NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Межшкольный учебный комбинат» Проект «Профессиональная ориентация в системе образования города Енисейска» на 2014-2016 годы


Конкуренция на рынке труда - наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.

Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.

Курcы профессиональной подготовки - образование, позволяющее приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для выполнения определенной работы, не сопровождающееся повышением образовательного уровня.

Лонгитюдное наблюдение (англ. Longitudinal study от longitude - долговременный) - научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.

Мастерство - высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

Медицинские противопоказания - перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.

Методы оценки персонала - способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и др.).

Мотивация - использование мотивов поведения человека в целях управления его деятельностью; создание условий, обеспечивающих соответствие между интересами работника и работодателя.

Мотивы профессиональной деятельности - внутренние побуждения, определяющие направленность профессиональной активности человека в целом и ориентации человека на саму профессиональной деятельности (процесс, результат и др.) или на сопутствующие ей факторы (заработок, льготы и др.)

Навыки - автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах).

Образовательная область «Технология» - часть федерального образовательного стандарта, включающая элементы производственного обучения школьников, профессиональной ориентации, формирования практических навыков и умений.

Образовательные уровни (образовательные цензы - 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.

Общие способности – система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

Одаренность - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей.

Ошибки в выборе профессии - затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями или недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора.

Повышение квалификации - рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.

Подготовительные курсы - краткосрочная (от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в учреждения ВПО и СПО по всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование);

формы обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная - для иногородних.

Предмет труда - система взаимосвязанных признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и нематериального порядка.

Престиж (от фр. prestige - авторитет, влияние) - результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Престижность - значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии.

Проектирование профессионального пути - создание профессионального проекта, включающего оценку возможностей и потребностей человека, внешних условий;

определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления возможностей и потребностей человека с внешними условиями;

анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего;

построение конкретных шагов для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений.

Профессионализация - процесс становления профессионала, включающий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение профессии; осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.

Профессионализм - высокая подготовленность к выполнению профессиональных задач, дающая возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий.

Профессиональная адаптация - приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность - производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

Профессиональная информация - информация о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к человеку, условиях труда, конкретных предприятиях региона и возможностях трудоустройства.

Профессиональная компетентность - сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.

Профессиональная мотивация - побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей.

Профессиональная обучаемость - готовность к профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся профессиональным условиям.

Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка), комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка труда.

Профессиональная подготовка - приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная пригодность - сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков.

Профессиональная проба - профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное призвание - идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства.

Профессиональное резюме - краткое жизнеописание потенциального работника, где указывается его образование, опыт работы, профессионально важные качества и навыки, интересы и другая информация, которая может заинтересовать работодателя.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональные болезни - заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды.

Профессиональные вредности - факторы производственной среды и условий труда, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.).

Профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о профессии и путях ее получения.

Профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах.

Профессиональные притязания - стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности.

Профессиональные склонности - избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональный отбор - изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональный план - 1). образ профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближайших и дальних целей; пути, средства и условия их достижения целей; запасные варианты и пути их достижения.

2). представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.

Профессиональный подбор - подбор профессии (не предъявляющей жестких требований к работнику) для человека по критерию профессиональной успешности.

Профессиональный потенциал - совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональный тренинг - система приемов, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

Профессия - вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.

Профильный класс - форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс).

Профконсультант - специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом уровне в течение определенного времени.

Рабочая сила - 1) товар на рынке труда;

2) экономическая категория, выражающая способность к труду; совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков человека, использующего их для производства жизненных благ;

3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы.

Рынок образовательных услуг - система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на территории.

Рынок труда (рынок рабочей силы) - система, позволяющая продавцам (ищущие работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Самооценка - оценка человеком своих ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения личности, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное развитие.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности.

Среднее профессиональное образование - подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Тест - в психологии - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; основной инструмент психодиагностического обследования.

Тестирование (от англ. test - опыт, проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) и применяемый для измерения индивидуальных различий в психологическом консультировании.

Требования профессии к человеку - требования, которые предъявляет профессия к личности работающего.

Труд - 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни;

2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей;

3) результат деятельности, работы, произведение.

Трудовые отношения - совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу отношений занятости.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.

Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудом - эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Уровень притязаний - выбор человеком цели, которая может соответствовать или не соответствовать интеллектуальным, психофизическим, материальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью и критичностью.

Условия труда - сочетание социальных и производственных факторов, в которых работает человек (оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска; технические, санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия).

Формы обучения - дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.

Целеполагание - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.

Ценностные ориентации (от франц. orientation - установка) - установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.

Человеческие ресурсы - население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.

Эффективное поведение на рынке труда - способность успешно решать вопросы своего трудоустройства.

Эффективность труда - показатель объема труда, вложенного в организацию работником.



страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: