«Лес и человек»
Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха
МОУ ДОД Центр «Созвездие»
Конспект открытого занятия
тема: «Лес и человек»
Подготовила и провела
педагог дополнительного образования
Сдвижкова Г.И.
г.о. Балашиха
2008
Цель занятия: систематизация и обобщение знаний детей об использовании человеком лесных ресурсов, формирование экологической культуры.
Оборудование: ТСО – видеомагнитофон, видеокассета «Природоведение – 2 » «Кварт», фрагменте «Чей пень?»
Демонстрационные материалы: Плакат «Лес и человек», иллюстрации «Зимний» лес, рог лося, книга Н.Верзилина «По следам Робинзона».
Раздаточные материалы: Буклеты «Лес и человек» (15 шт), блокноты
(15 шт), фломастеры (15 шт), плоды деревьев, шишки, варенье из лесных ягод, наклейки – листья и буквы, загадки на карточках.
Литература:
Бианки В.В. Лесная газета. Л., Детская литература, 1990.
Верзилин Н. По следам Робинзона. М., Детская литература, 1953.
В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. Ставрополь, Сервис-школа, 1999.
Зуев Д. Дары русского леса, М., Гос. Изд. С/х лит-ры, 1961.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., 5 за знания, 2005.
Петров В.В. Лес и его жизнь, М., Просвещение,1986.
Расстановка мебели
Ход занятия
Способ деления на команды: (3 по 5 человек)
При входе в класс, каждый ребенок берет со стола, стоящего при входе один блокнот. Блокноты различаются рисунками на обложках, таким образом, происходит разбивка детей на 3 команды, каждая из которых садится за свой игровой стол. На игровых столах лежат фломастеры, каждый берет по одному, у кого в руках самый светлый - тот будет капитаном команды.
Вводная часть
Приветствие, знакомство.
Ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с одной очень старой и интересной книгой «По следам Робинзона», она поможет нам вспомнить, как человек может использовать дары леса. Эту книгу написал Н.Верзилин.
- Скажите, кто знает, кто такой Робинзон?
Робинзоном называют всякого человека, попавшего в места, где нет людей, нет привычных продуктов питания, нет привычных удобств для цивилизованного человека.
- Вспомните телепередачу «Последний герой», где люди жили на необитаемом острове в теплом море. Чем они питались? Как построили хижину?
Летом 2007 года, две московские девочки 16 и 12 лет, заблудились в Сибирской тайге, где работала экспедиция юных зоологов. Они пошли ловить насекомых с картой, компасом и пачкой печенья, сбились с пути, их искали целую неделю. Как они выжили в незнакомом лесу?
- А сможем ли мы с вами выжить в такой ситуации? Попробуем узнать!
Теперь мы на несколько минут отправимся в лес и тихо понаблюдаем, за жизнью в лесу. (Демонстрация фрагмента фильма – 3 минуты.)
II. Основная часть
-Чем же является лес для животных и птиц? (Дом и стол)
Может ли лес стать домом для человека? Это мы и должны доказать.
Теперь будем работать командами. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды одну наклейку = 1 очко. Позже мы подведем итоги и завершим плакат.
1 конкурс – «Лесная разминка»
Прошу открыть последнюю страничку блокнотов и все, кто найдет там вопрос, выходят с блокнотами к доске. Начинаем отвечать по порядку, подсказывать нельзя! Подводим итоги.
Вопросы для конкурса см. приложение 1.
2 конкурс – «Лесная корзина»
Теперь, когда есть крыша над головой, нужно решить вопрос с питанием. Два человека из команды, кто не принял участие в первом конкурсе, прошу к корзине. Вам нужно по плоду назвать дерево и сказать, съедобен ли его плод. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Подводим итоги.
Сейчас вы получите буклеты, с которыми мы будем дальше работать.
Впишите фамилию, имя. Найдите в буклете раздел «Дегустация варенья из лесных ягод».
3 конкурс – «Дегустация»
Участвует вся команда. Вам предлагается попробовать и обсудить четыре образца варенья под номерами, потом записать название ягоды, из которой это варенье.
Через 2 минуты только капитан команды сдает один свой буклет на проверку, а команда записывает другие съедобные лесные ягоды.
Объявляем результат конкурса, присуждаем очки (наклейки).
4 конкурс – «Определение деревьев по листьям»
Откройте ваши буклеты. Рассмотрите рисунки, обсудите и впишите в клеточки названия деревьев. Капитан несет свой буклет для проверки и подведения результатов. Команда выполняет следующее задание.
5 конкурс – «Что дает лес человеку»
Найдите такой раздел в вашем буклете, заполните его.
Для этого сначала посмотрите вокруг себя, здесь много предметов родом из леса, но не надо перечислять каждый предмет - стол, стул. Как записать одним словом – мебель. Приступайте.
Проверка задания – читаем по одному пункту каждая команда, по очереди. Не повторяемся!
6 конкурс – «Человек и лес».
Мы установили, как много всего нужного и полезного получает человек от леса. Как же должен вести себя цивилизованный человек в лесу? Попробуйте составить и записать в буклет пять законов, которые должен соблюдать человек в лесу.
Проверка задания – читаем по одному закону каждая команда, не повторяемся.
III. Заключительная часть
Ребята, давайте подведем итоги. Сегодня вы показали свои знания и умения, которые помогут вам правильно вести себя в лесу, даже если вы окажетесь в непредвиденной ситуации. Подсчитайте свои наклейки. Лучше всего себя проявила команда …. стола, но и другие тоже молодцы!
Теперь в наклейках выберите буквы и выходите с ними к доске. Какое слово можно сложить из этих букв? ДРУГ. Давайте все вместе завершим наш плакат. Лес – друг человека! Добавим сюда все остальные наклейки. Наш плакат готов. Теперь все видят, что вы настоящие друзья леса.
Я уверена, что теперь придя в лес, вы не нарушите законов природы – не срубите елку, не сорвете цветок, не разорите птичьего гнезда.
Приложение № 1
Загадки и вопросы для конкурса 1 « Лесная разминка»
Он в лесу стоял, никто его не брал –
В красной шапке модной, никуда не годный!
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают.
Много нас грибочков – братьев.
Утром в теплый летний день
Любим мы гурьбой забраться
Даже на трухлявый пень.
В лесу нет телевизора и Интернета, нет газет и радио. Как вы узнаете о приближении дождя?
Как и из чего, вы построите себе убежище в лесу?
Назовите три отличия елки от сосны?
Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И зимой и жарким летом
Вся дрожу как в холода.
Не сосна я и не елка.
Только осень на порог –
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок.
9. Назовите животное, и определите, сколько ему лет?
страница 1
скачать
Другие похожие работы: