М. А. Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Автор- Якименко Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Крестинская СОШ».
Тема: М. А. Булгаков. "Мастер и Маргарита".
Анализ эпизода. Понтий Пилат и Иешуа.
Цели: помочь учащимся выяснить мировоззренческие позиции героев и проникнуть в идейно-эстетическую концепцию писателя; актуализировать личностный смысл учащихся в изучении темы; создать содержательные условия для развития у школьников мировоззрения гуманистической направленности.
Оборудование: репродукции картины Н. Н. Ге "Что есть истина?"
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Подготовить учащихся к изучению нового материала.
Задача: обеспечить мотивацию учения школьников.
а) Учитель: Можно спорить о героях романа, о композиции, о стиле писателя. Но одно остается бесспорным: гениальное вплетение в сюжет современного романа библейской легенды, но увиденной глазами талантливейшего художника.
Вторая глава - центр многих проблем романа.
в) Выделение смысловых эпизодов.
- На какие смысловые эпизоды можно разделить вторую главу?
- На ваш взгляд, какой эпизод самый важный для понимания идей романа?
г) Да, разговор Понтия Пилата и Иешуа. Вот вы сами и подошли к теме нашего урока.
М. Булгаков "Мастер и Маргарита" 1 слайд
Понтий Пилат и Иешуа.
Два героя, два мировоззрения, два мира. Наша задача на уроке?
Выяснить мировоззренческие позиции героев и проникнуть в идейно-эстетическую концепцию писателя, принять или опровергнуть лейтмотив этой главы.
ВСЕ ЛЮДИ ДОБРЫ 2 слайд-3 слайд
III. Этап усвоения знаний.
Задачи: содействовать философскому осмыслению усваиваемых учащимися понятий.
а) Чтение учителем отрывка наизусть. 4-5 слайд
В белом плаще с кровавым подбоем….
б) Беседа
- Каким вам видится прокуратор Иудеи?
(Жестокий, наделенный властью, одинокий. Белый плащ - цвет чистоты, святости, власти. кровавый подбой - цвет крови, Всадник Золотое Копье)
- Найдите авторские ремарки, подтверждающие, что Понтий Пилат болен и страдает.
-Каким вы представляете себе другого героя, Иешуа? Найдите и прочтите его описание.
-Чем он отличается от евангельского Иисуса? (происхождением, 1 ученик, 33 г. Иисусу, 27 - Иешуа) 6-7слайд
Это земной, смертный человек самого низкого происхождения.
- В чем обвиняют Иешуа? (В том, что собирался разрушить храм)
- Как сам Иешуа отвечает на вопрос? (чтение)
- Что утверждает Иешуа? Что он отрицает? Составьте утверждение.
Не вера, а истина. 9слайд
- Ребята, а вы можете ответить просто и понятно: Что такое истина?(Я тоже не знаю.)
- Прочтите ответ Иешуа: ("Истина прежде всего в том…..)
-Какова реакция секретаря?
- Что произошло с головной болью?
Словарная работа 8слайд
Со-страдание
Значение приставки со? Разделяю твою боль, страдаю вместе с тобой.
Со-страдание избавило от страдания.
-Утверждаю, существует цепная реакция добра. И потому….
«Развяжите ему руки….»
-И потому заячий тулупчик и рюмка водки у Пушкина обернутся спасённой жизнью Петру Гринёву.
Чтение учащимися отрывка
- Почему все же, желая спасти Иешуа, Понтий Пилат утверждает смертельный приговор?
Не власть, а свобода 9слайд
- А почему Иешуа всегда употребляет слова "добрые люди"?Как он это объясняет?
Не зло, а добро
Все люди добры.
- А вы как считаете?
IV. Этап первичной проверки знаний.
-Каковы главные принципы мировоззрения автора?
V. Этап обобщения
-Через образ Иешуа выражает автор свою идейно- эстетическую концепцию. -А почему глава называется Понтий Пилат?
VI. Рефлексия. Выбор. Понтий Пилат сделал свой выбор, сделайте его и вы. 10 слайд
И милосердие лишь иногда стучится в наши сердца.
В милосердие все же иногда стучится в наши сердца.
Объясните, почему вы выбрали именно это утверждение.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: