NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Мбдоу дскв " Тополёк" п. Старь Дятьковского р-на Консультация для воспитателей


МБДОУ ДСКВ " Тополёк"

п. Старь Дятьковского р-на

Консультация для воспитателей:

"Ознакомление с современными методиками и технологиями по развитию речи".

Подготовила: воспитатель Черкесова

Лидия Васильевна

ноябрь 2012г.

Сегодня я предлагаю рассмотреть современные методики, применяемые в работе с детьми, способствующие формированию речевого развития.

Внедрение  федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации непосредственно-образовательной деятельности, так как роль воспитателя становится направляющей, развивающей.

Одним из наиболее сложных моментов, является изменение роли занятий в образовательном процессе. Традиционно занятие являлось  основным элементом образовательной деятельности. В федеральных требованиях обозначено, что решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми (в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми является игра. Вполне логично возникают вопросы «Нужны ли занятия?», и «Если нужны, то какие?».

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Должно быть  насыщенное групповое пространство, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Для организации  непосредственно- образовательной деятельности нужно продумывать приёмы, которые будут способствовать введению ребёнка в тему. Для этого эффективно использовать пословицы, поговорки, стихотворения, дидактические игры, подвижные игры и  загадки.

Особое внимание уделяется познавательно-речевому развитию в интеграции с другими образовательными областями.

При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки, загадки-описания, загадки-ребусы, загадки-шарады, загадки-путаницы .

Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой  стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.

При проведении непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов, а также самостоятельной деятельности

эффективным методом является  синквейн – Это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно- образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Работа строится по определённой схеме:

1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.);

2 строчка  (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, характеризующих первую  строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к  теме;

4 строчка -  четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка  - одно слово-резюме  (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Чёткое соблюдение правил составления  синквейна не обязательно. С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном синквейн используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Синквейн для воспитателей детского сада – это:

- средство творческого самовыражения ребёнка;

- способ обогащения словарного запаса;

- подготовка к краткому пересказу;

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

ПРИМЕР:

«РОССИЯ»

Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).

Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)

Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?            Лучше нет родного края!

Синоним или  как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество) Россия – родина моя!

СИНКВЕЙН на тему «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

День рождения

Яркое, незабываемое

Поздравляют, дарят, любят

Счастливое торжество раз в году

Праздник

Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

И самый популярный, пожалуй метод в российской практике развития речи: составление рассказа по картинкам. К.Д. Ушинский сказал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету."

Однин из методов - это метод Шичиды - запоминание места расположения картинок , через придумывание связного рассказа.
Второй метод называется "мнемотехника". Это умение самому составлять схему-модель текста. Заменять ключевые слова или мысль в предложении символами, словами или буквами. Так, чтобы по одному взгляду было легко вспомнить мысль.

Смысл в том, что рисуя опорные рисунки просто невозможно забыть их потом. они настолько встраиваются в память, что забыть из нереально. Пример заучивания стихотворения "Подарки осени".


d:\мамочкино\1280242751_screenhunter_07-jul.-27-18.57.gif


А заодно ведь и рисование, и фантазия, и моторика тренируется!

. В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах должны быть организованы книжный уголок и «полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками, которые они изготавливают совместно с педагогами и родителями.  
Многие воспитатели владеют компьютерной техникой, поэтому можно и нужно проводить эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала.

Умение говорить связно, красиво, использовать большой запас слов - это безусловно признак грамотного человека. И, конечно, это хорошая цель для воспитателей и родителей в развитии речи наших детей.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: