NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическое пособие по истории россии 1х-ху1П вв. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета


Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1Х-ХУ1П вв.

Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета

Саратов

Образование

1998

УДК 9(47+57-89X072.8) ББК 63.3(2)4я73

М54

Са-

М54 Методическое пособие по истории России 1Х-ХУШ вв. ратов: ИЧП «Образование*, 1998. — 160 с. I8ВN 5—900687—23—6

Настоящее методическое пособие ставит своей целью помочь первокурс­никам в углубленном изучении основных проблем истории феодальной России. Согласно учебному плану, принятому на Историческом факультете СГУ, студенты I курса изучают историю России с древнейших времён до конца XVIII века. Практические рекомендации данного пособия направле­ны на формирование у начинающих историков необходимых профессио­нальных навыков, а также нацелены на воспитание у будущих педагогов любви к нашей Родине, чувства глубокого уважения к её истории.

Для студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогиче­ских институтов.

Составители:

Е. Н. Ардабацкий (разделы I (доклады 4-6); П-Ш; IV (доклады 7, 8)),

В. С. Парсамое (разделы У-У1), Ю. Г. Степанов (разделы I, IV),

В. П. Тотфалушин (введение, раздел VII)

Ответственный редактор доктор исторических наук Г. Д. Бурдей

Рекомендуют к печати:

кафедра истории России Саратовского госуниверситета кандидат исторических наук С. А. Мезин

УДК 9(47+57-89)<072.8) ББК 63.3<2)4я73

5—900687—23—6

© СГУ, 1998

Введение

Курс истории России - один из основных для первокурсников историче­ского факультета. Он охватывает огромный период с древнейших времён до конца XVIII в. Его объём и содержание определяются сборником про­грамм "Историческое образование. Программы общих курсов" (М., 1998).

Изучение курса складывается из прослушивания лекций, практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарам и экзаменам. При этом основной формой изучения истории России в университете является самостоятельная работа над учебной и специальной литературой, источниками, картами и иллюстративным ма­териалом.

Лекционный курс имеет цель познакомить студентов с задачами курса, дать представление об основных этапах истории России до конца XVIII в., выяснить наиболее сложные проблемы с учётом новейших исследований отечественных и зарубежных историков. Семинарские занятия предпола­гают углублённое знакомство с источниками и некоторыми важнейшими темами.

Студенты дневного и вечернего отделений слушают лекции в течении всего учебного года и параллельно занимаются изучением отдельных про­блем на семинарских занятиях. Студенты заочного отделения начинают знакомство с курсом на осенней установочной сессии. В это время они слушают лекции по первой половине курса и приступают к семинарским занятиям. В зимнюю сессию заочники прослушивают вторую часть лек­ционного курса, получают возможность консультироваться по всем вопро­сам, а летом участвуют в работе семинара и сдают экзамены. В межсесси­онный период студенты-заочники самостоятельно изучают курс истории России, пишут доклады (контрольные работы) и конспекты к семинарским занятиям, готовятся к сдаче экзамена.

Студенты-заочники должны прислать первый вариант доклада на ка­федру истории России до 1 апреля. Этот вариант доклада, если он будет оценен положительно, засчитывается студенту в качестве контрольной ра­боты. Специальной тематики контрольных работ по истории России для студентов I курса нет. В случае затруднений при работе над докладом сле­дует обратиться за устным или письменным разъяснением к руководителю семинара.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Изучение общего курса истории России целесообразно начать со знаком­ства с программой, чтобы чётко представить себе объём и хронологические рамки периода, основные проблемы. Прочитав соответствующий раздел программы и установив круг вопросов, подлежащих изучению, можно пе­реходить к работе с конспектами лекций и учебником.

Конспект лекций должен содержать краткое изложение основных во­просов курса. В лекциях преподавателя необходимо прежде всего обра­щать внимание на такие моменты, как история и современное состояние изучения конкретных исторических проблем. Лектор, как правило, выде­ляет выводы, содержащиеся в новейших исследованиях, разногласия учё­ных, обосновывает убедительную точку зрения. Необходимо записывать методические советы преподавателя, названия рекомендуемых им изда­ний. Не нужно стремиться к дословной записи лекций. Многие факты и даты, которые яриводит преподаватель, имеются в учебнике и справочной литературе. Для того, чтобы выделить главное в лекции и правильно её законспектировать, полезно заранее прочитать соответствующую главу учебника, знать минимум фактического материала, приготовить вопросы лектору.

Прочитав свой конспект лекций, следует обратиться к материалу учеб­ника . При этом необходимо уяснить не только фактическое содержание того или иного исторического явления, но и проследить его связь с пред­шествующими, проанализировать его причины, социальную сущность, Важно обращать внимание на имеющиеся в учебнике карты, схемы, ил­люстрации. Для усвоения наиболее трудных разделов полезно составить план-конспект, содержащий наиболее важные положения, термины, даты, имена исторических деятелей. Большую помощь при подготовке к экзаме­ну могут оказать самостоятельно составленные по материалу учебника и дополнительной литературы хронологические и генеалогические таблицы и схемы.

Отвечая на экзамене по общему курсу истории России, студенты не должны ограничиваться материалом учебника. Они обязаны показать зна­ние источников, монографий и других специальных работ, в первую оче-

1 Студент вправе выбрать любое учебное пособие адресованное студентам выс­ших учебных заведений.

редь тех, что были изучены и законспектированы ими при подготовке к семинарским занятиям, написании доклада, оппонентском выступлении.

Студент-первокурсник обязан уметь давать общую характеристику важ­нейших источников по истории России рассматриваемого периода: "Повести временных лет", "Русской правды", "Судебников" XV—XVI вв., сочинений И. С. Пересветова и И. Т. Посошкова, "Соборного Уложения" 1649 г., наказов в Уложенную Комиссию 1767—1768 гг., манифестов Е. И. Пугачёва, сочинений А. Н. Радищева и др. При этом необходимо знать исторические условия их возникновения, краткое содержание и ос­новные идеи, социальный смысл и значение для изучения отечественной истерии.

Важно также умение раскрывать содержание изученных монографий и статей, обращая главное внимание на проблематику работ и авторские выводы2.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Основная задача семинарских занятий — выработка у студентов-историков навыков самостоятельной исследовательской работы, то есть освоение ими принципов научного анализа, критики источников, методов извлечения, осмысления и использования имеющейся з них информации, работы с научной литературой.

Работа семинара начинается с установочных занятий, на которых сту­денты получают темы докладов (контрольных работ), методические указа­ния к работе над ними и учатся под руководством преподавателя читать и комментировать источники (документы). Студенты, отсутствовавшие на установочных занятиях, могут узнать тему своего доклада (контрольной работы) у преподавателя или старосты группы.

Основная форма работы на семинарах - обсуждение тех или иных тем. Оно может быть организовано либо по вопросам, либо в форме заслушива­ния и обсуждения докладов (контрольных работ). Выбор тем для обсужде-

2 Методические указания по отдельным разделам общего курса см. в работах: Мезин С. А., Тотфалушин В. Л. Методическое пособие по истории СССР. Сара­тов, 1989; Мезин С. А. История России с древнейших времён до конца XVIII ве­ка: Современные подходы. Саратов, 1993.

ния, назначение докладчиков и оппонентов проводится руководителем се­минара- От каждого студента требуется активное участие в коллективной работе: выступление в качестве докладчика, оппонента или выступление по докладу (теме) и т. п.

За каждое пропущенное (в том числе по уважительной причине) занятие студент должен отчитаться в часы консультаций. Отработке подлежат и те занятия, на которых студент присутствовал, но не имел необходимых для участия в обсуждении материалов (конспектов или выписок).

Обсуждение докладов происходит следующим образом. Открывает семи­нар 10-минутное выступление докладчика, в котором он сообщает назва­ние доклада, дает краткую характеристику использованных источников и литературы, формулирует задачу работы и излагает основные её выводы. При этом пользоваться текстом доклада не разрешается (в случае необхо­димости докладчик должен составить себе тезисы или написать текст сво­его выступления).

После выступления докладчик отвечает на вопросы участников обсуж­дения. Далее слово предоставляется оппоненту, который должен дать оценку доклада. Это возможно лишь при условии, что оппонент заранее прочитал доклад и знает материал по теме в том же (или большем) объё­ме, что и докладчик.

Оппонент обязан сначала дать общую характеристику работы, а затем перейти к разбору её составных частей, причём сначала показать сильные и лишь затем слабые стороны доклада. Начинать свой анализ оппонент должен с содержания, а не с оформления. Нельзя ограничиваться просты­ми заявлениями, что доклад хороший или плохой, что тот или иной во­прос раскрыт в докладе хорошо или ллохо. Свои оценки и оппонент и вы­ступающие по докладу обязаны обосновать. Главный критерий — на­сколько глубоко и основательно изучены источники, насколько полно они использованы, второй - степень самостоятельности работы.

Далее выступают участники семинара. Они (как и оппонент) имеют пра­во углублять положения доклада, опровергать, если последние представ­ляются неубедительными или спорными, наконец, дополнять то, что док­ладчик упустил.

После выступлений докладчику предоставляется заключительное слово, в котором он должен ответить на возражения выступающих или признать их правильность, а затем следует подведение итогов семинара преподава­телем.

При подготовке к семинарскому занятию каждый студент обязан:

  1. прочитать доклад (если предполагается его обсуждение);

  2. проработать общие для всех участников семинара источники и
    литературу;

  3. дополнительно изучить и сделать выписки из источников и ис­
    торических исследований к докладам (темам), вынесенным на обсуж­
    дение (не менее одного - двух названий к каждому из них);

  4. быть готовым к выступлению на семинаре по любому обсуж­
    даемому докладу (теме).

ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА (КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ)

В течение учебного года каждый студент-первокурсник должен подго­товить письменный доклад (контрольную работу) по избранной теме. Он не должен быть простым пересказом положений, взятых из литературы, а тем более просто совокупностью выписок. Автор доклада должен показать прежде всего умение самостоятельной работы с источниками, а также с литературой.

Работу над предложенной темой полезнее начать с сочинений общего характера, дающих характеристику эпохи и рассматривающих более ши­рокую проблему, частью которой является данная тема, а затем уже пере­ходить к работам, касающимся непосредственно данной темы и её частных вопросов.

Результатом чтения должно быть выявление спорных вопросов темы, позиций авторов и сути расхождений между ними. На этом этапе работы студент должен наметить и сформулировать те вопросы, которые надлежит решить в рамках данной темы и с которыми он будет подходить в даль­нейшем к источнику.

Следующий, самый важный, этап работы — изучение и критический анализ источника. Проанализировать источник и увидеть в нём различные проявления общественной жизни прошлого — в этом и состоит мастерство историка, которым нужно овладевать. Одновременно необходимо овладеть и техникой извлечения и фиксирования отобранного материала.

Метод конспектирования неприемлем при самостоятельной работе над проблемой. Он уводит от исследования к пересказу; кроме того, конспекты нужно заново изучать, извлекая оттуда факты, и располагать их в той по­следовательности, которая требуется для логического изложения пробле­мы. И чем больше конспектов, тем труднее выполнить эту задачу.

Во избежание указанных трудностей материал с самого начала следует сгруппировать не по источникам конспектирования, а по отдельным во­просам разрабатываемой темы. Это достигается при помощи системы вы­писок.

Выписки бывают различных видов: выписка-цитата, когда авторский текст переписывается дословно; выписка-заметка, передающая материал своими словами, и смешанная (комбинированная) выписка. Выписки-цитаты чаще всего делают из источников (документов), а заметки — из исторических исследований.

Отобранные материалы фиксируются не в тетрадях, а на отдельных ли­стках (карточках), причём каждая из них содержит указание, к какому вопросу (разделу) доклада (контрольной работы) данная выписка относит­ся, Писать на карточке нужно только с одной (лицевой) стороны, слева необходимо оставлять поля для заметок, вопросов, выводов, возникающих в процессе работы. Каждая карточка должна иметь три составных элемен­та: а) заголовок, указывающий название вопроса; б) выписанный из ис­точника (литературы) текст; в) ссылку на источник, откуда он позаимст­вован.

Примерная схема выписки:

заголовок

Текст

Ссылка I

Чёткие заголовки облегчат затем группировку выписок и работу с ними, поэтому важно, чтобы каждая карточка была посвящена только одному вопросу.

Докладчик должен познакомиться со всей рекомендованной литературой и источниками, в том числе с помещённой в общем разделе темы. Когда весь материал источников и литературы проработан, следует привести соб­ранный материал в систему и продумать план. Примерные планы докла­дов приводятся в методическом пособии, но студенты могут предложить и свои варианты. Желательно перед началом работы составить для себя и

развёрнутый (рабочий) план доклада, представляющий внутреннюю струк­туру каждого параграфа (главы).

Б плане должны быть выделены введение, главы основной части и за­ключение. Глав должно быть не менее двух; большие главы подразделя­ются на 2—3 параграфа. Название доклада и его составных частей долж­ны быть краткими и не повторять друг друга.

Самые большие затруднения студенты испытывают при написании вве­дения. Его следует писать после того, как будет полностью написана ос­новная часть доклада. Объём введения составляет не более пятой части всей работы и содержит ряд обязательных элементов. Прежде всего следу­ет дать постановку вопроса, то есть несколькими фразами ввести читателя з курс дела, показать научно-теоретическое значение темы, её место в ис­торическом процессе, а также (если возможно) её актуальность (современ­ность).

Далее во введении даётся оценка исторической литературы (истори­ография проблемы). Она не должна сводиться к перечислению авторов и работ, а должна показать, как развивались исторические взгляды на дан­ную проблему. Исторический обзор должен охватывать главным образом те издания, которые студент изучил самостоятельно. Можно использовать и отдельные материалы из историографических обзоров монографий, но в этом случае следует указать в сноске, из каких произведений заимствова­ны данные сведения.

При написании историографического очерка следует соблюдать хроноло­гическую последовательность, то есть о работах старых авторов говорить раньше, чем о современных. Во введении подвергается рассмотрению кон­цепция автора в целом. Взгляды по частным вопросам анализируются в соответствующих главах основной части. При этом необходимо делать ссылки на те издания, о которых идёт речь.

После историографии даётся характеристика источников (документов, а не тех изданий, в которых они помещены). Следует определить их тип, выяснить историческую обстановку их появления, указать, насколько

полно освещена в них изучаемая проблема, интересы какого класса отра-

з жает тот или иной источник, и т. п.

3 Для уяснения специфики того или иного типа источника можно использо­вать: Источниковедение истории СССР. М., 1981; Воронежцев А. В., Тотфалу-шин В. П. Методическое пособие по источниковедению истории России. Сара­тов, 1992.

В конце введения надо сформулировать цель доклада. Она должна быть дана развёрнуто и проблемно, а не просто повторять название доклада и разделов.

Первая глава доклада, как правило, носит вводный характер. Она со­держит описание исторического фона, на котором раскрывается дальней­шее содержание темы. Эта глава разрабатывается на основе исторической литературы путём её тщательного изучения и анализа, а также источни­ков. Доклад не получит положительной оценки, если вместо самостоя­тельного анализа литературы студент будет переписывать или конспекти­ровать имеющиеся по данной теме книги и брошюры. Текст первой главы должен быть тесно связан с основным содержанием доклада, а её объём не превышать 5—6 страниц.

Вторая и последующие главы составляют основную часть доклада как по объёму (12—15 страниц), так и по содержанию. Они пишутся непосред­ственно на основе изучения источников. При этом студент должен выска­зать своё собственное отношение и к свидетельствам источников, и к их интерпретации в литературе.

Каждый раздел работы должен завершаться кратким выводом. В за­ключении доклада выводы суммируются и подводится общий итог иссле­дования.

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

Министерство общего и профессионального образования РФ

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Кафедра истории России

ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО


ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДА (КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ)

Доклад должен быть написан чётким почерком или напечатан без сти­листических и грамматических ошибок. Он имеет примерный объём 20— 25 страниц текста (под страницей подразумевается стандартный лист пис­чей бумаги или развёрнутый лист ученической тетради в клетку), изло­женного на одной стороне и имеющего поля (3 см) с левой стороны. Следу­ет избегать использования любых чернил, кроме синих, чёрных или фио­летовых.

Декяад (контрольная работа) студента(тки) I курса I группы исторического факультета Иванова(ой) А. И.

Саратов Уд%& О- ООО г

10

11

В конце введения надо сформулировать цель доклада. Она должна быть дана развёрнуто и проблемно, а не просто повторять название доклада и разделов.

Первая глава доклада, как правило, носит вводный характер. Она со­держит описание исторического фона, на котором раскрывается дальней­шее содержание темы. Эта глава разрабатывается на основе исторической литературы путём её тщательного изучения и анализа, а также источни­ков. Доклад не получит положительной оценки, если вместо самостоя­тельного анализа литературы студент будет переписывать или конспекти­ровать имеющиеся по данной теме книги и брошюры. Текст первой главы должен быть тесно связан с основным содержанием доклада, а её объём не превышать 5—б страниц.

Вторая и последующие главы составляют основную часть доклада как по объёму (12—15 страниц), так и по содержанию. Они пишутся непосред­ственно на основе изучения источников. При этом студент должен выска­зать своё собственное отношение и к свидетельствам источников, и к их интерпретации в литературе.

Каждый раздел работы должен завершаться кратким выводом. В за­ключении доклада выводы суммируются и подводится общий итог иссле­дования.

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

Министерство общего и профессионального образования РФ

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Кафедра истории России

ОПРИЧНИНА ИВАНА ГРОЗНОГО


ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДА (КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ)

Доклад должен быть написан чётким почерком или напечатан без сти­листических и грамматических ошибок. Он имеет примерный объём 20— 25 страниц текста (под страницей подразумевается стандартный лист пис­чей бумаги или развёрнутый лист ученической тетради в клетку), изло­женного на одной стороне и имеющего поля (3 см) с левой стороны. Следу­ет избегать использования любых чернил, кроме синих, чёрных или фио­летовых.

Доклад (контрольная работа) студента(тки) I курса I группы исторического факультета Иванова(ой) А. И.

Саратов УдЖ 8 ОООГ

10

11

После титульного листа приводится план доклада. ОБРАЗЕЦ ПЛАНА:

Содержание (Оглавление)

Введение


страница 1страница 2 ... страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: