Методическое пособие по истории россии 1х-ху1П вв. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1Х-ХУ1П вв.
Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета
Саратов
Образование
1998

М54
Са-
М54 Методическое пособие по истории России 1Х-ХУШ вв. ратов: ИЧП «Образование*, 1998. — 160 с. I8ВN 5—900687—23—6
Настоящее методическое пособие ставит своей целью помочь первокурсникам в углубленном изучении основных проблем истории феодальной России. Согласно учебному плану, принятому на Историческом факультете СГУ, студенты I курса изучают историю России с древнейших времён до конца XVIII века. Практические рекомендации данного пособия направлены на формирование у начинающих историков необходимых профессиональных навыков, а также нацелены на воспитание у будущих педагогов любви к нашей Родине, чувства глубокого уважения к её истории.
Для студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических институтов.
Составители:
Е. Н. Ардабацкий (разделы I (доклады 4-6); П-Ш; IV (доклады 7, 8)),
В. С. Парсамое (разделы У-У1), Ю. Г. Степанов (разделы I, IV),
В. П. Тотфалушин (введение, раздел VII)
Ответственный редактор доктор исторических наук Г. Д. Бурдей
Рекомендуют к печати:
кафедра истории России Саратовского госуниверситета кандидат исторических наук С. А. Мезин
УДК 9(47+57-89)<072.8) ББК 63.3<2)4я73
5—900687—23—6
© СГУ, 1998
Введение
Курс истории России - один из основных для первокурсников исторического факультета. Он охватывает огромный период с древнейших времён до конца XVIII в. Его объём и содержание определяются сборником программ "Историческое образование. Программы общих курсов" (М., 1998).
Изучение курса складывается из прослушивания лекций, практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарам и экзаменам. При этом основной формой изучения истории России в университете является самостоятельная работа над учебной и специальной литературой, источниками, картами и иллюстративным материалом.
Лекционный курс имеет цель познакомить студентов с задачами курса, дать представление об основных этапах истории России до конца XVIII в., выяснить наиболее сложные проблемы с учётом новейших исследований отечественных и зарубежных историков. Семинарские занятия предполагают углублённое знакомство с источниками и некоторыми важнейшими темами.
Студенты дневного и вечернего отделений слушают лекции в течении всего учебного года и параллельно занимаются изучением отдельных проблем на семинарских занятиях. Студенты заочного отделения начинают знакомство с курсом на осенней установочной сессии. В это время они слушают лекции по первой половине курса и приступают к семинарским занятиям. В зимнюю сессию заочники прослушивают вторую часть лекционного курса, получают возможность консультироваться по всем вопросам, а летом участвуют в работе семинара и сдают экзамены. В межсессионный период студенты-заочники самостоятельно изучают курс истории России, пишут доклады (контрольные работы) и конспекты к семинарским занятиям, готовятся к сдаче экзамена.
Студенты-заочники должны прислать первый вариант доклада на кафедру истории России до 1 апреля. Этот вариант доклада, если он будет оценен положительно, засчитывается студенту в качестве контрольной работы. Специальной тематики контрольных работ по истории России для студентов I курса нет. В случае затруднений при работе над докладом следует обратиться за устным или письменным разъяснением к руководителю семинара.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Изучение общего курса истории России целесообразно начать со знакомства с программой, чтобы чётко представить себе объём и хронологические рамки периода, основные проблемы. Прочитав соответствующий раздел программы и установив круг вопросов, подлежащих изучению, можно переходить к работе с конспектами лекций и учебником.
Конспект лекций должен содержать краткое изложение основных вопросов курса. В лекциях преподавателя необходимо прежде всего обращать внимание на такие моменты, как история и современное состояние изучения конкретных исторических проблем. Лектор, как правило, выделяет выводы, содержащиеся в новейших исследованиях, разногласия учёных, обосновывает убедительную точку зрения. Необходимо записывать методические советы преподавателя, названия рекомендуемых им изданий. Не нужно стремиться к дословной записи лекций. Многие факты и даты, которые яриводит преподаватель, имеются в учебнике и справочной литературе. Для того, чтобы выделить главное в лекции и правильно её законспектировать, полезно заранее прочитать соответствующую главу учебника, знать минимум фактического материала, приготовить вопросы лектору.
Прочитав свой конспект лекций, следует обратиться к материалу учебника . При этом необходимо уяснить не только фактическое содержание того или иного исторического явления, но и проследить его связь с предшествующими, проанализировать его причины, социальную сущность, Важно обращать внимание на имеющиеся в учебнике карты, схемы, иллюстрации. Для усвоения наиболее трудных разделов полезно составить план-конспект, содержащий наиболее важные положения, термины, даты, имена исторических деятелей. Большую помощь при подготовке к экзамену могут оказать самостоятельно составленные по материалу учебника и дополнительной литературы хронологические и генеалогические таблицы и схемы.
Отвечая на экзамене по общему курсу истории России, студенты не должны ограничиваться материалом учебника. Они обязаны показать знание источников, монографий и других специальных работ, в первую оче-
1 Студент вправе выбрать любое учебное пособие адресованное студентам высших учебных заведений.
редь тех, что были изучены и законспектированы ими при подготовке к семинарским занятиям, написании доклада, оппонентском выступлении.
Студент-первокурсник обязан уметь давать общую характеристику важнейших источников по истории России рассматриваемого периода: "Повести временных лет", "Русской правды", "Судебников" XV—XVI вв., сочинений И. С. Пересветова и И. Т. Посошкова, "Соборного Уложения" 1649 г., наказов в Уложенную Комиссию 1767—1768 гг., манифестов Е. И. Пугачёва, сочинений А. Н. Радищева и др. При этом необходимо знать исторические условия их возникновения, краткое содержание и основные идеи, социальный смысл и значение для изучения отечественной истерии.
Важно также умение раскрывать содержание изученных монографий и статей, обращая главное внимание на проблематику работ и авторские выводы2.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Основная задача семинарских занятий — выработка у студентов-историков навыков самостоятельной исследовательской работы, то есть освоение ими принципов научного анализа, критики источников, методов извлечения, осмысления и использования имеющейся з них информации, работы с научной литературой.
Работа семинара начинается с установочных занятий, на которых студенты получают темы докладов (контрольных работ), методические указания к работе над ними и учатся под руководством преподавателя читать и комментировать источники (документы). Студенты, отсутствовавшие на установочных занятиях, могут узнать тему своего доклада (контрольной работы) у преподавателя или старосты группы.
Основная форма работы на семинарах - обсуждение тех или иных тем. Оно может быть организовано либо по вопросам, либо в форме заслушивания и обсуждения докладов (контрольных работ). Выбор тем для обсужде-
2



За каждое пропущенное (в том числе по уважительной причине) занятие студент должен отчитаться в часы консультаций. Отработке подлежат и те занятия, на которых студент присутствовал, но не имел необходимых для участия в обсуждении материалов (конспектов или выписок).
Обсуждение докладов происходит следующим образом. Открывает семинар 10-минутное выступление докладчика, в котором он сообщает название доклада, дает краткую характеристику использованных источников и литературы, формулирует задачу работы и излагает основные её выводы. При этом пользоваться текстом доклада не разрешается (в случае необходимости докладчик должен составить себе тезисы или написать текст своего выступления).
После выступления докладчик отвечает на вопросы участников обсуждения. Далее слово предоставляется оппоненту, который должен дать оценку доклада. Это возможно лишь при условии, что оппонент заранее прочитал доклад и знает материал по теме в том же (или большем) объёме, что и докладчик.
Оппонент обязан сначала дать общую характеристику работы, а затем перейти к разбору её составных частей, причём сначала показать сильные и лишь затем слабые стороны доклада. Начинать свой анализ оппонент должен с содержания, а не с оформления. Нельзя ограничиваться простыми заявлениями, что доклад хороший или плохой, что тот или иной вопрос раскрыт в докладе хорошо или ллохо. Свои оценки и оппонент и выступающие по докладу обязаны обосновать. Главный критерий — насколько глубоко и основательно изучены источники, насколько полно они использованы, второй - степень самостоятельности работы.
Далее выступают участники семинара. Они (как и оппонент) имеют право углублять положения доклада, опровергать, если последние представляются неубедительными или спорными, наконец, дополнять то, что докладчик упустил.
После выступлений докладчику предоставляется заключительное слово, в котором он должен ответить на возражения выступающих или признать их правильность, а затем следует подведение итогов семинара преподавателем.
При подготовке к семинарскому занятию каждый студент обязан:
прочитать доклад (если предполагается его обсуждение);
проработать общие для всех участников семинара источники и
литературу;
дополнительно изучить и сделать выписки из источников и ис
торических исследований к докладам (темам), вынесенным на обсуж
дение (не менее одного - двух названий к каждому из них);
быть готовым к выступлению на семинаре по любому обсуж
даемому докладу (теме).
ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА (КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ)
В течение учебного года каждый студент-первокурсник должен подготовить письменный доклад (контрольную работу) по избранной теме. Он не должен быть простым пересказом положений, взятых из литературы, а тем более просто совокупностью выписок. Автор доклада должен показать прежде всего умение самостоятельной работы с источниками, а также с литературой.
Работу над предложенной темой полезнее начать с сочинений общего характера, дающих характеристику эпохи и рассматривающих более широкую проблему, частью которой является данная тема, а затем уже переходить к работам, касающимся непосредственно данной темы и её частных вопросов.
Результатом чтения должно быть выявление спорных вопросов темы, позиций авторов и сути расхождений между ними. На этом этапе работы студент должен наметить и сформулировать те вопросы, которые надлежит решить в рамках данной темы и с которыми он будет подходить в дальнейшем к источнику.
Следующий, самый важный, этап работы — изучение и критический анализ источника. Проанализировать источник и увидеть в нём различные проявления общественной жизни прошлого — в этом и состоит мастерство историка, которым нужно овладевать. Одновременно необходимо овладеть и техникой извлечения и фиксирования отобранного материала.

Во избежание указанных трудностей материал с самого начала следует сгруппировать не по источникам конспектирования, а по отдельным вопросам разрабатываемой темы. Это достигается при помощи системы выписок.
Выписки бывают различных видов: выписка-цитата, когда авторский текст переписывается дословно; выписка-заметка, передающая материал своими словами, и смешанная (комбинированная) выписка. Выписки-цитаты чаще всего делают из источников (документов), а заметки — из исторических исследований.
Отобранные материалы фиксируются не в тетрадях, а на отдельных листках (карточках), причём каждая из них содержит указание, к какому вопросу (разделу) доклада (контрольной работы) данная выписка относится, Писать на карточке нужно только с одной (лицевой) стороны, слева необходимо оставлять поля для заметок, вопросов, выводов, возникающих в процессе работы. Каждая карточка должна иметь три составных элемента: а) заголовок, указывающий название вопроса; б) выписанный из источника (литературы) текст; в) ссылку на источник, откуда он позаимствован.
Примерная схема выписки:
заголовок
Текст
С

Чёткие заголовки облегчат затем группировку выписок и работу с ними, поэтому важно, чтобы каждая карточка была посвящена только одному вопросу.
Докладчик должен познакомиться со всей рекомендованной литературой и источниками, в том числе с помещённой в общем разделе темы. Когда весь материал источников и литературы проработан, следует привести собранный материал в систему и продумать план. Примерные планы докладов приводятся в методическом пособии, но студенты могут предложить и свои варианты. Желательно перед началом работы составить для себя и
развёрнутый (рабочий) план доклада, представляющий внутреннюю структуру каждого параграфа (главы).
Б плане должны быть выделены введение, главы основной части и заключение. Глав должно быть не менее двух; большие главы подразделяются на 2—3 параграфа. Название доклада и его составных частей должны быть краткими и не повторять друг друга.
Самые большие затруднения студенты испытывают при написании введения. Его следует писать после того, как будет полностью написана основная часть доклада. Объём введения составляет не более пятой части всей работы и содержит ряд обязательных элементов. Прежде всего следует дать постановку вопроса, то есть несколькими фразами ввести читателя з курс дела, показать научно-теоретическое значение темы, её место в историческом процессе, а также (если возможно) её актуальность (современность).
Далее во введении даётся оценка исторической литературы (историография проблемы). Она не должна сводиться к перечислению авторов и работ, а должна показать, как развивались исторические взгляды на данную проблему. Исторический обзор должен охватывать главным образом те издания, которые студент изучил самостоятельно. Можно использовать и отдельные материалы из историографических обзоров монографий, но в этом случае следует указать в сноске, из каких произведений заимствованы данные сведения.
При написании историографического очерка следует соблюдать хронологическую последовательность, то есть о работах старых авторов говорить раньше, чем о современных. Во введении подвергается рассмотрению концепция автора в целом. Взгляды по частным вопросам анализируются в соответствующих главах основной части. При этом необходимо делать ссылки на те издания, о которых идёт речь.
После историографии даётся характеристика источников (документов, а не тех изданий, в которых они помещены). Следует определить их тип, выяснить историческую обстановку их появления, указать, насколько
полно освещена в них изучаемая проблема, интересы какого класса отра-
з жает тот или иной источник, и т. п.
3


Первая глава доклада, как правило, носит вводный характер. Она содержит описание исторического фона, на котором раскрывается дальнейшее содержание темы. Эта глава разрабатывается на основе исторической литературы путём её тщательного изучения и анализа, а также источников. Доклад не получит положительной оценки, если вместо самостоятельного анализа литературы студент будет переписывать или конспектировать имеющиеся по данной теме книги и брошюры. Текст первой главы должен быть тесно связан с основным содержанием доклада, а её объём не превышать 5—6 страниц.
Вторая и последующие главы составляют основную часть доклада как по объёму (12—15 страниц), так и по содержанию. Они пишутся непосредственно на основе изучения источников. При этом студент должен высказать своё собственное отношение и к свидетельствам источников, и к их интерпретации в литературе.
Каждый раздел работы должен завершаться кратким выводом. В заключении доклада выводы суммируются и подводится общий итог исследования.
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:
Министерство общего и профессионального образования РФ
Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Кафедра истории России
ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО

Доклад должен быть написан чётким почерком или напечатан без стилистических и грамматических ошибок. Он имеет примерный объём 20— 25 страниц текста (под страницей подразумевается стандартный лист писчей бумаги или развёрнутый лист ученической тетради в клетку), изложенного на одной стороне и имеющего поля (3 см) с левой стороны. Следует избегать использования любых чернил, кроме синих, чёрных или фиолетовых.
Декяад (контрольная работа) студента(тки) I курса I группы исторического факультета Иванова(ой) А. И.
Саратов Уд%& О- ООО г
10
11

Первая глава доклада, как правило, носит вводный характер. Она содержит описание исторического фона, на котором раскрывается дальнейшее содержание темы. Эта глава разрабатывается на основе исторической литературы путём её тщательного изучения и анализа, а также источников. Доклад не получит положительной оценки, если вместо самостоятельного анализа литературы студент будет переписывать или конспектировать имеющиеся по данной теме книги и брошюры. Текст первой главы должен быть тесно связан с основным содержанием доклада, а её объём не превышать 5—б страниц.
Вторая и последующие главы составляют основную часть доклада как по объёму (12—15 страниц), так и по содержанию. Они пишутся непосредственно на основе изучения источников. При этом студент должен высказать своё собственное отношение и к свидетельствам источников, и к их интерпретации в литературе.
Каждый раздел работы должен завершаться кратким выводом. В заключении доклада выводы суммируются и подводится общий итог исследования.
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:
Министерство общего и профессионального образования РФ
Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Кафедра истории России
ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО

Доклад должен быть написан чётким почерком или напечатан без стилистических и грамматических ошибок. Он имеет примерный объём 20— 25 страниц текста (под страницей подразумевается стандартный лист писчей бумаги или развёрнутый лист ученической тетради в клетку), изложенного на одной стороне и имеющего поля (3 см) с левой стороны. Следует избегать использования любых чернил, кроме синих, чёрных или фиолетовых.
Доклад (контрольная работа) студента(тки) I курса I группы исторического факультета Иванова(ой) А. И.
Саратов УдЖ 8 ОООГ
10
11


Содержание (Оглавление)
Введение
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: