NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по организации и проведению общешкольного родительского собрания в образовательных учреждениях Челябинской области с родителями будущих первоклассников в преддверии 2011-2012 учебного года








Приложение

к письму Министерства образования и науки Челябинской области

от______________ №_______________
Методические рекомендации по организации и проведению общешкольного родительского собрания в образовательных учреждениях Челябинской области с родителями будущих первоклассников в преддверии 2011-2012 учебного года
Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников традиционно является важнейшей формой работы образовательного учреждения по превращению родителей в надежных социальных партнеров школы, равноправных субъектов ее жизни и развития.

В условиях, когда с 01 сентября 2011 года все первоклассники страны начнут обучаться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, первое знакомство родителей с образовательным учреждением должно стать максимально результативным как для самой школы, так и для каждого родителя.

Целью первого родительского собрания, организуемого образовательным учреждением для родителей будущих первоклассников, должно стать установление партнерских отношений с семьями каждого ученика, организация взаимодействия семьи и школы по ключевым вопросам введения ФГОС НОО в конкретном образовательном учреждении.

В основе подготовки и проведения собрания должны лежать принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации:

- создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;

-повышение роли родительской общественности в управлении образовательным процессом;

-вовлечение родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования;

- информационная открытость образовательной деятельности школы.

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников должно одновременно решать задачи на разных уровнях.

На уровне образовательного учреждения:

- представление образовательного учреждения, его Устава и основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы (далее – ООП);

- знакомство родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, ее особенностями, достоинствами и преимуществами;

- изучение запросов родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;

- информирование о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к информации, связанной с реализацией ООП.

На уровне родителей:

- знакомство с нормативной базой по вопросам приема в 1класс в данную школу, комплектом представляемых документов;

- разъяснение смысла основных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в конкретной школе;

- получение информации о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники;

- мнение по перечню учебных курсов, требуемых ребенку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

- предложения по содержанию внеурочных занятий в рамках определенных стандартом направлений развития личности ребенка (спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного);

- получение советов учителей, психолога по подготовке в семье ребенка к школе.

Эффективность реализация всех задач требует проведения комплекса мероприятий в период подготовки, проведения и анализа результатов общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников. Примерный перечень мероприятий представлен в таблице (Приложение 1). Материалы данной таблицы помогут правильно спланировать деятельность школы на всех этапах проведения собрания, наполнить конкретным содержанием, подобрать наиболее эффективные формы.

Достижение цели общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников во многом зависит от выбора формы его проведения.

Современные требования к формам взаимодействия школы с родительской общественностью существенно разнообразили такой выбор.

Предлагаемые формы общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников:

  • собрание-лекторий;

  • "круглый стол";

  • общешкольная конференция.

Собрание-лекторий целесообразно проводить в том случае, если сформулирована нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: "Что нужно знать родителям о ФГОС, если их ребенок пошел в школу". Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.

"Круглый стол" представляет собой встречу родителей учеников одного-двух классов (если такое количество классов планируется). Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всех тема: «Мой ребенок идет в первый класс». Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то - узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее).

Не менее важен "круглый стол" и для школьного психолога, который получает возможность лучше узнать и понять родителей, обрести их доверие. Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходит из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой, ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом "круглого стола" становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.

Родительская общешкольная конференция имеет высокую степень эффективности при значительном количестве участников. Готовить и проводить такую конференцию необходимо команде специалистов школы во главе с директором, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога и представителями общешкольного родительского комитета. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами (в нашем случае, по предложенной анкете). Активными участниками конференций должны выступать сами родители, но ведущую роль должны взять на себя представители администрации и общешкольного родительского комитета. Они совместно анализируют проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.
Рекомендации по проведению общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников:

  • собрание следует проводить в удобное для родителей время;

  • тема собрания (его название для родителей) должна быть выбрана с учетом волнений (страхов) родителей

  • нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении, родители должны получить полную информацию о школе, ее возможностях и о той поддержке, которую они, возможно, будут оказывать школе и собственному ребенку. Школа должна будет в корректной форме развеять страхи родителей перед введением ФГОС, четко проговорить образовательную политику своего образовательного учреждения, разъяснить, чем новый образовательный процесс будет отличаться от того, который был. Особое внимание необходимо уделить режиму дня и условиям безопасного пребывания ребенка в образовательном учреждении);

  • организаторы и участники собрания должны спокойно и тактично общаться с родителями, не создавать и не развивать конфликтные ситуации;

  • нужно просвещать родителей на собрании (сделать рассказ о плюсах ФГОС), обсуждать с ними волнующие родителей проблемы (с позиции, что они будут решены), а не констатировать ошибки и риски введения ФГОС в начальной школе.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания (период подготовки).

2 этап. Проведение собрания.

3 этап. Период анализа результатов родительского собрания.

Рекомендуется включить в содержательную часть собрания следующие компоненты:

  • История школы. Дата создания, педагогический и детский коллектив (численность и достижения), традиции образовательного учреждения. На этом этапе можно сделать фото или видеофильм о школе, включив в него и интервью с отзывом о школе с участием выпускников, родителей, учителей ветеранов. На этом этапе необходимо ответить на вопрос: «Почему наша школа лучше всего подходит вашему ребенку?».

  • Ознакомление родителей с основными положениями ФГОС. Рассказ о структуре образовательных предметов, внеурочной деятельности с представлением педагогов, которые будут задействованы в данном образовательном процессе. Дополнительно к этому этапу можно организовать выставку достижений учащихся (поделки, грамоты, творческий концерт).

  • Предельно точно представить правила трудового распорядка, режим работы, меру ответственности школы и родителей за обучение. Необходимо подчеркнуть взаимную ответственность родителей и школы за выполнение требований ООП начального общего образования, обеспечение безопасности.

  • Обсуждение вопросов родителей. Для того, чтобы не произошло резкое увеличение времени на проведение собрания, возможно адресовать родителей к специалистам школы, которые продолжат работу после собрания.

  • Закрытие родительского собрания. Родители должны уйти с ощущением, что их детей ждут именно в этой школе. Хорошей традицией родительского собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молнии», оформление коллажа, интервью и т. д.



Советы психологов по эффективному взаимодействию с родителями на родительском собрании:

  • Перед началом собрания "оставить за дверью" плохое настроение.

  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

  • Длительность собрания не более 1,5 часов.

  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

  • Сопровождайте устные выступления зрительными презентациями.

  • Достойно представляйте каждого выступающего.

  • Включайте в сценарий собрания активные формы работы с родителями.

  • Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку.

  • Давать негативную оценку введению новой реформы образования.

  • Переоценивать значение отдельных предметов.

  • Избирать для общения назидательный тон.


Список используемой литературы:

1. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС НОО (от 06.10.2009 г. № 373); о внесении изменений в ФГОС НОО (от 26.11.2010 г. № 1241);

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373)

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол № 1 от 24-25 июля 2010 г. заседания Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации);

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 05.10.2010 г. № 02-600)

5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (выписка из СаПиН 2.4.2.2821.10 утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 года № 19993)

6. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.

7. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000.

8. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. М.: "ВАКО" 2004, (Педагогика. Психология. Управление)

9. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).

10. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
Приложение 1.
Мероприятия по организации взаимодействия семьи и школы по ключевым вопросам введения ФГОС НОО( в рамках общешкольного собрания для родителей будущих первоклассников)


Задача

Мероприятия родительского собрания

период подготовки

период проведения

период анализа результатов

На уровне образовательного учреждения

Представить образовательное учреждение, его Устав и проект основной образовательной основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы;

- подготовка презентации школы

(ее достижений за последние годы, особенностей образовательного и воспитательного процесса, работы с социальными партнерами, вклад родителей в укрепление материальной базы школы и др.);


- подготовка информации об Уставе ОУ, его положениях, связанных с темой собрания;

- подготовка презентации ООП НОО школы на 2011-2015 учебные годы;

-подготовка вопросов об отношении родителей к школе в анкету



- презентация образовательного учреждения

(с электронным сопровождением, выставками достижений,

концертом, экскурсией- реальной или виртуальной и др.)

- информация о положениях Устава, связанных с темой собрания и возможностях родителей самостоятельного его изучения через сайт и информационный центр школы;
- представление ООП НОО школы на 2011-2015 учебные годы (особое внимание- роли родительской общественности в достижении планируемых результатов)



- анализ количества заявлений, поданных родителями на поступление их детей в школу;

-анализ результатов анкетирования по вопросам отношения

родителей к школе

(негативного, нейтрального, позитивного);

-завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса);

-формирование плана(программы внеурочной работы с учетом социального заказа родителей)

Познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, ее особенностями, достоинствами и преимуществами;

-разработка школьной модели организации внеурочной деятельности с предложениями школы по ее содержательному наполнению

-представление школьной модели организации внеурочной деятельности;

- предложения школы по ее содержательному наполнению,

-творческая презентация программ внеурочных занятий по направлениям развития личности ребенка


-анализ анкетирования родителей по содержанию внеурочных занятий в рамках определенных стандартом направлений развития личности;

-завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части формирования плана(программы внеурочной работы с учетом социального заказа родителей)

Изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности;

-разработка единой анкеты для родителей с включением предложений конкретных предложений школы по группам вопросов:

1. по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса

2. по содержанию внеурочной деятельности в рамках определенных стандартом направлений развития личности;

- тиражирование анкеты по количеству родителей;

3. по вопросам отношения

родителей к школе

(негативного, нейтрального, позитивного);

4. по вопросам информированности по ключевым проблемам введения ФГОС НОО

- проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием ее цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования ООП НОО школы

-завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части

- учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса);

-формирование плана(программы внеурочной работы с учетом социального заказа родителей

Обеспечить информирование о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к информации, связанной с реализацией ООП

-размещение информации о содержании, особенностях и преимуществах основной образовательной основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы на сайте школы, на информационном стенде;

-подготовка информации о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к данной информации

- доведение до сведения родителей способов получения информации о содержании, особенностях и преимуществах основной образовательной основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы на сайте школы, на информационном стенде


-информационная справка о перечне видов используемых информационных ресурсов ОУ с указанием электронных адресов. Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с внедрением ФГОС НОО о

На уровне родителей

Познакомиться с нормативной базой по вопросам приема в 1класс в данную школу, комплекте представляемых документов

-подготовка информационных материалов для родителей (памятки, буклеты и др.)

- размещение на информационном стенде, на сайте приказа по ОУ об организации приема в 1кл., регламента работы комиссии по приему, условий приема;

- подготовка образцов документов для заполнения(заявление о приеме, договор между ОУ и родителями и др.), размещение их на стенде, на сайте школы

-предоставление родителям информационных материалов (памятки, буклеты и др.);

-ознакомление с локальной нормативной базой ОУ;

- представление образцов документов, комментирование правил и вариантов их заполнения



- технологизация и оптимизация работы по приему в 1 класс, создание полного банка данных будущих первоклассников

Получить разъяснения смысла основных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в конкретной школе;

-подготовка презентации ( раздаточного материала), а)разъясняющий смысл основных понятий ФГОС НО:

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; основная образовательная программа начального общего образования, ее составные части; результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные; универсальные учебные действия; деятельностное обучение; учебный план, учебные предметы обязательные и по выбору; внеурочная деятельность, ее направления, предельная аудиторная нагрузка и др.);

б) показывающих как школа конкретизирует содержание ФГОС НОО (через проект основной образовательной основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы)

-презентация материалов одновременно с представлением проекта основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы
( возможно в форме групповой работы, в другой интерактивной форме)

-завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса);

-формирование плана(программы внеурочной работы с учетом социального заказа родителей;

-анализ результатов анкетирования по вопросам отношения

родителей к школе

(негативного, нейтрального, позитивного);



Получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники;

-подготовка комплектов в соответствии с выбранной ОУ системой учебников;


-аналитическая информация о системе учебников;

-демонстрация учебных комплектов, краткая характеристика их преимуществ для конкретной школы;

-объяснение порядка обеспечения учебниками первоклассников школы

-процедура обеспечения учебниками будущих первоклассников;

-подготовка информационной справки об обеспеченности учебниками

Высказать свое мнение по учебным курсам, требуемых ребенку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

-подготовка части анкеты, позволяющей по ее результатам составить часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса на 2011-2015 учебные годы

-проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием ее цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования учебного плана как составной части ООП НОО школы

завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса

с учетом социального заказа родителей;


Высказать свои предложения по содержанию внеурочных занятий в рамках определенных стандартом направлений развития личности ребенка (спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного)


-подготовка части анкеты, позволяющей по ее результатам составить план(программу внеурочной работы) с учетом социального заказа родителей;

на 2011-2015 учебные годы

-проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием ее цели, содержания, роли результатов анкетирования для формирования план(программу внеурочной работы) как составной части ООП НОО школы

завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части формирования плана(программы внеурочной работы с учетом социального заказа родителей;


Получить советы учителя, психолога по подготовке в семье ребенка к школе;

-обзор вопросов, присланных родителями на форум ОУ (если есть);

-подготовка памяток (на основе требований СанПиНов -Приложение 2) для родителей по проблемам:

- как правильно подобрать портфель и учебные принадлежности,

-как организовать, режим дня первоклассника,

-как психологически подготовить ребенка к учебной деятельности,

- рабочая одежда первоклассника и др.

- беседа с родителями (возможно в форме групповой консультации)

- предоставление информации

-размещение материалов для родителей на сайте школы, информационном стенде, раздаточном материале;

-анализ результатов анкетирования по вопросам отношения

родителей к школе

(негативного, нейтрального, позитивного);




Приложение 2.
Выписка из Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

(выписка из СаПиН 2.4.2.2821.10 утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 года № 19993)

Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы вступают в силу с 1 сентября 2011 года.
IV. Требования к зданию

4.1. Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом.

4.5. В существующих зданиях для учащихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками.

В учреждениях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 человек, допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях, при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на 1 обучающегося.

4.6. Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2 - 4 классов - не выше 3-го этажа.

4.7.Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

4.21. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м2.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

4.25. На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м2 на одного обучающегося.

В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.

Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.



Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.
X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: