Консультация для воспитателей. Подготовил учитель логопед
Консультация для воспитателей.
Подготовил учитель – логопед
Тонеева О.В.
Роль логопедической зарядки в профилактике и преодолении речевых нарушений.
Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является подготовка детей к школе.
Важным показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей разных возрастов, предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка,
позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными.
Очень важное значение имеет правильное, четкое произношение звуков и слов, особенно в период обучения грамоте, так как
письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости ребенка в школе.
Таким образом, огромное значение приобретает работа по профилактике речевых нарушений у детей. Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков.
Поэтому в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка
всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков (С, Ш, Л, Р,), а с простых (И, Ф, Т, Ы), артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком фонетической системы язык. Хотя к 3-4 годам у ребенка, как правило, бывает сформирована артикуляционная база почти всех звуков, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой
стороны языка. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение
выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познавать языковую действительность. Систематические, последовательные занятия по отработке артикуляции всех звуков, а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. Для создания особого эмоционального настроя такие занятия можно проводить в форме логопедической зарядки. Основная ее цель – профилактика речевых нарушений у детей. Логопедическая зарядка позволяет решать следующие задачи:
- развитие общей и артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание нижнедиафрагмального дыхания,
- целенаправленного ротового выдоха;
- развитие высоты и силы голоса;
- уточнение артикуляции подготовленных звуков;
- закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах;
- формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;
- уточнение и обогащение словаря;
- формирование лексико-грамматического строя речи.
Вместе с этим логопедическая зарядка должна развивать память, восприятие, мышление и воображение детей.
Содержание зарядки определяется этапом работы над конкретным звуком (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация звуков), возрастом детей, степенью их подготовленности. Составляет зарядку логопед, проводит воспитатель. Логопедическая зарядка может проводиться в виде занятия во второй половине дня, отдельные е этапы могут быть включены в режимные моменты дня (перед занятием, на прогулке, во время умывания и т.д.).
Логопедическая зарядка способствует формированию правильного звукопроизношения, что является профилактическим и коррекционным направлением работы логопеда и воспитателя в детском саду.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: