NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Лес и человек»


Управление по образованию Администрации городского округа Балашиха

МОУ ДОД Центр «Созвездие»

Конспект открытого занятия
тема: «Лес и человек»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования
Сдвижкова Г.И.

г.о. Балашиха

2008

Цель занятия: систематизация и обобщение знаний детей об использовании человеком лесных ресурсов, формирование экологической культуры.

Оборудование: ТСО – видеомагнитофон, видеокассета «Природоведение – 2 » «Кварт», фрагменте «Чей пень?»

Демонстрационные материалы: Плакат «Лес и человек», иллюстрации «Зимний» лес, рог лося, книга Н.Верзилина «По следам Робинзона».

Раздаточные материалы: Буклеты «Лес и человек» (15 шт), блокноты

(15 шт), фломастеры (15 шт), плоды деревьев, шишки, варенье из лесных ягод, наклейки – листья и буквы, загадки на карточках.

Литература:


  1. Бианки В.В. Лесная газета. Л., Детская литература, 1990.

  2. Верзилин Н. По следам Робинзона. М., Детская литература, 1953.

  3. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. Ставрополь, Сервис-школа, 1999.

  4. Зуев Д. Дары русского леса, М., Гос. Изд. С/х лит-ры, 1961.

  5. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., 5 за знания, 2005.

  6. Петров В.В. Лес и его жизнь, М., Просвещение,1986.


Расстановка мебели

Ход занятия
Способ деления на команды: (3 по 5 человек)
При входе в класс, каждый ребенок берет со стола, стоящего при входе один блокнот. Блокноты различаются рисунками на обложках, таким образом, происходит разбивка детей на 3 команды, каждая из которых садится за свой игровой стол. На игровых столах лежат фломастеры, каждый берет по одному, у кого в руках самый светлый - тот будет капитаном команды.


  1. Вводная часть


Приветствие, знакомство.

Ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с одной очень старой и интересной книгой «По следам Робинзона», она поможет нам вспомнить, как человек может использовать дары леса. Эту книгу написал Н.Верзилин.

- Скажите, кто знает, кто такой Робинзон?

Робинзоном называют всякого человека, попавшего в места, где нет людей, нет привычных продуктов питания, нет привычных удобств для цивилизованного человека.
- Вспомните телепередачу «Последний герой», где люди жили на необитаемом острове в теплом море. Чем они питались? Как построили хижину?

Летом 2007 года, две московские девочки 16 и 12 лет, заблудились в Сибирской тайге, где работала экспедиция юных зоологов. Они пошли ловить насекомых с картой, компасом и пачкой печенья, сбились с пути, их искали целую неделю. Как они выжили в незнакомом лесу?

- А сможем ли мы с вами выжить в такой ситуации? Попробуем узнать!
Теперь мы на несколько минут отправимся в лес и тихо понаблюдаем, за жизнью в лесу. (Демонстрация фрагмента фильма – 3 минуты.)
II. Основная часть
-Чем же является лес для животных и птиц? (Дом и стол)

Может ли лес стать домом для человека? Это мы и должны доказать.

Теперь будем работать командами. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды одну наклейку = 1 очко. Позже мы подведем итоги и завершим плакат.

1 конкурс – «Лесная разминка»
Прошу открыть последнюю страничку блокнотов и все, кто найдет там вопрос, выходят с блокнотами к доске. Начинаем отвечать по порядку, подсказывать нельзя! Подводим итоги.

Вопросы для конкурса см. приложение 1.
2 конкурс – «Лесная корзина»

Теперь, когда есть крыша над головой, нужно решить вопрос с питанием. Два человека из команды, кто не принял участие в первом конкурсе, прошу к корзине. Вам нужно по плоду назвать дерево и сказать, съедобен ли его плод. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Подводим итоги.
Сейчас вы получите буклеты, с которыми мы будем дальше работать.

Впишите фамилию, имя. Найдите в буклете раздел «Дегустация варенья из лесных ягод».
3 конкурс – «Дегустация»

Участвует вся команда. Вам предлагается попробовать и обсудить четыре образца варенья под номерами, потом записать название ягоды, из которой это варенье.

Через 2 минуты только капитан команды сдает один свой буклет на проверку, а команда записывает другие съедобные лесные ягоды.

Объявляем результат конкурса, присуждаем очки (наклейки).
4 конкурс – «Определение деревьев по листьям»

Откройте ваши буклеты. Рассмотрите рисунки, обсудите и впишите в клеточки названия деревьев. Капитан несет свой буклет для проверки и подведения результатов. Команда выполняет следующее задание.
5 конкурс – «Что дает лес человеку»

Найдите такой раздел в вашем буклете, заполните его.

Для этого сначала посмотрите вокруг себя, здесь много предметов родом из леса, но не надо перечислять каждый предмет - стол, стул. Как записать одним словом – мебель. Приступайте.

Проверка задания – читаем по одному пункту каждая команда, по очереди. Не повторяемся!
6 конкурс – «Человек и лес».

Мы установили, как много всего нужного и полезного получает человек от леса. Как же должен вести себя цивилизованный человек в лесу? Попробуйте составить и записать в буклет пять законов, которые должен соблюдать человек в лесу.

Проверка задания – читаем по одному закону каждая команда, не повторяемся.

III. Заключительная часть
Ребята, давайте подведем итоги. Сегодня вы показали свои знания и умения, которые помогут вам правильно вести себя в лесу, даже если вы окажетесь в непредвиденной ситуации. Подсчитайте свои наклейки. Лучше всего себя проявила команда …. стола, но и другие тоже молодцы!

Теперь в наклейках выберите буквы и выходите с ними к доске. Какое слово можно сложить из этих букв? ДРУГ. Давайте все вместе завершим наш плакат. Лес – друг человека! Добавим сюда все остальные наклейки. Наш плакат готов. Теперь все видят, что вы настоящие друзья леса.

Я уверена, что теперь придя в лес, вы не нарушите законов природы – не срубите елку, не сорвете цветок, не разорите птичьего гнезда.

Приложение № 1
Загадки и вопросы для конкурса 1 « Лесная разминка»


  1. Он в лесу стоял, никто его не брал –

В красной шапке модной, никуда не годный!


  1. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают,

Шкуру тонкую сдирают.


  1. Много нас грибочков – братьев.

Утром в теплый летний день

Любим мы гурьбой забраться

Даже на трухлявый пень.


  1. В лесу нет телевизора и Интернета, нет газет и радио. Как вы узнаете о приближении дождя?




  1. Как и из чего, вы построите себе убежище в лесу?




  1. Назовите три отличия елки от сосны?




  1. Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И зимой и жарким летом

Вся дрожу как в холода.


  1. Не сосна я и не елка.

Только осень на порог –

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок.
9. Назовите животное, и определите, сколько ему лет?

страница 1


скачать

Другие похожие работы: