Ловушки профессионального выбора
ЛОВУШКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
В гонке подготовительного марафона легко уклониться в сторону от намеченного маршрута. Не торопитесь. Остановитесь и осмотритесь – не попали ли Вы в следующие ситуации:
«

«дорога вместо цели» - концентрация усилий исключительно на выборе ВУЗа, а не специальности, то есть когда институт становится самоцелью, а не средством;
«инерция движения» - поступление в ВУЗ для того, чтобы отсрочить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию;
«звездная болезнь» - автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и расчет – возможно сознательно не принимаемый – на широкую известность; точно так же происходит перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию;
«близорукость» - уверенность в неизменности престижа выбранной специальности (в настоящее время циклы появления, развития и смены профессий заметно сократились);
«парадный вход» - оценка престижной работы только с внешней стороны (романтический ореол), недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности (за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд);
«Вуз-локомотив» - позиция, суть которой – поступить, а там все пойдет само собой (но Вуз не столько учит, сколько дает навыки для самообучения: гранит науки все равно придется грызть самому);
«школьный успех» - часто встречающееся мнение о том, что лидирование по школьному предмету является главным и достаточным условием выбора специальности;
«ошибочные представления» - когда в отношении профессий предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик). Необходимо учитывать, что во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда;
«незнание себя» - неумение, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях; незнание или недооценка своих физических особенностей; существенных при выборе профессии;
«бессистемность» - хаотичность усилий из-за незнания основных шагов, действий и их последовательности при выборе профессии. Неумение трансформировать цель в конкретную задачу, с учетом условий достижения. Например, когда решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
В ряде нестандартных случаев можно с помощью профконсультанта составить индивидуальную программу действий, обычно называемую «индивидуальным планом».
Выбор профессии многозначный процесс, на который влияют различные факторы.

ЧТО
ВЛИЯЕТ
НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Позиция старших членов семьи.
Взрослые, участвующие в воспитании ребенка, несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о его будущей профессии.
Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в этом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. И все же правильным будет то решение, которое выберет ваш ребенок, ориентируясь на свои интересы и совпадение их с интересами общества.
Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной жизнью учащихся, опытный педагог знает много такого, что скрыто даже от глаз родителей.
Личные профессиональные планы.
В данном случае подразумеваются собственные представления подростка об этапах освоения профессии.
Способности.
О своеобразии способностей ребенка надо судить не только по успехам в учебе, но и по его достижениям в самых разнообразных видах деятельности. Желательно, чтобы это было объективно.
Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях ребенка, на которые он охотно тратит большую часть свободного времени.
Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя карьеру своего ребенка, позаботьтесь о реалистичности его притязаний.
Информативность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались неполными, искаженными, односторонними.
УДАЧИ ВАМ!
Отдел профобучения и профконсультирования
центра занятости населения г. Норильска:
ул. Б. Хмельницкого, д. 16, каб. 205,
тел.34*20*98; 34*28*96.
ЛОВУШКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫБОРА
страница 1
скачать
Другие похожие работы: