Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Классный руководитель назначается на основании приказа директора школы.
1.2. Классный руководитель подчиняется директору школы, заместителю директора по учебно-воспитательной работе, заместителю директора по воспитательной работе.
1.3. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, указами Президе6нта РФ, решениями правительства РФ, решениями правительства г. Владимира и органов управления образованием всех уровней по вопросам обучения и воспитания; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкцией). Соблюдает Конвенцию о правах ребенка. Руководствуется общей социальной и специальной педагогикой, педагогической, социальной, возрастной и детской психологией, социально-педагогическими и диагностическими методиками. Законом об образовании.
2. ФУНКЦИИ
Основным направлением деятельность классного руководителя является –
создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Классный руководитель выполняет следующие должнолстные обязанности:
Планирует:
- проведение мероприятий обучающего и воспитательного характера;
- воспитательную работу с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- работу с неблагополучными семьями;
- работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и аддиктивного поведения несовершеннолетних.
Организует:
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- воспитательную работу с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования.
3.3. Координирует:
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- совместную деятельность общеобразовательного учреждения с семьей;
3.4. Осуществляет:
- оформление необходимой документации (классный журнал, социальный паспорт класса, дневник классного руководителя, план воспитательной работы, карты учета, акты и пр.)
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимися в формировании коммуникативных качеств.
3.5. Анализирует:
- изучение личных дел учащихся;
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- итоги работы с классным коллективом ;
- итоги индивидуальной работы с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
3.6. Прогнозирует:
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
3.7. Контролирует:
- успеваемость каждого обучающегося;
- посещаемость каждого обучающегося (классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин).
3.8. Руководит:
- запланированными мероприятиями с обучающимися;
- действиями учащихся во время нахождения их в школе;
- организацией работы учащихся.
3.9. Разрабатывает:
- план воспитательной работы с классом;
-план индивидуальной работы с учащимися;
- план работы с семьями учащихся.
3.10. Обеспечивает:
- участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях;
- эффективность работы с классным коллективом.
4. ПРАВА
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
Повышать профессиональную квалификацию.
Участвовать в заседаниях Педагогического совета школы.
На доступ к документам ОУ в части дел, касающихся жизни обучающихся.
На сбор информации, проведение социологических опросов, диагностические обследования.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса вреда (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав , предоставленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Классный руководитель:
6.1. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый месяц.
Получает от заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
С инструкцией ознакомлен:
_____________________________________________________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
29 августа 2006 г.
Цели и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения и ситуации в коллективе класса, межхэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия жизни.
Функции классного руководителя
Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями(иными законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимися в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающихся.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);№
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.);.
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принцыпы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечить целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функции классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Содержание работы классного руководителя
Организация деятельности классного коллектива.
- ведение журнала;
- организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом;
- соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета;
- забота о внешнем виде воспитанников;
Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.
- строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин;
- забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе;
- создание обстановки благоприятствующей учебе;
- координация деятельности учителей, работающих в классе;
- контакт с родителями по поводу успеваемости;
- развитие умения научно организовывать умственный труд;
Организация внеучебной жизни классного коллектива.
- создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция и регулирование;
- организация творческих дел для класса;
- всемерное вовлечение в общественно-полезную деятельность. Воспитание доброты и милосердия;
- охрана здоровья;
- помощь в деятельности различных общественных организаций;
- поиск интересных форм при организации и проведении любой встречи классного руководителя и классного коллектива (классный час, беседа, откровенный разговор, «огонек» и т.д.);
Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
- изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей;
- работа с личными делами учащихся, с их характеристиками, использование характеристик для коррекции личности воспитанника;
- организация нравственного воспитания;
- воспитание политической культуры, чувства патриотизма, гражданской позиции;
- формирование эстетической культуры;
- воспитание здоровьесберегающего образа жизни.
Работа с родителями.
- проведение тематических родительских собраний;
- изучение условий воспитания в семье;
- индивидуальная работа с родителями;
- влияние на общений ребят с родителями, на добрые, позитивные взаимоотношения в семье.
ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Направление деятельности | Что делает? | Через что ? |
Осуществляет | Изучает личности учащихся Помощь в учебной деятельности | Психолого-пед. Характеристика Взаимодействие с учителями-предметниками; (Инд.) личностный подход |
Направляет | Самовоспитание Саморазвитие Самоопределение Самореализация самоуправление | Знание методологии Досуговая деятельность Органы самоуправления |
Ведет | Пропаганда здорового образа жизни (план работы) | Здоровье-сберегающие технологии Часы общения Взаимодействие с различными структурами |
Обновляет | Содержание жизнедеятельности с учетом этнографических, религиозных условий | Планы ВР Программы воспитания вечерней школы |
Содействует | Создание благоприятных условийдля инд. развития и нравственное формирование личности | Система работы по вопросам нравственности, духовности |
Способствует | Решению проблем Развитию общения | Тренинги Практикумы Групповые занятия по системе профессора Щурковой |
Ведет | В тесном контакте с учителем (родителем) коллективом | МО, мини педсоветы, взаимодействие с психологами |
РЕЙТИНГОВАЯ ТАБЛИЦА
Основные показатели | | 2005\6 | 2006\7 | ………. | …….. | …….. |
ФИО учителя | | | | | | |
Образование | | | | | | |
Стаж | | | | | | |
Классное руководство(класс) | | | | | | |
Разряд | | | | | | |
Повышение квали фикации (год) | | | | | | |
Участие в работе МО (дата, тема) | | | | | | |
Подготовка методических семинаров (дата, тема) | | | | | | |
Открытое внеклассное воспитательное дело (какое) | | | | | | |
Семинары ИУУ, ГИМЦ | | | | | | |
Выступление на педсовете (дата, тема) | | | | | | |
Методические разработки | | | | | | |
Уровень самообра зования (уровень, тема) | | | | | | |
Исследо вательская, диагно стическая деятельность (какие методики, тема) | | | | | | |
Общественно- Педагогическая деятельность | | | | | | |
ПАМЯТКА
классному руководителю к написанию плана воспитательной работы
План воспитательной работы должен быть написан и представлен для проверки заместителю директора по воспитательной работе не позднее 20 сентября текущего учебного года.
Планирование работы с классным коллективом на новый учебный год начинается с анализа работы за предыдущий год (если только это не вновь формирующийся классный коллектив).
План воспитательной работы содержит в себе:
- характеристику классного коллектива;
- цели и задачи на учебный год (цель – это предполагаемый результат, задачи – способы достижения результата, т.е. содержание воспитательной работы – через что будет достигаться цель. Одно должно соответствовать другому: содержание - задачам, задачи - целям).
- содержание мероприятий.
В плане должна быть отражена работы с родителями, с учениками, профилактическая работа с «трудными» подростками, взаимодействие с учителями –предметниками, работающими в классе, работа по организации учебной деятельности классного коллектива, тематика классных часов и собраний на учебный год, дела класса, участие класса в общешкольных делах, работа с отдельными группами учащихся, индивидуальная работа.
Особенно необходимо продумать работу в заочных группах и классах вечернего обучения (работа классного руководителя в этих группах оплачивается).
Не старайтесь ставить много целей и задач, пусть будет одна или две, но продумано содержание – способы их достижения.
ПЛАН И ЕГО НАПИСАНИЕ
ПЛАН – это модель труда школьного (классного) коллектива для достижения цели.
страница 1страница 2страница 3 ... страница 18страница 19
скачать
Другие похожие работы: