NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



М. А. Булгаков. "Мастер и Маргарита"


Автор- Якименко Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Крестинская СОШ».

Тема: М. А. Булгаков. "Мастер и Маргарита".

Анализ эпизода. Понтий Пилат и Иешуа.

Цели: помочь учащимся выяснить мировоззренческие позиции героев и проникнуть в идейно-эстетическую концепцию писателя; актуализировать личностный смысл учащихся в изучении темы; создать содержательные условия для развития у школьников мировоззрения гуманистической направленности.

Оборудование: репродукции картины Н. Н. Ге "Что есть истина?"

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Подготовить учащихся к изучению нового материала.

Задача: обеспечить мотивацию учения школьников.

а) Учитель: Можно спорить о героях романа, о композиции, о стиле писателя. Но одно остается бесспорным: гениальное вплетение в сюжет современного романа библейской легенды, но увиденной глазами талантливейшего художника.

Вторая глава - центр многих проблем романа.

в) Выделение смысловых эпизодов.

- На какие смысловые эпизоды можно разделить вторую главу?

- На ваш взгляд, какой эпизод самый важный для понимания идей романа?

г) Да, разговор Понтия Пилата и Иешуа. Вот вы сами и подошли к теме нашего урока.

М. Булгаков "Мастер и Маргарита" 1 слайд

Понтий Пилат и Иешуа.

Два героя, два мировоззрения, два мира. Наша задача на уроке?

Выяснить мировоззренческие позиции героев и проникнуть в идейно-эстетическую концепцию писателя, принять или опровергнуть лейтмотив этой главы.

ВСЕ ЛЮДИ ДОБРЫ 2 слайд-3 слайд

III. Этап усвоения знаний.

Задачи: содействовать философскому осмыслению усваиваемых учащимися понятий.

а) Чтение учителем отрывка наизусть. 4-5 слайд

В белом плаще с кровавым подбоем….

б) Беседа

- Каким вам видится прокуратор Иудеи?

(Жестокий, наделенный властью, одинокий. Белый плащ - цвет чистоты, святости, власти. кровавый подбой - цвет крови, Всадник Золотое Копье)

- Найдите авторские ремарки, подтверждающие, что Понтий Пилат болен и страдает.

-Каким вы представляете себе другого героя, Иешуа? Найдите и прочтите его описание.

-Чем он отличается от евангельского Иисуса? (происхождением, 1 ученик, 33 г. Иисусу, 27 - Иешуа) 6-7слайд

Это земной, смертный человек самого низкого происхождения.

- В чем обвиняют Иешуа? (В том, что собирался разрушить храм)

- Как сам Иешуа отвечает на вопрос? (чтение)

- Что утверждает Иешуа? Что он отрицает? Составьте утверждение.

Не вера, а истина. 9слайд

- Ребята, а вы можете ответить просто и понятно: Что такое истина?(Я тоже не знаю.)

- Прочтите ответ Иешуа: ("Истина прежде всего в том…..)

-Какова реакция секретаря?

- Что произошло с головной болью?

Словарная работа 8слайд

Со-страдание

Значение приставки со? Разделяю твою боль, страдаю вместе с тобой.

Со-страдание избавило от страдания.

-Утверждаю, существует цепная реакция добра. И потому….

«Развяжите ему руки….»

-И потому заячий тулупчик и рюмка водки у Пушкина обернутся спасённой жизнью Петру Гринёву.

Чтение учащимися отрывка

- Почему все же, желая спасти Иешуа, Понтий Пилат утверждает смертельный приговор?

Не власть, а свобода 9слайд

- А почему Иешуа всегда употребляет слова "добрые люди"?Как он это объясняет?

Не зло, а добро

Все люди добры.

- А вы как считаете?

IV. Этап первичной проверки знаний.

-Каковы главные принципы мировоззрения автора?

V. Этап обобщения

-Через образ Иешуа выражает автор свою идейно- эстетическую концепцию. -А почему глава называется Понтий Пилат?

VI. Рефлексия. Выбор. Понтий Пилат сделал свой выбор, сделайте его и вы. 10 слайд

  • И милосердие лишь иногда стучится в наши сердца.

  • В милосердие все же иногда стучится в наши сердца.



Объясните, почему вы выбрали именно это утверждение.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: