«Межшкольный учебный комбинат» Проект «Профессиональная ориентация в системе образования города Енисейска» на 2014-2016 годы
На вопрос: «Какие профессии, по твоему мнению, сейчас востребованы на рынке труда?», не смогли дать ответ только 4,2 % девятиклассников и 2,1 % учащихся 11 классов; краевой показатель более 50 %.
В качестве источников получения информации о выбранной профессии у респондентов преобладают родители и знакомые, что говорит о достаточно большой несамостоятельности выбора.
Стоит также отметить невысокую значимость для учащихся как 9-х, так и 11-х классов помощи учителей и психологов, которые, по сути своей работы, должны способствовать получению информации. К тому же, на первый план выходит личная инициатива, когда школьник сам собирает необходимую информацию, но при этом не использует СМИ и Интернет.
Ответы учащихся на вопрос: «Где они собираются получить выбранную специальность?», распределились следующим образом. В качестве будущего места учебы учащиеся 11 классов чаще всего видят ВУЗ - 65 %, на долю же прочих учебных заведений приходится всего 17% ответов. Среди учащихся 9-х классов, техникум и училище выбрали 22,5% респондентов против 44,5% у ВУЗа. Не определились с выбором учебного заведения 25% девятиклассников и 17%выпускников 11 классов.
О динамике наиболее выбираемых профессий можно судить по итогам набора в учебные заведения в 2013 году. Спектр выбираемых профессий довольно широк и насчитывает почти 45 профессий. В число лидеров попали специальности здравоохранения (20), образования (15). В рейтинг востребованных профессий врач, медсестра – 2 и 3 позиция, учитель 5 позиция, экономист – 14, юрист – 20. Профессию экономиста выбрало 14 учащихся, юриста – 7.
В высшие учебные заведения поступило 75,2 % выпускников, Средние специальные учебные заведения – 15,7 % выпускников, в профессиональное училище поступил 1 выпускник по профессии сварщик.
Система оценки результативности профориентационной работы
Показателем результативности профориентационной работы является отсутствие учащихся, которые не учатся или не работают после окончания школы. При необходимости используется еще один критерий - количество учащихся выбравших профессии, на которые их ориентировали в школе. Этот критерий важный, но недостаточный, так как запланированного процента учащихся можно добиться разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной, психологической и экономической точек зрения. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям, так и потребностям территории, в которой они живут, общества в целом.
Межшкольным учебным комбинатом в 2012 году были разработаны и апробированы результативные критерии эффективности профориентационной работы с соответствующими показателями. Выбор профессии (выбор профессии сделан, учащийся выбирает между 2-3 профессиями, выбор профессии не сделан), уровень знаний о профессии (высокий, средний, низкий), причина выбора профессии (интересна ученику, престиж профессии и уровень заработной платы, на примере или по совету родителей).
Существенным недостатком представленной системы является отсутствие такого критерия как оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе профессий, тем успешнее осуществляется работа по профориентации. Таким образом, мера сбалансированности потребностей в кадрах и реального выбора служит одним из наиболее важных критериев эффективности профориентации особенно на современном этапе.
Не проводится оценка точности прогноза профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов на основе результатов поступления в учебные заведения и трудоустройства. Удовлетворенность человека сделанным выбором, наиболее важный психологический критерий успешного выбора профессии и места работы.
Приложение 2
Схема межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия


Отдел культуры и молодежной политики












Министерство образования и науки Красноярского края
Отдел образования администрации
г. Енисейска
ВУЗы
Проф.
образование
Краевой центр профессиональной ориентации и психологической поддержки



Центр по технологиям профориентационной работы

Отдел культуры и молодежной политики










Школы

МУК






Проф.
образование
Краевой центр профессиональной ориентации и психологической поддержки
Центр по технологиям профориентационной работы



Приложение 3
Карта профессиональных проб в системе образования г. Енисейска
Образовательное учреждение | Типы профессий | ||||||||
«Человек-Человек» | «Человек – Техника» | «Человек - Знаковая система» | «Человек - Художественный образ» | «Человек - Природа» | |||||
| |||||||||
МАОУ МУК | Психолог | Повар | Системный программист | Дизайнер по костюму | Цветовод-декоратор | ||||
Медицинский работник | К о н д и т е р | | | Предприниматель | Маникюрша | Фотограф | |||
Юрист | Столяр | Банковский служащий | Парикмахер | Художник-оформитель | |||||
Следователь | Водитель | Секретарь | Модельер | Дизайнер интерьера | |||||
Журналист | Экономист | Бухгалтер | Портной | Закройщик | |||||
Продавец | | Делопроизводитель | | | |||||
МАОУ СОШ № 1 | | | | А к т ё р | | | |||
МБОУ ДОД ЦДТ | Режиссер | Инженер-конструктор | Инспектор ГИБДД | Учитель пения, преподаватель по вокалу А к т ё р | | Художник - оформитель | |||
Учитель по вокалу музыкальной школы | Робототехник | Фотограф | | | Художник росписи по ткани | ||||
Педагог дополнительного образования | Электроник | Фотокорреспондент | Вокалист | Художник | |||||
Учитель рисования | Водитель | Д и з а й н е р | Хореограф, учитель ритмики | | | Хореограф, учитель ритмики | |||
МАОУ ДОД СЮН | Флорист - дизайнер | Технолог производства и переработки сельскохозяйственной продукции | Овощевод тепличного хозяйства | Аранжировщик | Ветеринар | ||||
Лесовод | Гидробиолог | Мастер зеленого хозяйства | Дизайнер интерьера | Эколог | |||||
Инженер лесного хозяйства | Мелиоратор | Цветовод | Егерь | Зоотехник | |||||
КГБОУ НПО ПУ № 13 | | Автомеханник | Продавец-кассир | Маляр | Цветовод | ||||
| Повар-кондитер | | Штукатур | | |||||
МБОУ ДОД ДМШ | | Артист-исполнитель-на народных инструментах | Актёр музыкального театра | Преподаватель музыкальных дисциплин | Артист-исполнитель-пианист | ||||
КГОУ СПО ЕПК | Учитель-истории | Учитель ИЗО и черчения | Программист | Художник | Археолог | ||||
| | | Дизайнер | Эколог | |||||
МБОУ ДОД ДЮСШ | Тренер | | | | |
Приложение 4
Глоссарий Проекта. Основные понятия профориентации
Активность - способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.
Амбиция - обостренное самолюбие.
Анкета (фр. enguete - список вопросов) - набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.
Банк вакансий - информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.
Безработица - приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.
Безработные - трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, но не получившие от этой служба подходящей работы.
Биржа труда (служба занятости) - государственная организация, на которую возложено решение вопросов трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице; организации профессиональной подготовки и переподготовки и общественных работ.
Вакансия - свободное место, незанятая должность.
Востребованность профессии на рынке труда - соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.
Высшее профессиональное образование - образование, цель которого – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Должностная инструкция (иначе - описание работ) - нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.
Должность - комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте.
Дополнительное образование - образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).
Жизненная перспектива - целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни.
Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
Заработная плата - 1) цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей;
2) величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда.
Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая индивидуально-специфическая система средств, приемов, способов выполнения деятельности, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями добиваться равной эффективности при выполнении одинаковой деятельности, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.
Инициатива - побуждение к действию, готовность к принятию решений и самостоятельным активным действиям, сознательное их выполнение.
Интеллект- свойство личности, выражающееся в способности отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их существенных связях и закономерностях; общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Интерес - форма проявления познавательной потребности, способствующая более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в положительном отношении, внимании к объекту интереса.
Интуиция (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания человеком путей и условий его получения; способность без логического продумывания находить правильное решение проблемы.
Карьера - субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной лестнице (от франц. cariera) - успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Квалификация - 1) степень и вид профессиональной подготовленности человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы;
2) характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности;
3) степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности.
Классификация профессий - объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация Е.А. Климова по предмету труда, классификация Дж. Голланда по типам профессий).
Коммуникативные способности - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в различных областях деятельности.
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: