NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна»


Урок 1

Тема: Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна»

Цель:

  • Обозначить различия между авторской и народной сказкой

  • Создать условия для обогащения лексического запаса слов

  • Продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, целом в речевой деятельности

Ход урока

1. Организационный момент

-Посмотрите на смайлики и поднимите тот, с каким настроением вы начинаете урок?

2. Речевая гимнастика

1) Дыхательная гимнастика:

  • быстрый вдох и выдох через нос;

  • быстрый вдох и  длительный выдох через нос;

  • быстрый вдох через нос и  длительный выдох через рот;

  • быстрый вдох через рот и  длительный выдох через нос;

  • быстрый вдох через нос и  замедленный выдох через нос усиление на конце;

2) Развитие речевого аппарата: (с разной постановкой ударения)

         а о у ы и  

         на  но  ну  ны  ни

3) Работа с поговоркой:

            За правое дело стой смело (с разной интонацией)

. Проверка домашнего задания

- Дома вы читали сказку «Марья Моревна». Я проверю выразительность вашего чтения, но сначала объясните смысл незнакомых слов, встретившихся нам в сказке.

Не моги - не смей, шурин – брат жены, не случилося – не оказалось, ажно – даже, не чаяли – не ожидали

4. Новый материал

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со сказкой «Марья Моревна»

- Ребята, какие вы знаете сказки?

- С кокой мы работаем?

- Какие ещё русские народные сказки вы знаете?

- Какие сказки английских писателей вы читали?

5. Физкультминутка

6. Групповая работа

- Перед вами вопросы, постарайтесь найти ответы в тексте сказки.

1гр. За кого Иван-царевич выдавал замуж своих сестёр?

2гр. Как Иван-царевич искал свою жену?

3гр. Как Иван-царевич украл у бабы – яги жеребёнка?

7. Инсценирование отрывка сказки

8. Итог урока 

- Прочитайте пословицы.

- Какие из них подходят к нашей сказке?

- Объясните смысл.

9. Рефлексия

-Посмотрите на смайлики и поднимите тот, с каким настроением вы заканчиваете урок?

10. Домашнее задание

Нарисовать героев сказок русских народных и английских.

1гр. За кого Иван-царевич выдавал замуж своих

2гр. Как Иван-царевич искал свою жену?

3гр. Как Иван-царевич украл у бабы – яги жеребёнка?

Урок 2
Тема: Произведения фольклора. Былина «Волх Всеславович»
Цель: 1. Познакомить с жанровыми особенностями былины. 
2. Расширить представление детей о былинных героях. Развивать речь учащихся.
3. Воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение изученных произведений

Учащиеся находят в тексте все особенности сказки (зачин, повторы, чудеса и превращения и т. д.)

Проверка задания в тетради.

3. Знакомство с новым разделом учебника:

Чтение названия раздела

Работа с рубрикой «Вспомните», «Обратите внимание»

4. Новый материал

Работа с былиной «Волх Всеславович» (ознакомление и моделирование обложки)

Беседа по выявлению первичного восприятия, работа с моделью.

5. Физкультминутка

6. Групповая работа

Составление плана.

7. Итог урока 

- На какого былинного героя похож Волх Всеславович?

8. Домашнее задание

На выбор:

Подготовить пересказ былины по готовому плану

Рассказать о Волхе.


Урок 3

Тема урока: Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
во главе ополчения»
Цель урока: 
- Расширение знаний обучающихся о Минине и Пожарском, об их историческом подвиге; Формирование навыка правильного и осознанного чтения.
- Развитие умений работать в группе.
- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Развитие умений по работе с текстовой информацией, классифицировать и структурировать материал.
- Развитие речи и обогащение словарного запаса обучающихся.
- Воспитание патриотизма;
- Воспитание нравственных ценностей;
- Формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторение изученных народных песен

Игра «Вспомни и назови»

4. Новый материал

Работа с героической народной песней «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

- чтение и слушание

- Беседа по выявлению первичного восприятия

О чём это произведение? Назовите жанр. Кем и когда исполнялась песня?

- выделение и чтение заголовка, , название жанра, словарная работа

- упражнение в чтении: определение темпа, тона

-выполнение заданий в тетради.
5. Итог урока 

- На какие произведения похожа песня?

6. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение песни

Урок 4
Тема урока: Контроль техники чтения

Цель урока: контроль уровня начитанности учащихся

И. С. Соколов-Микитов
Бурундук

В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.

Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы: кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена. Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно поймать. Я видел, как ловят бурундуков в лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку – и любопытный бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться. У бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи. Мне очень приятно вспоминать маленьких бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещённые солнцем, окружённые высокими деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и тишину.

(240 слов)

Урок 5
Тема урока: Библейское предание «Блудный сын»

Цель урока: 
Развивать внимание, речь, воображение учащихся; познакомить с библейскими сказаниями; провести работу над содержанием; совершенствовать навык чтения; расширять кругозор учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент


2. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение подготовленной героической песни
3. Работа над новым материалом

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Почему авторы учебника именно так назвали его?
Знакомство с  библейским преданием «Блудный сын»

- самостоятельное ознакомительное чтение

- выполнение заданий к тексту в учебнике
4. Чтение статьи «Обрати внимание»
5. выполнение заданий 1-3 в тетради под руководством учителя6.
6. Итог урока.

Что узнали нового, прочитав это библейское предание?
7. Домашнее задание

Подготовить пересказ предания; выполнить в тетради задания 4-6.

Урок 6

Тема:"Предание о граде  Китеже"

Цели и задачи: 

  • расширять представления учащихся о древнерусской литературе и ее темах,

  • развивать навыки работы с летописными источниками, умение сопоставлять их с литературными версиями;

  • воспитывать уважение к традициям русского народа, стремление изучать их и брать за основу формирования собственной духовности.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент.

Послушайте как звучат ваши сердца…

Я знаю, что они у вас добрые и отзывчивые и никому не причинят зла. Пожелайте всем от чистого сердца удачи, добра и успехов в учёбе.

2. Вступительное слово учителя: чтение отрывка из повести М. Горького.

3. Сообщение темы и цели урока

Именно это предание будет в центре нашего сегодняшнего разговора.

-Что такое предание? (воспоминание о событиях исторического прошлого. В предании всегда точно сообщается, когда и где произошло событие, о котором ведется рассказ. Герои — обыкновенные люди, только обладающие большей силой и отличающиеся особыми умениями. В преданиях содержится множество сведений, представляющих большой интерес: обстоятельства основания крупных городов и пребывания в них исторических лиц. В форме преданий народная память донесла до наших дней живое дыхание прошлого)

- Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? (героический эпос, сказание, легенда)

- Что объединяет эти жанры? (Они все основаны на исторических событиях)

4.Словарная работа.

Работа в парах.

- Определите лексическое значение следующих слов:

ЗЫБЬ

ПРИШЕСТВИЕ

ГРАД

ИСТОЧНИКИ

5. Усвоение новых знаний.

-Ознакомительное чтение

- моделирование обложки

6. Закрепление новых знаний.

Игра «Построй город»

-Каким должен быть человек, чтобы мог надеяться увидеть Китеж-град?

На домиках написать характеристики человека. В результате на доске «выстраивается» город из разноцветных домиков, под крышами которых написано: любовь, доброта, милосердие, взаимопомощь, вера и т.п.

- Можно ли найти дорогу к этому городу?  Найдите ответ в учебнике.

Работа по иллюстрациям. (по рядам)

Найдите и прочитайте точное описание к иллюстрациям.

7. Рефлексия.

 - Что такое предание?

 - Какова тема предания?

- Чему вы сегодня научились?

8. Домашнее задание.

Составить вопросник по произведению.

Урок 7

Тема : Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Цели и задачи: 

  • учить делить текст на смысловые части, составлять план;

  • учить пересказывать подробно и кратко сказки и легенды, отдельные эпизоды;

  • учить выражать свою точку зрения о прочитанном произведении;

  • развивать речь учащихся: учить рассказывать о герое и его поступках, понимать позицию автора;

  • воспитывать нравственные качества учащихся.

Ход урока:

1. Повторение изученных легенд, игра «Вспомни и назови»

2. Повторение литературоведческого понятия «легенда» (сказание).

Легенда – это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.

Будем изучать легенды, в основе которых также лежат действительные события, происходившие с людьми, или исторические факты.


3. Знакомство с разделом. Чтение вступительной статьи на странице учебника .

4. Чтение «Легенды» учащимися

5. Работа с текстом «Легенды»:

- Выполнение заданий учебника к тексту, стр. 51.

- Выбор информации из текста. 

6. Самостоятельная работа в тетради.
7. Проверка выполнения заданий: чтение ответов и их комментирование.


9. Задание на дом: рассказать легенду от 3-го лица, т.е. от лица автора.

Урок 8
Тема: обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»

Цели : 

Обобщить знания детей по разделу; 

прививать интерес и любовь к книге; 

воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. 

Ход урока

  1. Организационный момент


2. Работа с учебником и учебной хрестоматией

Игра «Легенды» (учащиеся называют легенды (исторические, народные, библейские, авторские) и приводят примеры) . (Задание командам индивидуальное)

3.Игра «Вспомни и назови»

Учитель зачитывает отрывки из изученных былин, народных песен, легенд, библейских преданий(на слайдах). Дети вспоминают произведения и называют их

4. Самостоятельная работа в рубрике «Проверь себя» в тетради.

5. Проверка выполненной работы.

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение одной героической песни.

Урок 9

Тема: Мифы Древней Греции. Древнегреческий миф «Арион».

Цель: 

познакомить учащихся с жанром древней литературы – мифом.
развивать мышление, воображение, целостное восприятие 
произведения;
содействовать привитию интереса к уроку литературного чтения, 
расширять кругозор учащихся.

Ход урока.



  1. Организационный момент. 

  2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня, ребята, мы попадем в другую страну на много тысячелетий назад.

III. Новая тема.
– Откройте учебник на стр. 18. Прочитаем статью. (Читает хорошо читающий ученик)

- Можно ли сказать, что миф-это выдумка? Почему?

- Мифы создавались тогда, когда еще люди не знали грамоты, мифы складывались постепенно, в течение нескольких веков, передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

– Сегодня познакомимся с героем мифа «Арион

а) Первичное прочтение. ( Читают хорошо читающие ученики)
б) Работа со словарем.
- Давайте обратимся к словарю и объясним значение новых 
незнакомых слов. ( Учащиеся читают слова из словаря, затем предложения со словарными словами. Параллельно идет работа в тетради- стр. 82 №2)
в) Физкультминутка.
г)Работа с текстом мифа и выделение информации.
IV. Итог урока. 
- Итак, с каким новым жанром литературы мы познакомились? 
- Что такое миф?

V. Домашнее задание. выразительное чтение мифа. Подобрать книги с мифами Древней Греции.

Урок 10

Тема: Древнегреческий миф «Дедал и Икар».
Цель: 

 расширить кругозор учащихся; познакомить учащихся с героями мифа «Дедал и Икар» ; раскрыть символический образ Икара. 
развивать творческие способности и интерес к литературе,

воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности.
Ход урока.
1.  Актуализация опорных знаний.

«Мозговая атака
 II. Сообщение целей и задач урока.
III. Работа по теме урока.
Древний человек считал, что все вокруг живет подобно ему самому: также мыслит, чувствует, радуется, негодует. Они населяли мир чудовищами и великанами. 
Миф - (с греч.) предание, сказание.
Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
1).Домашним заданием на сегодняшний урок было: прочитать миф «Дедал и Икар».

2). Кем был Дедал? Что вы можете сказать о Дедале как о скульпторе, художнике, изобретателе
3). А что вы можете сказать о нем как о человеке? Что вас в нем отталкивает?
4). Можно ли утверждать, что впоследствии Дедал был наказан за свое преступление? Как наказан?

5). Дедал делает крылья для себя и для сына. Только ли для того, чтобы покинуть остров Крит?
6). Почему в небе Икар забыл о совете отца? Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури
7). Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? (Желание покорить силы природы и, подобно птице, оторваться от земли)
 IV. Подведение итогов
Какие черты характера свойственны Дедалу, а какие - Икару? Перечислите их.

Какие уроки можно извлечь, прочитав миф о Дедале и Икаре?
С каким новым жанром литературы мы познакомились?
Что такое миф?

 V. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрации к произведению .
Урок 11
Тема: Славянский миф «Ярило – Солнце». Древнеиндейские мифы.
Цель:  показать образность, поэтичность славянской мифологии;

              развивать навыки анализа текста;

                работать над художественным пересказом текста.
Ход урока.


  1. Оргмомент.

-Определите цели и задачи нашего урока.


  1. Слово учителя.

Наши далекие предки, как и античные греки, объясняли мир, в котором они жили, как результат действия богов. Они тоже поклонялись силам природы. Почему? Древние люди были тесно связаны с миром природы, зависели от нее.


  1. Работа с тетрадями




  1. 4.  Беседа по тексту.

  • Что объясняет миф ?

  • Как объясняет миф появление растений и животных

  1. Работа над художественно- выразительными средствами 




  • Какие средства использованы в тексте? Приведите примеры, запишите в тетрадь.

Эпитеты.

Метафоры

Олицетворения .
8. Работа со словарём. Объясните значение слов:
Итог урока.

Что общего между мифами, легендами и сказками, что их объединяет?


9. Домашнее задание.

Выразительное чтение одного из мифов

Урок 12
Тема: Обобщение по разделу «Мифы народов мира».
Цель: 

  • закрепить знания, полученные на уроках по  изучению мифов.

  • способствовать формированию навыков свободного общения учеников через чтение

  • воспитать интерес к истории и литературе, уважение к культуре и традициям других стран.


Ход урока.
I.Оргмомент

Сегодня окунемся в мифологию

Ах, мифы, мифы! Им начало,
Конечно ж ,положил НАРОД!
Потом МОЛВА их обтесала, 
Перенося из РОДА в РОД.

Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!

II. Работа по теме урока.

-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор  изучаем мифы?

-Что вызывает интерес?

III. Работа в группах

                 Чтобы доказать это, мы разделились на группы и общими усилиями постараемся доказать важность мифов для современного человека.

1 группа

2 группа

3 группа

Почему народ помнит об Арионе?

В чем сила человека, сотворенного Солнцем?

Как была создана Вселенная по древнеиндийскому мифу? Рассказать по плану, исправив ошибки

Огонь-золотое яйцо-вода-прародитель Брахма

В чем сила искусства?

Чем человек поразил Ярилу и окружающий мир?

В чем смысл учения Брахмы о страхе?

Подтвердить словами текста , творческим заданием: воссоздать созвездие Лиры и Дельфина

Подтвердить словами из текста, творческим заданием: с помощью символов создать картину Природы с приходом Человека.

Собрать предложения, похожие на пословицы:

С той поры страх приходит ко всякому,

И страх его прошел,

И потому тот, кто пребывает один,

Ибо страх может быть перед кем-то другим

Не знает радости.

Кто остается один.

                 -Что же вызывает интерес современных людей к мифам?

1V. Итог урока

Миф

Древний, увлекательный рассказ

Влечет, таит и учит

Нам знания дает

Урок 13
Тема: Отрывок из повести временных лет о Князе Владимире. Деятельность Ярослава .
Цель: 

Познакомить с книгами летописей Древней Руси – письменными литературными памятниками;

дать понятия о летописях и летописных жанрах;

воспитывать интерес и уважение к древнерусской литературе.

Ход урока.

1.Знакомство с новым разделом «Книги Древней Руси»

Чтение вступительной статьи к разделу.

Рассматривание страниц из древних рукописных книг.

  1. Работа с текстом

Чтение и слушание отрывка из жития «О князе Владимире»

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Словарная работа.

  1. Самостоятельное ознакомительное чтение отрывка из «Повести временных лет» «Деятельность Ярослава»

  2. Работа с тексом произведения.

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

  1. Итог урока

  2. Домашнее задание : подготовка чтения одного из отрывков из «Повести временных лет»

Урок 14
Тема: Отрывок из повести временных лет «Поучение Владимира Мономаха». .

Цель: 

— формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства; 

— способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода;  
— способствовать нравственному развитию личности . 

Ход урока: 
I.Организационный момент. 
Сообщение детям темы и задач урока. 
III. Сообщение темы урока: 
Сегодня вы узнаете о древнерусском князе — Владимире Мономахе
Рассказ о Владимире Мономахе 
Представление книг о Владимире Мономахе.(Выставка книг: авторы, названия). 

IV. Подготовительный этап чтения. 
Учитель: А какой же был Мономах в детстве? 
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С детства Владимир отличался отчаянной храбростью». 

V. Откройте учебник Найдите текст «Поучения» Читает ученик. 
Словарная работа: 
1) тиун – управляющий 
2) отрок – слуга 
3) простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий 

Выразительное чтение учащимися по цепочке 

VI. Проверка первичного восприятия 
— Какое поучение своим детям оставил князь Владимир? 
— Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ 
— Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей? 
(КАКОЕ ИЗ ЗАВЕЩАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ?) 
— Нарисуйте словесный портрет князя 

VII. Работа в тетради по «Литературному чтению» 
VIII. Выводы по уроку: 
— Чем мы занимались сегодня на уроке? 

  Урок 15
Тема: Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси». .
Цель: 

Продолжить работу с книгами древней Руси,

развивать речь, словесно-логическое мышление, внимание.

воспитывать бережное отношение к книгам, любовь, к своей Родине.

Ход урока: 

1. Организационный момент. 

2.Работа с книгами Древней Руси.

Проверка домашнего задания.

Рассматривание книг Древней Руси.

Сравнение языка летописи и современных книг.

  1. Работа в рубрике «Проверь себя» под руководством учителя.

  2. Самостоятельная работа по рубрике «Проверь себя» в тетради.

  3. Самопроверка по образцу.

  4. Итог урока.

  5. Домашнее задание

Составить поучение или наставление, записав его буками кириллицы.

  Урок 16
Тема: И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравей»..
Цель: 

Познакомить с творчеством известных баснописцев,

формировать навыки выразительного чтения как средства глубокого  понимания текста

Развивать познавательные способности через искусство  слова, композиционные особенности жанра.

Воспитывать негативное отношение к легкомыслию, беззаботности и беспечности,  черствости и эгоизму.

Ход урока: 

1. Разминка.

Собери пословицу

2. Введение в тему.

Часто животные ассоциируются у людей с определенными качествами.

В каких случаях в животных мы узнаем определенных людей?

Какому жанру соответствуют следующие признаки:

мораль, стихотворная форма, краткость, иносказание (аллегория), ирония.

Какова тема нашего урока?

Попробуйте дать определение: что такое басня?

 (сравним определение в учебнике с тем, которое мы дали)

3. Постановка проблемы.

Мы прочтем три басни со сходным сюжетом, и каждый автор по-своему показывает этих животных

Какие качества осуждает автор?
4. Чтение  басни И. А. Крылова.

Чтение басни.

Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос?

Что произошло со стрекозой? Почему?

Как повел  себя муравей? Во всем ли он прав?

Восстановим цепочку событий.

    Ответ на проблемный вопрос.

Запись морали в тетради с. 23 №1

Дифференцированная работа в тетрадях на печатной основе.

С. 23 № 2, 3, 1

С. 24 № 2, 1

Проверка заданий.

Сравним басни со схожим сюжетом, но другого автора и вновь ответим на проблемный вопрос.

6. Чтение басни И.И.Химницера.

Чем отличается поведение стрекозы?

Муравья?

Какими словами автор рисует картину жизни

(жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки)

Т. С. 24 №3 – заполнение таблицы

Мораль басни?

7. Чтение басни Л. Толстого

Чем похожа басня на предыдущие?

Чем отличается?

Ответ на проблемный вопрос.

8. Обобщение.

Найди строчку из басни, соотнеси с басней одной из трех:

Неожиданно наступила зима.

Зима катит в глаза.

Теперь иди, голодай и пропадай.

Поди ж теперь свищи




Недосуг было:

Было некогда.

В мягких муравах 

В мягкой траве

9. Итог.

Какие качества осуждают баснописцы?

10. домашнее задание выучить одну из басен.

  Урок 17
Тема: И.И. Хемницер «Друзья».
Цель: 

 познакомить детей с басней «Друзья», раскрыть конкретное содержание басни, научить анализу басни, раскрыть мораль.

Ход урока: 

    1. Оргмомент.

    2. Проверка домашнего задания. 
      3. Работа над новой темой. Чтение басни учителем.
      Вопросы по содержанию.
      - Кто главные герои басни?
      - Что произошло с одним из них?
      Установка на вторичное чтение.
      -Откройте учебник и прочитайте басню еще раз про себя.
      - Найдем и прочитаем, какое несчастье случилось однажды с мужиком.
      - Как вы думаете зачем мужику надо было проезжать по льду?
      - Что такое воз? Как сказать по другому?
      - Что стал делать мужик, когда почувствовал, что лед под ним провалился? Найдем и прочитаем как пишет об этом автор. С каким чувством надо читать эти строки? Кто попробует прочитать? Удалось ли передать испуг мужика?
      - Итак, можно ли считать мужиков друзьями? Какая же была главная задумка автора? Что он нам хотел показать?
       4. Работа с пословицами.
      - Чем похожи все пословицы?
      - Подумайте, какие пословицы подходят к этой басне? 
      5.  Деление басни на части и подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение и взаимооценка.
       6. Подведение итогов.
       - Как вы думаете, как автор относится к мужикам? Чему она нас учит?
      7. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни наизусть, задание 3-5 в тетради.

  Урок 18
Тема: А.Е.Измаилов «Кукушка», И.А. Крылов «Осёл и соловей», А.Е.Измаилов «Лестница» .
Цель: 

Развивать творческие способности учащихся, память.

Учить навыкам выразительного чтения.

Воспитывать доброту, внимание, честность, чувство юмора, самокритичность учащихся.

Ход урока

    1. Организационный момент.

2. Обобщение по теме.

 Что такое басня?

 Как возникли басни?

 Сегодняшний урок посвящен творчеству баснописцев. Кого называют баснописцами?

Соедините имена и отчества баснописцев с их фамилиями.

Чтение басни “Кукушка”.Выполнение заданий в тетради и учебнике.

Упражнение в выразительном чтении басни “Кукушка”.

Чтение и слушание басни И.А.Крылова «Осёл и соловей». Беседа по прочитанному.

Выполнение заданий к тексту.

3. Итог урока.

 Подведем итоги урока. Что мы узнаем из басен И.А. Крылова и других авторов, чему они учат?

4. Домашнее задание.

Прочитать басню А.Е. Измайлова «Лестница», выполнить задания в рабочей тетради.

  Урок 19
Тема: И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет», С.В.Михалков «Слово о Крылове»

Цель: 

Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство).

Учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.

Развивать навыки беглого, выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка цели. Актуализация знаний

- На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их

- Чьи басни вы уже читали

Постановка учебной задачи урока
IV. Изучение нового материала.
Биография И.А.Крылова

- Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:
Словарно – лексическая работа.

V. Знакомство с басней «Мартышка и Очки».

Выполнение заданий к тексту

VI . Знакомство с басней «Квартет»

Выполнение заданий в тетради и учебнике

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание.

Выучить одну из басен наизусть

  Урок 20
Тема: Обобщение по изученному разделу. Проверь себя. Страничка книгочея.

Цель: 

формировать  умение   различать  положительное  и                         отрицательное  в  поступках  героев  басен;

   умение   работать  в  парах,  по  рядам, по  группам.

  воспитывать  среди  учащихся  взаимовыручку,                  доброжелательные  отношения  друг  к  другу;

Ход урока


  1. Организационный  момент.




  1. Сообщение  темы и  цели  урока.

3. Повторение  изученного  материала.

-Начнем  урок  с  устной  разминки   (  Учащиеся  вынимают  карточки  с  вопросами   из бочонка, читают  и  дают  ответ).
4. Обобщение  знаний  учащихся.

         Работа  по  рядам.

        - Сейчас  поиграем  в  игру  «Собери  зверей»( Уч-ся  раздаются       пазлы-картинки  зверей).

    -  Героями  каких  басен  они  являются?  

  Эти  персонажи  будут  основными  героями  нашего      урока.                   2) Работа  в  парах.

-  Я  раздаю  каждой  паре  карточки  с  отрывками  из  басен.  Вы                      должны  по  данному  отрывку  определить  название  басни.  И  согласитесь  ли  вы  с  теми  названиями, которые  подписал  учитель.

       Проверка  задания:  уч-ся   зачитывают  по  одному  отрывку  и  называют                   правильное   название  басни.


  1. Самостоятельная работа в тетради «Проверь себя»




  1. Итог  урока.

                     -   Что  такое  басня  и  мораль?

   

  7. Д/з. подготовить рассказ от лица одной из героинь басен.

  Урок 21
Тема: Баллада В.А. Жуковского «Светлана»

Цель: 

Познакомить детей с краткой биографией В.А. Жуковского.
Ввести понятие «баллада» и показать ее особенности.
Совершенствовать навык чтения.
Развивать связную речь детей
Ход урока
I. Организационный  момент.

II. Краткие биографические сведения о поэте . Работа со статьей учебника

 III. Работа над понятием «баллада».

-Что такое баллада? Выскажите свое предположение.
С.И. Ожегов.  Баллада-это стихотворение особой формы ,преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.
Иллюстрированный энциклопедический словарь. Баллада - романтическое сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарно-историческом, бытовом материале, обычно с трагическим таинственным концом.
-А еще определение баллады дано в учебнике. Прочитайте.

IV Чтение баллады «Светлана».

Беседа по вопросам:

1. Как менялось ваше настроение во время чтения баллады?

2. Что составляет ее сюжет?

3. Как в балладе отразился интерес Жуковского к обычаям русского народа, его фольклору?

4. Какую роль в балладе играет пейзаж?

5. Какие характерные признаки романтического мироощущения нашли свое отражение в «Светлане» Жуковского?

Моделирование обложки.

Выполнение заданий в тетради.

V. Итог урока.

-С каким литературным жанром мы сегодня познакомились?
-На что похожа баллада?

VI. Домашнее задание

-приготовить выразительное чтение отрывка,
-запомнить определение баллады

  Урок 22
Тема: Стихи В.А. Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды ясны». «Загадки»

Цель: 

Познакомить с произведениями В.А. Жуковского «Вечер». «Загадки»., «Там небеса и воды ясны»

Развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся

воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Ход урока

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка. Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .

 Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радость, с грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроится, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

3. Этап подготовки к восприятию нового материала.

  5.Этап изучения новых знаний.

«Вечер»

Чтение учителем

-Вспомните фамилии поэтов, которые пишут о Родине и родной природе.

Словарная работа

Осененный –

Фимиам

Зефир-

Работа в тетради

«Загадки»

Чтение загадок хорошо читающими детьми

-Какая загадка похожа на сказку? Перечитайте её.

Словарная работа

-Как нужно читать данные загадки, с какой интонацией, в каком темпе?

«Там небеса и воды ясны…»

-Определите тему этого произведения. Вспомните русских поэтов – певцов родной природы.

-Какие книги В.А. Жуковского есть в вашей домашней библиотеке? Рассмотрите их.

Словарная работа

Работа в тетради

6.Этап  закрепления изученного материала.

Работа в группах.1.Нарисовать рисунок к понравившемуся произведению

2.Подготовить выразительное чтение понравившегося произведения

7.Проверка задания.

8.Итог урока.

9.Домашнее задание. подготовить выразительное чтение понравившегося произведения .

  Урок 23
Тема: волшебные сказки В.А. Жуковского «Спящая красавица»

Цель: 

познакомить с историей написания сказки и с самой сказкой;
развивать навыки выразительного чтения и умение работать с произведением.

воспитывать интерес к чтению книг;

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Чтение сказки (ученики читают выразительно по небольшим частям)

Вопросы после чтения.

Понравилась ли вам сказка? Почему? 

Для написания «Спящей красавицы» Жуковский взял сюжет сказки братьев Гримм, которую незадолго до этого перевел с немецкого языка. Однако его сказка получилась русской.

Что именно делает ее такой?
3.работа по учебнику

Выполнение заданий к тексту;

работа со словарём;

чтение справочной статьи;

определение вида сказки


4. Итог урока

Чем интересна сказка современному читателю?

5.Домашнее задание

выразительное чтение любого понравившегося отрывка.

  Урок 24

Тема: Повторение изученных произведений. А.С. Пушкин «Осень», Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

Цель: 

Раскрыть возвышенное настроение стихотворения.
Совершенствовать выразительность чтения.
Формировать умения понимать изобразительно-выразительные 
средства языка (эпитеты, аллитерации), уметь находить их. 
Развивать литературную речь, язык, образное мышление.
Воспитывать чувство к прекрасному, любовь к природе.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА
Учитель: - Готовясь, к уроку литературного чтения я подумала: Как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему.

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня, мы продолжаем знакомство с творчеством Александра Сергеевича, отрывком из стихотворения «Осень».

4. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

1) Выразительное чтение стихотворения  .

2) Проверка первичного восприятия текста
3) Анализ стихотворения
- Какую картину вы представили? 

Как Пушкин относится к осени?
Прочитайте слова, передающие его отношения к осени.

 Лексическая работа: багрец – темно-красный оттенок.
Золото – драгоценный металл, желтого цвета.

4) Введение понятия «аллитерация» как элемента звукописи

Лексическая работа: сень – покров чего-либо, кого-
Работа в тетрадях по литературному чтению

Работа в парах:

Выполним следующее задание в рабочей тетради.
- Перечитайте последние строки стихотворения.
- Используется ли в них аллитерация?

5) Выразительное чтение стихотворения учащимися

 6) Знакомство с картинами художников на тему «осень»

6. ИТОГ УРОКА 
- Какие эпитеты использовал А.С.Пушкин в своем стихотворении для описания времени года осень? 
- Что такое аллитерация?

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить наизусть стихотворение «Осень».

  Урок 25

Тема: А.С. Пушкин «Пущину», И.И. Пущин «Заметки о Пушкине», А.С Пушкин «Зимняя дорога»

Цель: 

Формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир и прийти к пониманию поэтического образа, который создаёт автор.

Развивать речь учащихся путём словесного рисования, навык осознанного правильного чтения, чёткую дикцию, связно рассказывать о своих впечатлениях,

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, прививать любовь к русской поэзии, природе, уважение к чужому мнению.

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Актуализация знаний.

Каждый человек свою любовь к Родине, к России выражает по-своему. Композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, писатели рассказы, а художники рисуют картины. И каждый из них стремится   донести до нас те переживания, то настроение, которые побудили  их к созданию данного произведения. Стихотворения, каких русских  поэтов вы знаете

III. Постановка учебной проблемы.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов и их стихами. Наше стихотворение называется  «Зимняя дорога». Как вы  думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?  

IV. Поиск решения проблемы.

   А кто автор этого стихотворения, я вам предлагается отгадать с помощью игры «Кто быстрее?» Нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, и вы получите фамилию поэта.  Дети выполняют задание и говорят. /А.С.Пушкин/.

V . Решение проблемы.

Сегодня мы будем работать над стихотворением. А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
- Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Как вы думаете, что ещё нужно? 
Работая над логическим ударением,  закон «конца строки» помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы — их тоже нужно немного выделять голосом. Мы сегодня попробуем открыть для себя новые «секреты», которые помогут нам выразительно прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

VI . Первичное усвоение новых знаний.

1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

2). Чтение стихотворения.

VII. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?
- Определите вид стихотворного жанра

VIII Работа по теме урока.

1). Самостоятельное чтение стихотворения.

2). Работа в парах. 

Сколько строф в этом стихотворении?

 Какую форму записи использует поэт?

3). Групповая работа 

«Слушатели» 
«Зрители» .
«Деятели».

IX. Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение наизусть и постараться выразительно рассказать


  Урок 26

ТемаА. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Цель: 

научить анализировать поступки героев;

обучать грамотному, выразительному чтению;

развивать речь, память, мышление;

воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
Ход урока

I. Организационный момент. 

2. Актуализация знаний

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!»
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

– Тема сегодняшнего урока А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

3. Сообщение целей урока 

4. Повторение 

–  Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю

5. Работа по «Сказке о золотом петушке»

Кто главные герои сказки?

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

– Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? 

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? 

Петушок

верный
справедливый

– Докажите, что петушок был верным царю. 

– Сколько раз петушок выручал царя? 

– Когда петушок проявил справедливость?

–6. Работа с пословицами и поговорками 

– Чему учит эта сказка? 

7. Итог урока

– Чему научила вас эта сказка?


  1. Домашнее задание

Выразительное чтение отрывка

  Урок 27

ТемаА. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» . Из воспоминаний В.И. Даля
Цель: 

на основе анализа произведения показать характерные черты русской национальной русской традиции, которую так последовательно защищал А. С. Пушкин; развивать творческое воображение учащихся

Ход урока

I. Организационный момент. 
II. Вступительное слово учителя.
III. "Что за прелесть эти сказки!…” Викторина по ранним сказкам А. С. Пушкина.
IV. Работа с текстом.

– Давайте разберемся в прочитанном. Как в любой сказке, в "Золотом петушке” есть два мира: мир людей и мир волшебства.
– Дадон – какой он? 

– Чем наполнено это имя – Дадон? С какими словами, звуками рифмуется, сочетается?

Золотой петушок – что можно сказать о нем?

У Пушкинского петушка нет характера, он словно механическая игрушка. Почему именно петушок? В русских сказках эта птица своенравная, с характером.

V. Подведение итогов

– Давайте вспомним, что такое нравственные законы?

– В каких произведениях мы встречаем свод жизненных правил человека?

страница 1


скачать

Другие похожие работы: