Методические рекомендации по организации учебного процесса Москва Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации»
Оценка обучения здоровью на основе навыков
Оценочная деятельность имеет важное значение с начальных этапов и в ходе осуществления программы. Когда вы оцениваете потребности с самого начала (проводится анализ обстановки), определяете задачи и планируете определенную деятельность (разрабатываете план действий), вы создаете основы для оценочной деятельности. В то же время требуется план формальной оценки для контроля продвижения вперед, и вы должны быть уверены, что план оценочной деятельности возможно осуществить.
Всеобъемлющий план оценочной деятельности включает как оценку процесса, так и оценку результатов. В ходе осуществления оценка процесса отслеживает прогресс программы и обеспечивает обратную связь, таким образом, чтобы можно было вносить изменения или корректировать программу, когда это необходимо. Оценка результатов позволяет оценивать результаты и влияние принимавшихся мер, а также определяет, в какой мере мероприятия были эффективны в достижении поставленных задач. Затем цикл начинается снова с вопроса о том, какие желательны дальнейшие изменения или корректировки в качестве новой перспективной цели.
. Оценка процесса
Оценка процесса отвечает на вопросы о том, как проводилась программа, а не о том, какие были достигнуты результаты, и следит за тем, осуществлялась ли программа в соответствии с принятым планом. Два наиболее важных параметра - это охват и качество программы. Охват определяет объем аудитории, на который оказывалось запланированное воздействие. Качество касается адекватности подготовки и удовлетворенности акционеров подготовкой и осуществлением программы, однако гарантии качества не должны касаться более подробного анализа. Оценка процесса может включать формальную оценку обучения и учебных материалов, а также занятий. Это может создать основы для усовершенствования программы и ее результатов. Оценка процесса также может отслеживать изменения промежуточных данных, таких как формы коммуникации, построение отношений, источники информации, социальные нормы или нормы среди сверстников, изменения в обеспечении программы и изменения в связях с общественностью, родителями, школой.
Оценка процесса важна для того, чтобы гарантировать, что осуществление программы идет одинаково на местах, и для предоставления свидетельств о том, что наблюдаемые результаты вызваны именно осуществлявшимися мероприятиями, а не какими-либо другими влияниями. Рис. 2 предлагает примеры процесса на уровне осуществления программы.
Рис.2. Возможные стандарты качества школьной программы
Возможные стандарты качества программы:
- Рассматривает ли программа релевантные вопросы социальной защиты и здравоохранения?
- Ставятся ли задачи по модификации поведения?
- Наблюдается ли успешное сочетание знаний, отношений и навыков?
- Используются ли интерактивные методы обучения и изучения материала?
- Ставит ли программа в центр своего внимания реальных участников и учитываются ли аспекты половых различий?
- Способствует ли политика на местах поддержке программы (например, подготовка учителей, внутренние услуги и непрекращающаяся поддержка)?
- Может ли рассматриваемая аудитория/участники получить доступ к необходимым поддерживающим услугам?
- Проводятся ли консультации с держателями акций? Вовлекаются ли они в процесс?
- Проходят ли учителя/помощники подготовку по этому направлению?
- Получают ли учителя/помощники поддержку на этапе осуществления программы?
- Удовлетворены ли учителя/помощники ходом осуществления программы?
- Удовлетворены ли участники ходом осуществления программы?
- Достаточно ли времени выделено для осуществления программы, чтобы достичь желаемых результатов?
- Используются ли адекватные учебные материалы (достоверные, учитывающие половые различия, соответствующие возрасту, доступные, отвечающие языковым навыкам, длительного использования и др.)?
- Основана ли программа на релевантных, современных, точных методах обучения и информации?
- Осуществляются ли мониторинг процесса и оценка программы?
- Какова стоимость осуществления программы?
Оценка результатов
Оценка результатов позволяет определить, достигла ли программа поставленных целей, и привели ли принятые меры к изменениям, в особенности, что касается влияния на поведение и условия, а также знаний, отношений и навыков, которые должны повлиять на эти изменения. Оценка результатов проводится для определения влияния или изменений, которые возникают во время выполняемых мероприятий. Первые шаги начинаются задолго до начала мероприятий, включая закладку основ или критериев для сравнения, и должны продолжаться уже после начала осуществления программы.
Данный вид оценочной деятельности должен быть очень подробным и научно обоснованным и достигать оценки размеров влияния или изменений, часто “доказывать”, что применяемые стратегии действительно “работают”. Программы, которые уже доказали свою эффективность в достижении желаемых навыков или поведения, не требуют подробной оценки результатов каждый раз во время их применения. Там, где ресурсы, такие как время, штат сотрудников и бюджет для оценочной деятельности ограничены, может быть целесообразнее просто сосредоточиться на осуществлении процесса, чем на оценке результатов. Слишком часто программы направляют усилия на оценку влияния на учащихся без четкого понимания того, были ли качественными проводившиеся мероприятия. Определение эффективности имеет важное значение и информация об оценке процесса может быть чрезвычайно полезной для улучшения качества при повторении мероприятий.
Вопросы оценки результатов включают следующее:
- До какой степени были выполнены поставленные задачи?
- Степень воздействия (влияния) на знания, отношения, навыки и поведение учащихся и штата сотрудников?
- Какие отдельные мероприятия или компоненты наших программ зарекомендовали себя наилучшим образом? Какие элементы оказались недейственными?
Индикаторы результативности, избираемые для программы, зависят от поставленных целей программы. Обучение здоровью на основе навыков, которое осуществляется качественно, должно, несомненно, вызвать изменения в поведении и условиях, а также связанных с ними знаниях, отношениях, убеждения и навыках.
Влияние обучения здоровью на основе навыков может оцениваться на различных уровнях, и существенно, чтобы ожидания от программы соответствовали применяющимся стратегиям. При применении изолированно обучение здоровью на основе навыков позволит достичь результатов уже на первом уровне (немедленно), однако, при применении совместно с другими более скоординированными стратегиями можно ожидать результатов на уровне 2 (средний) и уровне 3 (долгосрочный). Эти три уровня описаны ниже:
1. Немедленные результаты: развитие знаний, отношений и навыков. Данный уровень представляет основной интерес для учителей и помощников при работе в классе, хотя они также могут добиваться результатов среднего уровня, касающихся поведения и условий, на которые необходимо повлиять.
2. Среднесрочные результаты: изменение или поддержание желаемого поведения и условий, которые могут повлиять на достижение конечной цели. Данный уровень особенно важен для координаторов обучения здоровью на основе навыков или менеджеров, хотя они также заинтересованы в получении немедленных результатов.
3. Долгосрочные результаты: достижение цели программы, изменений в статусе здоровья или социальных условиях. Данный уровень представляет особый интерес для разработчиков политики и лиц, принимающих решения в правительстве, хотя они также могут проявлять интерес к среднесрочным результатам и немедленным результатам.
Оценка обучения здоровью на основе навыков
в ходе классных занятий
Оценка обучения здоровью на основе навыков может стать естественной частью общего образования, и жизненные навыки можно оценивать в ходе занятий в классе.
В школьных условиях оценка является регулярной частью наблюдения за прогрессом учащихся в области образования, и многие приемы, применяемые в классе, могут внести вклад в крупномасштабные исследования. Так, например, навык наложения повязки на занятиях по оказанию первой медицинской помощи может оцениваться по определнным критериям, также обстоит дело и с такими навыками как уверенность в себе, ведение переговоров или сотрудничество. Кроме того, обеспечив подобный уровень влияния знаний, отношений и навыков на модели поведения, возможно добиться лучшего понимания того, какие аспекты программы более эффективны и какие необходимо усовершенствовать
Классные занятия представляют собой идеальные условия для осуществления обучения здоровью на основе навыков. Они предлагают сравнительно безопасную среду, в которой применение информации и развитие отношений и навыков может изучаться, наблюдаться и оцениваться с использованием ролевой игры, обсуждения, моделирования ситуации и других упражнений.
Учителям и школам необходимы практические механизмы оценивания и записи прогресса учащихся и определения последующего шага в процессе обучения здоровью. . Подразумевается, что учителя должны четко обозначить, какие конкретные аспекты содержания должны стать фокусом внимания для их учащихся. Весьма важно установить четкие критерии оценки. Процесс оценивания должен проводиться в контексте эффективного планирования учебного процесса. Он должен учитывать 5 ключевых видов деятельности:
планирование
учеба
запись
отчет
оценивание.
Примеры оценочных видов деятельности, которые могут предоставить свидетельство достижений учащихся в области обучения здоровью, включают в себя:
пометки учителя о групповой дискуссии
оценка и оценивание учителя прогресса группы/ класса, связанные с выполнением заданий
выслушивание дискуссии учащихся
выслушивание отчетов учащихся классу/ группе
наблюдение за навыками учащихся в процессе выполнения заданий
наблюдение за ролевой игрой
законченная тематическая папка или книга работы
продукт группового задания
классный тест
письменная работа
ответы учащихся на вопросы (письменные или устные)
задания на самооценку
задания на оценку товарищей
Конечные результаты и направления должны обеспечивать общую схему оценки знаний, умений и навыков.
Учащиеся имеют право на последовательный прогрессивный учебный опыт, который развивает ответственность за здоровье. Отдельные пункты предлагают пути развития понимания ключевых идей каждого направления. Они подкрепляют выбор учителем форм обучения оценочных заданий. Однако, оценивая прогресс учащихся, не всегда необходимо планировать обязательный охват всех пунктов определенного уровня, чтобы быть уверенным, что учащийся за период обучения показал широкую компетенцию на уровне, направленном на достижение определенной конечной цели.
Реалистичный подход к оцениванию подразумевает четкие критерии. Не ожидается, что учащихся будут оценивать урок за уроком, все то время, пока идет усвоение материала по каждому направлению, и будут представлять широкую картину их знаний в области обучения здоровью. Критерии, выбранные для оценки на каждом конкретном уроке, можно просто выделить при составлении плана урока.
На протяжении процесса выполнения долговременного плана, учителя используют свое профессиональное мнение, чтобы:
определить достижение учащимися запланированного уровня обучения
задать уровень установленным частям работы на основании четких общих критериев и определить следующий шаг в обучении
принять решение о совокупном уровне достижений отдельного ученика и класса в целом
вести простые записи прогресса учащихся для выполнения целей планирования и отчетности.
Для учителей будет лучше, если школьные руководители выдвинут понятные и выполнимые требования к планированию, данным по оценкам, записи и отчету.
Запись достижений учащихся
Запись индивидуальных достижений учащихся должна быть простым, выполнимым процессом. Это не всегда должен быть письменный отчет. С течением времени можно простроить график прогресса учащегося с данными, включающими в себя избранные части или аспекты классной работы.
Можно привлекать учащихся к записи своих оценок на листе в конце личных блокнотов/ папок, или же в классном архиве. Это, в сущности, затем станет личным документом ученика о его достижениях. Классный архив или же архив учителя также может содержать общую сетку, показывающую достижения всех учащихся в определенной теме или разделе. Папки или подборки работ должны подкреплять оценку, отчет и планирование следующего шага. В некоторых школах может быть сделан отдельный срез знаний по обучению здоровью, в то время как в других он может принять форму потрфолио прогресса, охватывающего личностное и социальное воспитание и обучение здоровью.
Оценка должна стать неотъемлемой частью учебного процесса, общего для учителя и учащегося. Она не должна преобладать над учебным процессом, не должна стать единственной целью, и ее не всегда обязательно записывать.
Эффективные планы занятий или уроков по обучению здоровью должны содержать критерии оценки и место для записи информации по оценкам. Это может значительно сэкономить время и усилия на ведение записей, а затем и на анализ выполнения годовой программы.
Обучение здоровью предоставляет учащимся возможности самооценки и оценки товарищей.
Раздел 7. Подготовка учителей и изменения
Подготовка учителей
Преподаватели, вовлеченные в обучение здоровью на основе навыков должны проходить соответствующую подготовку, чтобы гарантировать успешное осуществление данных программ обучения здоровью. Обученные преподаватели более вероятно, чем не прошедшие специальную подготовку, смогут успешно воплощать в жизнь эти программы, т.е. обучать всему необходимому содержанию и применять эффективные методы обучения. Учителя обучения здоровью на основе навыков должны обладать сочетанием различных профессиональных и личных качеств. Некоторые из них обладают этими качествами и привносят их в свою работу, другие должны пройти подготовку, чтобы их приобрести.
Характеристики лиц, наилучшим образом осуществляющих программы, могут выглядеть таким образом:
- они являются ролевыми моделями здорового поведения;
- они достойны доверия и уважения;
- они опытны и компетентны;
- они имеют доступ к ресурсам, получают поддержку руководства и учреждений.
Профессиональные навыки и компетентности
Учителя и другие участники программы обучения здоровью на основе навыков должны использовать интерактивные методы обучения. По этой причине они должны развивать или обладать следующими качествами:
- способностью выполнять различные роли, поддерживать и вести группу в нужном направлении (Tobler, 1992);
- доброжелательностью и энтузиазмом (Ladd and Mize, 1983);
- способностью обсуждать сложные вопросы, связанные с гигиеной, сексуальным и репродуктивным здоровьем, предотвращением ВИЧ/СПИД, взаимоотношениями представителей противоположного пола, дружбой, употреблением наркотиков, трудностями в принятии решений, касающихся будущего. Эти темы учитель или преподаватель должны готовить для обсуждения заранее, включая подготовку сведений о том, где можно получить дополнительную информацию. Все это требует специальной подготовки в рамках контекста подросткового развития, имиджа тела, сексуальности и имеющихся в обществе ресурсов;
- соответствующим личным или профессиональным отношением и практикой. Учителя и преподаватели часто пытаются добиться формирования у подростков навыков, которыми они сами не обладают, например, уверенность в себе, управление стрессом и решение проблем.
Более того, учителя и преподаватели могут нуждаться в помощи при решении их собственных сексуальных проблем: в стратегиях предотвращения ВИЧ/СПИДа, неправильного употребления психоактивных веществ, решении проблем насилия в семье. Занятия по программам укрепления здоровья для учителей показали, что подготовка может способствовать укреплению здоровья самих преподавателей, а также повысить посещаемость, мораль и качество учебы (Allegrante, J., 1998). Некоторые мероприятия, в рамках которых проходило обучение родителей развитию жизненных навыков у детей (Shure & Spivack, 1979), помогли родителям улучшить их собственные способности по принятию решений, выполнению родительских обязанностей и навыкам контроля за стрессом.
- осуществлять на практике те навыки, которые пропагандируешь. Учителя и другие преподаватели должны располагать широкими возможностями для практического применения методов активного вовлечения учащихся, такими, как дискуссии, ролевые игры, работа в группах кооперативного обучения. Они также должны моделировать поведение, которое пропагандирует их программа обучения.
- достоверные знания и адекватное личное восприятие широкого спектра рассматриваемых вопросов и способность обращаться к другими экспертным источникам, если это необходимо.
Многие взрослые должны будут забыть об авторитарном подходе к обучению, чтобы стать эффективными проводниками программы.
Планирование подготовки учителей
Доступ к высококачественной подготовке и поддержке имеет существенное значение для развития характеристик, описанных в предшествующем разделе.
Учителя и другие руководители обучения должны пройти хорошую подготовку как в доучебном, так и в учебном контекстах. Подготовка должна помочь учителям ознакомиться и приобрести опыт, освоить интерактивные методы обучения и усвоения знаний, получить административную поддержку на школьном уровне и непрекращающуюся поддержку экспертов для укрепления и расширения интерактивных методов обучения. Подготовка обучению здоровью на основе навыков должна отражать принципы обучения и усвоения знаний в рамках осуществляемых программ. Подготовка должна включать методологию активного обучения, которая учитывает все, что известно о видах обучения взрослых людей. Практически, учителя во многих странах не получают качественного предварительного обучения или же подготовки в ходе работы, а также недостаточную поддержку при выяснении сложных вопросом и проблем особой уязвимости, что требует специальных навыков.
Независимо от того, прошел или нет учитель в прошлом качественное обучение, хорошие курсы помогут выработать положительное отношение и существенно повысить компетентность, требующуюся для обучения здоровью на основе навыков. Стратегии, применяемые при обучении здоровью на основе навыков, сходны с традициями обучения, передававшимися из поколения в поколение в местных культурах. Эти традиции включают обучение в группе, от старших к младшим, обучение женщинами, группами сверстников, совместно мальчиков и девочек; информация и культурное наследие передавались, таким образом, от поколения к поколению.
Ключевые элементы эффективной подготовки для учителей и других преподавателей включают следующее:
- создание адекватной базы знаний по рассматриваемым вопросам и сети экспертов для получения дальнейшей информации;
- создание обстановки для эффективного, безопасного и поддерживающего обучения программе;
- стимулирование широкого участия и искреннего общения;
- применение интерактивных методов обучения, например, обучение взаимодействию в группе, ролевым играм, представлениям, ведению дебатов, работе малых групп, и открытым дискуссиям;
- моделирование навыков, указанных в учебном плане;
- концентрация на ребенке и подростке, а не просто на влиянии анализа какой-либо конкретной проблемы, связанной со здоровьем;
- анализ восприятия взрослыми подросткового поведения, стереотипов взрослых и мифов, разъяснение ценностей взрослых и смежных вопросов, волнующих молодых людей;
- формирование навыков в сочетании с предоставлением информации;
- обсуждение вопросов, создающих уязвимость подростков;
- обеспечение конструктивной критикой, подкреплением положительными примерами и обратной связью;
- доступ и оценка качества ресурсов обучения и для изучения;
- доступ и оценка сетей дополнительной информации и оказания поддержки, а также взаимосвязь и обеспечение участия местных органов;
- обеспечение формирования навыков на уровне навыков преподавателей (Gingiss, 1992);
- обеспечение обучающихся возможностью демонстрировать и практиковать новые навыки и продолжение подготовки, включая непрерывное обучение и занятия по его ускорению (Hansen, 1992; Botvin, 1986) ;
- обеспечение активного участия учащихся в принятии решений, касающихся воплощения программы;
- возможность для опытных преподавателей обучения здоровью на основе навыков делиться опытом с новыми обучающимися (Dusenbury & Falco, 1995).
Умение справляться с изменениями
Любая попытка развития умственного и эмоционального здоровья, как в человеческой жизни, так и в учреждении вовлечёт «умение справляться с изменениями». Эта статья предпринимает попытки выделить некоторые идеи, которые нужны для того, чтобы справиться с изменениями результативно.
Понимание процесса изменений.
Важно понимать, что изменение имеет огромное влияние на человеческие чувства. Даже если изменение направлено в лучшую сторону, как, например введение обучения здоровью в школьном обучении, оно часто является травматическим. Людям требуется время для изменений и свобода, чтобы пройти через различные ступени эмоционального привыкания. Трудные эмоции, сопровождающие изменение, могут быть прочувствованы человеком или людьми, которые сами инициировали эти изменения, и могут быть волнующими, если вы их не ожидаете.
Стадии изменений могут показаться негативными. Они обычно включают в себя сначала отвержение изменений, затем чувство того, что вы ими подавлены, или, что вы находитесь под их прессингом. Люди, переживающие изменения, нуждаются во времени, чтобы избавиться от прошлого, что иногда означает, что им нужно «погоревать о хороших давно забытых деньках» перед тем как они могут перейти к чему-то новому. Исследования предполагают, что эти изменения настроения и поведения обычно идут по предсказуемой модели (Болам, 1984, Хэвлок, 1970).
Перед началом важно знать точно, какова ваша конечная цель. Осознание того, как вещи могут измениться, нужно постоянно держать в голове в течение долгого и возможно трудного дальнейшего периода. Без чёткой идеи, легко отвлечься, и закончить данный путь, не достигнув того, что вы на самом деле хотели достигнуть. В течение того времени, когда нужно сотрудничать с другими, важно также понимать, где ваши интересы и понятия отличаются от их, и быть способными сказать «нет» предложениям, если нужно, которые не реализуют ваши цели.
Ставьте перед собой понятные и выполнимые цели
Учитесь управлять временем
Рассмотрите ситуацию, которую вы пытаетесь изменить, ещё раз
Создавайте команду и оказывайте поддержку
Будьте реалистичного мнения о себе как «об агенте перемен».
Таким образом, школа, способствующая здоровому образу жизни, тщательно рассматривает имеющиеся подходы к организации учебного процесса, которые она использует во всех областях учебной программы, а также обстоятельства, при которых применяются особые подходы. Занимаясь обучением здоровью, она будет:
использовать соответствующим образом активные методы обучения, фронтальную классную работу, актуальные индивидуальные формы работы, дискуссии и совместную работу в малых группах, ролевые игры и моделирующие виды деятельности
гарантировать, что подходы к обучению, по возможности, основываются на понимании потребностей учащихся в сфере здоровья и уже изученном материале, при использовании, в соответствующих случаях, собственной оценки учащимися своих потребностей в области здоровья.
советоваться и соответствующим образом вовлекать родителей в подходы к учебному процессу, особенно относительно тонких вопросов, связанных со здоровьем
предлагать учащимся разумные практические советы, отвечающие их потребностям в области здоровья
принимать во внимание существенные вопросы, связанные со здоровьем в местности, где расположена школа
гарантировать, что учебный процесс проходит в контексте открытого и безопасного исследования проблем здоровья
поддерживать и поощрять здоровый режим, навыки защиты и процесс ответственного принятия решения относительно здорового образа жизни
должным образом использовать обучение сверстниками, когда старшие учащиеся, получив подготовку и под соответствующим наблюдением взрослых, предлагают более юным учащимся хорошие ролевые модели здоровья и возможности высказаться приемлемым образом посредством обсуждения вопросов здоровья
Раздел 8. Примеры тематического и поурочного планирования
Фрагмент программы обучения здоровью
Направление | Класс 1 | Класс 2 | Класс 3 |
Физическое здоровье Данное направление исследует физические факторы в связи с обучением здоровью и заботой о себе | Исследование хорошего самочувствия, взросления и изменений
| Изучение, как помочь нашему телу быть здоровым
| Изучение связи между нашим здоровьем и действиями
|
Психо-эмоциональное здоровье Данное направление исследует эмоции, чувства, взаимоотношения и как они воздействуют на наше психическое благополучие | Изучение семьи и особенных людей
| Изучение чувств, семьи и дружбы
| Изучение, как распознать чувства и эмоции и справиться с различными ситуациями
|
Социальное здоровье Данное направление исследует взаимодействие человека, сообщества и окружающей среды в связи со здоровьем и безопасностью | Исследование способов поддержания окружающей среды в чистоте, охраны собственной безопасности и получения помощи
| Выявление мер безопасности и как избежать опасностей
издевательств
| Изучение нашей роли в сообществе, и как она на нас сказывается
|
Класс 4 | Класс 5 | Класс 6 |
Исследование личных потребностей и произошедших изменений
| Исследование проблем, влияющих на качество нашей жизни
| Демонстрация навыков личностного менеджмента
|
Исследование воздействия поступков и давления на взаимоотношения, чувства и уверенность в себе
| Разработка стратегий, как контролировать ситуации и взаимоотношения
| Изучение эффективных взаимоотношений, навыков и стратегий, например: как подтвердить, поддержать, уклониться
|
Исследование проблем, которые воздействуют на здоровье и окружающую среду
| Исследование глобальных проблем окружающей среды, законов о здоровье и безопасности и службы помощи
| Изучение прав и обязанностей
|
Пример раздела программы « Профилактика употребления психоактивных веществ»
Данный фрагмент программы демонстрирует связь между задачами обучения, содержанием и возможностью оценки эффективности.
Профилактика употребления психоактивных веществ Классы: 7 – 9 | ||
Задачи обучения | Содержание обучения | Возможности оценки |
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны определить:
|
Обсудить мнения групп ровесников о стилях жизни
|
|
Возможные материалы/ виды деятельности: заметки в СМИ об употреблении наркотиков; брошюры по употреблению ПАВ, материалы местного центра профилактики наркомании, центра пропаганды здорового образа жизни др. | ||
Организация/ время Для достижения учебных целей требуется достаточное количество времени. Изучение потребностей учащихся и факторов риска местной окружающей среды определяют необходимые временные затраты. Для планирования занятий по этой теме рекомендуется изучить возможности, имеющиеся в программах других школьных предметов, рассматривающих знания и необходимые жизненные навыки (ОБЖ, биология), | ||
Ресурсные материалы: | ||
Партнерство Партнерство учителей с родителями до начала программы предоставляет возможности для занятий с использованием активных методов с родителями в школе. Некоторые школьные комитеты здоровья организуют мастерские для родителей, на которых профессионалы в сфере здравоохранения и сотрудники милиции могут отвечать на вопросы, давать советы, раздавать бесплатные информационные материалы. | ||
Прочие вопросы Сотрудничество между учителями разных ступеней в отношении программы профилактики ПАВ-зависимостей и передача записей об учебном процессе. Определить занятия, предметы, способствующие процессу обучения. Примечание: необходимо чутко отнестись к семейным ценностям, личным проблемам учащихся или членов их семей со здоровьем, потребности учащихся в особых лекарствах (например, диабетических). |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: