Методическое пособие для педагогов и родителей по преодолению трудностей, возникающих у детей на письме
Железовская В.Н. Шкор Т.Ф.
Методическое пособие
для педагогов и родителей
по преодолению трудностей,
возникающих у детей на письме
Село Балахтон
2010 год
Железовская В.Н. Шкор Т.Ф.
Трудно учиться?.. Методическое пособие по преодолению трудностей, возникающих у детей на письме. – село Балахтон 2010 год.
Методическое пособие предназначено для педагогов и родителей, дети которых обучаются в начальных классах. Данное пособие может также использоваться воспитателями подготовительных групп детских садов для подготовки детей к обучению в школе.
Методическое пособие разделено на две главы, а также содержит глоссарий. Кроме этого в пособии имеется приложение. Первая глава методического пособия посвящена причинам возникающих трудностей у детей на письме и предпосылкам возникновения этих трудностей. В этой главе методического пособия представлена диагностическая таблица. Материал второй главы методического пособия содержит конкретные виды деятельности по преодолению трудностей, возникающих у детей на письме. Глоссарий раскрывает специальные понятия и термины, которые наиболее часто встречаются в методическом пособии. В приложении подобран практический материал, помогающий в работе по преодолению трудностей, возникающих у детей на письме.
Железовская Валентина Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории Муниципальной общеобразовательной школы – села Балахтон Педагогический стаж работы 25 лет. Член школьной психолого-медико-педагогической комиссии.
Шкор Тамара Федоровна, учитель начальных классов I квалификационной категории Муниципальной общеобразовательной школы – села Балахтон Педагогический стаж работы 30 лет.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Почему ребёнок плохо пишет? ……………………………………...6
Глава 2. Как помочь ребёнку? …………………………………………………9
Коррекционная работа по коррекции фонематического слуха ………..9
Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия ….13
Коррекционная работа по развитию слогового анализа и синтеза …...14
Артикуляционная гимнастика …………………………………………...14
Коррекционная работа по развитию языкового анализа и синтеза …...16
Коррекционная работа по развитию движений пальцев рук ………….16
Коррекционная работа по развитию пространственного и зрительного восприятия ………………………………………………………………...23
От авторов ………………………………………………………………………35
Глоссарий …….…………………………………………………………………36
Литература …….………………………………………………………………..40
Приложение …………………………………………………………………….42
Опорные знаки и схемы ………………………………………………….42
Виды работ над скороговоркой ………………………………………….45
Коррекционные упражнения по дифференциации звуков …………….54
Введение
Наиболее часто предметом обсуждения педагогов и родителей являются вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника. Как правило, в рассмотрении всего спектра проблем, возникающих в процессе обучения, доминирует мнение педагога: он делает первоначальное заключение о причинах, приводит аргументы в пользу своей точки зрения, предлагает родителям принять соответствующие меры, дает рекомендации по преодолению школьных трудностей. Отсутствует близость позиций специалистов, педагогов и родителей в определении причин школьных трудностей, т.е. они по-разному определяют ее происхождение, что снижает эффективность их усилий.
Огромная часть трудностей связана с речевым недоразвитием детей. Ежегодно в наше образовательное учреждение поступает более 30% детей, имеющих нарушения речи. Это нарушенное звукопроизношение, недоразвитие фонематического слуха и восприятия и другие. Такие нарушения препятствуют успешному формированию навыков чтения и письма, вызывают негативное отношение к школе в целом. У детей с речевым недоразвитием возникают такие трудности, как ошибки звукового состава слова, ошибки языкового анализа и синтеза, графические ошибки.
Проводя исследование, мы выяснили, что многие учителя считают, что школьники безответственны, ленивы, невнимательны; родители плохо помогают детям в учебе, слишком сложные программы обучения. Родители в свою очередь считают причинами школьных трудностей недоступность программы, ее сложность; высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся; недостаточные способности детей. Таким образом, расхождения возникают сразу, на стадии определения причин школьных трудностей.
Рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывает индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы:
-надо больше заниматься с ребенком дома, бороться с его ленью;
-усилить контроль за выполнением учебных заданий;
-запретить ребёнку посещать секцию, заниматься тем, что отвлекает от уроков;
-приходить на уроки в школу, и все увидеть самим;
-нанять репетитора и т.д.
Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье детей и их психику, снижают интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.
Безусловно, родители должны обращать внимание на то, как дети усваивают изученный в школе материал. Но какую конкретную помощь они могут оказать, чтобы дети успевали, проявляли заинтересованность и ответственность, является проблемой. Так, некоторые родители могут сами заниматься с детьми, помогать им в решении задач, написании сочинений и других видов заданий, контролировать выполнение домашних работ, но тогда возникает вопрос о самостоятельности в учебе, и как долго родители смогут помогать ребенку?
Нами выявлено, что не всегда, да и не все родители могут грамотно и правильно объяснить ребёнку то, что ему непонятно. А уж тем более изнурительные дополнительные занятия с детьми не принесут пользы в преодолении трудностей. Родители обращаются за помощью к учителю, но один учитель не в состоянии справиться с возникающими трудностями, так как этот вопрос должен рассматриваться всесторонне, в том числе с точки зрения и логопеда, и психолога, а к ним неоправданно не все спешат за помощью. Современные родители и педагоги хотели бы иметь письменные рекомендации по преодолению трудностей, возникающих на письме у детей, но не всегда имеют такую возможность. Это методическое пособие поможет педагогам и родителям выяснить причины трудностей, возникающих у детей на письме и их предпосылки, грамотно организовать работу по их преодолению.
Глава 1
Почему ребёнок плохо пишет?
Среди трудностей, часто встречающихся на письме у младших школьников, мы хотели бы выделить три группы.
Первая группа трудностей обусловлена недоразвитием фонематических процессов, таких как фонематический слух и восприятие, а также слабо развитой артикуляционной базы речи. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, выражаются в ошибках звукового состава слова. В связи с этим на письме, а также в устной речи детей начинают появляться замены гласных и согласных, их пропуски, неправильное обозначение мягкости на письме гласными второго ряда и буквой «ь», пропуски слогов или частей слов.
Вторая группа трудностей связана с недоразвитием процессов фонетического и фонематического анализа и синтеза. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, выражаются в ошибках языкового анализа и синтеза. Как правило, на письме у таких детей встречается раздельное или слитное написание частей слова, перестановки или добавления букв.
И, наконец, третью группу трудностей составляют графические ошибки, которые связаны с недоразвитием мелкой мускулатуры пальцев рук, а также с недостаточным развитием зрительного и пространственного восприятия. Такие ошибки проявляются в заменах букв, сходных по пространственному расположению, зеркальном написании букв, в искажении образа букв, небрежности письма.
Ниже приведена диагностическая таблица, которая поможет выявить определённые трудности, причины их возникновения и грамотно спланировать коррекционную работу по устранению данных трудностей.
Таблица 1
Диагностическая таблица
Внешние проявления трудностей | Причины возникающих трудностей | Виды деятель-ности (см. главу 2) | Рекоменда-ции |
Ошибки звукового состава слова -замены гласных (У-О, Ю-Ё, И-Е и т.п) сесен – сосен, люгкий - лёгкий; -замены согласных: 1)звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) тва – два, урошай - урожай; 2)Соноры (Л, М, Н, Р, Й) небель – мебель, колка - корка; 3)Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ) суба – шуба, сека - щека; 4)Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш) тясы – часы; -неправильное обозначение мягкости на письме гласными второго ряда и «ь»: шюба – шуба, болшой – большой; -пропуск гласных (сдт - сидит) -пропуск согласных (кола – школа, сул - стул) -пропуск слогов или частей слова (кродил – крокодил) | -Недоразвитие фонематического слуха и восприятия. -Нарушение звукопроизношения. | -Развитие фонематического слуха. -Развитие фонематического восприятия; -Развитие слогового анализа и синтеза; -Артику ляцион ная гимнастика; | -Развитие мышц губ, языка, щёк. -Контроль за правильным произношением звуков. -Опора на разные анализаторы. -Использова-ние опор, схем, символов. -Включение в работу скороговорок, чистоговорок, стихов. -Консульта-ция логопеда. |
Таблица 1
Продолжение таблицы
Внешние проявления трудностей | Причины возникающих трудностей | Виды деятель-ности | Рекоменда-ции |
Ошибки языкового анализа и синтеза -раздельное написание частей слова (д ва – два) -слитное написание слов (бойчасов – бой часов) -перестановки букв (онко – окно) -добавления букв (детити – дети, снег – снег) | -Нарушение фонематического и фонетического восприятия | -Развитие фонематического восприятия; -Развитие слогового анализа и синтеза; Развитие языкового анализа и синтеза; | -Развитие умения делить предложения на слова, слова на слоги, звуки. -Консульта-ция логопеда. |
Графические ошибки -замены букв по пространственному расположению 1)ш-т, д-в, д-б (делка – белка) 2)и-ш, ц-щ (ценок – щенок) 3)и-ц-й, ш-щ, п-т, х-ж, л-м (щуба – щуба) -зеркальное написание букв Е-З (Зелка – Ёлка) -общее искажение букв | -Недоразвитие мелкой мускулатуры пальцев рук. -Нарушение зрительного и пространственного восприятия. | -Развитие мелкой моторики пальцев руки; -Развитие пространственно го и зритель ного восприятия. | -Развитие движений пальцев рук. -Развитие пространственного и зрительного восприятия. -Закрепление зрительного образа букв. -Консульта-ция логопеда. -Консульта-ция психолога |
Глава 2
Как помочь ребёнку?
Коррекционная работа по развитию фонематического слуха
-Подними руку, если услышишь звук …
-Придумай слово со звуком …
-Назови первый (последний) звук в словах ...
-Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) …
-Выдели начальный звук из слов. Запишите соответствующую букву.
-Подбери букву к картинке. На что похожа буква?
-По сюжетной картинке назови слова, начинающиеся со звука (заканчиваются звуком)…
-Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки.
-Подбери слова со звуком … в начале, середине, конце слова.
(На примере звука с) Разложи картинки в 3 ряда, в названии которых есть звук [с]: в один ряд положи картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в середине, в третьей – в конце.
Примерные картинки: весы, бусы, нос, аист, стол, стул, оса, коса, лиса, ананас, лес.
-Игра “Светофор”. Предлагаем детям ставить фишки в ту часть полоски, разделённую на три части (начало, середина, конец слова), в зависимости от того, где слышится звук в слове.
Слова (для звука с): сок, кусок, масло, сластена, сокол, волос, куст, пастух, голос, квас, колос, класс.
-Игра «Лото». Детям предлагаем карточки с картинками, в названии которых есть звук (на примере звука с) и раздаем картонные полоски, разделенные на 3 части, на одной трети которых написана буква:
С | | | | | С | | | | | С |
Просим детей послушать слова, определить место звука [с] в слове и закрыть картинку соответствующей полоской.
Примерный перечень картинок: слон, сук, носок, сушка, мост, стул, насос, пёс, ус.
-Посчитай количество звуков в слове (с опорой на проговаривание взрослого, предметные опоры).
-Определим звуки по беззвучной артикуляции, то есть по положению губ.
-Узнай звуки по рисунку положения губ; произнеси их (см приложение).
-Воспроизведи звуки по сигналам. Например, кисть руки вверх «чашечкой»– [ш]; кисть руки вниз «горкой» - [с].
-Определи звуки по характеру выдыхаемой струи воздуха. Например, с – воздушная струя холодная, ш – тёплая.
-Послушай звуки (дается ряд звуков вразбивку) и брось фишку, когда услышишь звук ....
-Сравни звуки (парные твёрдые и мягкие согласные): положи ладошку на горлышко и проверь дрожание голоса; закрой уши и произнеси звук.
-Вставь пропущенные буквы в слова-паронимы, сравни их по звучанию и значению (см. приложение).
-Игра «Эхо». (На примере звуков в - ф). В густом лесу тишина. Только эхо повторяет звуки. Повторите слоги следом за эхом: ва - фа, ва - фа - ва, фа - ва - фа - ва …
- Я диктую предложение, а ты выпиши слова со звуком …
-Игра «Блиц-контроль». (На примере звуков в - ф). Диктуемые слова запиши номерами в две строки 1строка – в, 2строка – ф: флаг, портфель, букварь, ворона, зарево, фонарь, равнина, волк, голова. Проверь себя по ключу: в-3,4,5,7,8,9; ф-1,2,6.
- Игра « Заполни таблицу». Выбери правильный ответ.
(На примере звуков в - ф).
дере.о | в | ф |
.орма | в | ф |
тра.а | в | ф |
Упражнения на примере дифференциации звуков п – б.
-Вставь пропущенные слоги ПА или БА.
ры… …кет
ла… …нан
лу… …ран
ли… …ром
-Замени условные обозначения буквами П или Б.
П - ─ Б - ~
Старушка о(─)ирается на (─)алку.
Крыша о(─)ирается на ( ~ )алку.
Ссору надо за( ~ )ыть.
Лекарство надо за(─)ить.
В синем море звезды ( ~ )лещут.
В синем море волны (─)лещут.
- Вставь пропущенные буквы П или Б.
Наш дом …ольшой и красивый. На …ервом этаже магазин. В магазине …родают одежду, о…увь. У …одъезда дома растут то…оля и …ерезы. Вокруг дома ре…ята …осадили много цветов.
Упражнения на примере дифференциации звуков с – ш.
- Разложи картинки под буквами С или Ш. Назови изображенные предметы, определи место дифференцируемого звука в слове, слова запиши в тетрадь.
Перечень картинок: машина, самолет, пушка, усы, душ, сапог, нос, сушка, шары.
- Отбери изображения предметов, названия которых содержат оба дифференцируемых звука, назови предметы, определить место дифференцируемых звуков, названных в словах.
Перечень картинок: сушка, пастушок, солнышко и т.п.
- Подбери слова со звуком [с] или [ш] в начале слова, в конце слова, в середине слова; составь их из букв разрезной азбуки, запиши в тетрадь, подчеркни дифференцируемые звуки.
- Подбери одно-, двух-, трехсложные слова со звуками [с] или [ш], определи количество звуков, последовательность и место изучаемых звуков в слове.
-Преобразуй односложные слова в двух- и трехсложные, определить место изучаемых звуков в словах (шар – шары – шарики и т.п).
-Подбери слова со звуками [с] или [ш], находящимися в заданном слоге (первом, втором или третьем).
-Отгадай загадки. Определи место звука [с] или [ш] в отгадках.
- Игра «Шифровальщики». Замени символы соответствующими буквами С или Ш. Проговори слова. Запиши их, подчеркни буквы С или Ш (см. приложение).
- Вставь пропущенные буквы С или Ш в предложения. Сделай устный и графический диктант данных предложений. Запиши их в тетрадь.
Куку…ка ве...ело кукует. Са…а не…ёт гру...и. Па…ту…ок …пе…ит домой. …е …тра ……ила …а…е руба…ку.
- Выполни графический диктант (ребёнок находит в продиктованном предложении слова со звуками [с] – [ш], проговаривает их и записывает соответствующую букву).
Например: пушистыми шапками покрыты сосны.
ШС Ш СС
- Составить рассказ по сюжетной картинке, используя слова со звуками [с] – [ш].
- Перескажи текст. Выдели из текста слова с дифференцируемыми звуками, запиши их, выполни графический анализ слова.
Саня и Леша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую березку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алеша ходит по лесу, да песенки поет. Вышли Саня и Алеша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алеши – пустые руки. Песней поля не вспашешь.
-Допиши в тексте недостающие слова, содержащие звуки с - ш.
Да здравствует мыло …
И полотенце ….
И зубной …
И густой …
- Запиши скороговорки по памяти:
Шишки на сосне, шашки на столе,
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
-Зрительные диктанты.
В лесу.
Хорошо летом в лесу,
Светит ласковое солнышко.
Шумят высокие сосны.
Миша собирает под соснами шишки.
Он складывает их в мешок.
-Слуховые диктанты.
Шалаш в лесу.
Ярко светит солнышко. На траве блестит роса. Слышно, как кукует кукушка. Дети строили в лесу шалаш. Когда они достроили шалаш, стали бегать вокруг него босиком.
-Письмо по памяти.
-Ответь на вопросы по тексту, подчеркни буквы, выпиши слова с буквой …
-Исправь ошибки в тексте.
Суршат …шухие листя. Патушок потусил коштёр.
Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия
-Ребёнок получает карточку с цифрой, придумывает слово, с заданным количеством звуков, дети отгадывают цифру.
-Сложи слово из первых (последних) звуков предложенных слов: жаба, улей, кошка – жук.
-Придумай слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
-Придумай слово на последний звук предыдущего слова (дом-мак-кот -…)
-За минуту составь как можно больше слов, состоящих из букв слова …(например, картинка – карта, тина, рана, рак, кит, нитка, танк…)
-Разгадай ребусы.
Коррекционная работа по развитию слогового анализа и синтеза
-Назови в словах только гласные звуки, запиши их.
-Разложи картинки по группам в зависимости от количества слогов.
-Выдели в словах первый слог, составь новое слово, предложение: утка, роза- утро; улей, домик, машина, луна, жаба - У дома лужа.
- Послушай и запиши слова из 3-х слогов. Составь из этих слов предложение.
Артикуляционная гимнастика
1. «Птенчики». Широко раскрыть рот и подержать его открытым (под счёт до 10).
2. «Улыбка» - губы растянуть в улыбке (подержать под счёт до 10).
3. «Хоботок» - губы вытянуть вперёд (подержать под счёт до 10).
Губы хоботком тяну,
Подражаю я слону.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
4. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Хоботка» (10-15 раз).
5. «Часики»- движение кончиком языка вправо- влево (10-15 раз).
6. «Лопата»- широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать под счёт до 10.
7. «Иголочка» - узкий напряженный язык высунуть вперёд и удерживать (под счёт до 10).
8.Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки» (10-15 раз).
9. «Лошадки» - пощёлкать языком (10-15 раз).
10. «Грибок» - язык присосать к нёбу и удерживать под счёт до 10.
11. «Гармошка» - язык в положении «Грибка», выполняются движения нижней челюсти вверх-вниз (10-15 раз).
12. «Чашечка» - края языка напряжены в виде ковша (подержать под счёт до 10).
13. «Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, занести язык в рот (10-15 раз).
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для правильного произношения звука [с]
“Улыбка”. Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.
“Лопатка”. Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
“Чищу зубы”. Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
“Горка”. Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго.
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.
Коррекционная работа по развитию языкового анализа и синтеза
-Скажи, что нарисовано на картинке одним предложением, посчитай количество слов в нём.
-Игра «Какое число задумано?» Для этого посчитай количество слов в предложении.
-Игра «Я начну, а ты продолжи». Каждый новый человек добавляет в предложение (из двух слов) новое слово, распространяя его.
-Определи место заданного слова в предложении.
-Подними карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.
-Закончи рассказ, добавив в него одно предложение.
-Игра «Пропусти поезд». Определи количество слов в рассказе, подними карточку с нужной цифрой (цветом) – «пропусти поезд».
- Спиши, расставив знаки препинания.
-Послушай рассказ, в каждом предложении обозначь цифрой место слова …, сложи числа.
Коррекционная работа по развитию движений пальцев рук
1 Линование.
2.Специальные пальчиковые игры. Выполняются ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.
1)Ладони поочередно ударяют о край стола;
2)Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки;
3)По очереди пальцы загибаются сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.
4)Обе ладони лежат на столе. Затем поочередно одна сжимается в кулак, другая распрямляется.
5)Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с гор (вниз);
6)Обе ладони сжаты в кулак, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами;
7)Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают на пальцы правой руки, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки;
8)Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут;
9)На раз – подушечки пальцев поджимаются к верней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются;
10)Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты;
11)Руки вытягиваются ладонями вперед, пальцы сплетаются, затем их поднимают вверх и тянут как можно выше;
12)Ноготь большого пальца левой руки кладется на подушечку большого пальца правой руки. На большой палец левой руки ложится кончик правого пальца, на него – указательный левый. Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние.
13)Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным и мизинцем;
14)Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами, как ножками стола;
15)Ладони ставятся вертикально друг против друга: правая распрямлена, а левая образует щепотку и упирается в правую ладонь. Затем ладони меняются местами;
16)Обе ладони лежат на столе. Правая вниз, левая вверх. По команде ладони меняются местами;
17)Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки;
18)Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускаются и слегка трясут ими;
19)Кисти рук держат над столом и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о стол;
20)Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются;
21)Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо;
22)Ладони обеих рук прижаты и поставлены на ребро. Затем ладони кладутся ровно на стол;
23)Руки сжимаются в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами;
24)Опустив локти, упираются подушечками указательного и среднего пальцев в край стола и нажимают на нее, выгибая пальцы;
24)Ладони на себя, все пальцы, кроме больших, переплетены, большие выставлены вверх. Затем ладони разводятся от себя и вниз с выгибом – образуют горку;
26)Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и снова сжимаются в замок;
27)Руки сжимаются в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают ими резать воображаемую бумагу;
28)Руки сцепляют в замок и тянут в разные стороны;
29)Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. Тоже делают для других пальцев;
30)Пальцы вместе, ладони слегка согнуты горкой, правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово ладони меняются местами;
31)Ладони обеих рук поставлены на ребро. Ладони поочередно шагают влево - вправо;
32)Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же - для указательных, средних, безымянных, мизинцев;
33)Ударяют правой рукой по столу. Раскрывают ладонь. Ударяют левой рукой по столу. Раскрывают ладонь. Ударяют обеими руками по столу. Раскрывают обе ладони;
34)Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется;
35)Руки – на столе, пальцы переплетены и выгнуты горкой. В том же положении ладони ставятся на ребро. Затем ладони кладутся на стол тыльной стороной вниз;
36)Правая рука сжимается в кулачок, большой палец вытягивается, нажимает на ладонь левой руки и делает вращательные движения в одну и другую сторону. Затем то же самое делают левой рукой. То же делают для других пальцев;
37)Упражнение выполняют стоя. Ребенок кладет ладони на стол пальцами вперед и переносит вес тела вперед, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья;
38)Ладони складываются вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья;
39)Правую руку сгибают в локте, поворачивают ладонью вверх и левой рукой отгибают вниз пальцы правой руки, выгибая правое запястье. Затем то же проделывают левой рукой;
40)Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого;
41)Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, медленно шевелить пальцами;
42)Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
43) Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
44)Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
45)На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем, (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
46)Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
47) Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
48) Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
49) Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
50)На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
3. Раскрашивание контурных изображений.
4. Штриховка в заданном направлении: проведение вертикальных, косых, горизонтальных линий; рисование овалов, кругов, полукругов; "закручивание" и "раскручивание" улиток, начиная с точки и неотрывая карандаша от бумаги.
5. Обводка по трафарету, через кальку, по контуру.
6. Выкладывание мозаики.
7. Вырезание кругов и многоугольников.
8. Застегивание и расстегивание пуговиц.
9 Шнуровка.
10. Развязывание узелков.
11. Нанизывание бусинок.
12. Перебирание крупы.
13.Открывание и завинчивание пробок.
14.Сгибание бумаги
15.Игры с металлическим конструктором.
16.Лепка.
17. Самомассаж кистей и пальцев рук.
-Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
-Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
-Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
-Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
-Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
-Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
-Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
-Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Коррекционная работа по развитию
пространственного и зрительного восприятия
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: