NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



План-конспект классного часа для обучающихся 6 класса «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра»


Методическая разработка

План-конспект классного часа для обучающихся 6 класса

«Школьная форма: вчера, сегодня, завтра».
Продолжительность мероприятия 45 минут.

Проблема: некоторые обучающиеся класса приходят в школу в одежде не соответствующей внешнему виду школьника: спортивная форма, короткие футболки и др.

Цель: показать возможность одеваться красиво, модно, индивидуально и соответствовать деловому стилю одежды, ознакомить с историей возникновения школьной формы в нашей стране; рассмотреть тенденции в школьной форме за рубежом; воспитывать осознанное отношение к внешнему виду в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. формировать навыки культуры внешнего вида;

  2. познакомить с историей школьной формы в России и тенденциями зарубежной школьной формы;

  3. выработать единые требования к внешнему виду обучающихся 6 класса;

  4. формирование коммуникативных, ораторских (выступление с сообщением, высказывание своего или группы мнения) умений.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютерный класс (11 компьютеров) с выходом в Интернет, презентации №№ 1-4, бумага, ручки, доска, мел, призы-сувениры.

Подготовительный этап

Учитель дает задания, контролирует и помогает в их выполнении.

Задания группам:

1 группа – 5 человек. Найти и оформить материал для выступления по теме: «История школьной формы в России».

2 группа – 3 человека. Найти и оформить материал для выступления по теме: «Тенденции школьной формы за рубежом».

3 группа – 3 человека. Сбор фотографий и оформление стенда с фотографиями «Школьная форма моих родственников».

План мероприятия

  1. Актуализация проблемы классного часа.

  2. Выступление первой группы «История школьной формы в России».

  3. Обсуждение фотовыставки «Школьная форма моих родственников».

  4. Выступление второй группы «Тенденции школьной формы за рубежом».

  5. Работа в группах по моделированию внешнего вида ученика.

  6. Выработка единых требований к внешнему виду обучающихся класса.

  7. Рефлексия.


Конспект проведения классного часа.

Начинается классный час с песни «Из чего же?» Музыка: Чичкова Ю. Слова: Халемского Я. Приложение 1.

Демонстрируется Презентация 1 (слайды 1-6) учитель ведет беседу с обучающимися по слайдам

Учитель. Рассмотрите слайды на экране и ответьте на вопросы:

  1. Какая одежда вам больше нравится? Почему?

  2. В какой одежде вы бы пришли в школу, а в какой нет? Почему?

  3. Как вы думаете, какая одежда удобная, а какая нет для вас?

  4. Для каких ситуаций подошла бы данная одежда? А для каких нет?

Сегодня мы с вами будем говорить о внешнем виде школьника. Каким он должен быть? Нужна ли школьная форма или нет? (слайд 7) Тема нашего классного часа «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра».

Учитель. Сколько споров и разных мнений сейчас у нас по поводу школьной формы. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства и в наши дни она себя уже изжила. Сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое и узнаем, как выглядела школьная форма в различные исторические периоды нашей страны.

Выступление первой группы по теме: «История школьной формы в России»,

Презентация 2.

Ученик 1. (слайд 1) Дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. (слайд 2) К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду. (слайд 3) Все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Ученик 2. (слайд 4) Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. (слайд 5) Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

Ученик 3. (слайд 6) Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. (слайд 7) Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. С1834 года до 1917 года, фасон формы для мальчиков менялся несколько раз.

Ученик 4. (слайд 8) Форма для девочек была утверждена на целых 60 лет позже – в 1986 году. Это был весьма строгий и скромный наряд. (слайд 9) Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. (слайд 10) Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». (слайд 11) Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. (слайд 12) Но цветовая гамма платья была разной, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних – почти цвет морской волны, а у выпускниц – коричневый.

Ученик 5. (слайд 13) После революции в 1918 был издан декрет, отменявший школьную форму. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители. (слайд 14) Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Ученик 1. (слайд 15) Единая школьная форма вводится после войны в 1949 году. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, (слайд 16) а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. (слайд 17) В основном школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. (слайд 18) Тогда же атрибутом у учащихся стала символика: у пионеров – красный галстук, (слайд 19) у комсомольцев и октябрят – (слайд 20) значок на груди.

Ученик 2. (слайд 21) 1962 году гимнастёрки у мальчиков поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку. А форма девочек осталась старая.

Ученик 3. (слайд 22) В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. (слайд 23) Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

Ученик 4. (слайд 24) В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. (слайд 25) Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. (слайд 26) Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. (слайд 27) Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Ученик 5. (слайд 28) В 1992 году советская форма была отменена окончательно. Сейчас единой формы не существует, поэтому российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.

Учитель. Ваши родители, бабушки и дедушки, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, коричневые платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек. Мне хорошо помнится, что обязанность носить школьную форму «советского образца» восторга среди учащихся не вызывала. Это история нашей Родины, и мы видим, что вопрос введения в школы «школьной формы» всегда был тесно связан с политической ситуацией в нашей стране. По описанию школьной формы, теперь мы сможем определить, в какие годы были учениками ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. Давайте рассмотрим еще раз фотографии ваших родственников и попробуем определить их годы учебы.

Ученики с учителем обсуждают фотовыставку «Школьная форма моих родственников»

Учитель. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей. Никаких официальных документов, приказов, распоряжений на счет обязательного ношения школьной формы нет.

Тем не менее, все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту и вводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни. В нашей школе мы говорим, что должен быть «деловой стиль» одежды.

– Как вы понимаете деловой стиль одежды? Какая это одежда?

Дети дают свои ответы. Предполагаемый ответ: элегантная, удобная, практичная, строгая, красивая.

Учитель. Деловой стиль одежды очень близок к классическому стилю, но между ними существует разница. Например, классический стиль одежды предполагает приталенные силуэты, чистые цвета, скромные аксессуары, в то время как деловой базируется на удобной, функциональной одежде, обеспечивающей свободу движений. Общее в этих стилях – запрет на экстравагантную отделку и излишний эротизм вроде глубокого декольте или смелых вырезов. Но в случае с «классикой» упор делается в первую очередь на элегантность наряда, а в деловом стиле – на комфорт.

Учитель. Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то — очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма — эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

Выступление второй группы по теме: «Тенденции школьной формы за рубежом»,

Презентация 3.

Ученик 1. (слайд 1) Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, (слайд 2) которая является частью истории их учебного заведения. (слайд 3) Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность. (слайд 4) Традиционно английский школьник одет в блейзер, кепку и короткие брюки-шорты, и носит обязательный кожаный ранец. Могут быть шарфы соответствующего цвета школы.

(слайд 5) Во многих бывших колониях Англии школьная форма не была отменена, и после независимости, например в Южной Африке.

Ученик 2. (слайд 6) В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. (слайд 7) В некоторых школах Европы введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.

(слайд 8) В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — “матросский костюм”. К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

(слайд 9) Форма в Австралии.

Ученик 3. (слайд 10) На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ.

(слайд 11) В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет. (слайд 12) Ученики школ предпочитают носить джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой, (слайд 13) хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). (слайд 14)

(слайд 15) «Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации. Работодатель может установить свои правила: например, женщинам нельзя приходить на работу в брюках, или – можно только в деловых костюмах, или юбки должны быть до колена – ни короче, ни длиннее, свободная форма по пятницам и т.д.

Учитель. Как вы думаете ученик более опрятно, аккуратно выглядит в форме или без нее? Давайте попробуем создать модель внешнего вида ученика? Что необходимо ученику в школе?
Ученики класса делятся на две группы (т.к. классы достаточно большие и места за компьютером всем не хватит).

Ученики первой группы работают индивидуально за компьютерами и моделируют внешний вид школьницы при помощи он-лайн игры. (Интернет источники – [9],[10],[11]). Время выполнения задания ограничено (7-10 мин).

В это время ученики второй группы вместе с учителем играют в игру «Что я возьму в школу».

Правила игры.

Учитель задает вопрос: Что ты возьмешь с собой в школу? Обучающиеся называют по-очереди друг за другом по одному слову, обозначающему школьный предмет или предмет одежды, который необходим любому ученику в школе. Повторять названный предмет можно только один раз. Учитель фиксирует названия предметов на доске. Выигрывает тот, кто назовет последний предмет. Выигравший получает приз-сувенир. Потом обсуждается набор предметов, который ребята предложили взять с собой в школу. Каждый день они берут с собой в школу весь список предметов? Какие предметы необходимы не каждый день?

После выполнения работы в группах, все обучающиеся класса просматривают получившиеся модели внешнего вида ученицы первой группы. Каждый участник первой группы защищает свой проект внешнего вида школьницы, объясняет почему его ученица выглядит так, а не иначе. Остальные обучающиеся высказывают свое мнение. Выбираются лучшие модели, их авторам вручаются призы-сувениры.

Учитель. У школьной формы есть противники и сторонники. Современные школьники-подростки в большинстве своем выступают резко против. Родители и учителя же, наоборот, ратуют за введение этого элемента, давайте посмотрим фильм-интервью с родителями, который создали ученики нашего класса. Что говорят ваши родители по-поводу школьной формы.

Демонстрируется фильм-интервью, где родители высказывают свое мнение о школьной форме.

Примерные пункты, высказанные родителями в интервью.

  • дисциплинирует учеников (деловой стиль обязывает учеников к строгости и собранности),

  • сглаживает социальные различия между учениками,

  • нет проблемы "В чем пойти в школу",

  • лишает индивидуальности,

  • сложности в приобретении и подборе фасона по фигуре ребенка,

  • помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе,

  • не позволяет подросткам одеваться вызывающе.

Учитель. Так какой должна быть одежда для школы: строгой и безликой или не ограниченной школьными рамками - яркой и немного дерзкой, дающей школьнику право самовыражаться?
Презентация 3.

Учитель. А вот что советуют детские психологи: (слайд 1) выбирать спокойные, приглушенные цвета и не использовать прямые цвета радуги, они повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение. (слайд 2) Сочетание цветов типа черно-белое лучше избегать, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль. (слайд 3) Наиболее подходящими считаются бежевый или приглушенный зеленый цвет. (слайд 4) Кроме того, специалисты рекомендуют для девочек не платья, а именно юбки с жакетами, сарафан и нарядные кофточки, которые можно менять каждый день. (слайд 5) Для мальчиков классический костюм-тройка. Ткань лучше выбирать без синтетических добавок. (слайд 6) Рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.
Выработка единых требований к внешнему виду учащихся нашего класса, учитывая пожелания учеников и материальные возможности родителей.
Примерные требования к внешнему виду обучающихся класса:

  • Деловой дресс-код, для мальчиков: классический костюм, брюки, рубашка, жилет или джемпер. Для девочек: строгие брюки или юбки (не слишком короткие), кофточки не перегруженный стразами, пайетками и кружевом.

  • Цвета в одежде приглушенные, не яркие кричащие и вызывающие.

  • Прическа аккуратная, если волосы длинные должны быть забраны в косу или хвост.

  • Макияж и украшения у девочек не должны быть вызывающими и привлекающими внимание.

  • Один день (суббота) произвольный стиль в одежде.


Учитель. Мы очень много говорили о внешнем виде ученика. Каким он был в прошлые годы, каким должен быть сегодня. А каким он будет завтра – решать вам! Мы с вами сформулировали примерные требования к внешнему виду школьника. А теперь я хочу узнать ваше мнение, будите вы лично следовать требованиям, сформулированным сегодня. Если – «да», поднимите руки вверх. Узнали ли вы что-то новое при подготовке и проведении классного часа? Если «да» поднимите руки вверх.
Заканчивается классный час песней «Девчонки и мальчишки»

Музыка: Аркадия Островского, Слова: Иосифа Дика, Приложение 2.
Интернет источники:

  1. http://www.rusedu.ru/detail_4761.html, - Ах, уж эта школьная форма!

  2. http://ournetlife.ru/category/interesnoe/iz_istorii_o_shkolnoi_forme.html, - Наша Сетевая Жизнь : Интересное в сети : Из истории о школьной форме

  3. http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id;_article=672, - У школьной формы в России богатая история

  4. http://www.svk-klassiki.ru/pages/4.htm, - Школьная форма | ## Из истории "ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ"

  5. http://planetashkol.ru/articles/17411/, - Школьная форма в странах мира — Планета школ

  6. http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/252/, - Школьная форма: за и против

  7. http://evolutsia.com/content/view/1620/24/, - Эволюция.com - История школьной формы

  8. http://kp.ru/daily/23745/55584/, - Школьная форма: от безобразного к прекрасному

  9. http://www.girlsgogames.ru/igra/Odievalka_Shkolnyie_Formy_2.html, - Одевалка Школьные Формы 2 - Бесплатные онлайн игры для девочек на GirlsGoGames.ru

  10. http://www.girlgames1.ru/load/igry_odevalki/shkolnaja_forma/4-1-0-59, - Школьная форма - Игры одевалки - Бесплатные игры для девочек онлайн

  11. http://detkam.e-papa.ru/flash/2/127.html, - Кукольная одевалка Игры для девочек dress up games

  12. http://www.volgorechensk-edu.ru/uprav_doki/dok/24.02.2010/8.htm - Методическая разработка классного часа

страница 1


скачать

Другие похожие работы: