Мир в котором мы живем




Тема : Мир в котором мы живем.
Тип урока – Вводный урок
Технология – Информационно – коммуникационные
Решаемые проблемы:
Для чего нужно изучать географию?
Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой?
Виды деятельности(элементы содержания, контроль) – беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью.
Планируемые результаты:
Предметные- научиться называть черты науки географии, показывать её роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля
Метапредметные УУД :
Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе
Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель
Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля.
Развитие личностной рефлексии, толерантности
Ход урока:
1.Вводная беседа
На какой планете мы живем;
Наша Земля – это уникальная планета. Как вы думаете в чем её уникальность ?
Как вы понимаете слово – природа?
А как называется мир в котором мы живём?
Какая наука изучает природу в которой мы живем?
2 Знакомство с учебником, картами атласа, рабочей тетрадью
3.Показ слайдов о природе.
4 Беседа :
Что составляет мир природы;
Назовите живые организмы, которые обитают в нашей местности.
3.Растения и животные – можно сказать, что они все одинаковы?
4. А что есть у них общее?
5. Какой вывод мы сделаем? (Все многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы)
6. Все ли в мире природы мы отнесем к живым организмам? Приведите примеры
7. В чем отличие живой природы от неживой?
8. А как вы думаете, существует связь между живой и неживой природой.?
Давайте совершим заочную экскурсию в лес ( используем текст учебника на стр 6
Вывод – объекты неживой природы являются средой обитания живых организмов. Они изменяют и дополняют друг друга. И вместе создают уникальную, разнообразную и неповторимую по красоте природу Земли.
5.В младших классах вы изучали явления природы. Что же такое явления природы?
Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, называют явлениями природы.
Приведите примеры явлений природы. На какие две группы мы можем поделить явления природы? Они бывают : физические и биологические.( примеры явлений природы нашей местности)
Можно ли утверждать, что явления природы могут быть только полезными? (полезными и разрушительными ;примеры нашей местности – наводнения р. Тобол, пожары)
.Как влияет на изменение облика нашей планеты человек? Приведите примеры.
Можно ли прогнозировать изменения в природе и управлять явлениями природы?
Как предотвратить техногенные катастрофы? Как сохранить природу?
Какая наука поможет нам ответить на эти вопросы?
Закрепление: Просмотр презентации на тему «Мир, в котором мы живем» Задание: в ходе просмотра презентации отметить представителей живой природы, объекты неживой природы; явления природы.
Домашнее задание: прочитать п.1, проверить свои знания на стр. 10, ответить на вопросы №1,2 стр.10
Для удовольствия по желанию - составить кроссворд по выбору на тему: «Живая природа», «Неживая природа», «Явления природы».
УРОК № 2
Тема урока: Науки о природе
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели и задачи: сформировать представления о естественных науках, в том числе и современной географии.
Технология информационно – коммуникационная
Решаемые проблемы: Почему природу изучают различные науки?
Основные понятия и термины - естественные науки: астрономия, физика, химия, география, биология, экология.
Виды деятельности: Демонстрация физического и химического опытов, работа с текстом учебника, составление схемы «Естественные науки»
Планируемые результаты :
Предметные – научиться объяснять значение понятий тело и вещество
Межпредметные УУД :
Коммуникативные – уметь отображать информацию в графической форме.
Результативные – самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные – уметь выделять сходство естественных наук
Личностные УДД – формирование мотивации в изучении наук о природе
Ход урока
1 Проверка домашнего задания
2. Изучение новой темы. Беседа в ходе работы с учебником
1. Кто впервые начал накапливать знания о природе?
2. На основе чего стали развиваться различные науки?
3. Как называли в старину природу?
Тема урока
Итак, мы выяснили, что география изучает природу, в тетради чертим таблицу
«Знаю» | Хочу узнать | Узнал |
| | |
1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) вы самостоятельно заполняете первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». (какие еще науки изучают природу)
2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), вы далее заполняете графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Обсуждение – астрономия, физика, химия (демонстрация опытов, выяснение – тело, вещество),география, биология, экология
Закрепление - Просмотр электронного приложения. Выполнение заданий.
Домашнее задание : п. 2 выполнить задание рабочей тетради.
Урок № 3
Тема урока: География – наука о Земле.
Тип урока: урок изучения нового
Цели и задачи урока: сформировать понятия «Физическая география», «Социально – экономическая география»; познакомить с предметом изучения географии, отдельными ветвями этой науки
Технология развития навыков работы в парах
Решаемые проблемы: Чем различаются два раздела географии
Виды деятельности работа в тетради (выделение признаков двух частей географии), работа с учебником
Планируемые результаты:
Предметные – Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию
Метапредметные УДД –
Коммуникативные – выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).
Регулятивное – формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
Познавательные- уметь выявлять различия двух частей географии
Личностные УДД – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Ход урока 1. Проверка знаний
Перечислите известные вам науки о природе. Расскажите, что каждая из них изучает.
Что такое: тела, вещества, явления природы. Приведите примеры.
С какими веществами, телами, явлениями вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
2. Знаете ли вы?
1. Что такое рельеф?
2. Что называют Мировым океаном?
3. Что такое горные породы?
4. Какая наука это изучает?
Тема урока.
Работа в парах с учебником
Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Работа с электронным справочником - закрепление
Запись в тетрадь – география делится на два раздела:
Физическая география –изучает природу земной поверхности: геоморфология, климатология, биогеография, картография, геология, океанология
Социально – экономическая география изучает разнообразие мира людей и его хозяйство - военная, политическая, историческая география, демография, медицинская география
Домашнее задание повторить п.3, проверить свои знания, используя вопросы на стр.21
Урок №4
Тема урока: Методы географических исследований.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока : Закрепить знания о ветвях географической науки. Познакомить с методами географических исследований; формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы
Технологии образовательные
Решаемые проблемы: Что отражают фенологические наблюдения? Что называют вторым языком географии?
Виды деятельности Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа «Методы географических исследований», работа с электронным приложением
Планируемые результаты
Предметные – научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы
Метапредметные УДД
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощь карт атласа
Регулятивные: применять методы информационного поиска
Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества
Личностные УУД – формирование целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Ход урока 1.Проверка знаний
На какие разделы делится наука география?
Установите соответствие между разделами географии и объектами их изучения
Науки
1.рельеф
1.Физическая география 2.население
2. Социально – экономическая 3.живые организмы география 4.климат
5.создание карт
6.развитие сельского хозяйства
Приведите примеры географических объектов изучения на территории нашего района, являющиеся объектом изучения :
а) физической географии
б) социально – экономической географии
2. Изучение новой темы
Вводная беседа:
В четвертом классе какие наблюдения вы проводили на уроках окружающего мира?
Какие опыты вы ставили?
Какие цели вы преследовали при проведении наблюдений и опытов?
Определение темы урока
Человека всегда интересовало все, что его окружало. Древние ученые собирали факты, а затем их систематизировали и устанавливали закономерности
Задание: 1. приведите примеры из ранее изученного материала, что ученые . изучая географию, вели наблюдения, описывали природные объекты и явления.
В своей работе они пользовались различными способами и приемами, т.е. методами.
Что означает слово – метод? (находим ответ в тексте учебника)
Итак, как и все науки, география обладает специальными методами исследований.
Методы:
Географическое описание ( приведите примеры)
Картографический метод (изучение по тексту учебника, обсуждение различных карт по атласу и учебнику; вопрос – в чем значение карт?)
Сравнительно – географический метод (сравниваем по карте два океана и делаем выводы)
Аэрокосмический метод (важнейший метод в настоящее время, а почему? Работа с текстом учебника)
Статистический метод ( анализируем таблицу №1 , рисунок 17 стр.25, работа с картами атласа)
Закрепление - Электронное приложение
Выполнение предложенных заданий.
Домашнее задание.: повторить раздел «Что изучает география», основные понятия и термины раздела; подготовиться к итоговому уроку по данному разделу
Урок № 5
ТЕМА урока Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география»
ТИП урока Урок обобщающего контроля
ТЕХНОЛОГИЯ развитие навыков самопроверки и самоконтроля
РЕШАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ Какие признаки характеризуют понятие география?
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география» (выполнение тестовых заданий, проведение игры «Без географии мы никак».
Планируемые результаты:
Предметные - Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мира.
Межпредметные УУД :
Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Результативные – уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы
Познавательные – уметь объяснять роль географии в изучении Земли
Личностные УУД: Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
ХОД УРОКА : Как называется раздел, изучение которого мы с вами закончили? (Что изучает география). Подумайте - какая тема нашего урока? Сможете вы её назвать.
Итак, тема нашего урока: Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география»
Какие цели мы с вами будем преследовать? ( выяснить уровень усвоения знаний)
Вопросы - задания:
1.Почему Земля – уникальная планета? Чем она отличается от других планет?
2.Какие свойства отличают живую природу от неживой природы ? Дополните предложение: Объекты живой природы питаются,_______________________ ,_____________________. Они – живые организмы.
3.Выпишите в два столбика объекты живой и неживой природы. Стрелками покажите связи между ними
Живая природа: Неживая природа:
1
2
3
4
5
4 Приведите по два примера:
А) живой природы
Б) неживой природы
Приведите примеры разрушительных явлений неживой природы
6 Приведите примеры о воздействии человека в нашей местности
А) положительного влияния человека:
На живую природу
На неживую природу
Б) отрицательного влияния человека:
На живую природу
На неживую природу
7 Заполните схему :
Название науки «география» |
«Гео»_______________________________________________ «графо»___________________________________________ То есть_____________________________________________ |
География – это наука, изучающая ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ |
|
Основные разделы географии |
____________________________________ ____________________________________ Изучает ___________________________________ ____________________________________ |
__________________________________ __________________________________ Изучает __________________________________ __________________________________ |
8. Установите соответствие :
1. физика а) небесные тела
2. химия б) взаимоотношения между организмами
3. астрономия в) взаимоотношения человека и природы
4. экология г) разнообразные явления природы
5. биология д) живая природа
6. география е) планета Земля
9. Что интересного и важного сможете узнать, изучая географию?
10. Какими методами географических исследований пользовались первые землепроходцы и мореплаватели?
Какой метод географического исследования появился с развитием науки и техники?
Домашнее задание:
Для удовольствия – составить кроссворд по желанию на любую тему раздела «Что изучает география»
Урок № 6
ТЕМА : «Географические открытия древности и Средневековья»
Тип урока: Урок общеметодической направленности
Технология: Информационно – коммуникационная, развивающего обучения
Решаемые проблемы: Где проходили маршруты путешественников древности и средневековья
Виды деятельности: Работа с текстом учебника, контурной картой (маршруты путешествий Пифея, Бартоломея Диаша, Васко да Гамы)
Планируемые результаты:
Предметные: научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло
Межпредметные УУД:
а)Коммуникативные – добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения
б)Регулятивные – применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника)
в) Познавательные – уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества
3. Личностные УУД: Формирование целостного мировоззрения
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Важнейшие географические открытия древности и Средневековья.
Используя текст учебника п.5, заполнить таблицу
-
Ученые - путешественники
Где побывал и когда
Географические открытия
Геродот
Пифей
Эратосфен
Марко Поло
Бартоломео Диаш
Васко да Гама
Подпишите на контурной карте название всех материков и океанов, известных в древности и средние века.
Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья.
Закрепление:
Какие путешествия совершили финикийские моряки?
В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?
Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?
Домашнее задание: п. 5, задания электронного приложения и рабочей тетради.
УРОК № 7
Тема урока: Важнейшие географические открытия
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Технология: Здоровьесбережения, информационно – коммуникационные
Решаемые проблемы: Какое значение имели Великие географические открытия для человечества
Виды деятельности: Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнение таблицы «Великие географические открытия), анализ презентации из электронного приложения
Планируемые результаты:
Предметные: научиться прослеживать по картам маршруты путешествий
Межпредметные УУД:
Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении
Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения
Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоении Земли
Личностные УУД: Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
ХОД урока 1. Проверка знаний: тестовая работа
По какому морю плавали финикийцы?
а) Балтийское в) Черное
б) Средиземное г) Азовское
2. Какие острова открыли финикийцы?
а) Канарские в) Гавайские
б) Курильские г) Японские
3. Какую страну поручил финикийцам изучить египетский фараон Нехо?
а) Турцию в) Грецию
б) Италию г) Ливию
4. Какой материк называли Ливией?
а) Евразию в) Австралию
б) Африку г) Антарктиду
5. кто впервые из ученых употребил термин «география» ?
а) Эратосфен в) Геродот
б) Пифей г) Аристотель
2.. Работа с электронным справочником
2. Изучение нового материала ( вводная беседа)
1. Каковы результаты путешественников ? ( географические открытия)
2. Подумайте – какова тема нашего урока? ( запись темы в тетрадь)
3. Какие материки вы знаете?
4. А можете назвать географические объекты, названные в честь великих путешественников?
5. Давайте сравним карту Гекатея и современную географическую карту . Найдите различия.
6. Кто же помог составить карту, на которой Земля выглядит как на самом деле?
7. Почему считают, что Х.Колумб открыл Америку по ошибке?
8. Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие?
9. В чем заслуга Ф.Магеллана?
10. Как и кто открыл Австралию?
11. Почему длительное время не могли открыть материк Антарктиду?
3Работа с электронным приложением
4.Заполнение таблицы
№ п/п | ФИО путешественника | В каком веке | Результаты путешествия |
| | | |
3На контурную карту нанести все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.
Домашнее задание:
Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение ( презентацию) о каком – либо путешественнике
Ответить на вопросы стр. 34 учебника

страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: