборот, журналиста, который по типу темперамента меланхолик, а люди такого типа, как правило, пессимистичны, необщительны, скрытны. Поэтому я просто твердо уверен в том, что человек должен работать по профилю полученной специальности - сапоги должен тачать сапожник, а печь пироги кулинар. Всевозможные метания и пробы говорят о том, что человеком либо профессия выбрана неправильно, либо он все же нашел себя, да только вот беда в том, что профессиональных знаний у него нет. В конечном итоге это только во вред всем.
В свое время мне приходилось заниматься проблемой выбора профессии красноярскими школьниками. Невольно обратил внимание на то, что все бросились к специальностям, которые сулят <быстрые и большие> деньги. Опрошенные мною учащиеся старших классов в качестве наиболее популярных называли профессии менеджера - 96 процентов, юриста (адвокатская практика) - 80 процентов, стоматолога - 75 процентов. Далее следовали такие профессии, как кооператор, экономист, программист, радиотехник, врач, бармен. Самыми непопулярными считались профессии педагога, строителя, некоторые другие.
Кстати, вряд ли менеджер - профессия. Это, скорее, призвание, талант. В этой <профессии> сочетаются и четкие экономические понятия, и математическое мышление, и высокая работоспособность, и дипломатия, и многое другое. А кто-то мечтает им стать, при этом с трудом решая в школе уравнения с одним неизвестным и <вязнет> в межличностных отношениях в классе. Вот тебе и менеджер. Или желает быть журналистом, но при этом диагностируется по категории <человек - машина>, хотя, по требованиям, представитель этой профессии должен соответствовать категории <человек - человек>. Журналиста от других людей отличить просто: у него есть собственная точка зрения на происходящее. Желающие стать хирургом должны понимать, что они, помимо <хотения>, просто обязаны обладать отменной выносливостью - некоторые операции длятся более десяти часов.
Если все-таки школы округа решили начать серьезную профориентационную работу, то хочу предостеречь от неверного понимания ее сути. Это не только информация об институтах и техникумах, это кропотливая индивидуальная работа. Способности человека формируются в процессе деятельности на основе врожденных анатомо-физиологических задатков. Поэтому, используя личностно-активный подход, можно рассмотреть кандидата в менеджеры, определиться с профессиональной пригодностью или предрасположенностью как личности.
Индивидуальный подход к личности (учащемуся) требует обязательного учета всех компонентов функциональной структуры: состояния здоровья, умения мыслить (успеваемость), строить взаимоотношения с людьми, объема памяти, скорости протекания мыслительных процессов, типа темперамента, черт характера. <Хочу быть> должно соответствовать <для этого обладаю следующими свойствами>. Инструментарий для этого, накопленный наукой, просто огромен. Компьютерные профориентационные диагностико-консультативные системы , , , , , <16 PF Кеттела>, тесты Айзенка, Рисса, системы работы со школьниками Н. С. Пряжникова, Б. А. Федоришина, В. Д. Симоненко, Е. А. Климова.
Индивидуальная работа с каждым учащимся на основе профориентационных консультаций начинаться должна с дошкольного возраста, когда у детей зарождается положительное отношение к людям труда и их занятиям, то есть к профессиональному миру, формируются элементарные трудовые умения в доступных видах деятельности. Тогда абитуриенты перестанут подавать сразу по несколько заявлений в различные вузы: лишь бы куда-нибудь <пролезть>, что повторяется уже который год. Интересно, а как нынешние выпускники наших школ определились с выбором профессии? Недавно ко мне в гости приходил один из новоиспеченных студентов. Так вот, он мечтал стать программистом, а <прорвался> только на теплотехника. И настроение у него, прямо скажем, не очень: А все потому, что в свое время он меня не послушал, я же ему не давал <добро> на программиста, хотя парень по знаниям компьютера был на голову выше других наших выпускников. Беда в том, что в Эвенкии нашим выпускникам не с кем сравниваться: школ мало, соревноваться не приходится. А в Красноярске регулярно устраиваются то олимпиада физиков, то математиков, то программистов. И преподаватели институтов <своих> уже присматривают. Нашим учащимся все-таки следует каким-то образом (головная боль управления образования) принимать участие в олимпиадах г. Красноярска. Мир посмотреть, себя показать. В этой ситуации <звездные болезни> хорошо лечатся, да и голова проясняется. Результаты с небес опускают на землю-матушку, или наоборот.
Теперь о дефиците педагогических кадров. Не буду приводить фамилии, только назову места, где сегодня работают многие учителя, воспитатели, иные специалисты, которых ждут школьные и дошкольные учреждения: администрация округа, администрация п.Тура, Законодательное Собрание (Суглан) ЭАО, управление культуры:. Почему они занимают чиновные должности, а не учат и не воспитывают детей - это уже иной вопрос, имеющий под собой не только морально-этическую, но и, к сожалению, экономическую основу.

Андрей ХОДЫКИН,психолог.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



След войны

Сочинение: 1 стр.