NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»



Пример планирования раздела « Пол человека и сексуальность» (начальная школа)




Учащиеся могут

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Класс 4


Физическое здоровье

- знать, как их тело взрослеет и изменяется

-признавать, что все люди уникальны, и отличаются, например ростом, зрением, цветом волос

- демонстрировать знание и понимание уникальности собственного тела

- демонстрировать знание и понимание собственных развивающихся признаков принадлежности к полу





Психо-эмоциональное здоровье

- распознавать свои чувства к себе и к другим людям

- распознавать, что их семья и прочие особые люди в их жизни заботятся о них, и им помогают

-

- распознавать спектр чувств, которые они и другие люди могут испытывать в разное время

- общаться с окружающими посредством расширения словарного запаса в области эмоций и чувств

-

- использовать личностные и межличностные навыки, чтобы устанавливать контакт с другими людьми

- осознавать, как обстоятельства могут изменить эмоции

- идентифицировать стратегии, позволяющие помочь справиться с горем и утратой


- продемонстрировать понимание своих потребностей и сильных эмоциональных сторон, например: способность быстро восстанавливать душевные и физические силы, способы, как справиться с давлением

- различать связь между образом тела, само ценностью и внешними воздействиями

- осознавать, что влияние ровесников и СМИ могут воздействовать на выбор, который они делают


Социальное здоровье


продемонстрировать, как они уважают и заботятся о себе и окружающих

определять значимость семьи и дружбы

- распознавать, каким образом о них заботятся окружающие

- продемонстрировать способы завязывания и сохранения дружбы
показать спектр методов, как справиться с различными ситуациями, особенно с теми, которые могут представлять риск: например: жестокость

- признавать, что все члены сообщества имеют право на равные возможности, например: проблемы дискриминации
Пример планирования компонента профилактики употребления психоактивных веществ для младших школьников
Начальная школа


Профилактика употребления психоактивных веществ

Возраст: 6-7 лет


Задачи обучения


Содержание обучения


Возможности оценки




Учащиеся должны:

  • исследовать, что поддерживает их здоровье в хорошем состоянии

  • сделать выбор из предложенных альтернатив в ситуациях, которые могут повлиять на состояние их здоровья

  • нарисовать и/или написать о своих собственных идеях о том, что делает их здоровыми






  • Информация о различных функциях лекарственных средств, с использованием опыта учащихся, чтобы установить, как лекарство влияет на тело.

  • Убежденность, что только тот человек должен принимать лекарство, кому оно предназначается, и что это должно происходить под наблюдением родителей/ старших.

  • Необходимость четкого следования инструкциям при приеме лекарства.

  • Ролевая игра, какие меры безопасности принимать, когда учащиеся находят лекарства.

  • Визит аптекаря/ работника сферы здравоохранения.







  • Наблюдение за готовностью детей поступить на

  • Обсуждение содержания занятия, чтобы оценить уровень понимания учащихся.

  • Письменные виды деятельности, например: изготовление инструкции по приему лекарственного средства.

  • Плакаты, показывающие что делать, если ты нашел лекарство.

  • Рисунки, показывающие пользу лекарств

  • Обратная связь: комментарии достижений и целей учащихся.



Возможные материалы/ виды деятельности:

. Материалы органов здравоохранения и СМИ для детей младшего школьного возраста


Организация/ время

Межпредметные занятия с различными заданиями, чтобы все учащиеся были вовлечены в достаточно открытые виды деятельности, соответствующие запланированным результатам обучения.





Партнерство

Взаимодействие с родителями по поводу подхода к наркотическим/ лекарственным веществам.


Прочие вопросы

Инструктирование учителей, родителей о школьных процедурах по наркотическим/ лекарственным веществам. Необходимо подчеркнуть аспекты безопасности, например: принимать только собственные лекарства, рассказывать взрослым о «найденных» конфетах/ флаконах/бутылках.


Обучение правильному питанию




Учащиеся могут

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Класс 4

Класс 5

Класс 6


Физическое здоровье

- показать знание простых мер по сохранению здоровья посредством, например: питания, питья, физических упражнений, сна, поддержания чистоты и чистки зубов

-продемонстрировать знание и понимание того, что нужно делать, чтобы быть здоровым, например: разнообразное питание, регулярные физические упражнения

- выявить различные меры безопасности, например: против вредных веществ, безопасное приготовление пищи, безопасность на дороге

- продемонстрировать знание и понимание того, что они делают, чтобы быть здоровыми, например: эффект регулярных физических упражнений, досуговых видов деятельности, выбор питательной пищи

- выявить способы снижения риска инфекций, например: гигиена полости рта




- продемонстрировать знание и понимание влияния, которое может иметь выбор в пользу здоровья на качество здоровья, например: выбор досуговой деятельности, разнообразное питание





Эмоциональное здоровье

- распознавать, что их семья и прочие особые люди в их жизни заботятся о них, и им помогают

- распознавать, каким образом о них заботятся окружающие




- различать связь между формой тела, само ценностью и внешними воздействиями

- осознавать, что влияние ровесников и СМИ могут воздействовать на выбор, который они делают








Социальное здоровье

- показать простые способы сохранения окружающей среды чистой, безопасной и здоровой


- выявить, как они могут внести вклад в сохранения окружающей среды чистой, безопасной и здоровой



- продемонстрировать понимание некоторых аспектов социальных и культурных воздействий на здоровье, например: различная пища, схема упражнений, релаксация.

- выявлять глобальные проблемы окружающей среды, которые воздействуют на здоровье

- выявлять, как люди в сообществе могут работать совместно, например: дачные кооперативы, с\х сообщества, по безопасности, деятельность сообщества против употребления наркотиков.


Пример программы личностного и социального развития как часть программы «Обучение здоровью» в начальной школе.



Класс



Четверть 1


Четверть 2

Четверть 3


Четверть 4



1


Создание атмосферы заботы в классе

Обучение совместной работе, и как работать вместе в качестве группы



Моя уникальность

Сходства и различия



Люди, которых я люблю

Моя семья и другие люди


Как я могу помочь сделать мою школу безопаснее

Создание уверенности в себе


2


Как поладить с другими людьми

Забота о других

Внимательное слушание


Что такое друг, дружба

Другие люди тоже чувствуют

Успешное общение


Распознавание и выражение чувств

Мирное разрешение конфликта


Нет ничего страшного в том, чтобы делать ошибки



3


Забота о моем теле

Понимание риска


Как быть настойчивым

Давление и воздействие




То, что волнует/ пугает меня, реальное или воображаемое




Как быть ответственным
Поддерживаем друг друга



4


Введение в критическое мышление и принятие решений


Проверенные люди, места и вещи
Как быть в безопасности


Успешное общение

Поддерживаем друг друга


Утрата и горе



Пример планирования урока с использованием интерактивных методов
Тема: «Риск» (сдвоенный урок)

Цель: профилактика рисков




п/п

Содержание (важнейшие слова, предложения.

вопросы)

Задачи учебы (уточненная цель)

Метод обучения

Вспомогательные средства/

материалы

Время от/до

Примечания

1

2.

Введение: сообщение темы и рамочных условий

Какие поступки можно считать рискован-ными?


Определение риска




Подготовка уч-ся к восприятию темы

Понимание уч-ся определения риска и типов риска: физический и социальный



Мозговой штурм

Лекция или учебная беседа (развитие темы с вопросами)

Доска, мел
Доска, мел

3-5 мин.
10 мин.

5 мин.



3

Мой рискованный поступок

Понимание чувств и эмоций до рискованного поступка и после, оценка поступка сегодня. Анализ причин и последствий (в т.ч. возможных)



Работа в парах, завершающаяся пленумом



10 мин.

Попросить пары

рассказать о самых показатель-ных

случаях.

(добровольно)

4


Планирование

рискованного

поступка



Отработка навыков оценки степени риска и

планирования мер по уменьшению степени риска (или отказа от рискованного поступка)

Групповая работа

Презентация результатов групповой работы на пле­нарном занятии, подведение итогов.

Рабочие листки с задачами, плакаты, маркеры, скотч

20 мин.

Обойти группы,

при необходимости оказать помощь

5

Завершение

А) Обобщение

Б) Оценка урока

Беседа с вопросами

Рабочие листки, барометр настроения

5 мин.

А) Копии рабочих листков на всех

Б)

Критерии оценки деятельности учащихся:

  • демонстрирует навыки критического мышления

  • демонстрирует навыки принятия решений

  • демонстрирует навыки сотрудничества в группе

Выводы (заполняется по окончании урока):


Список использованной литературы
1. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы.- М., 2003.

2. Бадак А. Безопасный рисунок. Использование рисунков на тему « Я и наркотики» для диагностики степени сопротивляемости детского коллектива употреблению наркотиков// Школьный психолог.-2003.- № 25-26.-С.4-5.

3. Базарный В.Ф. Деструктивное влияние современного учебного процесса на телесное здоровье// Школьные технологии. -2004.- № 3. –С.17-23.

6. Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа.-2004.-№ 1.-С.23-24.

8. Воскобойникова Н.П. Технологии педагогического мастерства в практической деятельности учителей// Химия в школе.-1999.-№ 6.-С.19-25.

9. Гедзь Е., Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков. Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия// Школьный психолог.-2004.-№ 29.-С.9-24.

10. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,1999.

12. Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки: Пособие для учителя/Под ред.О.Л.Романовой. –М., 1994.

14. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.-М.: Знание,1998.

17. Заир-Бек С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы (Технология критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования ХХI века). - Н.Новгород, 2001.

20.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М.: Арена, 1994.

22. Колесова Л.С. Методология обучения здоровью: руководство для

тренеров-Москва, 2004 (рукопись)

23. Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие.- М.: Пед.общество России, 2000.

24. Лично-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/Под ред. Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ Сфера, 2004.

28. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь/ Отв.ред.А.С.Белкин.- Урал.гос.пед.ун-т, Екатеринбург,1995.

30. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 кл. средней школы. М.: Полимед, 2005.

31. Русских Г.А. Технология развития критического мышления// Биология в школе.-2004.-№ 2.-С.28-33.

33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,1998.

35. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.-М.: АРКТИ,2003.

36. Сухова Т.С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения.- (Б-ка учителя).- М.:Вентана-Графф, 2001.

37. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития (доклады, материалы к научно-практ.конф.).-М., 1997.

39. Шатохина Л.Ф., Рубана И.М. Проектный метод в обучении здоровью. М.: Полимед, 2005.

43. Учащиеся и наркотики. Издание подготовлено при поддержке UNDCP, 2002.

44. Царапкина Е. Искусство жить в ладу с собой и миром: развивающая программа для подростков// Школьный психолог. -2003.

45. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении, Томск, 1993.

46. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?// Школьные технологии. – 1999.-№ 3.-С.

47. Active Living: An Essential Element of a Health-Promoting School, WHO/NMH/HPS/005

48. Food Environment and Health: A Guide for Primary School Teachers
49.Violence Prevention: An Important Element of a Health Promoting School/ WHO/SCHOOL/96/3- WHO/HPR/HEP/98.2.
50. Promoting Health Through Schools – The World Health Organization’s Global School Health Initiative, WHO/HPR/HEP/96.4





страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: