Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

ного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
- методическое обеспечение ФГОС НОО:
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.;
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст]: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.;
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296;
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.;
Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.;
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 215 с.;
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.;
Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с.;
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]: учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.;
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.;
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 232 с.;
Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.;
Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 142 с.
Содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования определяет основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО), разрабатываемая в образовательном учреждении на основе нормативных документов и методических материалов. Наряду с этим образовательное учреждение использует примерные основные образовательные программы, разработанные авторами для системы учебников или завершенных предметных линий (авторские программы).
Разработанная образовательным учреждением ООП НОО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов её освоения и включать 9 разделов, определенных в п. 16 Стандарта. Содержание и структура разделов определяются в соответствии с п. 19 «Требования к разделам ООП НОО» Стандарта (требования к п. 19.3 Приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»). Обязательная часть ООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема программы.
1. Пояснительная записка раскрывает цели реализации, принципы и подходы к формированию ООП НОО. При разработке пояснительной записки следует опираться на Стандарт, в котором определены цели реализации ООП НОО. Принципы и подходы к формированию ООП НОО образовательное учреждение определяет самостоятельно или использует авторские программы.
В пояснительной записке должно быть приведено обоснование выбора системы учебников или завершенных предметных линий (выбираемых с учетом вариативных учебно-методических комплектов). В образовательном учреждении могут реализовываться несколько учебно-методических комплексов, при выборе учебников учитывается кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, потребности и интересы обучающихся.
2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны в полном объеме отражать требования к результатам освоения ООП НОО (второй раздел Стандарта). В соответствии со Стандартом во втором разделе ООП НОО должны быть представлены личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов, для уточнения и конкретизации планируемых результатов рекомендуется использовать следующие пособия из серии «Стандарты второго поколения»: «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», «Планируемые результаты начального общего образования», а также авторские программы.
Структуру представления планируемых результатов определяет образовательное учреждение самостоятельно или на основе авторских программ. Целесообразнее определить итоговые результаты, без деления по классам, но возможен и вариант группировки планируемых результатов по годам обучения (для предметных результатов в соответствии с авторскими программами).
3. Учебный план начального общего образования составляется на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373» от 26.11.2009 № 1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г. № 19707).
При формировании учебного плана образовательное учреждение руководствуется методическими рекомендациями Министерства образования и науки Челябинской области.
В соответствии с пунктом 19.3 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) к обязательной предметной области относится область «Математика и информатика». Отдельно не выделен учебный предмет «Информатика и ИКТ». Образовательное учреждение имеет право включить данный учебный предмет в учебный план в часть, которая формируется участниками образовательного процесса при наличии соответствующих материально-технических и кадровых условий.
4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна включать 5 обязательных компонентов:
описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования, которые должны соответствовать базовым национальным ценностям и ценностным ориентациям, определенным в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и универсальных учебных действий, для уточнения характеристик и конкретизации структуры УУД рекомендуется использовать «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
связь УУД с содержанием учебных предметов, для связей рекомендуется использовать «Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения»;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся;
описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию, при описании преемственности целесообразно соотнести УУД с интегративными качествами ребенка, которые он может приобрести в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. № 655).
«В переходный период на новые стандарты <…> особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов» (Письмо письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 19 апреля 2011 года № 03-255). Изменения, вносимые в методику преподавания, определяют типовые задачи формирования универсальных учебных действий.
Возможны различные способы представления типовых задач формирования УУД:
перечень заданий и упражнений из учебников, обеспечивающих формирование УУД,
примеры комплексных заданий, позволяющих формировать и оценивать метапредметные результаты,
описание методов и технологий, комплексная реализация которых позволяет достичь личностных и метапредметных результатов.
Предъявление отдельных заданий целесообразно, если в образовательном учреждении используется один УМК, комплексное описание методов и технологий необходим при реализации вариативных УМК.
При описании типовых задач, обеспечивающих формирование личностных универсальных учебных действий, рекомендуется предусмотреть работу по ознакомлению обучающихся с особенностями (природными, историческими, культурными) родного края. Знакомство с региональным компонентом позволит формировать у младших школьников такого универсального учебного действия, как самоопределение.
5. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП НОО, программы формирования УУД, пособий «Примерные программы начального общего образования». В 2 ч. Ч. 1, 2.
Структура рабочих программ определена в пункте 19.5 «Программы отдельных учебных предметов, курсов» Стандарта.
Программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Разделы 1, 2, 3 и 6 разрабатываются на основе примерных программ начального общего образования с учетом специфики авторской программы.
При описании ценностных ориентиров содержания учебного предмета наряду с примерными и авторскими программами учитываются ценностные ориентиры содержания образования, представленные в программе формирования УУД.
Личностные, метапредметные и предметные результаты конкретного учебного предмета, курса приводятся в соответствии со вторым разделом ООП НОО образовательного учреждения. Предметные результаты в пятом разделе целесообразно группировать по годам обучения.
Форму представления 7 раздела определяет образовательное учреждение. В соответствии с требованиями Стандарта в этом разделе может быть представлено тематическое планирование на все годы обучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (по аналогии с тематическим планированием, представленным в примерной программе по предмету). Обязательных разделов в тематическом планировании 2, при необходимости ОУ может скорректировать структуру (таблица 1).
Таблица 1
Тематическое планирование
Содержание предмета | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Тема (раздел) | |
| |
Преимущество такой формы в целостном представлении целей изучения темы на ступени начальной школы. На конкретный год обучения учитель составляет календарно-тематическое планирование, которое может содержать 4 части (таблица 2). Обращение к общему тематическому планированию позволит определять уровень освоения темы и учитывать особенности класса.
Таблица 2
Примерная форма календарно-тематического планирования
Дата | Корректировка | Тема урока | Тема (раздел) |
| | | |
При описании материально-технического обеспечения образовательного процесса необходимо представить дидактическое и методическое (таблица 3), материально-техническое обеспечение (таблица 4), информационно-коммуникационные средства (таблица 5).
Таблица 3
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
| |
Таблица 4
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
| | |
Таблица 5
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
| | |
Дидактическое и методическое обеспечение ООП НОО определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г. № 2080), а также инструктивно - методическим письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.04.2011 № 103/1531 «О дидактическом обеспечении образовательной программы начального общего образования в 2011-2012 учебном году»
В переходный период на новые стандарты в системе учебников «Школа России» по учебному предмету «Русский язык» допускается использование учебников Зелениной Л.М.. Хохловой Т.Е. Русский язык (1-4 класс) Издательство: Просвещение.
Дидактическое и методическое обеспечение в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в переходный период на новые стандарты для 1 класса определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» декабря 2009 г. № 822).
6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать перечень планируемых результатов воспитания (формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения); систему воспитательных мероприятий, описание целостной образовательной среды; рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю урочной и внеурочной деятельности, ориентирующему образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание.
Для разработки данного раздела рекомендуется использовать следующие пособия из серии «Стандарты второго поколения» (издательство «Просвещение»): «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения».
При разработке раздела необходимо учитывать существующую воспитательную систему образовательного учреждения.
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Для разработки данного раздела рекомендуется использовать Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения.
При разработке раздела необходимо учитывать существующие в образовательном учреждении программы по данному направлению.
8. Программа коррекционной работы должна содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, описание специальных условий обучения и воспитания, механизм взаимодействия специалистов, разрабатывающих и реализующих программу, планируемые результаты коррекционной работы.
Для разработки данного раздела рекомендуется использовать Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения.
При разработке раздела необходимо учитывать существующие в образовательном учреждении программы по данному направлению.
9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна обеспечивать комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов и ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание, а также формирование универсальных учебных действий. Для решения данных задач целесообразно использовать технологию безотметочного оценивания, которая обеспечивает включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, направленную на формирование универсальных учебных действий контроля, коррекции, оценки, взаимоконтроля и взаимооценки в рамках учебного сотрудничества, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самоопределения. Технология безотметочного оценивания может также обеспечить оценку динамики достижения учащимися метапредметных результатов.
Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе (на основании требований СанПиНа) и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе (выбор осуществляет ОУ). Основой системы оценки в этом случае могут стать принципы безотметочного оценивания, сформулированные Г.А. Цукерман: «1) отметка как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно, 2) оценка учителя – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии оценки, 3) самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота» (Цукерман, Г. А. Оценка без отметки [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. – Рига : Пед. центр «Эксперимент»).
Таким образом, безотметочное обучение отменяет только фиксированную отметку, выставляемую учителем, предполагая целенаправленное формирование дифференцированных, адекватных, осознанных конкретных самооценок ребенка.
Уже в первые две недели учебы ребенка в школе, учитель должен предпринять два важных действия: организовать работу с самооценкой учащихся и определить разные пространства действий ребенка, способов и средств контроля и оценки на уроке.
При организации работы с самооценкой учащихся необходимо учитывать, что первокласснику свойственно смешивать оцениваемые качества. Например: «Я плохо читаю» значит «Я плохой ученик». Оценка успеваемости в начальной школе, по существу является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Это требует от учителя особого внимания к средствам дифференцирования и шкалирования любого оценочного качества. Для этого с детьми на уроке изобретается специальная шкала – «волшебные линеечки» и определяются критерии, по которым можно оценить любые действия или объект (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).
Оценочная шкала

грамотность
Такая оценка:
позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
носит информативный характер;
способствует формированию позитивной самооценки.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия по критериям, которые либо задал учитель, либо учащиеся выработали совместно. Учитель и ученики оценивают каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценивания.
Необходимо иметь в виду, что у детей есть свои критерии оценки. В своих исследованиях А.И.Липкина показала: младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от полученного результата.
После самооценки учащегося следует оценка учителя по тем же критериям.
Ребенок начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и учится считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. Совпадение детской и учительской оценки должно в обязательном порядке словесно поощряться.
Таким образом, в результате первых двух недель пребывания в школе учащиеся овладевают основными принципами оценивания:
– определение критериев перед оцениванием определенного действия учащегося;
– вначале самооценка, а потом учительская оценка;
– соотнесение оценки учителя и учащегося по объективным критериям оценки (для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания – например, количество звуков в слове, но не красота написания букв);
– обсуждение при обнаружении расхождений оценок учителя и ребенка;
– право каждого на собственное мнение, уважение к мнению другого, недопустимость навязывания ни своего мнения, ни мнения большинства.
Ребенок имеет право выбрать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу работы, которую ученик не предъявляет для оценки.
В процессе разработки системы оценки образовательное учреждение определяет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры, состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения оценки.
Для организации стартовой диагностики могут быть использованы диагностические методики, предложенные в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.»
Подходы к организации текущей системы оценки определяются образовательным учреждением. Накопительная система текущей оценки должна обеспечивать оценку динамики учебных достижений обучающихся. Критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты освоения ООП НОО.
Для организации текущей системы оценки предметных и метапредметных результатов в первом классе может быть использован учебно-методический комплект «Учусь учиться», который включает в себя рабочие тетради для учащихся («Русский язык», «Математика», «Комплексные работы») и методические пособия для учителя.
Описание подходов к итоговой оценке достижения планируемых результатов представлено в пособиях серии «Стандарты второго поколения»: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009; Мои достижения. Итоговые комплексные работы. Для 1, 2, 3 кл. [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, 2010.
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования. Организация внеурочной деятельности
При организации внеурочной деятельности необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования, изложенными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296.
Можно также принять за основу следующие модели, которые являются вариантами предложенных моделей на федеральном уровне.
Первая модель предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды. В рамках данной модели специалистами образовательного учреждения разрабатывается спектр программ внеурочной деятельности различного типа по направлениям развития личности, обозначенным во ФГОС начального общего образования. При этом программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школьников. Программы следует разрабатывать с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования.
Программы внеурочной деятельности обучающихся в данной модели могут также разрабатываются по всем направлениям развития личности с учетом наличия площадок их реализации. При этом площадками могут являться специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы (спортивные площадки и комплексы), музей, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории и др. помещения образовательного учреждения, а также учреждения культуры, спорта, искусства города (поселка), промышленные, производственные и другие учреждения и организации. В данном аспекте модели акцентуируются социальная направленность всех программ, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие. Программы внеурочной деятельности следует формировать по модульному принципу (как для одного года, так и более лет обучения), что обеспечит возможность для перехода школьников из одной программы в другую на разных этапах обучения.
Формирование групп учащихся, желающих обучаться по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями). Выбор программ может быть предоставлен школьникам по всем направлениям развития личности. Расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся, условиями, которые имеются в образовательном учреждении. В данной модели организации внеурочной деятельности важная роль принадлежит тьютору и (или) педагогу-организатору. Модель может быть реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия: развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами; в параллелях начальной ступени количество классов от двух и более. В условиях реализации модели с акцентом на воспитывающую среду, а значит широкое привлечение социальных партнеров, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия. Большую роль при организации и реализации данной модели отводится местным органам самоуправления. Это связано, прежде всего, с тем, что именно на этом уровне могут быть достигнуты соглашения между различными ведомствами о поддержке программ внеурочной деятельности для младших школьников. В идеальном варианте могут быть разработаны и нормативно закреплены на муниципальном уровне соответствующие целевые программы.
Кроме того, при наличии в муниципальном образовании соответствующих условий возможно рассмотрение вопроса о включении в муниципальные задания для учреждений дополнительного образования детей задания по развертыванию образовательных услуг, обеспечивающих программы внеурочной деятельности при взаимодействии с общеобразовательными учреждениями.
Преимуществами данной модели являются следующие обстоятельства: создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обеспечение возможности обучающимся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года); обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.
Вторая модель основана на использовании метода проектов. Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями образовательного учреждения, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности. Содержание каждого проекта обеспечивает реализацию направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных. Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.) и формы представления результатов (презентации результатов проектов на родительских собраниях, педагогических советах, стенная газета, оформление специального стенда и др.)
Можно предусмотреть структурирование содержания планируемых проектов по определенным основаниям, например в каждом проекте должно быть выделено место под разработку тем: «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Я и мой город», «Я и моя страна»
Содержание и формы проведения занятий должны быть выстроены на основе изучения мнения родителей.
Организационной особенностью модели является развертывание проектов последовательно или параллельно в течение учебного года. Время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов, а также тем обстоятельством, что реализация проектов в начальной школе должна рассчитываться с учетом особенностей учебной мотивации младших школьников. Данная модель может быть реализована как в первый год обучения школьников, так и спроектирована в целом на первую ступень общего образования с учетом необходимости достижения школьниками различных уровней результатов. Модель предусматривает ее реализацию, как для классов, так и для групп детей.
Преимуществом модели: является то, что она может быть реализована в любых условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов)). Занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, тьюторы. В рамках данной модели обеспечивается включенность в процесс всех учащихся и согласованность всех целей внеурочной деятельности.
В 2011-2012 учебном году в 2-4 классах реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).
Образовательные учреждения, продолжающие работу по стандарту первого поколения, организуют свою деятельность в соответствии с Приложением 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 г. № 103/3431.
В переходный период во 2-4-х классах допускается использование учебников различных годов издания (с 2007 г.), в том числе учебников 2010-2011 гг. При этом образовательное учреждение продолжает реализовывать учебно-методический комплекс, заявленный в 2010/2011 учебном году.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов определяется локальным актом образовательного учреждения с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области (письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009 г.).
Во вторых классах, работающих в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и третьих – четвертых классах, работающих в условиях апробации ФГОС НОО, разрабатываются рабочие программы учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Скрипова Н.Е, Горовая О.А., Чипышева Л.Н.
(351)7293217
страница 1
скачать
Другие похожие работы: