Мотивационная основа профессионального выбора
Мотивационная основа профессионального выбора
Мотивационная сфера включает в себя потребности и мотивы.
Потребности – это осознаваемы и неосознаваемые нужды человека, необходимые для жизнедеятельности его организма и развития его личности.
Мотивы – это психологические механизмы поведения человека или это побуждение к выполнению определенной деятельности, поступков, в основе которых лежат потребности человека.
Среди мотивов выбора профессии можно выделить следующие:
Профессионально-познавательные мотивы – интерес к профессии как деятельности.
Жизненно – практические мотивы – актуальная потребность стать независимыми, стремление к престижу, материальному достатку.
Ситуативные мотивы – это мотивы мало осознаваемые или почти не осознаваемые. Выбор профессии при этом происходит стихийно, под влиянием, например, моды, внушения старших, поступка товарища или совета знакомого.
Сознательный выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек осознает личностную и общественную значимость труда, правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.
Для управления процессом выбора профессии необходимо изучение мотивов выбора профессии (см. таблицу ниже).
С помощью классификации мотивов выбора профессии можно охарактеризовать причины выбора человеком той или иной профессии, прогнозировать эффективность его деятельности и степень удовлетворенности трудом, оценить соответствие представлений индивида о содержании труда по избранной профессии ее реальному содержанию.
Классификация мотивов выбора профессии
Группы мотивов | Характеристика мотивов |
Социальные | Желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность и высшие общечеловеческие цели и потребности. |
Моральные | Стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развития нравственных качеств. |
Эстетические | Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности. |
Познавательные | Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда. |
Творческие | Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества. |
Связанные с содержанием труда | Четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд. |
Материальные | Стремление получать материальные блага. |
Престижные | Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по работе. |
Утилитарные | Стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость труда, ориентация на ВУЗ. |
Опросник «Мотивы выбора профессии»
Инструкция: Вы выбираете профессию. Каковы причины, определяющие ваш выбор? На листе ответов напротив соответствующего номера отметьте выраженную в баллах степень значимости для вас того или иного мотива:
4 балла – очень значим;
3 балла – имеет значение;
2 балла – скорее значим, чем незначим;
1 балл - скорее незначим, чем значим;
0 балла – не имеет значения.
Опросник
Причинами выбора вами профессии являются …
Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
Влияние семейных традиций.
Желание руководить другими людьми.
Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
Возможность получить профессию без длительного обучения.
Желание работать в престижном месте.
Желание иметь модную профессию.
Возможность быть в центре внимания, путешествовать, носить специальную форму одежды и т.п.
Желание приобрести материальную независимость от родителей.
Возможность индивидуальной трудовой деятельности.
Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
Возможность предпринимательской деятельности.
Необходимость материально обеспечить семью.
Желание приобрести экономические знания.
Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
Интерес к материальной стороне профессии или должности.
Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере трудовой деятельности.
Мечта заниматься любимой работой.
Уверенность, что избранная профессия соответствует моим способностям.
Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
Возможность проявить самостоятельность в работе.
Желание приносить пользу людям.
Желание попробовать различные варианты решения профессиональной задачи.
Возможность привлечь свои разнообразные знания, напрямую с профессией не связанные.
Стремление узнать новое о давно известном и возможность усвоить трудное.
Возможность выдвигать свои идеи, предлагать новые проблемы для решения, реализовывать их независимо от работающих рядом.
Желание заниматься несколькими делами одновременно или переключаться с одного дела на другое.
Стремление решать профессиональные задачи самому, а не следовать указаниям других.
Возможность самовыражения, проявления своих способностей.
Склонность выполнять интересную для меня работу, даже если успех ее не гарантирован.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ |
1 | | 9 | | 17 | | 25 | |
2 | | 10 | | 18 | | 26 | |
3 | | 11 | | 19 | | 27 | |
4 | | 12 | | 20 | | 28 | |
5 | | 13 | | 21 | | 29 | |
6 | | 14 | | 22 | | 30 | |
7 | | 15 | | 23 | | 31 | |
8 | | 16 | | 24 | | 32 | |
∑ | | ∑ | | ∑ | | ∑ | |
| | | | |
ЛИСТ ОТВЕТОВ
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ |
1 | | 9 | | 17 | | 25 | |
2 | | 10 | | 18 | | 26 | |
3 | | 11 | | 19 | | 27 | |
4 | | 12 | | 20 | | 28 | |
5 | | 13 | | 21 | | 29 | |
6 | | 14 | | 22 | | 30 | |
7 | | 15 | | 23 | | 31 | |
8 | | 16 | | 24 | | 32 | |
∑ | | ∑ | | ∑ | | ∑ | |
| | | | |
ЛИСТ ОТВЕТОВ
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ |
1 | | 9 | | 17 | | 25 | |
2 | | 10 | | 18 | | 26 | |
3 | | 11 | | 19 | | 27 | |
4 | | 12 | | 20 | | 28 | |
5 | | 13 | | 21 | | 29 | |
6 | | 14 | | 22 | | 30 | |
7 | | 15 | | 23 | | 31 | |
8 | | 16 | | 24 | | 32 | |
∑ | | ∑ | | ∑ | | ∑ | |
| | | | |
ЛИСТ ОТВЕТОВ
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ |
1 | | 9 | | 17 | | 25 | |
2 | | 10 | | 18 | | 26 | |
3 | | 11 | | 19 | | 27 | |
4 | | 12 | | 20 | | 28 | |
5 | | 13 | | 21 | | 29 | |
6 | | 14 | | 22 | | 30 | |
7 | | 15 | | 23 | | 31 | |
8 | | 16 | | 24 | | 32 | |
∑ | | ∑ | | ∑ | | ∑ | |
| | | | |
ЛИСТ ОТВЕТОВ
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | № | Ответ |
1 | | 9 | | 17 | | 25 | |
2 | | 10 | | 18 | | 26 | |
3 | | 11 | | 19 | | 27 | |
4 | | 12 | | 20 | | 28 | |
5 | | 13 | | 21 | | 29 | |
6 | | 14 | | 22 | | 30 | |
7 | | 15 | | 23 | | 31 | |
8 | | 16 | | 24 | | 32 | |
∑ | | ∑ | | ∑ | | ∑ | |
| | | | |
Обработка результатов
Обработка результатов проводится путем суммирования баллов по столбцам. Сравнение четырех полученных сумм позволит выявить соотношение мотивов выбора профессии:
Вопросы 1 - 8 - мотивы престижности профессии;
9 – 16 – мотивы материального благополучия;
17 – 24 – мотивы делового характера;
26 – 32 – мотивы творческой реализации в труде.
Мотивы выбора профессии
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии.
Шкала оценок:
5 – очень сильно повлияло;
4 – сильно;
3 – средне;
2 – слабо;
1 – никак не повлияло.
№ n/n | Утверждения | Мотивы | Оценка |
1 | Требует общения с разными людьми | И | |
2 | Нравится родителям | - | |
3 | Предполагает высокое чувство ответственности | С | |
4 | Требует переезда на новое место жительства | + | |
5 | Соответствует моим способностям | И | |
6 | Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием | - | |
7 | Дает возможность приносить пользу людям | С | |
8 | Способствует умственному и физическому развитию | И | |
9 | Является высокооплачиваемой | + | |
10 | Позволяет работать близко от дома | + | |
11 | Является престижной | - | |
12 | Дает возможности для профессионального роста | С | |
13 | Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах | - | |
14 | Позволяет реализовать способности к руководящей работе | С | |
15 | Является социально привлекательной | И | |
16 | Близка к любимому школьному предмету | + | |
17 | Позволяет сразу получить хороший результат | - | |
18 | Избрана моими друзьями | - | |
19 | Позволяет использовать профессиональные умения | + | |
20 | Дает большие возможности для творчества | И | |
Условные обозначения:
«И» - внутренние индивидуально значимые мотивы;
«С» - внутренне социально значимые мотивы;
«+» - внешние положительные мотивы;
«-» - внешние отрицательные мотивы.
Теперь вы можете самостоятельно оценить (сложив оценки мотивов) мотивы выбора профессии.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: