Программа развития гбоу спо «Самарское хореографическое училище (колледж)»
Самарское хореографическое училище
Программа развития ГБОУ СПО «Самарское хореографическое училище (колледж)»
Содержание.
Характеристика ситуации и тенденции развития системы образования государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Самарское хореографическое училище».
Концептуальные основания программы развития:
Миссия Училища
Приоритетные направления развития
Представления о выпускнике Училища
Основные цели и задачи развития системы образования Училища
Приоритетные направления реализации Программы развития
Этапы реализации Программы развития
Модель управления деятельностью Училища
Механизм реализации целей и задач Программы развития.
Ожидаемые результаты развития Училища.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения
Характеристика ситуации и тенденции развития системы образования государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования « Самарское хореографическое училище»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Самарское областное хореографическое училище» создано в 2006 году по инициативе Губернатора Самарской области К.А. Титова. Учредителями учебного заведения выступили: Министерство образования и науки Самарской области, Министерство культуры и молодежной политики Самарской области, Департамент имущественных отношений Правительства Самарской области. Основа для создания специального учебного заведения в области хореографического искусства была заложена в Самаре давно. С 1960 года и до настоящего времени при академическом театре оперы и балета работает хореографическая школа, организованная заслуженным деятелем искусств России Н.В.Даниловой. Школа всегда играла заметную роль в становлении самарского балетного театра. Половину труппы балета составляют выпускники школы. Обучение в Самарском областном хореографическом училище проводится по программам среднего профессионального образования. Общий перечень специальных предметов: классический танец; дуэтный танец; характерный танец; историко-бытовой танец; актерское мастерство; сценическая практика; современный танец. Задачу музыкально-эстетического образования решают следующие предметы: история театра; история балета; музыкальная литература; общее фортепиано. Общеобразовательные предметы изучаются по типовым программам министерства образования. По окончании училища выдается Диплом государственного образца по специальности «Хореографическое искусство», квалификация – «Артист балета». Училище находится под кураторством Санкт-Петербургской Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.
Однако, современные тенденции развития системы образования в Российской Федерации, а именно:
- установленные образовательные стандарты;
-нормативно - подушевое финансирование образовательных учреждений, (определяемое в расчете на одного обучающегося);
- наполняемость классов, соответствующая государственным требованиям
( 25 человек),
в настоящее время не могут обеспечить полноценное функционирование учреждения и отвечать требованиям профессионального образования по данному виду искусства.
В этой связи возникла необходимость пересмотра основополагающих принципов функционирования образовательного учреждения. Данная Концепция основана на следующих положениях развития Училища:
1. Качественная подготовка специалистов в области балета предполагает особый вид учебного заведения - нетиповое образовательное учреждение.
2. Система подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства является уникальной т.к. связана с тем, что основой обучения является телесный аппарат обучающегося: его природные (врожденные) качества, текущее состояние, время его старения. Этим обусловлено исключительное место хореографии среди других искусств. Необходимость и возможность воспитания тела по особым законам балетной этики диктует следующие требования:
- образование артиста балета находится в абсолютной зависимости от состояния его здоровья;
- возраст приема ограничен 10 летним возрастом;
- формируется особая конкурсная процедура приема, включающая выявление специальных параметров тела и освидетельствование врачебной комиссией;
- формируется конкурсная процедура промежуточной аттестации, по итогам которой неспособные к обучению классическому танцу дети исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и по телесным (физическим) параметрам;
- специфика подготовки требует индивидуального подхода к каждому воспитаннику, что приемлемо при небольшом количестве обучающихся.
3. Особенностью образования артистов балета является тесное соединение профессионального и общего образования. Программа среднего профессионального образования реализуется с раннего возраста на базе начального общего образования, а образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования реализуются интегрально в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Поэтому структура учебного плана артистов балета в Училище представляет собой сочетание в рамках единого учебного процесса нескольких уровней образования, при котором обучающийся одновременно осваивает образовательные программы дополни тельного, общего, среднего профессионального образования ( См. Структуру Училища, Учебный план Училища)
4. Обязательным условием качественного образования артистов балета является ориентация образовательного процесса в Училище на требования и репертуар балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета. В этой связи представляется целесообразным совмещение должности художественного руководителя Театра и Училища в одном лице ( См. Штатное расписание Училища).
II. Концептуальные основания программы развития
Миссия училища -
содействие реализации нравственного потенциала искусства как возможности формирования и развития духовного идеала, ценностей личности и общества;
формирование поликультурного пространства для профессионального общения и сотрудничества специалистов хореографического искусства на основе следующих принципов:
преемственность- сохранение исторического опыта в области подготовки артистов балета для профессиональных театров, базирующегося на методике классического танца;
качественное образование- соответствие образовательных услуг высоким исполнительским стандартам, требованиям работодателей и мировому уровню развития хореографического искусства;
интеграция- распространение профессионального образовательного опыта и объединение на его основе с учебными заведениями России и мира в области хореографического искусства;
уникальность- развитие инновационной системы нетипового профессионального образования;
единство воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания;
нравственность- осуществление деятельности в соответствии с высокими моральными принципами для удовлетворения духовных запросов обновляющегося российского общества.
Приоритетные направления развития училища.
Сохранение, развитие и преумножение культурного наследия России в области хореографического искусства.
Формирование ключевых компетенций у учащихся, реализация компететностно- ориентированного подхода в образовании.
Формируются базовые компетенции современного человека:
- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизующая (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразующая (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая ее успешность и конкурентноспособность).
Современным обществом востребован не просто деятельный человек, а сознательная, целенаправленная, квалифицированная личность, социально адаптированная к окружающему миру, стремящаяся к постоянному культурно-эстетическому и творческому развитию. Соответственно, важнейшей задачей хореографического образования является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.
Сохранение и преумножение здоровья всех участников образовательного процесса.
Расширение гражданского участия в управлении образованием.
Училище принимает концепцию общественно-ориентированного образования как подход к развитию сообщества, что является возможностью для местных жителей, местных организаций и учреждений стать активными партнерами в решении местных проблем, способствует созданию эффективной системы непрерывного гражданского образования, интегрирующей возможности ОУ, УДОД, органов государственной власти и других социальных институтов с учетом ее преемственности на всех уровнях и этапах образовательного процесса; стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром города, области.
В основе данной идеи лежат следующие научные принципы:
принцип демократизации системы образования, включающий
- принцип соблюдения неотъемлемых прав участников образовательного процесса: ученика, студента, учителя, родителя;
- принцип свободы выбора учеником и его семьей образовательного учреждения, перспектив личностного развития ребенка;
- принцип реализации многовариантности образовательной траектории;
- принцип свободы выбора мировоззренческих ориентиров;
- принцип сотрудничества;
принцип равных прав и возможностей участников образовательного процесса;
принцип легитимности;
принцип современности в организации образовательного процесса: развитие форм открытого образования на всех уровнях с учетом информатизации образовательной среды, современных технологий и форм образования;
принцип научности, включающий:
- принцип наукоориентированности деятельности училища;
- принцип непрерывности образования;
принцип преемственности;
принцип гласности.
5. Открытость и доступность образования.
Открытость образования направлена на удовлетворение потребностей учащегося, студента, родителей, социума, на поддержку педагогических, ученических, родительских инноваций. Доступность образования обеспечивается за счет предоставления учащимся и студентам возможности выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. Вариативность образовательных программ, используемых технологий, способов коммуникации, социальных практик обеспечивает максимальный учет индивидуальных особенностей каждого участника образовательного процесса и формирует наиболее благоприятные условия для его развития, что гарантирует выпускнику возможность самореализации и самосовершенствования.
Взаимозависимость и единство воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания.
Представления о выпускнике училища.
Выпускник Училища представляется как человек, у которого сформирован опыт самостоятельного индивидуального и коллективного действия, самопознания, самореализации, культуры здоровья и здорового образа жизни, на основе которого может быть осуществлено личностное, социальное и профессиональное самоопределение; конкурентоспособный человек, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей среде, в социуме.
Владеет:
основами общих гуманитарных, социально – экономических наук;
государственным языком Российской Федерации – русским;
способен применять знания иностранного языка в профессиональной и иной деятельности, грамотно использует профессиональную лексику.
Умеет:
использовать общие принципы общих гуманитарных, социально - экономических наук в профессиональной и иной деятельности;
самостоятельно приобретать новые знания;
организовывать свой труд, владеет методами сбора и освоения информации, применяемой в сфере своей профессиональной деятельности;
осуществлять выбор и нести ответственность за свои решения;
жить и работать в разновозрастном коллективе;
осуществлять самостоятельный поиск решения проблем;
давать оценку происходящим событиям и поведению людей;
использовать современные информационные технологии;
совершенствовать собственную познавательную деятельность.
Знает:
- основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека, общества, окружающей среды, способен учитывать их в своей профессиональной деятельности;
Обладает:
- культурой мышления, способностью в условиях социальной и культурной эволюции к переоценке собственного опыта и профессиональному самоанализу, готов к взаимодействию с коллегами по работе;
Осознает:
себя как творческую личность;
разнообразие жизненных ценностей (знания, свобода, сотрудничество, уважение другой личности);
необходимость повышения квалификации, способен продолжить обучение с целью приобретения следующего уровня образования;
Имеет:
стремление к теоретическому осмыслению получаемой информации;
опыт учебно-исследовательской деятельности;
жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером;
желание овладевать различными способами применения своих знаний и умений, творческих способностей;
научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования.
Понимает сущность и социальную значимость своей профессии,
основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его
деятельности, видит их взаимосвязь, обладает чувством профессиональной
ответственности за результаты своего труда;
Способен :
быть толерантным;
планировать свою жизнь в соответствии с целями;
находить и самостоятельно принимать творческие решения при реализации профессиональных задач, обладает культурой общения в художественно - творческом процессе.
Основные цели и задачи развития системы образования Училища.
Цель развития Училища состоит:
в создании условий для профессионального образования детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности в области хореографического искусства;
подготовка по специальности « Хореографическое искусство» специализация « Артист балета»
Основными задачами развития системы образования Училища выступают:
развитие Училища на базе концепции нетипового элитного образовательного учреждения классической системы образования искусству балета;
сохранение уникальной системы подготовки кадров путем привлечения высокопрофессиональных педагогов, мастеров педагогики балета;
развитие существующей научно- педагогической школы в области балета;
поддержка особо талантливых учащихся в становлении профессиональными артистами балета;
закрепление ведомственной принадлежности учреждения с новой системой оплаты труда сотрудников учреждения;
развитие, как действующих образовательных программ, так и расширение перечня профессиональных программ, реализуемых в училище;
разработка и внедрение в Училище системы управления качеством образования по всем программам обучения;
интеграция Училища с театрами, ВУЗами, другими учреждениями и организациями;
модернизация материально- технической базы в целях поддержки и совершенствования учебного, творческого, научного и воспитательного процессов;
разработка и реализация профессиональной программы информатизации учебного и научного процессов;
разработка и реализация комплекса мер по развитию сервисной инфраструктуры Училища ( столовая, медицинский центр, спортивный комплекс, комнаты отдыха и т.д);
обеспечение дальнейшего развития основополагающего принципа управления Училища - сочетание централизации и самостоятельности подразделений, исходя из единства учебно- воспитательного и творчески- научного процесса;
развитие системы государственно- общественного управления Училища;
совершенствование нормативно- правовой базы, регламентирующей взаимодействие структурных подразделений Училища;
развитие различных форм самоуправления;
совершенствование и внедрение достойной системы оплаты труда, основанной на трех основных составляющих: заработная плата, премия, социальные выплаты (с использованием внебюджетных средств).
Реализация Концепции осуществляется через целевые программы и стратегические проекты:
«Качественное профессиональное образование»
«Открытость и доступность профессионального образования»
«Государственно-общественный характер управления»
«Социальное партнерство как основа открытости Училища»
« Кадровый менеджмент»
«Формирование системы воспитания здорового человека»
«Информатизация процесса профессионального образования»
« Финансово- хозяйственная самостоятельность»
«Служба маркетинга образовательной политики»
Каждая целевая программа представляет собой целенаправленный процесс внедрения инновационных образовательных программ и технологий, результаты которого обобщаются и распространяются в деятельности Училища как ресурсного центра.
Целевая программа « Качественное профессиональное образование»
Ведущая идея программы
Образовательная программа профессионального образования для повышения своей доступности для различных групп учащихся должна быть обновлена в соответствии с идеями профильного образования. Это позволит, сохранив высокое качество среднего профессионального образования, дифференцировать содержание программы по трем модулям: основного содержания образования (теоретическое обучение, соответствующее базовому уровню общеобразовательной школы), профильного содержания образования и специальных дисциплин, соответствующих повышенному уровню среднего профессионального образования, дополнительного образования по выбору обучающихся.
Цели и задачи программы
Целью программы является перевод образовательной деятельности Училища в процесс качественной реализации востребованных образовательных услуг.
Задачи:
- провести дифференциацию образовательной программы Училища на три структурные единицы: основная часть, профильная часть и часть дополнительного образования;
- сделать каждую часть образовательной программы предметом договорных отношений Училища и социального окружения;
- создать структуру, профессионально работающую над созданием и обновлением образовательных программ Училища;
Мероприятия по реализации программы
№ | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1. | Структуризация единой образовательной программы Училища; | Март-апрель 2010г. | Зам.директора по УВР; Зам.директора- Художественный руководитель |
2. | Выделение и анализ состояния блоков: профильное обучение, профессиональный компонент программ, дополнительные образование; | март – май 2010г. | Администрация Училища |
3. | Анализ образовательных запросов социального окружения Училища. | Май 2010г. | Администрация Училища |
4. | Разработка программы работы учебно-методического объединения, ответственного за разработку образовательных программ; | Август 2010г. | Зам.директора по УВР ; Зам.директора- Художественный руководитель |
6. | Разработка новых образовательных программ, востребованных обучающимися и социальным окружением. | октябрь – май 2007г | Зам.директора по УВР; Зам.директора- Художественный руководитель |
7. | Участие в региональных, всероссийских фестивалях, конкурсах | Сентябрь 2010 – май 2011г. | Зам.директора по УВР; Зам.директора- Художественный руководитель |
7. | Начало реализации новых образовательных программ | сентябрь 2010г. | Директор |
8. | Дальнейшая разработка и обновление образовательных программ | ежегодно | Зам.директора по УВР; Зам.директора- Художественный руководитель |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: