Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»
Пример планирования раздела « Пол человека и сексуальность» (начальная школа) | ||||
| Учащиеся могут | |||
Класс 1 | Класс 2 | Класс 3 | Класс 4 | |
Физическое здоровье | - знать, как их тело взрослеет и изменяется | -признавать, что все люди уникальны, и отличаются, например ростом, зрением, цветом волос | - демонстрировать знание и понимание уникальности собственного тела - демонстрировать знание и понимание собственных развивающихся признаков принадлежности к полу | |
Психо-эмоциональное здоровье | - распознавать свои чувства к себе и к другим людям - распознавать, что их семья и прочие особые люди в их жизни заботятся о них, и им помогают - | - распознавать спектр чувств, которые они и другие люди могут испытывать в разное время - общаться с окружающими посредством расширения словарного запаса в области эмоций и чувств - | - использовать личностные и межличностные навыки, чтобы устанавливать контакт с другими людьми - осознавать, как обстоятельства могут изменить эмоции - идентифицировать стратегии, позволяющие помочь справиться с горем и утратой | - продемонстрировать понимание своих потребностей и сильных эмоциональных сторон, например: способность быстро восстанавливать душевные и физические силы, способы, как справиться с давлением - различать связь между образом тела, само ценностью и внешними воздействиями - осознавать, что влияние ровесников и СМИ могут воздействовать на выбор, который они делают |
Социальное здоровье | продемонстрировать, как они уважают и заботятся о себе и окружающих | определять значимость семьи и дружбы - распознавать, каким образом о них заботятся окружающие | - продемонстрировать способы завязывания и сохранения дружбы показать спектр методов, как справиться с различными ситуациями, особенно с теми, которые могут представлять риск: например: жестокость | - признавать, что все члены сообщества имеют право на равные возможности, например: проблемы дискриминации |
Начальная школа
Профилактика употребления психоактивных веществ Возраст: 6-7 лет | ||
Задачи обучения | Содержание обучения | Возможности оценки |
Учащиеся должны:
|
|
|
Возможные материалы/ виды деятельности: . Материалы органов здравоохранения и СМИ для детей младшего школьного возраста | ||
Организация/ время Межпредметные занятия с различными заданиями, чтобы все учащиеся были вовлечены в достаточно открытые виды деятельности, соответствующие запланированным результатам обучения. | ||
| ||
Партнерство Взаимодействие с родителями по поводу подхода к наркотическим/ лекарственным веществам. | ||
Прочие вопросы Инструктирование учителей, родителей о школьных процедурах по наркотическим/ лекарственным веществам. Необходимо подчеркнуть аспекты безопасности, например: принимать только собственные лекарства, рассказывать взрослым о «найденных» конфетах/ флаконах/бутылках. |
Обучение правильному питанию | ||||||
| Учащиеся могут | |||||
Класс 1 | Класс 2 | Класс 3 | Класс 4 | Класс 5 | Класс 6 | |
Физическое здоровье | - показать знание простых мер по сохранению здоровья посредством, например: питания, питья, физических упражнений, сна, поддержания чистоты и чистки зубов | -продемонстрировать знание и понимание того, что нужно делать, чтобы быть здоровым, например: разнообразное питание, регулярные физические упражнения - выявить различные меры безопасности, например: против вредных веществ, безопасное приготовление пищи, безопасность на дороге | - продемонстрировать знание и понимание того, что они делают, чтобы быть здоровыми, например: эффект регулярных физических упражнений, досуговых видов деятельности, выбор питательной пищи - выявить способы снижения риска инфекций, например: гигиена полости рта | | - продемонстрировать знание и понимание влияния, которое может иметь выбор в пользу здоровья на качество здоровья, например: выбор досуговой деятельности, разнообразное питание | |
Эмоциональное здоровье | - распознавать, что их семья и прочие особые люди в их жизни заботятся о них, и им помогают | - распознавать, каким образом о них заботятся окружающие | | - различать связь между формой тела, само ценностью и внешними воздействиями - осознавать, что влияние ровесников и СМИ могут воздействовать на выбор, который они делают | | |
Социальное здоровье | - показать простые способы сохранения окружающей среды чистой, безопасной и здоровой | - выявить, как они могут внести вклад в сохранения окружающей среды чистой, безопасной и здоровой | | - продемонстрировать понимание некоторых аспектов социальных и культурных воздействий на здоровье, например: различная пища, схема упражнений, релаксация. | - выявлять глобальные проблемы окружающей среды, которые воздействуют на здоровье | - выявлять, как люди в сообществе могут работать совместно, например: дачные кооперативы, с\х сообщества, по безопасности, деятельность сообщества против употребления наркотиков. |
Пример программы личностного и социального развития как часть программы «Обучение здоровью» в начальной школе.
Класс | Четверть 1 | Четверть 2 | Четверть 3 | Четверть 4 |
1 | Создание атмосферы заботы в классе Обучение совместной работе, и как работать вместе в качестве группы | Моя уникальность Сходства и различия | Люди, которых я люблю Моя семья и другие люди | Как я могу помочь сделать мою школу безопаснее Создание уверенности в себе |
2 | Как поладить с другими людьми Забота о других Внимательное слушание | Что такое друг, дружба Другие люди тоже чувствуют Успешное общение | Распознавание и выражение чувств Мирное разрешение конфликта | Нет ничего страшного в том, чтобы делать ошибки |
3 | Забота о моем теле Понимание риска | Как быть настойчивым Давление и воздействие | То, что волнует/ пугает меня, реальное или воображаемое | Как быть ответственным Поддерживаем друг друга |
4 | Введение в критическое мышление и принятие решений | Проверенные люди, места и вещи Как быть в безопасности | Успешное общение Поддерживаем друг друга | Утрата и горе |
Пример планирования урока с использованием интерактивных методов
Тема: «Риск» (сдвоенный урок)
Цель: профилактика рисков
№ п/п | Содержание (важнейшие слова, предложения. вопросы) | Задачи учебы (уточненная цель) | Метод обучения | Вспомогательные средства/ материалы | Время от/до | Примечания |
1 2. | Введение: сообщение темы и рамочных условий Какие поступки можно считать рискован-ными? Определение риска | Подготовка уч-ся к восприятию темы Понимание уч-ся определения риска и типов риска: физический и социальный | Мозговой штурм Лекция или учебная беседа (развитие темы с вопросами) | Доска, мел Доска, мел | 3-5 мин. 10 мин. 5 мин. | |
3 | Мой рискованный поступок | Понимание чувств и эмоций до рискованного поступка и после, оценка поступка сегодня. Анализ причин и последствий (в т.ч. возможных) | Работа в парах, завершающаяся пленумом | | 10 мин. | Попросить пары рассказать о самых показатель-ных случаях. (добровольно) |
4 | Планирование рискованного поступка | Отработка навыков оценки степени риска и планирования мер по уменьшению степени риска (или отказа от рискованного поступка) | Групповая работа Презентация результатов групповой работы на пленарном занятии, подведение итогов. | Рабочие листки с задачами, плакаты, маркеры, скотч | 20 мин. | Обойти группы, при необходимости оказать помощь |
5 | Завершение | А) Обобщение Б) Оценка урока | Беседа с вопросами | Рабочие листки, барометр настроения | 5 мин. | А) Копии рабочих листков на всех Б) |
Критерии оценки деятельности учащихся:
Выводы (заполняется по окончании урока): |
Список использованной литературы
1. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы.- М., 2003.
2. Бадак А. Безопасный рисунок. Использование рисунков на тему « Я и наркотики» для диагностики степени сопротивляемости детского коллектива употреблению наркотиков// Школьный психолог.-2003.- № 25-26.-С.4-5.
3. Базарный В.Ф. Деструктивное влияние современного учебного процесса на телесное здоровье// Школьные технологии. -2004.- № 3. –С.17-23.
6. Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа.-2004.-№ 1.-С.23-24.
8. Воскобойникова Н.П. Технологии педагогического мастерства в практической деятельности учителей// Химия в школе.-1999.-№ 6.-С.19-25.
9. Гедзь Е., Середенко Н. Профилактика девиантного поведения подростков. Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия// Школьный психолог.-2004.-№ 29.-С.9-24.
10. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,1999.
12. Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки: Пособие для учителя/Под ред.О.Л.Романовой. –М., 1994.
14. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.-М.: Знание,1998.
17. Заир-Бек С.И. Технология РКМЧП: базовые принципы (Технология критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования ХХI века). - Н.Новгород, 2001.
20.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М.: Арена, 1994.
22. Колесова Л.С. Методология обучения здоровью: руководство для
тренеров-Москва, 2004 (рукопись)
23. Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие.- М.: Пед.общество России, 2000.
24. Лично-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/Под ред. Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ Сфера, 2004.
28. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь/ Отв.ред.А.С.Белкин.- Урал.гос.пед.ун-т, Екатеринбург,1995.
30. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 кл. средней школы. М.: Полимед, 2005.
31. Русских Г.А. Технология развития критического мышления// Биология в школе.-2004.-№ 2.-С.28-33.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,1998.
35. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.-М.: АРКТИ,2003.
36. Сухова Т.С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения.- (Б-ка учителя).- М.:Вентана-Графф, 2001.
37. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития (доклады, материалы к научно-практ.конф.).-М., 1997.
39. Шатохина Л.Ф., Рубана И.М. Проектный метод в обучении здоровью. М.: Полимед, 2005.
43. Учащиеся и наркотики. Издание подготовлено при поддержке UNDCP, 2002.
44. Царапкина Е. Искусство жить в ладу с собой и миром: развивающая программа для подростков// Школьный психолог. -2003.
45. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении, Томск, 1993.
46. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?// Школьные технологии. – 1999.-№ 3.-С.
47. Active Living: An Essential Element of a Health-Promoting School, WHO/NMH/HPS/005
48. Food Environment and Health: A Guide for Primary School Teachers
49.Violence Prevention: An Important Element of a Health Promoting School/ WHO/SCHOOL/96/3- WHO/HPR/HEP/98.2.
50. Promoting Health Through Schools – The World Health Organization’s Global School Health Initiative, WHO/HPR/HEP/96.4
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: