Концепция развития гбоу спо «Самарское хореографическое училище (колледж)» Пояснительная записка
Самарское хореографическое училище
Концепция развития ГБОУ СПО «Самарское хореографическое училище (колледж)»
Пояснительная записка.
Настоящая Концепция представляет собой систему принципов и приоритетов политики государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования « Самарское хореографическое училище» ( далее «Училище»), опирающихся на национальные культурные ценности как составную часть духовно-нравственного наследия России и историко-культурные традиции Самарского региона.
Предлагаемая Концепция развития образовательного учреждения разработана в соответствии с положениями и нормами Конституции Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании», «Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года», согласуется с системными изменениями, заложенными в Национальный приоритетный проект «Образование», учитывает проект «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы», законы Самарской области, нормативные документы органов исполнительной власти Самарской области.
Данная концепция основана на следующих методологических принципах:
- программно-целевой подход, обеспечивающий единую систему осуществления комплексной деятельности государственных органов исполнительной власти и образовательного учреждения;
- культурно-созидательная функция, способствующая опережающему влиянию хореографического образования на культурную жизнь региона путем выращивания его культурного потенциала, образцов образовательной деятельности;
- культуросообразность образовательного процесса с опорой на гуманистические ценности и здоровьесберегающие педагогические технологии;
- развитие педагогического творчества как главное условие обновления и модернизации системы хореографического образования училища;
- доминанта (преобладание) деятельностного подхода в реализации Концепции;
- гласность и публичность в информировании социума об аспектах реализации Концепции.
Характеристика ситуации и тенденции развития системы образования государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования « Самарское хореографическое училище»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Самарское областное хореографическое училище» создано в 2006 году по инициативе Губернатора Самарской области К.А. Титова. Учредителями учебного заведения выступили: Министерство образования и науки Самарской области, Министерство культуры и молодежной политики Самарской области, Департамент имущественных отношений Правительства Самарской области. Основа для создания специального учебного заведения в области хореографического искусства была заложена в Самаре давно. С 1960 года и до настоящего времени при академическом театре оперы и балета работает хореографическая школа, организованная заслуженным деятелем искусств России Н.В.Даниловой. Школа всегда играла заметную роль в становлении самарского балетного театра. Половину труппы балета составляют выпускники школы. Обучение в Самарском областной хореографическом училище проводится по программам среднего профессионального образования. Общий перечень специальных предметов: классический танец; дуэтный танец; характерный танец; историко-бытовой танец; актерское мастерство; сценическая практика; современный танец. Задачу музыкально-эстетического образования решают следующие предметы: история театра; история балета; музыкальная литература; общее фортепиано. Общеобразовательные предметы изучаются по типовым программам министерства образования. По окончании училища выдается Диплом государственного образца по специальности «Хореографическое искусство», квалификация – «Артист балета». Училище находится под кураторством Санкт-Петербургской Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Однако, современные тенденции развития системы образования в Российской Федерации, а именно:
- установленные образовательные стандарты;
-нормативно - подушевое финансирование образовательных учреждений, (определяемое в расчете на одного обучающегося);
- наполняемость классов, соответствующая государственным требованиям
( 25 человек),
в настоящее время не могут обеспечить полноценное функционирование учреждения и отвечать требованиям профессионального образования по данному виду искусства.
В этой связи возникла необходимость пересмотра основополагающих принципов функционирования образовательного учреждения. Данная Концепция основана на следующих положениях развития Училища:
1. Качественная подготовка специалистов в области балета предполагает особый вид учебного заведения - нетиповое образовательное учреждение.
2. Система подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства является уникальной т.к. связана с тем, что основой обучения является телесный аппарат обучающегося: его природные (врожденные) качества, текущее состояние, время его старения. Этим обусловлено исключительное место хореографии среди других видов искусства. Необходимость и возможность воспитания тела по особым законам балетной этики диктует следующие требования:
- образование артиста балета находится в абсолютной зависимости от состояния его здоровья;
- возраст приема ограничен 10 летним возрастом;
- формируется особая конкурсная процедура приема, включающая выявление специальных параметров тела и освидетельствование врачебной комиссией;
- формируется конкурсная процедура промежуточной аттестации, по итогам которой неспособные к обучению классическому танцу дети исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и по телесным (физическим) параметрам;
- специфика подготовки требует индивидуального подхода к каждому воспитаннику, что приемлемо при небольшом количестве обучающихся.
3. Особенностью образования артистов балета является тесное соединение профессионального и общего образования. Программа среднего профессионального образования реализуется с раннего возраста на базе начального общего образования, а образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования реализуются интегрально в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Поэтому структура учебного плана артистов балета в Училище представляет собой сочетание в рамках единого учебного процесса нескольких уровней образования, при котором обучающийся одновременно осваивает образовательные программы дополнительного, общего, среднего профессионального образования ( См. Структуру Училища, Учебный план Училища)
4. Обязательным условием качественного образования артистов балета является ориентация образовательного процесса в Училище на требования и репертуар балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета. В этой связи представляется целесообразным совмещение должности художественного руководителя Театра и Училища в одном лице ( См. Штатное расписание Училища).
Приоритетные направления, основные цели и задачи развития системы образования государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования
« Самарское хореографическое училище»
Приоритетные направления развития Училища.
Сохранение, развитие и преумножение культурного наследия России в области хореографического искусства.
Формирование ключевых компетенций у учащихся, реализация компететностно- ориентированного подхода в образовании.
Формируются базовые компетенции современного человека:
- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизующая (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразующая (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая ее успешность и конкурентноспособность).
Современным обществом востребован не просто деятельный человек, а сознательная, целенаправленная, квалифицированная личность, социально адаптированная к окружающему миру, стремящаяся к постоянному культурно-эстетическому и творческому развитию. Соответственно, важнейшей задачей хореографического образования является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.
Сохранение и преумножение здоровья всех участников образовательного процесса.
Расширение гражданского участия в управлении образованием.
Училище принимает концепцию общественно-ориентированного образования как подход к развитию сообщества, что является возможностью для местных жителей, местных организаций и учреждений стать активными партнерами в решении местных проблем, способствует созданию эффективной системы непрерывного гражданского образования, интегрирующей возможности ОУ, УДОД, органов государственной власти и других социальных институтов с учетом ее преемственности на всех уровнях и этапах образовательного процесса; стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром города, области.
В основе данной идеи лежат следующие научные принципы:
принцип демократизации системы образования, включающий
- принцип соблюдения неотъемлемых прав участников образовательного процесса: ученика, студента, учителя, родителя;
- принцип свободы выбора учеником и его семьей образовательного учреждения, перспектив личностного развития ребенка;
- принцип реализации многовариантности образовательной траектории;
- принцип свободы выбора мировоззренческих ориентиров;
- принцип сотрудничества;
принцип равных прав и возможностей участников образовательного процесса;
принцип легитимности;
принцип современности в организации образовательного процесса: развитие форм открытого образования на всех уровнях с учетом информатизации образовательной среды, современных технологий и форм образования;
принцип научности, включающий:
- принцип наукоориентированности деятельности училища;
- принцип непрерывности образования;
принцип преемственности;
принцип гласности.
5. Открытость и доступность образования.
Открытость образования направлена на удовлетворение потребностей учащегося, студента, родителей, социума, на поддержку педагогических, ученических, родительских инноваций. Доступность образования обеспечивается за счет предоставления учащимся и студентам возможности выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. Вариативность образовательных программ, используемых технологий, способов коммуникации, социальных практик обеспечивает максимальный учет индивидуальных особенностей каждого участника образовательного процесса и формирует наиболее благоприятные условия для его развития, что гарантирует выпускнику возможность самореализации и самосовершенствования.
6. Взаимозависимость и единство воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания.
Основные цели и задачи развития системы образования Училища.
Цель развития Училища состоит:
в создании условий для профессионального образования детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности в области хореографического искусства;
подготовка по специальности « Хореографическое искусство» специализация « Артист балета»
Основными задачами развития системы образования Училища выступают:
развитие Училища на базе концепции нетипового элитного образовательного учреждения классической системы образования искусству балета;
сохранение уникальной системы подготовки кадров путем привлечения высокопрофессиональных педагогов, мастеров педагогики балета;
развитие существующей научно- педагогической школы в области балета;
поддержка особо талантливых учащихся в становлении профессиональными артистами балета;
закрепление ведомственной принадлежности учреждения с новой системой оплаты труда сотрудников учреждения;
развитие, как действующих образовательных программ, так и расширение перечня профессиональных программ, реализуемых в училище;
разработка и внедрение в Училище системы управления качеством образования по всем программам обучения;
интеграция Училища с театрами, ВУЗами, другими учреждениями и организациями;
модернизация материально- технической базы в целях поддержки и совершенствования учебного, творческого, научного и воспитательного процессов;
разработка и реализация профессиональной программы информатизации учебного и научного процессов;
разработка и реализация комплекса мер по развитию сервисной инфраструктуры Училища ( столовая, медицинский центр, спортивный комплекс, комнаты отдыха и т.д);
обеспечение дальнейшего развития основополагающего принципа управления Училища - сочетание централизации и самостоятельности подразделений, исходя из единства учебно- воспитательного и творчески- научного процесса;
развитие системы государственно- общественного управления Училища;
совершенствование нормативно- правовой базы, регламентирующей взаимодействие структурных подразделений Училища;
развитие различных форм самоуправления;
совершенствование и внедрение достойной системы оплаты труда, основанной на трех основных составляющих: заработная плата, премия, социальные выплаты (с использованием внебюджетных средств).
Реализация Концепции осуществляется через целевые программы и стратегические проекты ( См. Программу развития Училища)
Материально- техническое и финансовое обеспечение деятельности Училища.
1. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация основной профессиональной образовательной программы но специальности должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к информационным ресурсам (библиотечным фондам и др.), по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам теоретических и практических занятий, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Обеспеченность обучающихся учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу – 0.5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в
расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее чем из 10 наименований отечественных журналов из списка ВАК и не менее 5 наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих профессиональному циклу. Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: система «КонсультантПлюс», университетская информационная система (УИС) «Россия», электронные энциклопедии и справочники, проблемно-ориентированные коллекции (библиотеки) оцифрованных источников..
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей реализацию Государственных требований, проведение всех видов практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и творческой работы обучающихся.
Минимально необходимый для реализации программы среднего профессионального образования перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
учебные аудитории:
– учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой, для теоретических дисциплин профильных модулей;
кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
русского языка и культуры речи, мировой художественной культуры, иностранного языка, кабинет математики и информатики, музыкально-теоретических дисциплин, музыкальной литературы;
– танцевальные залы площадью не менее 75 кв.м. должны иметь специализированные покрытие, балетные станки (палки) длиной не менее 25 м погонных вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене, кабинетный рояль (пианино) и звуковоспроизводящую технику (магнитофоны, аудио-проигрыватели) для профильных дисциплин;
– помещения для самостоятельной работы , оснащенные компьютерной техникой с подключением к Internet;
– учебный театр (или иную сценическую площадку) площадью не менее 100 кв. м. по элементам оборудования средств приближенный к условиям профессионального театра;
– парк музыкальных инструментов (рояли, пианино, народные или иные инструменты и т.п.);
– библиотеку с читальным залом;
–нотную библиотеку с фондом музыкальных произведений на бумагоносителях для музыкального оформления уроков танца;
– костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений и необходимым реквизитом;
– специализированное медицинское подразделение;
– столовую;
– помещения для хранения и профилактического обслуживания
учебного оборудования;
– отдел технических средств обучения, включающий: методический кабинет, занимающийся обеспечением методической литературой через ее размножение различными способами; видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи уроков и экзаменов танцевальных дисциплин, балетных спектаклей, фрагментов классического и современного репертуара отечественных и зарубежных балетных трупп, видеоматериалы с записью выдающихся произведений хореографического, театрального, изобразительного, и кино- искусства; фонотеку с аудиозаписями выдающихся произведений музыкального искусства (при этом доля аудиозаписей музыкальных произведений ХХ века должна составлять не менее 40% фонда), балетной музыки, используемой для музыкального сопровождения репетиционного процесса и сценических выступлений, и возможностью осуществлять запись музыки; компьютерный класс с не менее 10 рабочими местами с возможностью выхода в Интернет; лингафонный кабинет с 10 рабочими местами.
Рекомендуется наличие:
– раздевалок и душевых для обучающихся и преподавателей;
– спортивно-тренажерного зала;
– кабинета дистанционного обучения;
– психологической службы.
При использовании электронных изданий Училище должно обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Доступность к сетям типа Интернет в количественном отношении должна равняться один выход на десять обучающихся.
Училище должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Прогнозируемые результаты реализации концепции.
Реализация основных положений Концепции позволит получить следующие результаты:
- повысится эффективность региональной системы хореографического образования, ее творческого и интеллектуального потенциала;
- укрепится система духовно-нравственных и национально-значимых культурных ценностей в современном информационном пространстве;
- расширится сфера предоставляемых образовательных услуг учебным заведением, усилится роль работодателей в процессе подготовки профессиональных кадров;
- сформируются отраслевые механизмы мобильного реагирования эстетического и социально- гуманитарного образования на изменяющиеся потребности личности, общества и экономики, а также механизмы стимулирования качества труда, ответственности, нацеленности на конкретный результат;
- оптимизируется управление системой хореографического образования;
- активизируются формы государственно- общественного управления хореографическим образованием.



страница 1
скачать
Другие похожие работы: